Оглавление
- ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОО
- Парциальная программа по нравственно-патриотическому воспитанию«Великие битвы за Отечество»
- Парциальная программа по развитию игровой деятельности
- Парциальная программа по развитию продуктивных видов деятельности
- Парциальная программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности
- Парциальная программа по развитию театрализованной деятельности
- Комплексные программы СССР
ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОО
Парциальная программа по нравственно-патриотическому воспитанию
«Великие битвы за Отечество»
Программа «Великие битвы за Отечество» представляет собой уникальный подход к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Разработанная на основе одноимённого пособия-хрестоматии Н.А. Коротковой и С.Г. Доронова, она предлагает современные методы знакомства детей с важнейшими страницами российской истории и её героями.
Особенностью программы является её доступная и увлекательная подача материала. Исторические события представлены через сочетание кратких познавательных текстов, художественных произведений и наглядных иллюстраций из диафильмов, что помогает детям лучше понять и прочувствовать прошлое своей страны.
Данная программа адресована широкому кругу педагогов: воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов (1-2 класс), а также родителям, заинтересованным в патриотическом воспитании своих детей. Она служит эффективным инструментом для формирования у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину и её героическое прошлое.
С этой книгой можно легко проводить «разговоры о важном» как с дошкольниками из подготовительной группы, так и с учениками 1-2 классов.
Читать текст программы полностью
Парциальная программа по развитию игровой деятельности
Данная парциальная программа направлена на углублённое развитие игровой деятельности дошкольников (сюжетной игры и игр с правилами) в соответствии с требованиями ФОП ДО, но с опорой на инновационные методики Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко. Она призвана компенсировать недостаточную проработку игровых технологий в федеральной программе, где требования к игровым навыкам завышены относительно возрастных норм, а содержание разрознено по образовательным областям.
Программа предлагает поэтапное формирование игровых умений: от простых событийных связок и элементарных правил во второй младшей группе до творческого комбинирования сюжетов и сложных состязательных игр в старшем дошкольном возрасте. Особое внимание уделяется роли воспитателя, который не просто участвует в игре, но и целенаправленно демонстрирует способы игровых действий, выделяет ключевые проекции сюжета (ролевую, функциональную, пространственную), а также формирует у детей понимание правил, выигрыша и честного соперничества.
Для повышения эффективности программы рекомендуется вовлекать родителей, используя материалы книги «Как играть с ребенком» Михайленко и Коротковой. Критериями успешности реализации служат развитие у детей творческой инициативы и коммуникативных навыков в игровом взаимодействии.
Программа адресована воспитателям ДОО, методистам и заинтересованным родителям, стремящимся к осознанному развитию игровой деятельности детей.
Читать текст программы полностью
Парциальная программа по развитию продуктивных видов деятельности
Программа направлена на комплексное развитие продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) у детей дошкольного возраста с акцентом на формирование созидательной активности и мотивации достижения. В отличие от ФОП ДО, где продуктивная деятельность рассматривается преимущественно в художественно-эстетическом аспекте, данная программа делает акцент на развитии волевых качеств, технических умений и творческого потенциала ребенка.
Основные особенности программы:
- Четыре типа организации работы:
- По образцам
- С незавершенными продуктами
- По графическим схемам
- По словесному описанию цели
- Семь культурно-смысловых контекстов:
- Изготовление предметов для игры
- Создание художественной галереи
- Коллекционирование
- Создание макетов
- Изготовление украшений-сувениров
- Создание книг
- Подготовка материалов для театра
- Возрастная динамика:
- Младшие группы: акцент на процессуальной активности и интересе к материалам
- Средние группы: формирование конкретных намерений
- Старшие группы: развитие целенаправленной деятельности
- Подготовительная группа: ориентация на качество результата
Методические принципы:
- Постепенный переход от простых форм к сложным
- Сочетание технических навыков и творческой свободы
- Интеграция различных видов продуктивной деятельности
- Связь с игровой и познавательной активностью детей
- Учет индивидуальных возможностей каждого ребенка
Программа реализуется через совместную партнерскую деятельность взрослого с детьми и свободную самостоятельную деятельность. Эффективность оценивается с помощью «карт развития» с учетом как технических умений, так и мотивационной сферы детей.
Читать текст программы полностью
Парциальная программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности
Программа направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познавательное развитие» ФОП ДО. Основная цель – формирование познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных способов упорядочивания опыта через специально организованные формы партнерской деятельности взрослого и детей.
В основе программы лежат технологии:
- Опыты – практическое исследование причинно-следственных связей;
- Коллекционирование – освоение родо-видовых отношений через систематизацию объектов;
- Путешествие по карте – развитие пространственных представлений;
- Путешествие по реке времени – формирование исторических временных представлений.
Программа реализуется через культурно-смысловые контексты, которые делают познавательную деятельность привлекательной для детей. В младшем возрасте акцент делается на сенсорном экспериментировании и простых классификациях, в среднем – на осознанном исследовании и коллекционировании, в старшем – на сложных причинно-следственных связях, работе с картами и историческими линиями.
Эффективность программы оценивается по критериям развития познавательной инициативы, используемым в «картах развития». Программа адресована воспитателям ДОО, методистам и может быть дополнена взаимодействием с родителями.
Читать текст программы полностью
Парциальная программа по развитию театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность — яркий и доступный способ развития дошкольников. Она дарит детям радость творчества, помогает преодолеть стеснительность и учит работать в коллективе.
История знает много примеров: домашние спектакли XIX века, кукольные представления Лермонтова в детстве, народные театры скоморохов. Все это показывало — театр естественен для ребенка.
Сегодня театральные занятия решают важные задачи:
– развивают воображение и речь;
– учат выражать эмоции;
– помогают застенчивым детям обрести уверенность;
– знакомят с искусством через игру.
Главное — не профессиональный результат, а сам процесс. Дети с удовольствием примеряют роли, мастерят кукол, участвуют в постановках. Это формирует творческую личность, открытую миру.
Программа строится на принципах радости и добровольности. Каждый ребенок находит здесь возможность проявить себя — как актер, художник или зритель.
Читать текст программы полностью
Комплексные программы СССР
Типовая программа воспитания и обучения (СССР, 1984 г.)
Типовая программа подготовительных к школе групп детских садов (СССР, 1979 г., проект)
Программа воспитания (РСФСР, 1976 г.) Подготовительная к школе группа