РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка от редактора от 26.07.2023
Рабочая программа воспитания является обязательным документом каждой дошкольной образовательной организации с 1 сентября 2023 г. Текст, приведенный ниже, написан с одной целью – облегчить нелегкую жизнь старших воспитателей и заведующих, которые должны сочинить его самостоятельно в соответствии с замыслом сотрудников Института воспитания и авторов Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - ФОП ДО).
Данный текст структурно полностью повторяет раздел ФОП ДО 29. Федеральная рабочая программа воспитания, включая номера разделов. При использовании эти номера надо либо убрать, либо заменить. При переносе в Word сохраняйте структуру заголовков, это упростит работу над оглавлением.
В тексте по мере возможности сделаны либо ссылки на ФОП ДО, либо вставки, наличие которых подразумевается оборотами, наподобие: "целесообразно учитывать в описании", "при описании воспитывающей среды целесообразно учитывать" и пр.
Все вставки сделаны преимущественно из федерального законодательства ("Закон об образовании РФ", ФГОС ДО). Раздел "Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО" сделан на основе программ воспитания 1962-1984 гг.; раздел 3.8.3.6. на основе работ Н.А. Коротковой.
Кое-что придется дописать самостоятельно (выделено красным шрифтом).
В завершение отмечу, что данная программа, в независимости от приложенных усилий, не годится для использования. Никого с ее помощью воспитать невозможно. Это обусловлено изначально неверным подходом к ее разработке. Но, для того, чтобы ей отчитаться, она подходит весьма неплохо. Распечатайте ее, отложите в сторону, и занимайтесь воспитанием детей.
По мере изменения ситуации программа будет обновляться.
С уважением, Доронов Сергей.

29. Рабочая Программа воспитания

29.1. Пояснительная записка

В соответствии с п.29.1 ФОП ДО.

Современный национальный воспитательный идеал ‒ это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

29.2. Целевой раздел Программы воспитания

29.2.1. Цели и задачи воспитания

В соответствии с п.29.2.1 ФОП ДО.

29.2.2 Направления воспитания

В соответствии с п.29.2.2 ФОП ДО.

29.2.3 Целевые ориентиры воспитания

В соответствии с п.29.2.3 ФОП ДО.

В течение всего года воспитатели осуществляют педагогическую диагностику на основе наблюдений за поведением детей для необходимой корректировки образовательного и воспитательного процесса (плана воспитательно-образовательной работы группы или индивидуальной работы). Планируемые результаты воспитательной работы в повседневно-бытовой жизни детей по Программе воспитания отражены в Приложении.

29.3 Содержательный раздел рабочей программы воспитания

В соответствии с п.29.3 ФОП ДО

29.3.1. Уклад образовательной организации

В данном разделе раскрываются особенности уклада ДОО.

Уклад – это установившийся порядок жизни ДОО №, определяющий мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования, ее необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания. Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: руководителей ОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО.

Цель и смысл деятельности ДОО, ее миссия

Деятельность ДОО направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, а также на воспитание.

Принципы жизни и воспитания в ДОО

В ДОО осуществляется воспитание, которое представляет собой деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Образ ДОО, ее особенности, символика, внешний имидж

Доработать самостоятельно.

Отношения к воспитанникам, их родителям, сотрудникам и партнерам ДОО

Отношение к воспитанниками заключается в поддержке разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, принятия самоценности детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Отношение к родителям, сотрудникам и партнерам ДОО построено на  личностно-развивающем и гуманистическом характере взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей.

Ключевые правила ДОО

Уважение человеческого достоинства, защита от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности, охрана жизни и здоровья.

Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО

По завершению дошкольного детства каждый воспитанник без напоминания, по личной инициативе моет руки, умывается. Имеет и рационально использует упаковку одноразовых носовых платков. Закрывает рот платком при кашле.

Размещает в шкафы для сушки промокшую одежду и обувь. Замечает непорядок в своей одежде и у товарищей, устраняет его самостоятельно или с помощью взрослых (пришить пуговицу, почистить куртку, обувь, постирать носки, фартук и т. д.). Заботится о порядке в групповой комнате, на участке, убирает свою постель. Спускаясь по лестнице, держит спину прямо, слегка придерживаясь за перила. Прежде чем открыть дверь стучит, просит разрешения войти, а затем бесшумно закрывает её.

Участвует в дежурстве при подготовке к занятиям: принести и убрать пособия, материалы. Помогает взрослым в повседневной работе: разложить чистые салфетки, повесить полотенца. Принимает участие в уходе за растениями и животными в уголке природы (поливает растения, кормит птиц и рыбок). Во время прогулки проявляет инициативу, предлагает помощь в уборке участка от мусора, опавших листьев, снега, подметает веранду, приводит в порядок песочницу и выполняет другие поручения воспитателя по поддержанию чистоты. Действия имеют явный результат.

Обращает внимание на потребности людей и предлагает свою помощь при необходимости; называет знакомых взрослых по имени и отчеству и на «ВЫ», разговаривает тихо. Обращаясь с просьбой, умеет подождать, если взрослый занят; придерживается правил поведения и в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминает сверстнику те или иные правила поведения, сам отвечает за свою ошибку, не перекладывая ее на других. Делится с товарищами игрушками, книгами, пособиями, материалами и оборудованием; играет дружно, умеет признать, что был неправ. Слушает старших внимательно, стоя при этом спокойно, смотря в глаза собеседнику. Подает стул или уступает место вошедшему взрослому. Поднимает и вежливо подает оброненный кем-то предмет. Выполняет требования правил поведения в общественных местах: ведет себя сдержанно, не требует к себе излишнего внимания, разговаривает не громко, соблюдает порядок, чистоту. Пользуется словами вежливого обращения: «Разрешите пройти», «Разрешите спросить».

Особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО

Принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Принцип трансформируемости среды связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации,  вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

Принцип вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса мы используем федеральный рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизируем его модельные варианты для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Эстетический аспект среды присутствует не как статичное внешнее дополнение (оформление интерьера), отдельное от функциональной составляющей, а как момент «красоты», открывающейся субъекту, в основном, при изменении, трансформации привычной среды.

Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО

Внешняя социальная и культурная среда ДОО (учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности). Доработать самостоятельно.

29.3.2. Воспитывающая среда образовательной организации

Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее содержательная насыщенность и структурированность.

Условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям, себе

Педагог предоставляет детям возможность рассказать о себе, выразить собственные потребности и желания, воспитывает самоуважение и уверенность в себе, подчеркивает достижения ребенка. Знакомит детей с их правами. Обогащает представления детей о расширении форм поведения и действий детей в ситуации взросления (помощь взрослым дома и в группе, сочувствие и поддержка детей с ОВЗ в ДОО; забота и поддержка младших).

Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами, их выражением в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи. Анализирует с детьми причины и события, способствующие возникновению эмоций, рассматривает примеры из жизненного опыта детей, произведений литературы и изобразительного искусства, кинематографа и мультипликации. Учит детей понимать свои и чужие эмоциональные состояния, разговаривать о них, демонстрирует примеры эмоциональной поддержки и адекватные возрасту способы регуляции эмоциональных состояний.

Обогащает представления о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Способствует пониманию того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, совместный отдых), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Рассматривает проявления семейных традиций и отношения к пожилым членам семьи. Обогащает представления детей о заботе и правилах оказания посильной помощи больному члену семьи.

Условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с традиционными ценностями российского общества

Педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Расширяет представления о государственных символах России ‒ гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия ‒ большая многонациональная страна, воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины.

Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.

Педагог обогащает представления детей о малой родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и памятников города (поселка), развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с этими событиями.

Условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское сообщество

Педагог поддерживает стремление ребенка быть членом детского коллектива: иметь ближайшее окружение и предпочтения в общении; стремиться к деловому сотрудничеству; учит в совместной деятельности ориентироваться на свои возможности и сверстника. Способствует овладению детьми умений совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, проявлять заинтересовать в достижении результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям. Поддерживает предотвращение и самостоятельное преодоление конфликтных ситуаций, уступки друг другу, уточнения причин несогласия. Обогащает опыт освоения детьми групповых форм совместной деятельности со сверстниками.

Педагог в совместной деятельности с детьми поощряет обсуждение и установление правил взаимодействия в группе, способствует пониманию детьми последствий несоблюдения принятых правил.

Расширяет представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе. Обогащает словарь детей вежливыми словами (доброе утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы, пожалуйста, извините, спасибо).

Развивает позитивное отношение к ДОО: поддерживает желание детей соблюдать порядок и чистоту в группе, преобразовывать пространство в зависимости от предстоящих событий (праздники, мероприятия), воспитывает

бережное отношение к пространству и оборудованию ДОО. Включает детей в подготовку мероприятий для родителей, пожилых людей, младших детей в ДОО. Поддерживает чувство гордости детей, удовлетворение от проведенных мероприятий.

29.3.3. Общности образовательной организации

События дошкольного отделения реализуются в соответствии с п.29.3.5.2 ФОП ДО. Конкретные события перечислены в календарном плане воспитательной работы.

Основной ценностью и целью профессионального сообщества является свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы; право на участие в разработке образовательных программ; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.

Основной ценностью и целью профессионально-родительского сообщества является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования и воспитания ребенка, осуществляется посредством непосредственного вовлечения их в образовательную и воспитательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Основной ценностью и целью детско-взрослой общности являются партнерские отношения взрослого с детьми; создание условий для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагающие обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); установление правил взаимодействия в разных ситуациях, в том числе создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников.

29.3.4. Задачи воспитания в образовательных областях

В соответствии с п.29.3.4 ФОП ДО.

29.3.5. Формы совместной деятельности в образовательной организации

В соответствии с п.29.3.5 ФОП ДО и 29.3.3. Общности образовательной организации данного документа

29.3.6. Организация предметно-пространственной среды

В соответствии с п.29.3.6 ФОП ДО

Принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Принцип трансформируемости среды связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации,  вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

Принцип вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса мы используем федеральный рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизируем его модельные варианты для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Эстетический аспект среды присутствует не как статичное внешнее дополнение (оформление интерьера), отдельное от функциональной составляющей, а как момент «красоты», открывающейся субъекту, в основном, при изменении, трансформации привычной среды.

29.3.7. Социальное партнерство

В соответствии с п.29.3.7 ФОП ДО

29.4. Организационный раздел Программы воспитания

29.4.1. Кадровое обеспечение

Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками дошкольного отделения ДОУ№. В реализации Программы участвуют работники дошкольного отделения, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный №18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. №448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный №21240).

Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами (см. выше), а также актуальной социальной ситуацией развития детей.

Программа непрерывно сопровождается педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в дошкольном отделении и в конкретной группе.

Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными (см. выше).

При работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном отделении дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь.

При организации инклюзивного образования при включении в группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы по возможности привлекаются дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

29.4.2. Нормативно-методическое обеспечение

Помимо федеральных документов, нормативно-методическим обеспечением реализации Программы воспитания являются:

– образовательная программа дошкольного образования ДОУ№;

– рабочая программа воспитания ДОУ№;

— должностные инструкции педагогов, отвечающих за воспитательный процесс вДОУ№;

— правила внутреннего распорядка обучающихся в ДОУ№;

– локальные нормативные акты.

29.4.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей

п.29.4.3 ФОП ДО

Основными условиями реализации Программы воспитания в работе с детьми с ОВЗ являются:

— полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

— построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;

— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

— формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;

— активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.

Если Вам интересны новости по данной теме, присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте: