РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка программы ДОУ на основе ФОП ДО

С 1 сентября 2023 года образовательная программа ДОУ (далее в тексте: Программа ДОУ) должна разрабатываться на основе новой модельной федеральной образовательной программы — ФОП ДО. Комплексные программы, такие как «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» и другие должны быть переработаны на соответствие с ФОП ДО, и использованы (или не использованы) в основной образовательной программе групп детского сада. То есть, использовать комплексные авторские программы полностью, как было ранее, нельзя. Но, использовать их частично не возбраняется.

Программа ДОУ на основе ФОП ДО должна включать следующие разделы:

целевой раздел;

содержательный раздел;

организационный раздел.

Кроме того, образовательная программа ДОУ на основе ФОП ДО должна быть дополнена рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы.

Называться программа, разработанная коллективом сотрудников детского сада должна «Образовательная программа (название организации)». Писать «основная программа» не следует. Оформление титульного листа произвольное.

Разработка целевого раздела программы ДОУ на основе ФОП ДО

В соответствии с п. 2.11.1. ФГОС ДО, «целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации Программы;

принципы и подходы к формированию Программы;

значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста».

В последней редакции ФГОС ДО, приказе Минпрос РФ №955, по данному вопросу не содержится никаких изменений, кроме упоминания о том, что программа ДОУ должна писаться с учетом федеральной программы, а не примерной программы, как было ранее.

Надо заметить, что Программа ДОУ по структуре не должна повторять ФОП ДО, а должна соответствовать требованиям п. 2.1 ФГОС ДО. Он гласит, что «программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений». Это касается раздела «Общие положения», который в ООП не предусмотрен, но есть в ФОП ДО.

Так как ФОП ДО также до известной степени повторяет предлагает данную структуру, обязательно к исполнению и возможно к оформлению в виде ссылки, то целевой раздел можно оформить следующим образом:

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Цели Программы ДОУ№ соответствуют п.14.1 ФОП ДО, задачи п.14.2 ФОП ДО, базируется на принципах и подходах п.1.2 ФГОС ДО. Характеристики особенностей развития детей младенческого возраста соответствуют представленным в п.15.1 ФОП ДО; раннего возраста – п.15.2 ФОП ДО и дошкольного возраста – п.15.3 ФОП ДО. Планируемые результаты реализации Программы ДОУ№ соответствуют п.15.4 ФОП ДО.

Таким образом, в этом небольшом тексте мы соблюли все требования ФГОС ДО к содержанию целевого раздела, указав в нем «цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста», использовав возможность не копировать текст ФОП ДО, а ссылаться на соответствующий раздел.

Уверен, Вас смущает маленький объем текста. В принципе, Вы можете перейти по ссылкам перечисленных пунктов и скопировать их текст в Программу. Но, закон этого не требует, а при дальнейшей работе над Программой объем текста значительно увеличится, так как Вам надо будет подробно описать самое главное – как воспитатель будет играть с детьми, осуществлять продуктивные виды деятельности, исследовать окружающий мир, читать им художественные литературные тексты.

Разработка содержательного раздела Программы ДОУ

Теперь следует оформить раздел II – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ. Он будет основываться на разделе III ФОП ДО, имеющим такое же название.

Надо сказать, что это наиболее сырой и поэтому самый проблематичный для практического использования из всех разделов ФОП ДО. Основная его проблема заключается в структуре. Прежде всего, это ущербная в принципе структура образовательных областей, которая, с одной стороны, содержит множество наложений, а с другой – множество недостач. Например, навряд ли кто-то решится отрицать важность развития у ребенка волевых качеств. Их упоминание как целевой характеристики появилось совсем недавно, в приказе №955 (новой, 2023 г. версии ФГОС ДО), и относится исключительно к образовательной области «Физическое развитие», что является, мягко говоря, не самым разумным.

Но, и внутри образовательных областей царит хаос. Так, лично для меня было большим испытанием вновь и вновь перечитывать словосочетание «Конструктивная деятельность». Да, именно, «конструктивная» а не «конструкционная»! Хотя чем авторов не устраивало традиционное название «Конструирование», остается не до конца ясным.

Содержательная часть в ряде случаев является откровенно слабой. Возьмем первый попавшийся на глаза пример – содержание трудового воспитания детей 5-6 лет. Первые три абзаца посвящены расширению познавательной сферы детей. При этом совершенно неясно, какое отношение к трудовому воспитанию имеют знания о современной технике и, тем более, экономические знания. Логично это отнести к образовательной области «Познание». А вот собственно повседневному труду, в котором действительно может участвовать дошкольник уделяется совсем немного внимания, да и то в игровых ситуациях. Для сравнения рекомендуем посмотреть то же содержание в Типовой программе воспитания и обучения 1984 г. Также ознакомьтесь с примерными нормативными критериями возможностей детей различного возраста по трудовой деятельности.

Итак, необходимость сохранения пресловутых 60% делает необходимым использование содержательного раздела ФОП ДО, но сложность использования его на практике вынуждает его также оформить в виде ссылок, оставляя за собой возможность дополнения его своими личными 40%. Читать содержательный раздел ФОП ДО я при этом не рекомендую. Если хотите почитать чего-нибудь качественного из области формирующей педагогики (с уклоном в воспитательную работу) – почитайте «Типовую программу воспитания и обучения». Особенно рекомендую ее для прочтения и использования поклонникам программы «От рождения до школы». По сути, как «Типовая программа…» так и «От рождения до школы» имеют один источник – «Программы воспитания и обучения» РФ (редакторы Залужская и Васильева), но «От рождения до школы» целенаправленно приводилась в негодность творческим коллективом издательства «Мозаика-синтез» начиная с 2004 г.

Есть, конечно, альтернативный путь, который заключается в классификации целей и содержания образования содержательного раздела ФОП ДО, и дополнения его вариативным содержанием, но он чудовищно сложен. Тем не менее, мне известен один пример призыва к его осуществлению. Но, подобного рода идеи исходят обычно от людей, которые не пробовали свои силы в написании программных продуктов, и я настоятельно не рекомендую им следовать.

В результате, у Вас получится примерно вот такой текст.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержательные линии образовательной деятельности по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) реализуемые ДОУ№ определяются следующими разделами ФОП ДО:
В образовательной области "Социально-коммуникативное развитие": 18.1. Социально-коммуникативное развитие детей от  2 месяцев до 1 года; 18.2. Социально-коммуникативное развитие детей от  1 года до 2 лет; 18.3. Социально-коммуникативное развитие детей от 2 до 3 лет;18.4. Социально-коммуникативное развитие детей второй младшей группы (3-4 года);18.5. Социально-коммуникативное развитие детей средней группы (4-5 лет); 18.6. Социально-коммуникативное развитие детей старшей группы (5-6 лет);18.7 Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Познавательное развитие: 19.1 Познавательное развитие детей от  2 месяцев до 1 года; 19.2 Познавательное развитие детей от  1 года до 2 лет; 19.3 Познавательное развитие детей от  2 до 3 лет;19.4 Познавательное развитие детей второй младшей группы (3-4 года); 19.5 Познавательное развитие детей средней группы (4-5 лет);19.6 Познавательное развитие детей старшей группы (5-6 лет);19.7 Познавательное развитие детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Речевое развитие: 20.1 Речевое развитие детей от 2 месяцев до 1 года;20.2 Речевое развитие детей от 1 года до 2 лет; 20.3 Речевое развитие детей от 2 до 3 лет; 20.4 Речевое развитие детей второй младшей группы (3-4 года); 20.5 Речевое развитие детей средней группы (4-5 лет); 20.6 Речевое развитие детей старшей группы (5-6 лет); 20.7 Речевое развитие детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Физическое развитие: 22.1 Физическое развитие детей от 2 месяцев до 1 года; 22.2 Физическое развитие детей от 1 года до 2 лет; 22.3 Физическое развитие детей от 2 до 3 лет; 22.4 Физическое развитие детей второй младшей группы (3-4 года); 22.5 Физическое развитие детей средней группы (4-5 лет); 22.6 Физическое развитие детей старшей группы (5-6 лет); 22.7 Физическое развитие детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Если Вас не устраивает объем текста, копируйте содержание параграфов полностью. Но, помните, от Вас никто этого не требует!

Вариативная часть содержательного раздела Программы ДОУ на основе ФОП ДО

Итак, мы выполнили требуемые 60%, и теперь можем добавить к ним что-нибудь свое. Для чего это нужно? Прежде всего, для нормальной работы. Можно, конечно, подойти к делу сугубо формально, и попробовать добавить к содержательному разделу фрагменты каких-нибудь комплексных программ именно в структуре образовательных областей. Но, на мой взгляд, в этом настолько преуспели авторы ФОП ДО (программа больше напоминает лоскутное одеяло), и сколько-нибудь осмысленное движение в данном направлении является нерациональным. Если делать программу именно для работы, а не для отчетности, то будет правильным пойти другим путем.

Основная проблема дошкольного образования в принципе заключается в невозможности удержать детей на занятиях, построенных по аналогии со школьными уроками. Принудить-то детей, конечно, можно, но вот пользы им от этого не будет.

Кроме факта о том, что занятия не приносят детям дошкольного возраста сколько-нибудь ощутимой пользы, является совершенно ясным то, что дети развиваются в процессе осуществления различных культурных видов деятельности. Так было всегда, и написанием различного рода программ этого не изменить. Это игра (сюжетная и с правилами), продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, и, конечно, слушание художественной литературы и музыкальных произведений. Этот «специальный» набор, выверенной человеческой культурой для дошкольников, которые не могут заниматься производственным трудом, дополняется сегодня повседневной деятельностью детей, которая заключается преимущественно в самообслуживании.

Надо сказать, что в содержательном разделе ФОП ДО все перечисленные виды деятельности изрядно «замылены». По сюжетной игре в ФОП ДО присутствуют в принципе правильные нормативные ориентиры, хоть и несколько завышенные, но ни слова не говорится об источнике развития способности к связному построению сюжета игры у ребенка. Если посмотреть более ранние версии ФОП ДО, то про игру там не говорилось вовсе.

Игра с правилами в своей специфической характеристике (соблюдение правил в игре) появляется в тексте ФОП ДО только к концу дошкольного детства, и источник развития способностей к осуществлению этого вида деятельности также неясен. Акцент делается на игры на физическую компетенцию, а игры на удачу, которые приоритетны для развития у ребенка нормативной регуляции, выражающейся в понимании соблюдения договора (правила игры) остаются в стороне.

Продуктивные виды деятельности заключены в недрах образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» со всеми вытекающими из этого последствиями. Дело в том, что продуктивная деятельность детей весьма косвенно связана с их эстетическим развитием. Основным источником художественно-эстетического развития является все же окружающая среда, которую ребенок созерцает, а не изменяет.

Наиглавнейшим в продуктивных видах деятельности является развитие целеполагания, способности и желания сделать дело хорошо. Важным для этого являются умения и навыки в работе с различными материалами, но описание их развития в ФОП ДО является неудовлетворительным по причине отсутствия описания последовательного усложнения в течение года (традиционно это квартальное деление). Для детей младших возрастов это является очень важным.

В образовательной области «Познавательное развитие» вызывает диссонанс уже классификация подразделов, в частности, деление на «Окружающий мир» и «Природу», что является явным насилием над логикой (природа часть окружающего мира), и в данном разделе выглядит совершенно неуместным. Или, например, рекомендация в работе с детьми второго года жизни о развитии умения «пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме» является настолько нереалистичной и безграмотной, что желание читать раздел окончательно пропадает.

При этом, возможности старших дошкольников в области пространственных и временных отношений явно занижены. Понимание времени для ребенка подготовительной группы не ограничивается циклическим годом, он способен понимать время линейное, историческое. Также он способен понять и пространственные отношения в их символической форме, на географической карте.

Исходя из вышесказанного, рациональным будет дополнить содержательный раздел Программы ДОУ по ФОП ДО вариативной частью, состоящей из ссылок (или прямого копирования текста по приведенным ниже ссылкам) на парциальные программы по развитию игровой деятельности детей, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Конечно, до известной степени они пересекаются с содержанием ФОП ДО, но у каждой из них есть свои специфические особенности, заимствованные преимущественно из работ Н.А. Коротковой.

Название данного подраздела будет несколько неуклюжим «Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы», но она полностью соответствует нормативным актам.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
В соответствии с п. 2.11.2. ФГОС ДО содержательный раздел ООП ДОУ№ содержит описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Содержание вариативной части ООП ДОУ№ основывается на содержании парциальных программ по развитию игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Парциальная программа по развитию игровой деятельности;
Парциальная программа по развитию продуктивной деятельности;
Парциальная программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности.
Возрастные особенности детей представлены в соответствующих разделах парциальных программ. Индивидуальные особенностей воспитанников, специфика их образовательных потребностей и интересов осуществляется посредством использования педагогической диагностики в разделе. Уровень развития сюжетной игры оценивается в соответствии с нормативными критериями творческой инициативы; продуктивные виды деятельности – инициативы как целеполагание и волевое усилие; познавательно-исследовательская деятельность – познавательная инициатива. Игра с правилами, как и другие виды культурной деятельности детей, подразумевающие взаимодействие, оцениваются в соответствии с нормативными критериями коммуникативной инициативы.

Данный раздел может быть дополнен любыми программами. Существует мнение, что одним из критериев качества парциальной или комплексной программы является так называемый «Навигатор образовательных программ дошкольного образования», организованный в 2014 г Федеральным институтом развития образования. Дескать, программы прошли экспертизу, и они точно хорошие.

Поверьте, экспертизу программ во ФГАУ ФИРО, а тем более в ФИРО РАНХиГС никто и никогда не проводил, а программы размещались по знакомству или за денежное вознаграждение. Поэтому, выбирайте программу исходя из здравого смысла и следите за тем, чтобы их содержание минимально накладывалось друг на друга и предусматривало хоть какие-то средства оценивания эффективности их использования.

В принципе, в качестве парциальных программ годятся любые толковые методики (пособия для воспитателей). При это не следует обращать внимание на их год издания.

Кроме программ, представленных в данном перечне, очень хороша книга Дороновой Татьяны Николаевны «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4–6 лет» (особенно второе издание, 2014 г., редактор Ирина Чайка); Гульянц Эвелины Карповны «Учите детей мастерить»; Халезовой Натальи Борисовны «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Эти пособия хорошо дополнят содержание ФОП ДО, не пересекаясь с ним формально.

Есть и другие подходы к написанию вариативной части программы. Мы не находим их рациональными, но если они Вам интересны, то они находятся под спойлером (нажмите + для просмотра).

конструктор программы ‘От рождения до школы’ по ФОП ДО

Является закономерным, что издательство «Мозаика-синтез», владелец программы «От рождения до школы» (изрядно подпорченной «Программы воспитания и обучения в детском саду»), пытается так или иначе «подключить» свой УМК к ФОП ДО. Я говорю именно об УМК, так у программы «От рождения до школы» нет какой-либо центральной идеи, и она представляет собой бизнес-проект в чистом виде. Различного рода странные мысли, то и дело приходящие в головы их авторам (последней является так называемое «пространство детской реализации») идеями считать нельзя.

Для того, чтобы УМК программы «От рождения до школы» продолжали покупать, издательством «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» совместно с Международной педагогической академией дошкольного образования (да, у них есть собственная академия!) , был опубликован «Конструктор образовательных программ».

Он представляет собой файл Microsoft Word, который, по замыслу, должен облегчить работу по разработке образовательной программы.

Идея мне представляется хорошей и нужной, но возникает две проблемы. Первая связана с глобальной целью издательства – продажей УМК, которому несть числа. В результате, объем текста данного «конструктора программ» 146 500 знаков (включая пробелы). Из них 53000 знаков это названия изданий УМК «От рождения до школы». Это приблизительно 20 стр.

В результате получается, что одна треть текста является рекламным проспектом программы «От рождения до школы».

Вторая проблема заключается в содержании вариативной части указанного «Конструктора» (Дополнительные задачи из программы «От рождения до школы», начиная со стр. 9). К нему есть вопросы даже при беглом просмотре (проверяющий будет читать его именно так, «по диагонали», но этого достаточно). Перечислю некоторые из них.

Стр. 11 «Первая группа раннего возраста» это не группа детей от 1 до 2 лет, это группа детей до одного года. Никаких «младенческих групп» никогда не было и нет. Младенцы дома с няньками сидят.

Стр. 14 «Различает контрастные по величине предметы (типа куб) с разницей в 2 см.» Странное утверждение. Если хочется об этом поговорить, то речь должна идти об относительной разнице в размерах, выраженной в долях, процентах и т.п., а не абсолютной. На 1 метре не каждый взрослый 2 см заметит.

Стр. 14 «Подбирает (по образцу и слову взрослого) три контрастных цвета». Что это значит? Что он может осуществить группировку цветов группами по три элемента? В «Типовой программе…» это звучало вот так: «От 1 г. 9 мес. до 2 лет. Продолжать формировать умение соотносить и группировать предметы, относительно близкие по форме и величине; соотносить предметы двух резко различающихся цветов в сочетании: красный — синий, белый — фиолетовый, желтый — зеленый. Формировать умение соотносить разнородные предметы в условиях выбора из 4 цветовых тонов в сочетании: красный — оранжевый, желтый — оранжевый, синий — фиолетовый, желтый — бе­лый.» Большая разница, знаете ли…

С. 15. Регуляторное развитие. Не говорят так. Испокон веков говорили «саморегуляция», а данный весьма неуклюжий оборот употребляет преимущественно А.Н. Веракса, насколько я понял.

С. 15 «создает постройки по заданной схеме, чертежу». Это не возрастная норма ребенка пятого года жизни.

С. 16. «Умение использовать различные источники информации (кино, литература, экскурсии и др.)». Не понятно, о чем речь.

Данный список можно без труда продолжить, но перечисление подобного рода мелких, в сущности, ошибок может быть без труда исправлен. Но, возникает вопрос, зачем все это нужно? В чем смысл данного «конструктора»? Мне кажется, он не принесет пользы не издательству (это сомнительная реклама), ни воспитателям (проще оформить текст ссылками, а вариативную часть дополнить парциальными программами).

Следующий подраздел содержательного раздела целесообразно посвятить педагогической диагностике. Может показаться, что педагогической диагностике место в целевом разделе, но мне представляется это неудачной идеей, так как там находятся целевые ориентиры, а педагогическая диагностика – это совсем о другом. Лучше разместить педагогическую диагностику поблизости от парциальных программ (тогда все необходимое для работы будет в одном месте), тем более, нормативными актами это никак не регламентируется.

Проведение педагогической диагностики является необязательным, но важным и даже необходимым (посмотрите видеозапись выступления Толкачевой, и обратите внимание на комментарии Изотовой в конце выступления).

Кроме того, что ее явно будут требовать, педагогическая диагностика по ФОП ДО нужна для работы. Во-первых, она нужна для осуществления качественного дошкольного образования. Все дети разные, и при организации работы с ними надо учитывать их индивидуальные особенности, а не только возрастную норму. Идеально для этого подходят «карты развития» Н.А. Коротковой.

Во-вторых, это нужно для аттестации в соответствии с современными требованиями. В Приказе № 196 от 24 марта 2023 г. «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность говорится, что «первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ … по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией». Результаты педагогической диагностики являются одной из форм такого мониторинга.

Следовательно, использование качественной педагогической диагностики принесет пользу не только детям, но и лично Вам.

Раздел обязательно должен включать ссылки или полный текст обоснования диагностического метода, и нормативных критериев.

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
В соответствии с п. 16.1. ООП ДОУ№ предполагает использование педагогической диагностики с целями, определяемыми п. 16.4.(индивидуализация образования и оптимизации работы с группой детей).
Обоснование используемой педагогической диагностики
Нормативные критерии педагогической диагностики

Я бы, наверное, включил все же полный текст обоснования, тем более, у «карт развития» Н.А. Коротковой он, в отличии от многих, имеется в наличии.

Рабочая программа воспитания

Не будет преувеличением сказать, что это самая интересная и пикантная часть ФОП ДО. Начнем с того, что само определение «федеральная рабочая программа воспитания» является сомнительным. Прежде всего, не до конца ясно, что это такое – рабочая программа. Данный термин присутствует в «Законе об образовании РФ» как часть определения образовательная программа («рабочая программа отдельных предметов»). В последней редакции «Закона об образовании» термин «рабочая программа» распространяется на воспитание. «Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 91 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы». (Статья 23)

Но, ни о какой «федеральной рабочей программе воспитания» речи не идет. Очевидно, данный раздел следовало бы назвать «Примерная рабочая программа воспитания», что является досадной ошибкой авторов ФОП ДО, и еще больше увеличивает общую неразбериху.

Если назвать данный раздел «Примерная рабочая программа воспитания», то все встает на свои места. Он служит основой для разработки части программы ДОУ – рабочей программы воспитания. Данный раздел необходим.

Заранее предупредим особенно ответственных авторов программ – на основании данного примера ничего качественного написать невозможно. Порочна сама логика развития ребенка: от формирования базовых представлений к опыту деятельности (см. видеозапись семинара от 14 июля). Чтобы понять, как это происходит в реальной жизни, а не в сомнительных умозрительных рассуждениях, рекомендуем почитать «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейна. Ему впервые пришла в голову мысль о том, что процесс развития ребенка идет не от знаний к какой-либо позитивной практике, а как единый процесс деятельности ребенка, диапазон который постепенно расширяется от повседневно-бытовой деятельности и организованных взрослым культурных видов деятельности к более широкому окружению, вплоть до понимания в простейшей форме каких-то геополитических тенденций, к чему, очевидно, стремиться сегодня правительство.

Содержание – слабое место авторов ФОП ДО, они мастера ставить цели. Поэтому, любой старший воспитатель столкнется с глобальными проблемами в содержательном разделе рабочей программы воспитания, когда попробует описать следующие характеристики своего детского сада: цель и смысл деятельности ДОО, ее миссия; принципы жизни и воспитания в ДОО и т.д. Ясно, что каждый заинтересованный в работе воспитатель понимает цели работы своего коллектива, но от интуитивного знания до изложения его в письменном виде придется проделать очень большую, и при этом не очень нужную работу. Поэтому, мы рекомендуем подойти к данной работе формально, используя для доработки фрагменты готовых текстов, преимущественно, нормативных актов. Чем более формально будут раскрыты требуемые характеристики, тем проще будет происходит общение с потенциальными проверяющими. С вариантом такого написания рабочей программы воспитания можно ознакомиться здесь.

Если Вы действительно заинтересованы в воспитании детей, то является неразумным использовать предложенный авторами ФОП ДО подход, который заключается в разделение воспитания и образования (обучения), и построению его от знаний к практике. Кроме того, пугающим выглядит злоупотребление авторами ФОП ДО словом «патриотизм» (встречается в тексте более 50 раз). Это явный перебор, так как в уже неоднократно упомянутой нами «Типовой программе…», опубликованной в 1984 г. на заключительном этапе «холодной войны» и «железного занавеса» данное слово употребляется всего один-единственный раз.

Я не любитель двойных стандартов, но поделать с этим ничего нельзя. Федеральная рабочая программа воспитания обязательна к использованию, но использовать ее нельзя. Критиковать ее тоже бесполезно. Ее критикой занимались с 2021 г. в процессе разработки самые различные коллективы, включая общественные советы при Государственной Думе РФ (вот одна из рецензий), она стала лучше, но не слишком.

Для разумной организации воспитания обратите внимание на организацию повседневно-бытовой жизни детей. Она слабо и неумело представлена в современных комплексных программах, но методы ее организации превосходно описаны во всех программах воспитания и обучения периода 1962-1992 гг. в разделах «Организация жизни группы и воспитание детей» и подразделах, такие как «Воспитание культурно-гигиенических навыков», «Воспитание навыков культуры и положительных взаимоотношений» и «Ознакомление с окружающим и воспитание интереса к явлениям общественной жизни». В принципе, совокупность всего перечисленного и является источником нравственности человека в широком смысле этого слова и является путем его воспитания.

К сожалению, «Типовая программа…» не имеет раздела «Подготовительная к школе группа». С организацией воспитательной работы в подготовительной к школе группе можно ознакомиться в «Программе воспитания» 1976 г. (редактор М.В. Залужская).

Определять уровень воспитания детей в повседневной жизни можно в соответствии с формализованными критериями, описанными здесь. Они структурированы следующим образом:

  • прием пищи;
  • личная гигиена;
  • пользование вещами в быту;
  • трудовая деятельность;
  • взаимодействие с людьми.

Поэтому, если Вы планируете работать, а не только отчитываться, дополните рабочую программу воспитания следующими разделами, или скопируйте текст по приведенным ниже ссылкам в отдельный документ. Он действительно пригодится для работы.

Организация жизни группы и воспитание детей второй младшей группы
Организация жизни группы и воспитание детей средней группы
Организация жизни группы и воспитание детей старшей группы
Планируемые результаты воспитательной работы в повседневно-бытовой жизни детей

Обязательно подкрепляйте любой свой шаг по изменению ФОП ДО локальными нормативными актами. Хорошо и понятно об этом рассказывает Волобуева Людмила Михайловна (запись с комментариями можно посмотреть здесь).

Каких-либо требований к оформлению локальных нормативных актов не существует, их можно писать в произвольной форме. Главное, не противоречить уже существующим нормативным актами более высокого уровня.

Вы имеете право поменять очень многое из того, что Вас по каким-либо причинам не устраивает: распорядок дня (здесь Вы ограничены только СанПин), перечень литературных и музыкальных произведений (ничем не ограничены), и, что самое главное, календарный план воспитательной работы.

Как написать календарный план воспитательной работы

Напомню, это обязательный документ, и авторы ФОП ДО предлагают составлять его, используя в качестве основания праздники. Использовать только праздники для организации воспитательной работы с детьми не очень хорошая идея (удивительно, как она вообще могла прийти кому-то в голову). В отечественной педагогики (1962 — 1992 гг.) в разделе «Праздники и развлечения» было максимально 5 праздников (7 ноября, 1 мая, 22 апреля, 23 февраля, 8 марта). Понятно, праздники поменялись, но нет ни одной причины для столь значительного увеличения их числа.

Эта проблема легко решается «разбавлением» праздников другими факторами, направляющими и упорядочивающими деятельность детей. Прежде всего, это художественные литературные произведения.

Уверен, что у каждого воспитателя есть перечень художественных произведений, которые он предпочитает читать детям, да и перечней их существует предостаточно. Используйте, что Вам больше по душе. Напомню, Вы имеете на это полное право, но, не забудьте подстраховаться локальным нормативным актом.

Крайне желательно как-то классифицировать литературные тексты. Это очень важно.

В ФОП ДО используется следующее деление (раздел 33.1.):

  • малые формы фольклора;
  • русские народные сказки;
  • сказки народов мира;
  • произведения поэтов и писателей России (поэзия, проза, литературные сказки);
  • произведения поэтов и писателей разных стран (поэзия, проза, литературные сказки);

С литературоведческой точки зрения более правильным является следующее деление (предложено Е.Г. Хайловой):

  • фольклорные поэтические тексты;
  • сказки разных народов;
  • лирические стихи;
  • авторские поэтические повествования;
  • авторские сказки;
  • литературные сказки;
  • реалистические рассказы.

Существует много других классификаций, и выбор за Вами. Главное, не валить все в одну кучу, и минимально чередовать прозу и поэзию, а также большие и малые литературные формы.

Далее перечень произведений оформляется как календарный план воспитательной работы (на примере старшей группы):

ОКТЯБРЬ
Фольклорные поэтические тексты Рисование. «Далёкие страны». Работа с незавершенным продуктом (дополнение картины далёкой страны).  

Рисование. «Грустное озеро». Работа по словесному описанию цели-условия. Нарисовать, где живёт уточка с утятами.  

Работа  по образцам.   Аппликация. «Волшебный цветок».

Работа по графическим схемам (набор вышивки лентами).

Создание иллюстрированной книги (подарок будущим выпускникам детского сада).
Художественная галерея.
Сказки разных народовБелая уточка (русская сказка) Иллюстрации к сказке «Белая уточка».
Лирические стихи.Е. Баратынский «Осень» (отрывок) А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» (отрывок) Н. Языков «Корабль»
Авторские поэтические повествования 
Авторские сказки 
Литературная сказкаС. Аксаков  «Аленький цветочек» Иллюстрации к сказке «Аленький цветочек»
Реалистические рассказы 

Здесь приведена только часть занятий по продуктивной деятельности, классифицированных в соответствии с типом представленности цели (см. Парциальную программу по развитию продуктивных видом деятельности)

Не составит труда дополнить подобную таблицу и праздниками, а также специально спланированными воспитателем событиями.

Данное описание постоянно меняется в соответствии с текущими событиями. Если Вы хотите быть в курсе всех изменений, вступайте в нашу группу Вконтакте.