Наблюдая за тем, что ищут воспитатели в Интернете по интересующей меня теме – сюжетной игре дошкольников, я обнаружил, что одним из самых распространенных запросов является «картотека сюжетно-ролевых игр в такой-то группе». Нередко к запросу добавляют «с целями». Я уже говорил об этом здесь, но учитывая неуклонный рост подобного рода запросов, решил добавить еще пару слов.
Соответственно, текстов на данную тематику предлагается тоже немало. Преимущественно, их публикуют сами воспитатели, так как научные теории, в рамках которых могут существовать подобного рода «картотеки» давно опровергнуты. Рассмотрим в качестве примера описание игры «Зоопарк» в средней группе детского сада:
Цель: познакомить детей с дикими животными, рассказать об их привычках, среде обитания и рационе, а также привить доброе и заботливое отношение к природе, обогатив их словарный запас.
Материалы: игрушки диких животных, знакомые детям, клетки (сделанные из конструктора), билеты, игрушечные деньги, касса.
Ход игры: воспитатель говорит детям, что в городе открылся зоопарк, и предлагает его посетить. Дети покупают билеты в кассе и отправляются на экскурсию. В зоопарке они рассматривают зверей, обсуждают, где те обитают в природе и что едят. В процессе игры педагог обращает внимание детей на правила поведения с животными и объясняет, как о них заботиться.
Первое, что смущает в данном описание – это наличие целей. Педагогическая ценность игры очень велика, и основной целью, по которой ей уделяют в дошкольном детстве большое внимание – это развитие воображения у детей. Вне зависимости от содержания игры, у ребенка в процессе построения сюжета развивается воображение. Кое-что по этой проблеме говориться здесь.
Безусловно, сюжетная игра имеет огромный познавательный потенциал, но он сосредоточен преимущественно на познании ребенком социальных отношений. Если же воспитатель посчитает, что детям 4-5 лет нужно ознакомиться с дикими животными, то будет разумнее прочитать им книгу соответствующего содержания. То же самое можно сказать и о гуманном отношении к животным. Продолжить работу по ознакомлению детей с дикими животными в средней группе уместно работой классификационного характера, «упакованной» в лото или домино, на карточках которых изображены животные. Немало примеров такого лото можно найти в дидактическом материале «Детский календарь».
Если же дети проникнуться данной тематикой, то вполне можно и начать сюжетную игру с ними с данной тематикой, или расширить содержание игры самих детей. Как играть с детьми, Вы можете прочитать здесь.
Для этого надо подготовить и кое-какие игровые материалы, но, конечно, не столь детально, как предлагается выше. В среднем возрасте по мере возможности надо стараться, чтобы присутствовали все типы игрового материала (игрушки-персонажи, предметы оперирования и маркеры игрового пространства), которые описаны здесь.
Что касается описания хода игры, то значимым в нем является только предложение воспитателя об открытии зоопарка. Как уж дальше будет развиваться сюжет, сказать сложно, если, конечно, воспитатель не планирует постоянно одергивать детей, напоминая им о том, что они должны купить билет, должны рассматривать зверей и обсуждать особенности их жизнедеятельности. Тогда это будет уже не игра, а урок.
Описание игры «Зоопарк» не является чем-то исключительным. Подобного рода описания пишутся по одному шаблону. Вот еще один пример: «Детский сад».
Цель: Познакомить детей с работой детского сада, рассказать о профессиях сотрудников (воспитатель, няня, повар, музыкальный руководитель). Развивать у детей желание подражать взрослым, проявлять заботу о малышах.
Материалы: Любые игрушки, подходящие для игры в детский сад (куклы, мягкие зверушки, посуда, игрушечная мебель и т. д.).
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. Ребята по желанию выбирают роли: воспитателя, няни, повара или музыкального руководителя. Воспитанниками становятся куклы и игрушечные животные. В процессе игры взрослый помогает детям выстраивать общение, подсказывает, как вести себя в разных ситуациях, и учит заботиться о своих "подопечных".
Несложно заметить, что вновь хуже всего выглядят цели. Хочешь познакомить с детским садом – устрой экскурсию. Впрочем, делают это обычно раньше, когда дети только приходят из семьи в детский сад. В средней же группе ребенок уже способен к элементарному пространственному моделированию. Мы это называем «путешествие по окрестностям». В целом, если интересует познавательное развитие ребенка, то надо им и заниматься, и не тратить время на разыгрывание спектаклей. С парциальной программой по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста можно ознакомиться здесь.
Если Вы дочитали до этого места, то я искренне надеюсь, что Вы не будете тратить своем драгоценное время на поиски картотеки сюжетно-ролевых игр. Почитайте лучше работу Надежды Алексанровны Коротковой «Сюжетная игра дошкольников». Купить ее можно здесь и здесь.
Если такой вариант не подходит, читайте указанную книгу в виде отдельных статей:
Н.А. Короткова. Сюжетная игра с детьми четвёртого года жизни. «Ребёнок в детском саду», 02/2013
Н.А. Короткова. Сюжетная игра с детьми пятого года жизни. «Ребёнок в детском саду» 05/2013
«А что же писать? Чем же отчитываться перед многочисленными проверяющими?» – спросите вы. Я бы рекомендовал вести что-то наподобие дневника, в который заносятся планируемые и реальные результаты инициативной игры воспитателя с детьми. Ему можно придать официальный статус локальным нормативным актом. Обо всем этом написано в книге Н.А. Коротковой.