РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО

В настоящее время организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ подразумевает соблюдение определенных требований , которые содержатся в ФГОС ДО, ФОП ДО и иных нормативно-правовых актах.
Это требования к организации РППС; наполняемости РППС и знаниям педагогов по ее использованию. Все это подразумевает организацию семинаров и консультаций по РППС, которые завершаются итоговым педсоветом, на котором воспитатели представляют аналитические справки по РППС в своих групповых помещениях, на основании которых педагоги совместно со старшим воспитателем (методистом) составляют рекомендации по совершенствованию РППС.

Основным условием или принципом в иерархии требований к организации РППС должен быть принцип соответствия предметно-пространственной среды форме и содержанию образовательного процесса, который на каждой ступени образования отличается специфичностью и большей или меньшей степенью вариативности (Н.А. Короткова).

Остальные принципы связаны с реализацией этого основного условия.

Принцип полифункциональности РППС: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Принцип трансформируемости РППС связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации,  вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

Принцип вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект РППС, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов РППС, разрабатываемых уже самими  педагогами-практиками.

Эстетический аспект РППС должен присутствовать не как статичное внешнее дополнение (оформление интерьера), отдельное от функциональной составляющей, а как момент «красоты», открывающейся ребенку, в основном, при изменении, трансформации привычной среды.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил сп 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

МР 2.4.0259-21 Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми

Выдержки из постановления 28 января 2021 г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

ГОСТ 26682-2016 Мебель для дошкольных учреждений. Функциональные размеры

ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры (включает описание ростовых групп столов и стульев и цвета маркировки по росту)

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Доронов С.Г. О классификации материалов и оборудования для дошкольных групп

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ГРУППОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Флёрина Е.А. Организация материальной среды для развития изобразительного восприятия и творчества дошкольника, 1934 г.

Гуткин А.Я. Пространство группового помещения, 1947 г.

Барханова О.В. Основные требования, предъявляемые к проектированию и изготовлению детской мебели, 1982 г.

Пантелеев Г. Н. Оформление помещений дошкольных учреждений, 1982 г.

Короткова Н.А. Возможности повышения эффективности использования дизайна в дошкольном образовании (концепция), 2007 г.

Короткова Н.А. Организация предметно-пространственной среды группового помещения детского сада, 2007 г.

Глушкова Г.В. , Мусиенко С.И. Что мешает сделать   предметную среду  группового помещения  для детей старшего  дошкольного возраста  действительно развивающей, 2007 г.

Глушкова Г.В. , Мусиенко С.И. Влияние авторских концепций построения развивающей среды образовательного учреждения на дизайн детского сада, 2007 г.

Мусиенко С.И. Влияние директивно-инструктивных норм и правил на состояние предметной развивающей среды детского сада, 2007 г.

Глушкова Г.В. Современное состояние проблемы использования дизайна в детских садах, 2007 г.

Общие основания подбора материалов и оборудования для проектирования РППС по ФОП ДО

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игровые материалы в первой младшей группе по ФОП ДО

Игровые материалы во второй младшей группе по ФОП ДО

Игровые материалы в средней группе по ФОП ДО

Игровые материалы для старшей и подготовительной групп по ФОП ДО

МАРКИРОВАНИЕ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Н. А. Короткова, И.Л. Кириллов. Макет  как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников, 1997 г.

Доронов С.Г. Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста, 2012 г.

Доронов С.Г. Изготовление мозаичных макетов-карт, 2011 г.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Общие основания для подбора материалов по продуктивной деятельности по ФОП ДО

Материалы для продуктивной деятельности в первой младшей группе по ФОП ДО

Материалы для продуктивной деятельности во второй младшей группе по ФОП ДО

Материалы для продуктивной деятельности в средней группе по ФОП ДО

Материалы для продуктивной деятельности в старшей и подготовительной группе по ФОП ДО

Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Общие основания подбора материала для познавательного развития детей

Материалы для познавательно-исследовательской деятельность детей первой младшей группы

Материалы для познавательно-исследовательской деятельность детей второй младшей группы

Материалы для познавательно-исследовательской деятельность детей средней группы

Материалы для познавательно-исследовательской деятельность детей старшей и подготовительной групп

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Основные требования к подбору оборудования для физического развития детей

Оборудование для физического развития детей первой младшей группы

Оборудование для физического развития детей второй младшей группы

Оборудование для физического развития детей средней группы

Оборудование для физического развития детей старшей и подготовительной групп

Оборудование для физкультурного зала

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОФОРМЛЕНИЯ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

К истории вопроса

Организационно-методические основы эстетического оформления групповых помещений