РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 7 марта 2023 г.)

17 марта 2023

Основные понятия и сокращения

Взрослые — родители (законные представители) и совершеннолетние члены семьи, принимающие участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогические работники, реализующие образовательную программу дошкольного образования.

ДО — дошкольное образование.

ДОО — организации (всех форм собственности), осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение или индивидуальные предприниматели, реализующих образовательные программы дошкольного образования и осуществляющие присмотр и уход за детьми.

Закон об образовании — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 41, ст. 6959).

КРР — коррекционно-развивающая работа.

НОО — начальное общее образование.

НС — несоответствие образовательной программы дошкольной образовательной организации обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе.

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья.

ООП — особые образовательные потребности.

Педагог — педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности1.

План — Федеральный календарный план воспитательной работы.

Программа — образовательная программа дошкольного образования, разработанная в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Программа воспитания — Федеральная рабочая программа воспитания.

ПС — Полное соответствие образовательной программы дошкольной образовательной организации обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе.

РАС — расстройство аутистического спектра.

РППС — развивающая предметно-пространственная среда.

РФ — Российская Федерация.

СанПиН — санитарные правила и нормы.

СанПиН 1.2.3685-21 — Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29.01.2021, регистрационный № 62296), действующим до 1 марта 2027 года.

СанПиН 2.3/2.4.3590-20 — СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11.11.2020, регистрационный № 60833), действующим до 1 января 2027 года.

СП 2.4.3648-20 — Санитарно-эпидемиологические требования — Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2020, регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 года.

УМК — учебно-методический комплект.

ФАОП ДО — Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования.

ФГОС ДО — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Федеральная программа — Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

ЧБД — часто болеющие дети.

ЧС — Частичное соответствие образовательной программы дошкольной образовательной организации обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе.

1.1. Введение: нормативно-правовые и научно-теоретические основы Федеральной программы

В профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования введен нормативный правовой акт, определяющий содержание отечественного ДО — Федеральная программа (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847)).

Федеральная программа разработана во исполнение Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

С документом можно ознакомиться по ссылке:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044

1. В чем состоит специфика Федеральной программы?

Федеральная программа отражает современный культурно-исторический этап развития российского общества и реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования:

— обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

— создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

— создание единого федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

Федеральная программа:

Представляет собой учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания (далее — Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее — План) и иные компоненты.

Определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в ДОО.

Определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) согласно целевым ориентирам и образовательным областям ФГОС ДО.

Является основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программы, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может оформляться в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема программы и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.

2. Для каких организаций Федеральная программа является обязательной?

Федеральная программа является обязательной для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а именно для образовательных организаций, независимо от их организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные); организаций, осуществляющих обучение; а также индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную деятельность на основе лицензии на образовательную деятельность.

3. На основе каких нормативных правовых актов разработана Федеральная программа?

Федеральная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации ДО (Приложение 1. Перечень нормативных правовых актов, на основе которых разработана Федеральная программа).

4. Для чего нужна Федеральная программа?

Федеральная программа наряду с ФГОС ДО является основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программ, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может быть оформлена в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет минимальный объем, содержание, планируемые результаты обязательной части Программ.

5. Какая учебно-методическая документация входит в Федеральную программу?

Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят Программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, План и иные компоненты.

К иным компонентам Федеральной программы отнесены:

Планируемые результаты реализации Программы

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Способы и направления поддержки детской инициативы

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся

Направления и задачи коррекционно-развивающей работы

Психолого-педагогические условия реализации Программы Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы

Кадровые условия реализации Программы

ФГОС ДО, определяя требования к структуре Программы, условиям и результатам ее освоения, не содержит требований к такой учебно-методической документации как учебный план, учебный календарный график, рабочие программы. Освоение Программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (часть 2 статьи 64; часть 1 статьи 58 Закона об образовании).

Соответственно, Федеральная программа, разработанная на основе ФГОС ДО, не содержит перечисленной документации, оценочных материалов.

6. Возможна ли реализация Федеральной программы на родном языке обучающихся?

В соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2022 № 874), Федеральная программа разработана на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Но это не ограничивает права российских граждан на получение ДО на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании соответствии с частью 4 статьи 14 Закона об образовании. В соответствии с разработанной и утвержденной в ДОО Программой, реализация Программы возможна на родном языке.

7. Надо ли учитывать Федеральную программу при выборе учебных изданий для реализации образовательной деятельности с детьми?

Учебные издания, используемые при реализации Программ, определяются ДОО с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральной образовательной программы дошкольного образования и федеральной образовательной программы НОО (пункт 3 статьи 18 Закона об образовании).

8. В связи с утверждением Федеральной программы будут ли отменены Примерная основная образовательная программа дошкольного образования и Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования?

Данные примерные программы не являлись нормативными документами, поэтому не требуется издания нормативного правового акта для их отмены. В связи с введением понятия «федеральная основная общеобразовательная программа» из Закона об образовании исключено понятие «примерная основная общеобразовательная программа», соответственно, вышеобозначенные документы теряют силу.

На https://fgosreestr.ru/ Примерные программы будут переведены в раздел «Архив».

9. Есть ли у Федеральной программы пересечение с традициями и научно-теоретическими основами становления отечественного дошкольного образования? Учитывает ли она опыт создания и реализации образовательных программ дошкольного образования?

Отечественная система дошкольного образования — это уникальная образовательная система, для которой характерны теоретические и методологические междисциплинарные психолого-педагогические основы:

— Пространство и уклад жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста возрастосообразны и учитывают его особенности, потребности и интересы.

— Ребенок в ДОО может прожить самоценный период дошкольного детства, активно включаясь в доступные и интересные виды деятельности, пробуя разные социальные способы поведения и взаимодействия.

— Педагог организует процессы развития ребенка как личности, субъекта деятельности, индивидуальности в условиях специально организованного образовательного процесса.

Особым образом следует подчеркнуть образовательную направленность отечественного ДО.

Прежде всего, это система:

— специально отобранного, психологически целесообразного, доступного и интересного содержания ДО, как особой, допредметной системы знаний, умений, навыков, опыта отношений и деятельности, в ходе освоения, присвоения и творческого обогащения которых происходит психическое, социальное, личностное и иное развитие ребенка (культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория амплификации А.В. Запорожца и идеи других отечественных исследователей дошкольного детства и принципов развития личности в онтогенезе);

— уникальных методик ДО как особых совокупностей методов, инструментов и форм взаимодействия с обучающимися, направленных на развитие и воспитание личности ребенка в той или иной содержательной области. Методики и технологии ДО позволяют ребенку освоить содержание и достичь образовательных результатов, свидетельствующих о динамике индивидуального развития и о готовности к переходу на следующий образовательный уровень.

Таким образом, объем содержания образования, его качественное наполнение и результаты освоения, т.е. программность, становится системообразующей, сущностной характеристикой любой образовательной системы, в том числе и отечественной системы ДО.

10. На каких принципах и научно-теоретических позициях базируется содержание Федеральной программы?

Федеральная программа разработана на основе ФГОС ДО. Ключевыми теоретическими идеями при разработке Федеральной программы являлись:

— идея поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

— идея личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей;

— идея уважения личности ребенка;

— идея реализации Федеральной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

При разработке Федеральной программы был учтен также ряд научно-теоретических положений:

— о ребенке дошкольного возраста как субъекте детских видов деятельности, поведения, активно осваивающем культуру и социум, и целостности его развития;

— о возрастных психических и психофизиологических особенностях детского развития, кризисных периодах, предопределяющих естественный природе ребенка переход на новый — школьный уровень образования;

— об исторически сложившейся уникальной отечественной системе ДО, ориентированной на сохранение здоровья ребенка, его целостное, гармоничное, всестороннее развитие;

— о содержании образования детей дошкольного возраста, имеющем развивающую и воспитательную направленность, обеспечивающем единство социализации и индивидуализации ребенка, развитие способности самостоятельно решать доступные задачи жизни и деятельности;

— о целостности процесса образования (единства воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности психолого-педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;

— о вариативности методик, методов, приемов и технологий ДО, его диверсификации, гибкой системе ДО;

— о семье как важнейшем институте воспитания, факторе развития и образования ребенка дошкольного возраста.

11. На какие возрастные характеристики современного ребенка ориентироваться педагогу дошкольного образования при реализации Федеральной программы?

Младенчество (от двух месяцев до одного года). Основным условием полноценного психического развития ребенка на первом году жизни является общение взрослого с ребенком, отношение к нему как к личности, чувствительность к потребностям ребенка. Общение со взрослым направлено на удовлетворение базовых потребностей во внешних впечатлениях, в принятии и внимании, в безопасности, в общении. Интерес, положительное отношение к взрослому, желание привлечь внимание взрослого и чувствительность к разным воздействиям взрослого определяют потребность в общении ребенка со взрослым, которая формируется к 2 месяцам жизни. В первом полугодии центром внимания в ходе общения является взрослый и его внимание, во втором полугодии внимание смещается на предметный мир, через акт хватания (время появление 4,5-5 месяцев) ребенок начинает исследовать свойства предметов. Психическое развитие определяется развитием зрительного, слухового, тактильного анализаторов и развитием движений (моторное развитие). К основным достижениям в развитии психики относится ходьба и предпосылки развития речи (понимание речи и первые слова автономной речи), положительное самоощущение. К концу года формируется потребность в признании со стороны взрослого, ребенок направлен на оценку взрослого.

Ранний возраст (от одного года до трех лет). Основная характеристика детей раннего возраста — ситуативность. Ребенок может думать, чувствовать, делать только то, что видит здесь и сейчас. В данном возрасте важен режим дня, ритм повседневной жизни. Основным условием успешного развития является обеспечение двигательной активности ребенка. Активность проявляется в контексте определенной предметной ситуации, где важен характер совместной деятельности со взрослым. Взрослый интересен ребенку как человек, который раскрывает логику и способы употребления предметов, окружающих его. Именно предметная деятельность определяет формирование навыков гигиены и самообслуживания. Предметная деятельность, связанная с усвоением общественно-выработанных способов употребления предметов, оказывает влияние на развитие интеллекта, речи, самосознания и эмоциональной сферы ребенка. Основу интеллекта в раннем возрасте определяет развитие сенсорных процессов, связанных с действием обследования предметов и построения на их основе целостных образов, а также формирование первых обобщений в виде сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Важно учитывать, что ребенок обучается только тому, что затрагивает его эмоциональную сферу. На основе сенсорного развития формируется план образов и представлений, что позволяет ребенку преодолеть ситуативность мышления и поведения. В данный период закладываются основы успешного общения со сверстниками, инициативность, чувство доверия к сверстнику. Основным достижениям возраста является самосознание, положительная самооценка, первые целостные формы поведения в виде результативных действий. Ребенок определяет себя как субъект собственных действий («Я сам»). Важна психологическая потребность в самостоятельности.

Дошкольный возраст (от трех до семи лет). Центральной линией психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование произвольности психических процессов и поведения, формирование регуляторных основ психики. В дошкольном возрасте закладываются основы успешной социализации, коммуникации, основы развития личности. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является память и воображение. Мышление ребенка опирается на способность оперировать образами и представлениями, которые есть в памяти. За счет возможностей образного мышления, ребенок может представлять и думать о том, чего нет здесь и сейчас, преодолевается ситуативность. Все виды деятельности ребенка, включая игру, рисование, конструирование, лепку представляют собой формы наглядного моделирования действительности. В продуктивных видах деятельности ребенок моделирует предметы и явления окружающего мира, что способствует формированию первой целостной картины мира, схематического мышления, элементов логического мышления и творческих способностей. Ребенок познает мир человеческих отношений, моделируя их в игровой форме. В условиях игры регуляторные возможности психики ребенка возрастают в разы, так как в любой роли, отображающей социальные функции человека в обществе, скрыты ряд правил, которым ребенок начинает подчинять свое поведение. Формируется периферия самосознания. Ребенок накапливает представления о своих умениях и навыках. Ведущими психологическими потребностями, определяющими успешное развитие личности, является потребность в самовыражении (ребенок отвечает на вопрос «что я умею, что я могу») и потребность в самоутверждении, предполагающей желание ребенка соответствовать нормам и правилам, ожиданиям взрослых («желание быть «хорошим»). Данный возраст является крайне благоприятным для формирования нравственных норм и правил, формирования альтруистических потребностей и просоциальных форм поведения. Важно сформировать у ребенка положительное отношение к нормам щедрости, честности, справедливого распределения. В этом возрасте закладываются основы личностной, гендерной, гражданской и этнической идентичности. Познавательный интерес, любознательность, креативность можно рассматривать как системные качества, определяющие потенциал умственных способностей и развития личности ребенка дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность в общении со взрослыми и сверстниками определяется способностью выстраивать коммуникацию адекватную ситуации, то есть, ребенок может проявлять гибкость, инициативность, интерес, чувствительность в ситуации познавательного, делового, личностного общения. Итогом развития личности выступает иерархия мотивов и произвольная регуляция поведения. Социально значимые мотивы («надо») могут управлять личными мотивами («хочу»), ребенок может принимать сложные инструкции взрослого, действовать согласно правилам и реализовывать целостные формы поведения. Способность к произвольной регуляции поведения, высокая любознательность и умение действовать по правилу определяет успешность обучения в школе. Исходя из того, что в дошкольном возрасте закладываются основы первичной картины мира, формируются социальные переживания, определяющие отношение ребенка к разным видам человеческой деятельности, к миру людей и к самому себе, особую важность приобретает формирование представлений и положительного отношения к правилам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Также, в современном социальном контексте, необходимо уделять внимание аспектам финансовой, экологической, информационной осведомленности у детей дошкольного возраста.

12. Каково место Программы воспитания в структуре и содержании Федеральной программы?

Программа воспитания является обязательной структурной частью Федеральной программы и определяет содержание воспитательной деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе.

13. На какие элементы/положения Федеральной программы необходимо опираться при проектировании воспитательной деятельности в ДОО?

При проектировании воспитательной деятельности необходимо руководствоваться задачами воспитания, обозначенными в образовательных областях и направлениях воспитания, учитывать формы совместной деятельности участников образовательных отношений и события ДОО.

14. Как строится календарный план воспитательной работы ДОО?

Календарный план воспитательной работы ДОО строится с учетом Плана и предполагает единство решения задач воспитания, обучения и развития ребенка в режимных процессах и образовательной деятельности. План является единым для ДОО и содержит примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Некоторые из них рекомендуются для проведения в условиях отдельных регионов. Перечень может быть дополнен региональными мероприятиями с учетом социокультурных особенностей Программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.

15. Каковы меры по внедрению Федеральной программы в образовательную практику на разных институциональных уровнях?
Перечень мер по внедрению Федеральной программы на федеральном уровне (Минпросвещения России, а также организации, подведомственные Минпросвещения России):
Наименование мероприятий по информационно-методическому сопровождению внедрения и реализации Федеральной программыСроки
1.Размещение на официальных сайтах Минпросвещения России и ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО» презентации-руководства для ознакомления с Федеральной программой как нормативным документоммарт 2023 г.
2.Разработка методических рекомендаций к реализации Федеральной программы, включающих методику анализа соответствия содержания Программы обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе Размещение методических рекомендаций к реализации Федеральной программы на официальных сайтах Минпросвещения России и ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО»февраль — апрель 2023 г.
3.Всероссийский информационно-методический вебинар «Внедрение и реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательной практике» для административных и педагогических работников ДОмарт, июнь, август, октябрь 2023 г.
4.Повышение квалификации региональных представителей органов исполнительной власти, институтов развития образования, научно-педагогических кадров, педагогических работников ДОО всех субъектов РФ по внедрению и реализации Федеральной программы в образовательной практикеапрель — май 2023 г.
5.Консультационные вебинары для специалистов органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования и местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования с целью обсуждения и решения типовых трудностей, возникающих в процессе подготовки регионов к реализации Федеральной программыапрель — сентябрь 2023 г.
6.Размещение информационных и методических материалов в постоянно действующей тематической рубрике периодических изданий для работников дошкольного образования, а также административных и научно-методических работниковмарт — октябрь 2023 г.
7.Мониторинг реализации Федеральной программы в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образованияоктябрь 2023 г.
8.Проведение Всероссийской конференции по итогам внедрения и обмену опытом реализации Федеральной программы в образовательной практике (лучшие практики, опыт внедрения и реализации)ноябрь 2023 г.
Примерный перечень мер по внедрению Федеральной программы на региональном и муниципальном уровнях управления дошкольным образованием и уровне образовательной организации:
НаименованиеСроки
1.Организовать информационно-методическое сопровождение ознакомления представителей муниципальных органов управления образованием, управленческих и педагогических работников ДО с Федеральной программой (ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120221228 0044) с использованием презентации-руководстваянварь — февраль 2023 г.
2Обеспечить распространение методических рекомендаций к реализации Федеральной программы в регионах и муниципальных образованиях, организовать работу методических объединений педагогических работников ДО с целью ознакомления с Федеральной программой и методическими рекомендациями к неймарт — апрель 2023 г.
3.Организовать внутренний аудит с целью анализа соответствия содержания Программы обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам ДО на территории субъекта РФмарт — апрель 2023 г.
4.Подготовить список управленческих и педагогических работников государственных и муниципальных ДОО для участия во Всероссийском информационно-методическом вебинаре «Внедрение и реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательной практике»март 2023 г.
5.Подготовить список региональных представителей органов исполнительной власти, институтов развития образования, научно-педагогических кадров, педагогических работников ДОО и обеспечить их участие в повышении квалификации по внедрению и реализации Федеральной программы в образовательной практике в дистанционном формате (апрель — май 2023 г.)март 2023
6.Обеспечить повышение квалификации руководителей ДО органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, управленческих и педагогических работников ДОО по внедрению и реализации Федеральной программы в образовательной практикеапрель — май -июнь 2023 г.
7.Обеспечить условия для внедрения Федеральной программы в образовательную практику, в частности методическое сопровождение, которое может осуществляться методическими службами на уровне региона и муниципалитетов, институтами развития образованияапрель — сентябрь 2023 г.
8.Организовать участие в консультационных вебинарах специалистов органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования и местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования с целью обсуждения и решения типовых трудностей, возникающих в процессе подготовки регионов к реализации Федеральной программыапрель — сентябрь 2023 г.
9.Назначить региональных координаторов для организации мониторинга эффективности реализации Федеральной программы в образовательной практикесентябрь — октябрь 2023 г.
10.Участие в очно-заочной Всероссийской конференции по итогам внедрения и обмену опытом реализации Федеральной программы в образовательной практике ДОО во всех субъектах РФ (лучшие практики, опыт внедрения и реализации)ноябрь 2023 г.

В качестве необходимых мер по внедрению Федеральной программы в образовательную практику на всех уровнях исполнительной власти рекомендуется организовать компетентное информирование родительского сообщества о содержании Федеральной программы, понятии единого образовательного пространства, способах организации образовательного процесса в ДОО.

Примерный перечень мер по внедрению Федеральной программы для педагогических работников ДО:
НаименованиеСроки
1.Ознакомление с Федеральной программой, размещенной на официальном сайте Минпросвещения России (ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044январь 2023 г.
2.Ознакомление с презентацией-руководством к Федеральной программе, размещенной на официальных сайтах Минпросвещения России и ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО»март 2023 г.
3.Ознакомление с информационными и методическими материалами в постоянно действующей тематической рубрике периодических изданий для дошкольных работниковмарт — сентябрь 2023 г.
4.Ознакомление с методическими рекомендациями к реализации Федеральной программымарт — апрель 2023 г.
5.Участие во Всероссийском информационно-методическом вебинаре «Внедрение и реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательной практике»март, июнь, август, октябрь 2023 г.
6.Участие во внутреннем аудите ДОО с целью анализа соответствия Программы обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программемарт — апрель 2023 г.
7.Повышение квалификации по реализации Федеральной программы в образовательной практике ДОО (региональные программы дополнительного профессионального образования)июнь — август 2023 г.
8.Подготовка вопросов, возникающих в процессе внедрения и реализации Федеральной программы для обсуждения на консультационных вебинарахапрель — октябрь 2023 г.
9.Информирование родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих ДОО о Федеральной программе, особенностях ее реализации и этапах внедрения в образовательную практику ДООмарт — апрель 2023 г.
10.Участие в очно-заочной Всероссийской конференции по итогам внедрения и обмену опытом реализации Федеральной программы в образовательной практике ДОО во всех субъектах РФ (лучшие практики, опыт внедрения и реализации)ноябрь 2023 г.

1.2. Федеральная программа — обязательная часть образовательной программы ДОО

16. Зачем в Программе организации выделена обязательная часть и что это такое?

Программы разрабатываются и утверждаются ДОО в соответствии с ФГОС ДО и Федеральной программой. Содержание и планируемые результаты разработанных Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.

ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программ, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может оформляться в виде ссылки на нее.

Во ФГОС ДО определен объем обязательной части Программы, который должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Соответственно не менее 60% объема Программы должно соответствовать содержанию Федеральной программы.

1.3. Вариативная часть образовательной программы ДОО

17. Может ли быть несколько Программ у одной ДОО или все структурные подразделения должны реализовывать одну Программу?

Согласно п. 2.2. ФГОС ДО, структурные подразделения в одной ДОО могут реализовывать разные Программы. Вариативные части Программ структурных подразделений ДОО будут раскрывать особенности образовательного процесса в каждом из них.

18. Что такое вариативная часть Программы?

Вариативная часть Программы представлена частью, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно п. 2.9 ФГОС ДО, является обязательной с точки зрения реализации его требований, дополняет обязательную часть Программы, позволяет обеспечивать вариативность ДО, стимулировать педагогическое творчество и инициативу, учитывать индивидуальные потребности обучающихся, мнение их родителей (законных представителей), а также условия, в которых осуществляется педагогический процесс.

19. Какова структура вариативной части Программы?

Согласно п. 2.11 ФГОС ДО, вариативная часть Программы дополняет каждый раздел: целевой, содержательный, организационный.

20. Какие требования предъявляются к вариативной части Программы?

Вариативная часть Программы:

— составляет не более 40% от всего объема Программы;

— является необходимой с точки зрения реализации требований ФГОС ДО;

— дополняет обязательную часть Программы;

— является частью каждого раздела Программы;

— разрабатывается непосредственно ДОО с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся. К ее разработке могут быть привлечены родители (законные представители) обучающихся, социальные партнеры и другие заинтересованные лица;

— удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности обучающихся ДОО;

— при использовании парциальных программ (одной или комплекса программ) содержит информацию о них;

— содержит региональный компонент, отражает этнокультурную ситуацию, специфику национальных, культурных, климатических, материально-технических, социальных условий, в которых решаются педагогические задачи;

— обеспечивает вариативность образовательного процесса в конкретной ДОО, учет индивидуальных потребностей и возможностей, в том числе в части коррекционной работы, с детьми с ОВЗ.

21. Может ли Организация самостоятельно разработать вариативную часть Программы?

Вариативная часть Программы разрабатывается непосредственно самими участниками образовательных отношений. Согласно п. 2.9. ФГОС ДО, в нее могут входить как парциальные программы, так и самостоятельно разработанные участниками образовательных отношений программы, основанные на личном педагогическом опыте, индивидуальных особенностях обучающихся, этнокультурной ситуации развития и пр.

22. Что такое парциальная программа?

Парциальная программа — это авторская (разработанная одним автором или имеющая коллективное авторство) образовательная программа, раскрывающая содержание образовательной работы с детьми в одной конкретной образовательной области (использование конкретной образовательной технологии, применение определенной методики), нацеленная на развитие обучающихся, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.

23. Можно ли рассматривать парциальную программу в качестве вариативной части Программы?

Да, вариативная часть Программы может быть представлена одной или несколькими парциальными программами, в том числе разработанными педагогическим коллективом данной ДОО. При этом вариативное направление должно быть отражено в целевых ориентирах, содержании деятельности по тем образовательным областям, которым соответствует (одной или нескольким), а также в условиях организации педагогического процесса.

24. Можно ли при разработке вариативной части Программы привести только ссылки на реализуемые парциальные программы?

Да, в тексте вариативной части содержательного раздела Программы можно дать ссылки на реализуемые парциальные программы. Согласно п. 2.12. ФГОС ДО, часть, формируемая участниками образовательных отношений, может быть «представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы».

25. Любую ли парциальную программу можно использовать в образовательной практике, какие требования должны предъявляться к парциальной программе?

Для разработки части, формируемой участниками образовательных отношений, можно использовать различные парциальные программы для работы с детьми дошкольного возраста. При этом они должны:

— соответствовать принципам, целям и задачам ФГОС ДО;

— обеспечивать достижение целевых ориентиров ДО, обозначенных во ФГОС ДО;

— соответствовать принципам Федеральной программы, методологически и методически не противоречить ей;

— соответствовать целям и задачам Программы;

— отбираться с учетом интересов, потребностей обучающихся, накопленного педагогического опыта, материально-технических возможностей ДОО, квалификации педагогических работников, мнения родительского сообщества;

— обеспечивать преемственность ДО и НОО;

— быть конкретными и доступными в применении, научно обоснованными в части применяемых методов и подходов, апробированными, соответствовать возрастным характеристикам развития детей и вызовам современности.


Далее следуют вопросы на ответы, заданные в телеграмм-канале Института возрастной физиологии.

26. Предусматривает ли ФОП ДО составление рабочей программы воспитателя?

Требования к разработке и утверждению образовательных программ организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования прописаны в ч. 6 ст. 12 Закона об образовании: «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей ФОП ДО». Таким образом, определяющими документами для разработки образовательных программ дошкольного образования конкретной организации являются именно эти два документа: ФГОС ДО и ФОП ДО.
ФГОС ДО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155, определяя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, условиям и результатам ее освоения, не содержит указаний на наличие такой учебно-методической документации как учебный план, учебный календарный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных средств, которые представлены в определении понятия «образовательная программа» (п.9, ст. 2 Закона об образовании). ФОП ДО, утвержденная приказом Минпросвещения РФ от 25.10.2022 г. № 1028, разработана на основе ФГОС ДО, соответственно в ней также отсутствует перечисленная учебно-методическая документации, но в пункте 5 ФОП ДО обозначен иной состав учебно-методической документации: федеральная рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты. Эта учебно-методическая документация является основой для разработки учебно-методической документации образовательной программы дошкольного образования конкретной организации. Таким образом, отсутствие в составе образовательной программы дошкольного образования конкретной организации учебного плана, учебного календарного графика, рабочих программ определено соответствующими требованиями Закона об образования, ФГОС ДО и ФОП ДО.

27. В каком возрасте лучше применять игровую форму?

Игра- ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игровые формы применяются на всём протяжении этого возрастного периода

28. Сколько длится занятие по физкультуре в детском саду?

Длительность занятий с детьми дошкольного возраста определена САНПИН 1.2.3685-22, таблица 6.6, эти требования учтены в ФОП в примерном режиме и распорядке дня. Длительность занятий, в том числе по физкультуре, зависит от возраста детей

29. Надо ли писать в программе часть, формируемую участниками образовательных отношений?

Да, надо. Вы конкретизируете федеральную рабочую программу воспитания, определяете то содержание, те формы, методы работы, которые будут проводиться именно в вашей организации.

30. Какую методическую литературу можно использовать в образовательной области «Физическое развитие»?

Учебные издания, используемые при реализации Программ, определяются ДОО с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральной образовательной программы дошкольного образования и федеральной образовательной программы начального общего образования (см. пункт 3 статьи 18 Закона об образовании в Российской Федерации).
В настоящий период для реализации задач образовательной области «Физическое развитие», как и для реализации других образовательных областей, можно использовать любую методическую литературу, если она не противоречит ФОП ДО!

31. Есть ли сейчас авторы парциальных программ, которые уже одобрены Минпросвешением РФ по ФОП ДО? Где можно будет узнать эту информацию ? Наш сад планирует при написание ОП ДО взять 100% ФОП ДО, как быть с той части ОП ДО где пишется 40% ЧФУ? Так как у нас в саду, нет своей программы парциальной апробированной и утверждённой, так же нет региональной. Подскажите пожалуйста как правильно нам поступить в данной ситуации?

ФОП вы обязаны полностью взять, она включается в обязательную часть вашей программы и должна занимать не менее 60% всего объема вашей программы. Сколько будет занимать ЧФУ решаете вы — ваша организация- может только 10%, с может 40%, но не более. ЧФУ должна обязательно быть и отражать особенности ваших детей, вашего региона, запросы родителей и др. Рабочей программы воспитателя нет и законом она не предусмотрена. В указанном вами пункте речь идёт о рабочей программе предметов, курсов, дисциплин (модулей), а не о рабочих программах работников. Такой документ не предусматривается ФГОС ДО и ФОП ДО, на основе которых вы разрабатываете и утверждаете образовательную программу своей ДОО.

32. Подходит ли программа «Мир открытий» как вариативная часть ФОП ДО?

Программа «Мир открытий» является комплексной программой, и не может быть использована в вариативной части ОП ДОО. В разделе 1 (стр.15) программы «Мир открытий» перечислены парциальные и авторские программы, на основе которых были разработаны разделы программы. Поэтому можно выбрать из перечня одну или несколько парциальных или авторских программ (стр.15) и включить их в вариативную часть ОП ДОО.

33. На что опираться при составлении сетки занятий? В ФОП конкретно не прописано сколько часов отводится на каждую область в неделю, как это прописано в комплексных программах.

В ФОП ДО отсутствует понятие «сетка занятий». Образовательная работа проводится в течении всего времени пребывания детей в ДОО и не выражается в часах. В ФОП в пункте 35.12 на основе СанПин 1.2.3685-21 (табл. 6.6) указана продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста (не более указанных параметров) и продолжительность занятия (не более указанных параметров). Образовательная организация самостоятельно определяет виды занятий и распределяет их по дням недели.

34. Когда будут методические рекомендации по парциальным программам и УМК?

В соответствии с ч. 6 ст. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования». Часть, формируемая участниками образовательных отношений, которую также разрабатывает и утверждает организация, может содержать не только выбранные организацией парциальные программы из числа парциальных и иных программ, но и/или создать их самостоятельно, а также методики, формы организации образовательной работы (см. пп. 2.9, 2.11.2, 2.12 ФГОС ДО)

35. Есть ли конкретные требования к написанию рабочей программы воспитателя, которые необходимо внести в положение о рабочей программе воспитателя?

В ДОО не предусмотрен такой вид документации как «рабочая программа воспитателя» или другого педагогического работника. В определении понятия «образовательная программа»(пункт 9 статья 2 273-ФЗ) используется понятие «рабочие программы предметов, курсов, дисциплин (модулей)», что не соотносится со спецификой деятельности ДОО. В настоящее время уточняется перечень обязательной документации для педагогических работников ДОО.

36. Почему для реализации ФОП ДО воспитатели должны мониторить методические пособия и самостоятельно подбирать к каждой теме, разделу, образовательной области такие, которые не противоречит ФОП ДО и соответствуют ему. Почему не подготовлены единые пособия по каждой образовательной области? Планируется ли издание единых методических пособий?

В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — «Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования и федеральных образовательных программ начального общего образования».

37. Что будет с вариативными комплексными образовательными программами дошкольного образования? «Радуга», «Детство», «Истоки», «От рождения до школы» и другими? Содержание, технологии, формы, методы, предлагаемые данными программами можно использовать в практике работы детского сада?

Согласно пункту 2.5 ФГОС ДО «Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и федеральной программой» (в ред. Приказа Минпросвещения России от 08.11.2022 N 955). Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (пункт 2.10 ФГОС ДО). Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы (пункт 2.9 ФГОС ДО). Перечисленные программы являются комплексными, не могут входить в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Вместе с тем, технологии, формы, методы предлагаемые данными программами могут быть использованы в практике работы ДОО, если позволяют решать задачи и содержание ФОП ДО.

38. Если в нашем детском саду нет детей от 2- х месяцев до 3- х лет, нам нужно в нашей программе вставлять этот возраст?

Если у вас есть уверенность, что дети указанного возраста не поступят в ДОО в ближайшее время, то в программе можно не отражать работу с детьми от 2-х месяцев до 3-х лет. Если такой уверенности нет, то лучше включить в Программу все разделы по данным возрастам.

39. Подскажите, пожалуйста, каким образом высчитываются 60% и 40% в обязательной и вариативной части. Как проверить, сколько % занимает вариативная часть по итогу написания ФОП?

Способы определения объема частей программы ДОО не определены с момента утверждения ФГОС ДО. Организация должна оценить объем части, формируемой участниками образовательных отношений (включенных парциальный, авторских программ и иных материалов согласно п.2.9 ФГОС ДО) и определить примерное соотношение обязательной части (ФОП ДО) и части, формируемой участниками образовательных отношений).

40. Программы, разработанные педагогами ДОУ, должны быть рецензированы? Такие программы должны иметь структуру, соответствующую ФГОС?

Программы, разработанные педагогами ДОО, являются авторскими, их структура должна соответствовать требованиям к структуре программ, изложенным в разделе 2 ФГОС ДО. Согласно пункту 2.9 ФГОС ДО эти программы могут быть представлены в части, формируемой участниками образовательных отношений ОП ДОО. Ответственность за их содержание и соответствие ФГОС ДО несут авторы и ДОО, утвердившая авторские программы.

41. Может быть вариативная часть ОП включать содержание только для детей старшего дошкольного возраста?

Да, может.

42. Как правильно назвать программу дошкольного образования: в п. 4 ст. 12 ФЗ -273 говорится что Основная общеобразовательная программа -образовательные программы дошкольного образования (у нас в учреждениях было ООП ДО). Далее в п. б ст. 12 ФЗ-273 даются тезисы относительно Образовательной программы дошкольного образования ( ОП ДО). В порядке осуществления образовательной деятельности по образовательным говорится только Образовательная программа дошкольного образования. И фо ФГОС ДО говорится только Образовательная программа дошкольного образования. Т.е. в основном (ОП ДО). Так как все же называть наши программы ООП ДО -основная образовательная программа дошкольного образования или ОП ДО — образовательная программа дошкольного образования?

Следует придерживаться терминологии, определенной ФЗ «Об образовании в РФ». В соответствии с ч.3 ст. 12 К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования … Таким образом правильное название основной программы ДОО — «образовательная программа дошкольного образования»

43. Нужно ли рецензировать разработанную коллективом ДОО программу на основе регионального компонента?

Программы, разработанные педагогами ДОО, являются авторскими, их структура должна соответствовать требованиям к структуре программ, изложенным в разделе 2 ФГОС ДО. Согласно пункту 2.9 ФГОС ДО эти программы могут быть представлены в части, формируемой участниками образовательных отношений ОП ДОО. Ответственность за их содержание и соответствие ФГОС ДО несут авторы и ДОО, утвердившая авторские программы.

44. При написании рабочих и программ воспитания мы берём за основу ФОП (по областям), если наш ДОО работает по «Мир Открытий», мы сравниваем и потом только в списке литературы вписываем по какой литературе будем реализовывать ФОП? В вариативной части вписывать только парциальные программы?

При составлении образовательной программы ДОО следует руководствоваться требованиями ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, изложенными в Разделе 2. ФОП ДО является обязательной частью образовательной программы ДОО и согласно ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема образовательной программы ДОО. Остальную часть, формируемую участниками образовательных отношений, образовательная организации определяет самостоятельно. Эта часть составляет не более 40% от общего объема образовательной программы ДОО. Согласно пункту 2.9. ФГОС ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. Программа «Мир открытий» является комплексной образовательной программой и не может реализовываться в части, формируемой участниками образовательных отношений. Вы можете взять из перечня парциальных или авторских программ, на основе которых разработаны разделы программы «Мир открытия» (стр.15 программы) одну или несколько парциальных или авторских программ и включить их в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Или на основе сопоставления ФОП и программы «Мир открытий» выбрать задачи, виды деятельности, культурные практики и др., которые отсутствуют в ФОП и включить их в часть, формируемую участниками образовательных отношений ОП организации.

45. Где брать региональный компонент?

Согласно пункту 2.12 ФГОС ДО Часть, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. П. 2.11.2 данная часть, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурный и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Обязательности включать в ОП региональный компонент нет.

46. Нужны ли рабочие программы для каждого воспитателя?

Нет, не нужны.

47. Комплексно -тематическое планирование будет по неделям и когда?

Требования к обязательной документации ДОО в настоящее время обсуждается. Рособрнадзор доведёт их до сведения ДОО нормативным документом.

48. Какие парциальные программы можно использовать?

Это выбор Вашей организации, парциальные программы должны соответствовать ФГОС ДО. Вы сами можете разработать авторские парциальные программы, соответствующие ФГОС ДО.

49. Сколько должно быть парциальных программ?

Парциальные программы могут быть представлены в части, формируемой участниками образовательных отношений, которая составляет 40%или менее от общего объёма программы. Их вообще может не быть, а в вариативной части представлены отдельные компоненты, учитывающие ваш контингент, социокультурные, природные и другие особенности вашего региона, населенного пункта, запросов родителей и др.

50. Можно ли использовать в вариативной части Образовательной программы ДО парциальные программы, не опубликованные на сайте ФИРО и не утверждённые как авторские коллектива ДО?

Можно, если вы считаете, что они соответствуют ФГОС ДО.

1.4. Анализ соответствия Программы обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе

Диагностическая карта предназначена для анализа соответствия Программы обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе. Документ состоит из чек-листа действий соотнесения двух программ (Федеральной программы и Программы), избранных материалов Федеральной программы, а также диагностические таблицы как инструмента соотнесения двух программных документов (Приложение 1). Данные материалы могут использоваться как для внутреннего аудита Программы ДОО, так и в качестве основы экспертного листа для ее внешнего аудита.

Органы управления субъекта РФ, обеспечивая информирование и повышение квалификации представителей органов местного самоуправления, руководителей и педагогических работников ДОО о введении Федеральной программы и методических рекомендациях к ее реализации, знакомят с процедурой анализа соответствия образовательной программы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе. Сравнение текста программ производится каждой ДОО самостоятельно в соответствии с действиями, обозначенными в чек-листе.

Руководитель ДОО единолично или с привлечением других руководящих и педагогических работников осуществляет заполнение диагностической карты. Результатом проведенного анализа может стать выявление дефицита и/или избыток содержания в Программе ДОО по сравнению с Федеральной программой. Доработка Программы ДОО выражается в приведении ее в соответствие с Федеральной программой: в первом случае внесение необходимого содержания или оформление ссылки на Федеральную программу, во втором — перемещение избытка содержания из обязательной части Программы в часть, формируемую участниками образовательных отношений. К разработке Программы ДОО, соответствующей Федеральной программе, могут быть привлечены родители (законные представители) обучающихся. Утверждение образовательной программы ДОО, соответствующей Федеральной программе, осуществляется в соответствии с порядком, установленным локальным актом ДОО, в срок до 1 сентября 2023 года. При необходимости вносятся изменения в локальные акты ДОО, определяющие режим и распорядок дня ДОО в разных возрастных группах. Сведения о новой Программе размещаются на сайте ДОО в соответствии с требованиями к его структуре.

Руководитель ДОО обеспечивает условия для ознакомления педагогического коллектива, родителей (законных представителей) обучающихся с Федеральной программой и с новой образовательной программой ДОО. С этой целью методической службой организуются разные формы групповой и индивидуальной методической работы, оформляются выставки, организуются очные и онлайн-консультации, Интернет-форумы с обратной онлайн-связью и т.д.

Важно провести анализ наличия инфраструктуры и методического обеспечения ДОО к реализации Федеральной программы. В ходе создания и оснащения инфраструктуры ДОО также выделяются две структурные составляющие: инвариантная, обеспечивающая решение задач ФГОС ДО в процессе реализации Федеральной программы, и вариативная, обеспечивающая решение задач с учетом социокультурных, региональных особенностей ДОО, особенностей организации ДО на муниципальном уровне, направленности дошкольных групп.

Провести анализ инфраструктуры и методического обеспечения реализации Федеральной программы можно с опорой на «Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования».

Ознакомиться с документом можно по ссылке: https://docs.edu.gov.ru/document/f4f7837770384bfa1faa1827ec8d72d4/download/5432/?ysclid=ldcvvr998l215190433.

Методика заполнения диагностической таблицы и анализа результатов соотнесения программного материала

Каждый этап действий по сопоставительному анализу элементов программ подразумевает обозначение результата в каждом из трех столбцов таблицы: столбец 2 — ПС, столбец 3 — ЧС и столбец 4 — НС обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе. В диагностических таблицах они могут фиксироваться знаками «+ +» для полного соответствия, «+ -» для частичного соответствия, «- -» для несоответствия. Знак ставится в соответствующем столбце, затем подсчитывается простое количество полных, частичных совпадений или не совпадений программных материалов. Затем рассчитывается процент соответствия по формуле: ((кол-во совпадающих элементов) *100) — (общее количество элементов)). Полученное значение проставляется в графе «Итого по разделу (в %)».

Полное соответствие раздела Программы обязательному минимуму содержания подразумевает не менее 95-100% совпадений с Федеральной программой, 5 процентов расхождений могут быть связаны с редакторскими формулировками, дополнениями к ним и др.

Частичное соответствие раздела Программы подразумевает от 50 до 94% совпадений с Федеральной программой.

Несоответствие раздела Программы подразумевает от 0 до 49% совпадений с Федеральной программой.

Данная схема действий анализа соотнесения и расчета его результата в сырых баллах и процентном значении идентична для диагностических таблиц 1, 2, 3, 4, 5. Поскольку таблица 4 заполняется по образовательным областям, процентное соотношение рассчитывается по каждой образовательной области отдельно.

Совокупное значение соответствия всех представленных в диагностической карте разделов Программы обязательному минимуму содержания определяется по следующей формуле: ((сумма значений по разделам) — 5 (количество программных разделов)). Полученный результат будет означать среднее значение соответствия/частичного соответствия/несоответствия. Данная информация отражается в таблице 6, при этом наглядным является разброс соответствия/частичного соответствия/не соответствия по разделам Программы.

При частичном соответствии или несоответствии разделы Программы, относящиеся к обязательной части корректируются и дополняются, так как обязательная (инвариантная) часть Программы должна соответствовать Федеральной программе и составлять не менее 60 процентов Программы.

В каждом из разделов Программы программный материал может быть представлен значительно шире, чем в Федеральной программе и в тех формулировках, которые отражают региональную специфику либо специфику конкретной ДОО. Программный материал, превышающий объем Федеральной программы, может быть перенесен в вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательных отношений). Превышение обязательного минимума содержания может быть обусловлено включением в Программу материала (задач, планируемых результатов, содержания образовательной деятельности в одной или нескольких образовательных областях), содержащего региональный компонент, отражающего специфику этнокультурной ситуации, национальных, культурных, климатических, материально-технических, социальных и других условий, в которых реализуется образовательная деятельность.

Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательных отношений) может быть представлена различными программными материалами (парциальные программы, отдельные программные элементы и технологии, др.) и составлять не более 40 процентов от общего объема Программы.

Чек-лист анализа соответствия Программы обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе

Подготовительные действия. Знакомимся с Федеральной программой на официальных правовых ресурсах по ссылке:

Действие 1. Соотносим структуру Программы с Федеральной программой и ФГОС ДО (Приложение 2. Диагностическая таблица 1.)

Действие 2. Соотносим цель и задачи Программы с Федеральной программой (Приложение 2. Диагностическая таблица 2.)

Действие 3. Соотносим планируемые результаты (Приложение 2. Диагностическая таблица 3.)

Действие 4. Соотносим задачи и содержание образовательной деятельности по образовательным областям и направлениям воспитания Программы с Федеральной программой (Приложение 2. Диагностическая таблица 4.)

Действие 5. Соотносим направленность программ коррекционно-развивающей работы (далее — КРР), обозначенных в Программе с перечнем целевых групп Федеральной программы (Приложение 2. Диагностическая таблица 5.)

Действие 6. Определяем совокупное соответствие разделов Программы обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе (Приложение 2. Диагностическая таблица 6.)

Действие 7. Формируем элементы вариативной части Программы из материалов, превышающих обязательный минимум содержания Федеральной программы

Действие 8. Проводим анализ инфраструктуры и методического обеспечения реализации Федеральной программы на основе «Рекомендаций по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования»

Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/document/f4f7837770384bfa1faa1827ec8d72d4/download/ 5558/

Действие 9. Составляем аналитическую справку в свободной форме по результатам внутреннего аудита Программы ДОО, проведенного с целью анализа соответствия Программы обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе. Включаем в аналитическую справку информацию об инфраструктуре ДОО и комплектации учебно-методических материалов (инвариантная часть) для реализации Федеральной программы. В выводах обозначаем готовность/частичную готовность к реализации Федеральной программы, а также необходимые меры по повышению уровня готовности.

На этапе внедрения Федеральной программы внутренний аудит соответствия Программы обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе не является обязательным действием ДОО и выполняется инициативно. В тех случаях, когда Организация использует ссылку на Федеральную программу в качестве обязательной части Программы действия чек-листа 1 — 6 не осуществляются.

——————————

1 Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598). Методические рекомендации — 03

——————————

Приложение 1

Перечень нормативных правовых актов, на основе которых разработана Федеральная программа

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации»

3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)

10. Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204)

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 № 466 (ред. от 07.04.2017) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»

14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (ред. от 23.12.2020) Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»