РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая диагностика необходима

С 1 сентября 2023 г. начнут действовать два новых нормативных акта: Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» и Приказ Министерства просвещения РФ от 23 марта 2023 г. № 196 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Точкой их соприкосновения является направленность к конкретным результатам в образовании дошкольников, отсутствующая последние несколько десятилетий.  Происходит постепенный отход от неолиберальной образовательной модели, в которой дошкольное детство представляется периодом, «значимым самим по себе, без всяких условий», и в котором ребенок якобы не приобретает никаких значимых для дальнейшего образования знаний и способностей. Актуальный тренд российского образования сегодня – целенаправленное развивание ребенка в соответствии с запланированными характеристиками, стремление добиться по завершению дошкольного детства «всесторонне развитой личности».

Для детей возраста от 2 до 7 лет характерны значительные индивидуальные различия, и это делает необходимым постоянный контроль за развитием детей, и изменения содержания образования для компенсации возникающих дефицитов. Традиционным средством для этого служит педагогическая диагностика, которых существует немало. Ниже мы попытаемся описать простые и доступные каждому воспитателю методы, которые позволят ему сделать правильный выбор. Мы считаем это необходимым, так как педагогические работники проявляют зачастую удивительное простодушие, не оценивая предлагаемые им методы по существу, а обращая внимание лишь на регалии и чины их автора.

В методах педагогической диагностики можно выделить две большие группы: организация совместной деятельности взрослого с детьми (тестовых ситуаций) и наблюдения за самостоятельной деятельностью детей.

Создание тестовых ситуаций

Организация различного рода тестовых ситуаций (по сути, обычных занятий) активно применялись еще в первой четверти XX века Ш. Бюлер («венские тесты») и А. Декёдр. Из относительно современных методик типичным представителем является педагогическая диагностика по программе «Развитие».

Проблема указанного подхода состоит, во-первых, в том, что очень многое зависит от взрослого, который организует диагностическую ситуацию, от условной «зоны ближайшего развития», которую он вольно или невольно создает.

Во-вторых, следуя данному подходу, и сосредотачивая внимание на отдельных способностях, мы неизбежно утрачиваем целостный образ личности ребенка. Например, педагогическая диагностика программы «Развитие» позволяет эффективно оценить практически все многообразие познавательных способностей ребенка, но не содержит самого главного – оценки степени его любознательности.

В-третьих, использование данного метода подталкивает разработчика к злоупотреблениям. В психологической диагностике традиционно используются специальные материалы, и последние полсотни лет их активно переделывают в дидактические игрушки. Так, например, широко известный «Уникуб» есть ни что иное, как куб Линка.

По сути, происходит «натаскивание» детей на решение психологических тестов, а не развитие их умственных способностей, что является весьма нежелательным явлением.

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей

Вторая группа методов педагогической диагностики – это наблюдения за самостоятельной деятельностью детей. Методически он более правилен, и не содержит недостатков подхода, описанного выше. Он позволяет добиться полноты описания деятельности ребенка.

Но данный метод чрезвычайно сложен в реализации. Он возможен лишь в том случае, если у разработчика есть:

– четкое видение обобщенной идеи развития ребенка;

– большая «насмотренность» детей (эмпирические представления об особенностях деятельности детей различного возраста);

– способность классифицировать эмпирические представления о деятельности детей с целью выделения в их множестве самого главного.

Вдобавок, разработчику надо как-то связать полученные им в результате наблюдения и обобщения данные с обусловленными человеческой культурой способами развития детей. Не выдумать какие-то изощренные специальные занятия и искусственно созданные ситуации, а подстроиться под отточенные тысячелетиями практики педагогические традиции (игру, продуктивные виды деятельности, элементарную познавательную активность, рассказывание литературных текстов).

Учитывая масштабность задачи, она далеко не каждому по плечу, но, к нашему искреннему удивлению, многие за нее берутся.

Педагогическая диагностика по О. Скоролуповой

В качестве примера рассмотрим подход, предлагаемый О. Скоролуповой, и представленный ей в трех публикациях в журнале «Справочник старшего воспитателя» за январь, февраль и март 2018 г. Нам достаточно будет рассмотреть первую статью цикла.

Выше мы говорили, что единственный способ достигнуть полноты описания чего-либо – это правильная классификация характеристик исследуемого объекта или явления. О. Скоролупова  первоначально предлагает выделить в описании ребенка пять смысловых блоков (образовательных областей), несмотря на то, что ранее сообщает, что «нельзя применять целевые ориентиры в качестве диагностики» (с.8).

Использование структуры образовательных областей должно заставить насторожиться любого скептически настроенного читателя. Трудно понять,  почему «речевое развитие» существует отдельно от «социально-коммуникативного», ведь основная функция речи – общение. А какая образовательная область отвечает за развитие способности к волевому усилию? А к какой образовательной области относится сюжетная игра?

В формальной логике наложение классов (в нашем примере – образовательных областей) при делении понятия (в нашем примере – личности ребенка) считается очень грубой ошибкой. В придачу, у логических ошибок такого рода есть очень неприятное свойство – они увеличиваются при каждом последующем делении. А дальше показатели социально-коммуникативного развития О. Скоролупова делит следующим образом:

– коммуникативные навыки;

– элементарные нормы и правила поведения в социуме;

– развитие эмоций;

– сформированность навыков безопасного поведения;

– сформированность социальных навыков;

– знание своих личностных особенностей и возможностей.

Если мы продолжим рассуждать логически, то придем к выводу, что элементы социально-коммуникативного развития сформулированы О. Скоролуповой совершенно произвольно. Любому ясно, что «элементарные нормы и правила поведения в социуме» могут реализоваться только в случае «сформированности социальных навыков», а «знание своих личностных особенностей и возможностей» и «развитие эмоций» является основой абсолютно любого поступка человека. То есть, указанные характеристики можно более-менее разумно выстроить в причинно-следственных зависимостях, но не как рядоположные логические классы.

Дальше – хуже. Если мы начнем сравнивать отдельные показатели, то легко обнаружим идентичные. Например, чем отличается «ребенок овладевает…вежливыми формами обращения…» от «умеет быть вежливым по отношению к близким и малознакомым взрослым»? А какое отношение имеет к социально-коммуникативному развитию «знания о ядовитых растениях» и «навыки безопасного обращения с бытовыми приборами» является настоящей загадкой.

Итак, педагог, решивший воспользоваться методикой О. Скоролуповой, обречен к выполнению лишней работы. Казалось бы, нетрудно поставить (или не поставить) лишнюю галочку, но зачем? Кроме того, дурно осуществленная классификация является абсолютной гарантией того, что в образовавшемся хаосе что-то нужное обязательно потеряется. Уверен, что в данном случае потерялось очень многое, так как классификация осуществлена из рук вон плохо, но одно упущение бросается в глаза. Это развитие игры с правилами у детей, а точнее, стремление к выигрышу в играх на удачу.

Несмотря на то, что в перечне показателей есть отдельный «шитый белыми нитками» раздел «Игра», О. Скоролупова ограничивается в его описании категориями «сюжетно-ролевая игра», «игра-экспериментирование» и «режиссерская игра». Мы вновь видим логическую ошибку, на этот раз в делении понятия «игра». Ведь режиссерская игра – это лишь разновидность сюжетной игры (с маленькими игрушками и от третьего лица), а игра-экспериментирование в средней группе – это зарождающаяся познавательно-исследовательская деятельность. Но самое серьезное упущение – это отсутствие игры с правилами. При рассмотрении игры ребенка данного возраста – это ошибка с далеко идущими последствиями.

Дело в том, что именно в возрасте 5 лет у ребенка появляется способность к соблюдению правил в игре, способность к нормативной регуляции не в отношениях со взрослым, а в отношениях со сверстниками[1]. Это настоящий прорыв в социально-коммуникативном развитии ребенка, который заключается в том, что «каждый выступает как субъект, и как объект единых для всех членов данной общности нормативных требований» (С. Г. Якобсон, 1984. С. 36), и он был упущен.

Полагаем, что данный пример был достаточно нагляден, и каждый воспитатель сможет осуществить правильный выбор педагогической диагностики, которая принесет пользу ребенку, его родителям, самому воспитателю, и в конечном итоге всему российскому обществу в целом.

Просто старайтесь рассуждать логично. Для этого вполне достаточно прочитать учебник по логике для старшеклассников. И, что самое главное, доверяйте имеющемуся у Вас опыту, а не сомнительным авторитетам.

Единственная известная нам комплексная педагогическая диагностика, основанная на наблюдениях за детьми, и которая лишена перечисленных выше недостатков – это рекомендованная авторами ФОП ДО «карты развития» Н.А. Коротковой.


[1] Тем, кто заинтересовался этим вопросом, рекомендуем ознакомиться с работами «Моральное суждение у ребенка» Ж. Пиаже и «Игра с правилами в дошкольном возрасте» Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова