РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 17 января 2024 Министерством Просвещения РФ в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» был опубликован «Сборник лучших моделей развития ДОО» на основе материалов «стажировочных площадок, выполняющих организационно-методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования, включая обновление инфраструктуры».

В предисловии к сборнику говорится, что «Проект реализован в рамках государственного задания лабораторией
дошкольного образования Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка»: «Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение
деятельности системы организаций (стажировочных площадок) «Детский сад – маршруты развития», выполняющих организационно-методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих программы
дошкольного образования, включая обновление инфраструктуры стажировочных площадок» при реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на 2023 год, в соответствии
с требованиями, предъявляемыми к виду работ».

С данным сборником можно ознакомиться здесь.

Теоретически, читатель данного сборника должен иметь возможность использовать наработки стажировочных площадок. Мы постарались облегчить работу потенциальному читателю, вычленив из описания результатов то, что может пригодиться педагогам-практикам. Результаты приведены в таблице ниже.
К нашему огромному сожалению, почти все, что в описаниях результатов выглядело привлекательно (центр информационно-методической поддержки; база методического контента; интегрированный методический ресурс) представляет собой не более чем «потемкинскую деревню» в грандиозном масштабе. Трудно поверить в то, что Лаборатория дошкольного образования (20 сотрудников) и полтора десятка федеральных учреждений, имея вдобавок специальное финансирование показывают столь низкую продуктивность.

Мы искренне надеемся на то, что мы заблуждаемся, и что нам удастся отыскать то, что указано в качестве результатов в «Сборнике лучших моделей развития ДОО», и данное недоразумение разрешится.

 Название стажировочной площадки Результат работы Возможность использования
ФГБОУ «Алтайский государственный педагогический университет»  Растиражированы эффективные модели управленческих и образовательных практик из опыта работы участников инновационного кластера региональной стажировочной площадки «Детский сад – маршруты развития»;  

Создан центр информационно-методической поддержки «Энергия наставничества»
Найдены видеозаписи выступлений педагогов-практиков, но навряд ли представленный опыт детских садов можно назвать «моделями», так как они не имеют достаточного уровня обобщения.

Центр информационно-методической поддержки «Энергия наставничества» представлен только анонсом на странице социальной сети.
МБУ ДПО «Старооскольский центр развития образования»Электронные унифицированные формы для автоматизации педагогической диагностикиДанный проект не имеет обоснования методики, т.е. объяснения, почему используются именно эти критерии, а не какие-либо иные.
Электронных форм найти не удалось.
АОУ ВО «Вологодский институт развития образования» (далее – АОУ ВО ДПО «ВИРО»)Приобретена интерактивная система «Играй и развивайся».

Создана база методического контента на официальном сайте АОУ ВО ДПО «ВИРО»;
Факт приобретения чего-либо не является критерием качества педагогической практики, на распространение которых нацелен данный проект.

«База методического контента» отсутствует.
В официальном паблике на вопрос не ответили.
ГБУ ДПО Воронежской области «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова»Технология командно-сетевого каскадного сопровождения; разработаны учебно-методические материалы, определяющие горизонты развития дошкольного образования в регионе.
Представление модельных решений образовательных практик сети «Детский сад -маршруты развития».
Ничего из перечисленного на сайте организации не найдено. Имеют только самопрезентации организаций, не имеющие отношения к теме сборника.  
КГАУ ДПО «Камчатский институт развития образования»Конкретные результаты не планировались.На сайте есть анонс стажировочной площадки.
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»Интернет-ресурс проекта, обеспечивающий доступность, удобство сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации проекта; выявлены и распространены лучшие практики педагогического взаимодействия по основным направлениям проектаОбнаружено несколько видеозаписей выступлений научных сотрудников и педагогов-практиков.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»Видеоматериалы медиамастерской «Технологии эффективного взаимодействия с родительской общественностью»Видеоматериалы на странице проекта не обнаружены.
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»методические рекомендации для ДОО по организации взаимодействия с семьями воспитанников «Педагог-родитель-ребенок: векторы эффективного взаимодействия»На сайте проекта методические рекомендации не обнаружены
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»интегрированный методический ресурс, включающий лучшие проекты, разработки педагогов площадки и участников стажировок; сборники «Материалы мастер-классов по формированию гражданской идентичности детей дошкольного возраста», «Воспитательные практики формирования гражданской идентичности детей дошкольного возраста», «Эффективные практики развития детей дошкольного возраста в условиях поликультурного региона».На сайте проекта ничего из перечисленного обнаружить не удалось.
ФГБОУ ВО Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог13.ру»нормативно-правовая база функционирования сетевой модели организационно-методического сопровождения дошкольных образовательных организаций Республики Мордовия (профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников, приказы, регламенты и т.д.);  

методический кейс с лучшими региональными практиками, обеспечивающими эффективное профессиональное развитие педагогических работников организаций




Ничего из перечисленного на странице проекта нет.


Найден сборник «Эффективные практики развития детей дошкольного возраста в условиях поликультурного региона».
ГОУ ДПО Мурманской области «Институт развития образования»методические рекомендации и методический конструктор по проектированию образовательных программ ДОО в соответствии с ФОП ДО, в том числе части, формируемой участниками образовательных отношений на основе регионального содержания; методическое пособие по формированию программ организации просветительской деятельности ДОО; контент для интерактивного комплекса «Мой СЕВЕР» по формированию основ гражданственности и патриотизма у воспитанников ДООЕсли только описание семинаров.  
ГАПОУ «Ташлинский политехнический техникум» с. Ташла Оренбургской областиинтегрированный методический ресурс по ранней профессиональной ориентацииНесколько фотографий занятия по знакомству детей с профессией агронома.
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»Банк лучших образовательных практик по направлениям «Познание и творчество» и «Здоровье и благополучие семьи»;
методические рекомендации для педагогических работников и управленческих кадров по направлениям «Познание и творчество» и «Здоровье и благополучие семьи»;
маршрутизатор по организационно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров дошкольных образовательных организаций.
Данный маршрутизатор находится в открытом доступе на сайте ГАУ ДПО «СОИРО»
Был обнаружен лишь банк образовательных практик «Здоровье и благополучие семьи»
ГПО АУ «Ярославский педагогический колледж»модель организационно-методического сопровождения деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования региона в рамках сетевого взаимодействия;

электронная информационно-методическая среда для дошкольных образовательных организаций региона
С материалами можно ознакомиться здесь.
Фактически, представляют интерес только материалы МДОУ «Детский сад №2 «Родничок» г. Гаврилов-Ям.