Оглавление
- ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры (включает описание ростовых групп и цвета маркировки по росту)
- 1. ТИПЫ
- 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
- ИСО 5970-79. МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
- 0. Введение
- 1. Объект и область применения
- 2. Размеры
- 3. Соотношения между стулом и столом
- 4. Маркировка
ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры (включает описание ростовых групп и цвета маркировки по росту)
ГОСТ 11015-93
(ИСО 5970-79)
Группа К25
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ
Типы и функциональные размеры
Desks for pupils.
Types and functional dimensions
ОКП 56 0000
Дата введения 1995-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Республика Беларусь | Белстандарт |
Республика Казахстан | Казглавстандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Украина | Госстандарт Украины |
3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры» в части требований к ростовым номерам 1-6.
4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст c 01.11.2013
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2013 год
Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.
Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.
1. ТИПЫ
1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:
I — столы с постоянными параметрами;
II — столы с регулируемыми параметрами
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
2.1 Ученические столы должны изготовляться семи номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.
2.2. Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в таблице 2 и на рисунке 1.
2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.
2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.
2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.
Таблица 1
Номер стола | Средний рост учащихся (мм) | Группа роста (мм) | Цвет маркировки |
1 | 1050 | Св. 1000 до 1150 | Оранжевый |
2 | 1200 | » 1150 » 1300 | Фиолетовый |
3 | 1350 | » 1300 » 1450 | Желтый |
4 | 1500 | » 1450 » 1600 | Красный |
5 | 1650 | » 1600 » 1750 | Зеленый |
6 | 1800 | » 1750 | Голубой |
7 | 1900 | Св. 1850 | Черный |
Таблица 2
Наименование размера | Значение для стола, номера | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Высота рабочей плоскости , не менее | 460 | 520 | 580 | 640 | 700 | 760 | 820 |
Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), , не менее | 350 | 410 | 470 | 530 | 590 | 650 | 710 |
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), , не менее | 350 | 350 | 400 | 400 | 450 | 500 | 550 |
Ширина рабочей плоскости , не менее | 450 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Длина рабочей плоскости , не менее: | |||||||
одноместный стол | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 |
двухместный стол | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног) , не менее | 420 | 420 | 420 | 420 | 450 | 450 | 450 |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее | 300 | 300 | 300 | 350 | 400 | 400 | 400 |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее | 400 | 400 | 400 | 400 | 450 | 450 | 450 |
Примечание — Допускается изготовление подножки на расстоянии от края стола со стороны сидящего высотой не более 70 мм. |
Рисунок 1.
2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:
на пять номеров — 3-7;
на три номера — 3-5 и 5-7.
Высота рабочей плоскости и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) , должны изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:
в столах номеров 3-7 и 5-7 — размерам для стола номера 7 (таблица 2);
в столах номеров 3-5 — размерам для стола номера 5 (таблица 2).
2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях — горизонтальном и наклонном, должны быть предусмотрены места для хранения ручек и карандашей. Минимальные размеры углубления для ручек и карандашей 115458 мм (длинаширинаглубина) или отверстие под стаканчик диаметром не менее 55 мм.
Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.
Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.
2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)
ИСО 5970-79. МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
0. Введение
Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом — стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.
Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.
Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).
Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.
1. Объект и область применения
Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.
2. Размеры
Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху)*.
__________________
* Допуски, обозначенные в таблице 1 и таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.
Приведенные в таблице 2 минимальная ширина и минимальная длина крышки стола выбираются по данным для одноместных или двухместных столов в соответствии со спецификой их использования.
Свободная зона для ног, определяемая размерами должна строго соблюдаться во всех столах, предназначенных для трудовой деятельности в сидячем положении.
Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.
Таблица 1. Размеры стульев, мм
Наименование размера | Справочный номер | ||||||
0* | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Цвет | |||||||
Белый | Оранжевый | Фиолетовый | Желтый | Красный | Зеленый | Голубой | |
Справочный рост — средняя высота тела | 900 | 1050 | 1200 | 1350 | 1500 | 1650 | 1800 |
Высота до основания сиденья, (допуск ±10 мм)** | 220 | 260 | 300 | 340 | 380 | 420 | 460 |
Полезная глубина сиденья, (допуск ±10 мм)*** | — | 260 | 290 | 330 | 360 | 380 | 400 |
Ширина сиденья, | — | 250 | 270 | 290 | 320 | 340 | 360 |
Справочная точка отн. , | — | 160 | 170 | 190 | 200 | 210 | 220 |
Высота до нижнего края спинки, , макс. | — | 120 | 130 | 150 | 160 | 170 | 190 |
Высота до верхнего края спинки, | |||||||
мин. | — | 210 | 250 | 280 | 310 | 330 | 360 |
макс. | — | 250 | 280 | 310 | 330 | 360 | 400 |
Ширина спинки, | — | 250 | 250 | 250 | 280 | 300 | 320 |
Радиус закругления переднего края сиденья, | — | 30-50 | 30-50 | 30-50 | 30-50 | 30-50 | 30-50 |
Радиус спинки, | — | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Угол наклона сиденья, | — | 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° |
Угол между сиденьем и спинкой, | — | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° |
Примечания:
* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
** Высота измеряется от наиболее высокой точки сиденья в плане на средней линии.
*** Размер измеряется на средней линии сиденья в плане, это расстояние от края передней ножки стула до перпендикуляра, опущенного из контрольной точки .
— точка на спинке стула, максимально выступающая вперед.
Должна быть обеспечена свобода движений сидящего в рабочем положении.
и измеряются на средней линии сиденья в плане от наиболее низкой точки на поверхности сиденья.
Верхние и нижние края спинки стула должны быть хорошо сглажены.
— радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности.
— радиус закругления спинки в плане.
— угол наклона сиденья должен быть 4° максимум. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2/3 сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья.
— угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой и нижней частью спинки, размер — наиболее выступающая точка спинки соответствует краю сиденья по его средней линии. Профиль спинки стула между функциональными размерами и w не определен.
Таблица 2. Размеры столов, мм
Наименование размера | Справочный номер | ||||||
0* | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Цвет | |||||||
Белый | Оранжевый | Фиолетовый | Желтый | Красный | Зеленый | Голубой | |
Справочный рост — средняя высота тела | 900 | 1050 | 1200 | 1350 | 1500 | 1650 | 1800 |
Высота до крышки стола, (допуск ±10)** *** | 400 | 460 | 520 | 580 | 640 | 700 | 760 |
Высота пространства для ног, *** | — | 350 | 410 | 470 | 530 | 590 | 650 |
Высота пространства для ног, согнутых в коленях, | — | 350 | 350 | 400 | 400 | 450 | 500 |
Высота пространства для вытянутых ног, | — | 250 | 250 | 300 | 300 | 350 | 350 |
Ширина крышки стола, | — | 450 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Минимальная длина крышки стола, | |||||||
стол одноместный | — | 600 | 600 | 700 | 700 | 700 | 700 |
стол двухместный | — | 1200 | 1200 | 1300 | 1300 | 1300 | 1300 |
Ширина пространства для сиденья, | — | 450 | 470 | 470 | 470 | 470 | 500 |
Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями, | — | 300 | 300 | 300 | 350 | 400 | 400 |
Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами, | — | 400 | 400 | 400 | 400 | 450 | 450 |
Пpимечания
* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
** — поверхность крышки стола, определяемая в данном международном стандарте, горизонтальная. Однако, если поверхность стола необходимо наклонить, то рекомендуется угол наклона крышки стола, равный 16° по отношению к горизонтали. При этом край крышки стола, расположенный со стороны ученика, должен быть размещен на такой же высоте, на которой устанавливается крышка стола, расположенная горизонтально.
*** — если свободное пространство размещается в этой зоне, то его высота должна быть минимум 60 мм.
Таблица 2 дает предпочтительные размеры минимальной длины и минимальной ширины крышки стола. С точки зрения гармонии рекомендуется использовать эти величины. Если возникает необходимость в использовании размеров, отличающихся от и , то целесообразно использовать следующие модули для увеличения размеров:
размер от 450 до 800 мм: увеличение на 50 мм
от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм
размер от 450 мм до 1200 мм: увеличение на 50 мм.
Рисунок 1. Вид сбоку
Рисунок 2. Вид сверху
Все размеры справочные
3. Соотношения между стулом и столом
Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.
Метод оценки соответствия между стулом и столом
Рисунок 3
А — согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;
В — должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;
С — не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;
D — высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;
Е — спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;
F — должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;
G — должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле.
4. Маркировка
Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.
Текст документа сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1994
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО