РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ежедневное и перспективное планирование по ФОП ДО в 2023-2024 гг.

Сегодня многие воспитатели и методисты задают вопрос о том, как как составить тематическое планирование по ФОП. Действительно, это большая проблема, так как календарное, тематическое, зачастую даже ежедневное планирование, которое предлагалось в комплексных программах («От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки») сегодня нуждается в значительной доработке.

Образовательная деятельность в ДОУ по ФОП ДО подразумевает ежедневную работу с детьми с учетом перспектив их развития, тематического содержания и ряда других факторов, образующих комплексное календарно-тематическое планирование.

Календарное планирование по ФОП ДО необходимо осуществлять во всех возрастных группах: во второй младшей группе; в средней группе; в старшей группе и в подготовительной к школе группе.

В целостном образовательном процессе каждая из культурных практик выступает в собственном разви­вающем значении, а вкупе все они являются взаимодополнительными (сочетаются в целое по развиваю­щим задачам).

Ежедневная образовательная деятельность не обязательно надо подчинять какой-либо теме, как это делают при комплексировании посредством так называемых «тематических недель». В тоже время тематическое сочетание культурных практик может быть полезно для придания большего интереса деятельности детей, для преодоления смысловой «разорванности» образовательного процесса.

Также надо учитывать то, что тематическое планирование в младшей группе, тематическое планирование в средней группе, и, конечно, тематическое планирование в старшей и подготовительной группах существенно отлича.тся друг от друга. В старшей и подготовительной группе оно является в большей степени перспективным и планируется на месяц, а в младших – на неделю. Перспективное планирование по ФОП в средней группе осуществляется в зависимости от результатов педагогической диагностики проведенной в соответствии с «картами развития» ребенка (по ФОП ДО).

Кроме того, нельзя упускать планирование воспитательно образовательной работы по ФОП ДО. Воспитательные задачи должны гармонично сочетаться с обучением детей.

Далее мы опишем примерный алгоритм календарного тематического планирования в ДОУ по ФОП дошкольного образования в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах. Календарно-тематическое планирование будет составлено по ФГОС ДО с учетом всех направлений развития и образования детей (образовательных областей):

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие; речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Календарное планирование по ФОП ДО должно быть вариативным

Календарное планирование должно быть вариативным, то есть, давать воспитателю возможность оперативно изменить его в зависимости от ситуации. Не так важно, кем составлен план – автором-разработчиком, старшим воспитателем детского сада, или даже самим воспитателем. Отличие источника плана заключается лишь в том, что чем дальше условный автор от конкретной группы детей, тем выше вероятность того что плану потребуется доработке.

Поэтому, основой для планирования должны быть занятия, которые не объединены в единое целое (например, в брошюре методических рекомендаций), а в виде дискретных единиц, например, карточек, файлов, записей в базе данных. В зависимости от текущей ситуации воспитатель должен иметь возможность изменить их порядок или состав.

Создание подобной картотеки не является существенной проблемой. Существует огромное количество сборников занятий, и среди них можно выбрать готовые. Существует немало воспитателей-практиков, успешно разрабатывающих отличные занятия с детьми. Но, любой, кто попытается выполнить подобную работу, столкнется с проблемой куда как более серьезной. Это классификация занятий, их упорядочивание.

Занятия в календарном планировании по ФОП ДО должны быть классифицированы

Классификация нужна по двум причинам. Правильно составленное планирование подразумевает сбалансированное содержание занятий, так как только таким путем можно воспитать «всесторонне развитую личность». Если баланс будет постоянно нарушаться, то дети будут развиваться односторонне.

Вторая причина заключается в том, что классификация дает возможность воспитателю менять одни занятия на другие с сохранением их развивающей направленности.

Те, кто работали в сфере дошкольного образования в СССР, должны помнить, что развитие ребенка представлялось в виде «направлений развития». Вот, как начиналась «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду»: «В программе излагаются основы физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания детей первых шести лет жизни в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями».

Если провести параллели с сегодняшним днем, перечисленные «направления развития» являлись смысловым эквивалентом образовательных областей ФГОС ДО.

Но, использовались они по-разному. Если мы продолжим читать «Типовую программу…», то обнаружим, что ее структура значительно расходится с перечисленными выше «направлениями развития». Так, там нет раздела «нравственное воспитание», или, допустим «эстетическое воспитание». Тем более, «направлений развития» не было в методических рекомендациях (см. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Л. В. Русскова.— М.: Просвещение, 1986.—400 с.). Разделы в них назывались так: игра (сюжетная и с правилами); трудовое воспитание; физическое воспитание; ознакомление с окружающим и т.д.

Сегодня же как программы, так и методические рекомендации структурируются на основании образовательных областей.

Образовательные области не предназначены для описания структуры совместной деятельности взрослого с детьми . Конечно, как явление «социально-коммуникативное» или «художественно-эстетическое развитие» существуют, но они не могут быть организованы воспитателем в «чистом виде», и поэтому не должны быть основой для упорядочивания занятий. Например, социально-коммуникативное развитие детей может происходить в процессе любой деятельности, которая подразумевает общение. Учитывая то, что организация детского сада в принципе не подразумевает длительной социальной изоляции, можно сказать, что все время пребывания ребенка в обществе детей и воспитателя – это социально-коммуникативное развитие.

Поэтому, занятия должны быть упорядочены в соответствии с видами деятельности ребенка (культурными практиками). Перечислим все рода занятий, в которых может участвовать воспитатель:

– сюжетная игра;

– игра с правилами;

– продуктивная деятельность;

– познавательно-исследовательская деятельность;

– чтение художественной литературы;

– слушание музыки;

– пение и танцы;

– дидактические игры.

До известной степени эти рода пересекаются друг с другом, так как развитие ребенка представляет собой именно дифференцировку, выделение в аморфной активности различных человеческих видов деятельности. Поначалу, вся деятельность ребенка смешана с игрой и лишь к концу дошкольного детства данная структура становится явной.

Сразу ответим на вопрос: «А где же занятия по математике, развитию речи и т.д.?». Если они нужны (что бывает далеко не всегда), то они относятся к категории дидактические игры. В них взрослые «упаковывают» в игру, как вид деятельности, привлекательный для ребенка, различные не очень интересные ему вещи. Альтернатива этому – организация занятий наподобие школьных.

Перечисленные выше рода деятельности ребенка весьма обширны, и внутри каждого из них развивающая направленность может быть различной. Например, если мы предложим нарисовать детям птичку, руководствуясь лишь своими представлениями о пернатых или предложим детям нарисовать птицу, пользуясь схемой, рассчитанной на определенный результат, развивающий эффект будет различным. В первом случае большее развитие получит воображение ребенка, а во втором на первый план выступит нормативная регуляция.

Поэтому, для осмысленного составления Плана нам понадобится выделить в родах деятельности ребенка ее виды. Для этого мы будем придерживаться работ Н.А. Коротковой и в результате получим вот такую структуру.

Продуктивные виды деятельности:

– работа по образцам;

– работа с незавершенным продуктом;

– работа по графическим схемам;

– работа по словесному описанию цели-условия.

Познавательно-исследовательская деятельность:

– экспериментирование («опыты»);

– классификационная работа («коллекционирование»);

– изучение пространственных отношений («путешествие по окрестностям»; «путешествие по карте»);

– изучение временных отношений («круглый год»; «путешествие по реке времени»).

Художественные литературные тексты:

– проза для короткого чтения (фольклорные сказки, реалистические рассказы);

– проза для продолжительного чтения (авторские повести, циклы рассказов со «сквозными» персонажами)

– поэзия для короткого чтения (фольклор, авторские стихи);

– поэзия для продолжительного чтения (авторские поэмы и повести в стихах).

Игры с правилами:

– на удачу;

– на физическую компетенцию (ловкость);

– на умственную компетенцию (стратегические).

Отдельную категорию составляют дидактические игры, которые могут являться упаковкой для любого педагогически ценного содержания. Например, дидактическая сюжетная игра на развитие речи, или дидактическая игра с правилами на развитие математических способностей.

Количество занятий в перспективном планировании по ФОП ДО

Мы рассмотрим только наиболее сложную для проектирования часть планирования. Это подбор художественных литературных текстов, и занятий по познавательно-исследовательской и продуктивной видам деятельности.

Будем исходить из того, что каждая неделя меся­ца включает:

– познавательно-исследова­тельская деятельность – 1 занятие;

– продуктивная дея­тельность – 2 занятия;

– чтение художественной ли­тературы (ежедневное) – 5[1]


[1] Во второй младшей и средней группе мы не используем текстов для продолжительного чтения, поэтому исходим из отношения «одно занятие – одно произведение», а в старшей и подготовительной мы исходим из того, что общее время чтения в неделю составляет не менее 100 мин.

Использование программной оболочки для составления плана

Как мы уже говорили, работу по составлению планирования можно осуществлять различными методами, и даже обычными карточками. Но, самым удобным из них является специальная программа, которая обращается к базе данных, содержащей записи занятий и одновременно может хранить любую информацию в цифровой форме, к этим занятиям относящуюся.

Работа алгоритма подбора занятий пока что несовершенна и поэтому часть работы мы выполняем вручную, подбирая занятия, которые на наш взгляд подходят для детей данного возраста лучше всего.

При подборе содержания занятий мы исходим из общеизвестных принципов, подытоженных и сформулированных Н.А. Коротковой.

Первый фактор — реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники).

Второй фактор — воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям.

Третий фактор — события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность.

Четвертый фактор — события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам.

Каждый из вышеперечисленных факторов может послужить основанием комплексирования занятий, объединения общей темой.

При этом, надо понимать, что тематическая связь между занятиями (прочитали по зайчика, побегали как зайчики, вылепили зайчика и т.д.) не является самоцелью. Комплексирование надо использовать в том случае, где оно уместно, и нет нужды стремиться к так называемым «тематическим неделям»[1].

В этом учебном фильме Вы можете ознакомиться с тем, как используется программная оболочка для подбора занятий (на примере перспективного планирования на октябрь для старшей группы).

Если Вы зарегистрируетесь на сайте https://miridetstva.ru/ (это бесплатно), Вы сможете составить свое собственное календарное планирование

Календарное (перспективное) планирование для второй младшей группы

Планирование для детей 3-4 лет имеет свою специфику, так как дети, впервые пришедшие в детский сад, проходят период адаптации. Чтобы он прошел как можно более быстро и безболезненно для детей, рекомендуем прочитать методическое руководство по планированию образовательной деятельности во второй младшей группе.

Планирование образовательной деятельности с детьми 3 — 4 лет

Также рекомендуем прочитать об организации физического развития детей 3-4 лет. Физическая активность очень важна для безболезненной адаптации детей.

Реализация образовательной деятельности «Физическое развитие» в соответствии с требованиями ФОП ДО

Если адаптационный период у детей Вашей группы завершен, можете составить свое собственное календарное планирования для детей 3-4 лет на октябрь.

Пример использования программной оболочки для планирования образовательной деятельности детей 3-4 лет. Для ее использования зарегистрируйтесь на сайте https://miridetstva.ru/. Регистрация бесплатна.

Календарное (перспективное) планирование для средней группы (октябрь)

Пример использования программной оболочки для планирования образовательной деятельности детей 4-5 лет. Для ее использования зарегистрируйтесь на сайте https://miridetstva.ru/. Регистрация бесплатна.

Календарное (перспективное) планирование для старшей группы (октябрь)

Пример использования программной оболочки для планирования образовательной деятельности детей 5-6 лет. Для ее использования зарегистрируйтесь на сайте https://miridetstva.ru/. Регистрация бесплатна.

Календарное (перспективное) планирование для подготовительной группы

Пример использования программной оболочки для планирования образовательной деятельности детей 6-7-6 лет. Для ее использования зарегистрируйтесь на сайте https://miridetstva.ru/. Регистрация бесплатна.

Если Вам интересны новости по данной теме, присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте: