1 сентября 2023 года вступит в силу Приказ № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 24 марта 2023 года. При этом приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 и приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 767 утрачивают свою силу.
Попробуем разобраться что нас ждет.
Подтверждение соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится раз в пять лет аттестационной комиссией, созданной внутри детского сада. Для работы комиссии создается распорядительный акт, сама комиссия состоит из сотрудников ДОУ. Прохождение аттестации обязательно, подтверждение необходимо проходить раз в пять лет. Следует обратить внимание, что данная форма аттестации не касается педагогических работников, имеющих квалификационные категории, а так же тех, кто проработал в ДОУ менее двух лет, либо имел перерывы в работе более четырех месяцев, включая беременность и отпуск по уходу за ребенком. Для успешного прохождения аттестации необходимо показать членам комиссии, что педагогический работник успешно справляется со своими профессиональными обязанностями, сформулированными в трудовом договоре.
Аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории это следующий этап профессионального роста, она проводится по желанию работника и процесс уже более сложный.
Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными государственными органами, в ведении которых эти организации находятся, куда и направляется заявление от педагогического работника. Для получения высшей категории необходимо сначала получить первую категорию. На что обратит внимание аттестационная комиссия при проверке заявления на первую категорию? Необходимо показать свои достижения в рамках ВЫЯВЛЕНИЯ развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Полагаю, что у педагогов дошкольного образования это вызовет ряд трудностей, особенно если ваши подопечные младшего дошкольного возраста. Но документ относится ко всем педагогам всех образовательных учреждений, так что имеем то, что имеем. Далее, важно продемонстрировать личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации. Мы можем сказать, что мысль о том, что ДОУ должно самостоятельно вести педагогическую деятельность нам кажется справедливой. На курсах по повышению квалификации, которые проводит Учебный центр Татьяны Дороновой об этом не раз говорилось и даже сами курсы проходят в режиме взаимодействия научных и методических наработок. Татьяна Николаевна Доронова, читая лекцию, обращает внимание руководителей дошкольных учреждений на то, что часть самостоятельной работы, которую должны осуществить слушатели, выполняется под руководством старших воспитателей и методистов сада. Разработаны задания и семинары для проведения их в рамках ДОУ. Если детский сад ведет постоянную внутреннюю методическую работу, то у соискателей не должно возникнуть трудностей.
Основные моменты, на которые обратит внимание аттестационная комиссия при рассмотрении заявления на присвоение высшей категории: ВЫЯВЛЕНИЕ и РАЗВИТИЕ способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях. К «выявлению» для первой категории, здесь добавляется слово «развитие».
Далее — личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной. Участие дошкольного учреждения в экспериментальной и инновационной деятельности вполне возможно в рамках того же методического, а лучше научно-методического объединения и в данном случае это уже не коллектив отдельного детского сада, необходима общность, объединение нескольких детских садов, в идеале с научным куратором. Мы осуществляем это в рамках деятельности научно-методического сообщества «Миры детства, которым руководит Доронова Татьяна Николаевна, которое организовалось на базе длительной экспериментальной работы.
Так же важным аспектом для получения высшей категории является активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах. О важности участия ДОУ в методических объединениях мы уже говорили, остается добавить, что в рамках их функционирования ведется разработка методического сопровождения образовательного и воспитательного процессов, организуются профессиональные конкурсы.
Решение аттестационной комиссии является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников.
Аттестация в целях установления квалификационной категории «педагог- методист» или «педагог-наставник» — это новые квалификационные категории. Аттестация проводится по желанию педагогических работников. К указанной аттестации допускаются педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию.
Аттестационная комиссия та же, что и у первой и высшей квалификации.
К заявлению в аттестационную комиссию прилагается ходатайство работодателя в аттестационную комиссию, характеризующее деятельность педагогического работника, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации
Педагог-методист:
Задачами педагога-методиста является изучение новых методик, выбор и внедрение лучших из них. Анализ и оценка эффективности рабочих методик. Целью деятельности педагога-методиста является построение эффективного образовательного процесса посредством координации деятельности педагогов.
Педагог-наставник:
Это миссия, наставник должен обладать рядом качеств не только профессиональных, но и коммуникативных. В профессии он должен быть опытным, авторитетным мастером своего дела, при этом должен иметь желание поделиться своими знаниями с молодыми педагогами, создать мотивацию, показать примером.
Если Вам интересны новости по данной теме, присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте: