РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры (включает описание ростовых групп и цвета маркировки по росту)


ГОСТ 11015-93
(ИСО 5970-79)

Группа К25


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ

Типы и функциональные размеры

Desks for pupils.
Types and functional dimensions

ОКП 56 0000

Дата введения 1995-01-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.

За принятие проголосовали:

Наименование государстваНаименование национального органа по стандартизации
Республика БеларусьБелстандарт
Республика КазахстанКазглавстандарт
Российская ФедерацияГосстандарт России
УкраинаГосстандарт Украины

3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры» в части требований к ростовым номерам 1-6.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст c 01.11.2013

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2013 год

Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.

Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.

1. ТИПЫ

1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:

I — столы с постоянными параметрами;

II — столы с регулируемыми параметрами

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

2.1 Ученические столы должны изготовляться семи номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.

2.2. Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в таблице 2 и на рисунке 1.

2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.

2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.

2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.

Таблица 1

Номер столаСредний рост учащихся (мм)Группа роста (мм)Цвет маркировки
11050Св. 1000 до 1150Оранжевый
21200» 1150 » 1300Фиолетовый
31350» 1300 » 1450Желтый
41500» 1450 » 1600Красный
51650» 1600 » 1750Зеленый
61800» 1750Голубой
71900Св. 1850Черный

Таблица 2

Наименование размераЗначение для стола, номера
1234567
Высота рабочей плоскости , не менее460520580640700760820
Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), , не менее350410470530590650710
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), , не менее350350400400450500550
Ширина рабочей плоскости , не менее450500500500500500500
Длина рабочей плоскости , не менее:
одноместный стол600600600600600600600
двухместный стол1200120012001200120012001200
Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног) , не менее420420420420450450450
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее300300300350400400400
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее400400400400450450450
Примечание — Допускается изготовление подножки на расстоянии  от края стола со стороны сидящего высотой не более 70 мм.

Рисунок 1.

2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:

на пять номеров — 3-7;

на три номера — 3-5 и 5-7.

Высота рабочей плоскости  и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) , должны изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:

в столах номеров 3-7 и 5-7 — размерам для стола номера 7 (таблица 2);

в столах номеров 3-5 — размерам для стола номера 5 (таблица 2).

2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях — горизонтальном и наклонном, должны быть предусмотрены места для хранения ручек и карандашей. Минимальные размеры углубления для ручек и карандашей 115458 мм (длинаширинаглубина) или отверстие под стаканчик диаметром не менее 55 мм.

Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.

Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.

2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)


ИСО 5970-79. МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

0. Введение

Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом — стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.

Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.

Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).

Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.

1. Объект и область применения

Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.

2. Размеры

Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху)*.

__________________

* Допуски, обозначенные в таблице 1 и таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.

Приведенные в таблице 2 минимальная ширина  и минимальная длина  крышки стола выбираются по данным для одноместных или двухместных столов в соответствии со спецификой их использования.

Свободная зона для ног, определяемая размерами должна строго соблюдаться во всех столах, предназначенных для трудовой деятельности в сидячем положении.

Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.

Таблица 1. Размеры стульев, мм

Наименование размераСправочный номер
0*123456
Цвет
БелыйОранжевыйФиолетовыйЖелтыйКрасныйЗеленыйГолубой
Справочный рост — средняя высота тела900105012001350150016501800
Высота до основания сиденья,  (допуск ±10 мм)**220260300340380420460
Полезная глубина сиденья,  (допуск ±10 мм)***260290330360380400
Ширина сиденья, 250270290320340360
Справочная точка отн. ,160170190200210220
Высота до нижнего края спинки,  , макс.120130150160170190
Высота до верхнего края спинки, 
мин.210250280310330360
макс.250280310330360400
Ширина спинки, 250250250280300320
Радиус закругления переднего
края сиденья, 
30-5030-5030-5030-5030-5030-50
Радиус спинки, 300300300300300300
Угол наклона сиденья, 0°-4°0°-4°0°-4°0°-4°0°-4°0°-4°
Угол между сиденьем и спинкой, 95°-106°95°-106°95°-106°95°-106°95°-106°95°-106°

Примечания:

* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.

** Высота  измеряется от наиболее высокой точки сиденья в плане на средней линии.

*** Размер  измеряется на средней линии сиденья в плане, это расстояние от края передней ножки стула до перпендикуляра, опущенного из контрольной точки .

 — точка на спинке стула, максимально выступающая вперед.

 Должна быть обеспечена свобода движений сидящего в рабочем положении.

  и  измеряются на средней линии сиденья в плане от наиболее низкой точки на поверхности сиденья.

 Верхние и нижние края спинки стула должны быть хорошо сглажены.

 — радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности.

 — радиус закругления спинки в плане.

 — угол наклона сиденья должен быть 4° максимум. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2/3 сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья.

 — угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой  и нижней частью спинки, размер  — наиболее выступающая точка спинки соответствует краю сиденья по его средней линии. Профиль спинки стула между функциональными размерами  и w не определен.

Таблица 2. Размеры столов, мм

Наименование размераСправочный номер
0*123456
Цвет
БелыйОранжевыйФиолетовыйЖелтыйКрасныйЗеленыйГолубой
Справочный рост — средняя высота тела900105012001350150016501800
Высота до крышки стола,  (допуск ±10)** ***400460520580640700760
Высота пространства для ног, ***350410470530590650
Высота пространства для ног, согнутых в коленях, 350350400400450500
Высота пространства для вытянутых ног, 250250300300350350
Ширина крышки стола,
 
450500500500500500
Минимальная длина крышки стола, 
стол одноместный600600700700700700
стол двухместный120012001300130013001300
Ширина пространства для сиденья, 450470470470470500
Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями, 300300300350400400
Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами, 400400400400450450

Пpимечания

* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.

**  — поверхность крышки стола, определяемая в данном международном стандарте, горизонтальная. Однако, если поверхность стола необходимо наклонить, то рекомендуется угол наклона крышки стола, равный 16° по отношению к горизонтали. При этом край крышки стола, расположенный со стороны ученика, должен быть размещен на такой же высоте, на которой устанавливается крышка стола, расположенная горизонтально.

***  — если свободное пространство размещается в этой зоне, то его высота должна быть минимум 60 мм.

 Таблица 2 дает предпочтительные размеры минимальной длины и минимальной ширины крышки стола. С точки зрения гармонии рекомендуется использовать эти величины. Если возникает необходимость в использовании размеров, отличающихся от  и , то целесообразно использовать следующие модули для увеличения размеров:

размер  от 450 до 800 мм: увеличение на 50 мм

от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм

размер  от 450 мм до 1200 мм: увеличение на 50 мм.

Рисунок 1. Вид сбоку

Рисунок 2. Вид сверху

Все размеры справочные


3. Соотношения между стулом и столом

Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.

Метод оценки соответствия между стулом и столом

Рисунок 3

А — согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;
В — должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;
С — не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;
D — высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;
Е — спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;
F — должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;
G — должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле.


4. Маркировка

Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.

Текст документа сверен по:

М.: Издательство стандартов, 1994