Историческое просвещение в ДОУ
Оглавление
Как организовать историческое просвещение в ДОУ по ФГОС и ФОП ДО
Доронов С. 13.05.2024
Если Вы не хотите тратить время на чтение этой небольшой статьи, а желаете перейти к делу, то мы рекомендуем Вам прочитать парциальную программу по познавательно-исследовательской деятельности, ознакомиться с дидактическим материалом «Детский календарь» и материалами проекта «Великие битвы за отечество», основанного на одноимённом пособии-хрестоматии, разработанного Н.А. Коротковой и С.Г. Дороновым.
В вопросе развития временных представлений у детей дошкольного возраста традиционно ограничивались временем циклическим (суточный, годовой цикл) [1], не затрагивая вопрос развития представлений о времени историческом.
В сущности, развитие познавательной сферы ребенка в отечественной педагогике традиционно ограничивалось получением знаний об окружающем в форме, близкой к школьным урокам; элементарному экспериментированию под руководством взрослого и классификационной работе. Ясно, что ни один из перечисленных дидактических методов не может дать ребенку понимание исторического времени в его одномерности и необратимости. Историческое просвещение[1] отсутствует и предмете «Окружающий мир» начальной школы, и, насколько мы можем судить, ознакомление с историей России начинается только в 7 классе средней школы.
Вместе с тем, формирование начальных представлений об историческом времени у дошкольников является сегодня безусловно необходимым. Это обусловлено изменениями в «Законе об образовании Российской Федерации», суть которых заключается в необходимости использования в общем образовании рабочих программ воспитания как части Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее везде: ФОП ДО).
Реализуя данную идею, авторы Рабочей программы воспитания (части ФОП ДО) говорят о «приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа», «освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах»[2] и тому подобном.
Но, несмотря на явную необходимость программного и целенаправленного развития у детей временных представлений, содержание раздела «Познавательное развитие» Федеральной образовательной программы дошкольного образования в принципе не подразумевает развитие у детей представлений об историческом времени. В подготовительной к школе группе педагог «формирует представления о календаре как системе измерения времени, развивает чувство времени, умения определять время по часам с точностью до четверти часа» и расширяет представления об «образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года»[3]. Из контекста становится ясным, что речь идет о циклическом восприятии ребенком времени, в рамках суток и года.
Время же историческое является линейным, и его понимание приходит к ребенку значительно позже значительно более «естественного» восприятия временных циклов.
В целевых ориентирах ФОП ДО содержится расплывчатая формулировка «ребенок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания …. о пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и др.»[4]. О каком диапазоне пространственных (территория детского сада, города или государства) и временных отношений (дневного, годового циклов, или историческом времени) идет речь, авторы не уточняют.
В результате, создается абсурдная ситуация, типичная, впрочем, для программных продуктов, написанных группой авторов. Часть, посвященной собственно воспитанию (Раздел «Федеральная рабочая программа воспитания») и для осуществления которой требуется развивать у детей представления об историческом времени никак не согласуется с частью, посвященной познавательному развитию детей (раздел «Познавательное развитие»).
Как показывает практика, рассчитывать на то, что сложившаяся ситуация будет когда-либо исправлена авторами ФОП ДО (Лаборатория дошкольного воспитания ФГБНУ «ИРЗАР») нельзя, и педагогам-практикам желающим действовать осмысленно, и, не принеся вреда детям, отвечая на запрос свыше об «историческом просвещении», нужно рассчитывать исключительно на свои силы.
Ясно, что понимание детьми исторического времени становится доступным только в старшем дошкольном возрасте, но успех в этом деле подразумевает длительную методичную работу на протяжении всего дошкольного детства.
Как выбрать направления исторического просвещения по возрастным особенностям детей в ДОУ
Понимание ребенком времени, как я уже говорил, начинается понимания дневного цикла в раннем возрасте. Ребенок понимает, что утром он пойдет в детский сад, после обеда ляжет спать, а когда он проснется, придут родители и заберут его домой.
Данное знание дается ребенку без труда, и формируется за счет общения ребенка со взрослым. Взрослый регулярно сообщает ребенку о ближайших событиях («Скоро мы будем обедать…гулять…»), и отвечает на вопросы ребенка, когда наступит ожидаемое им событие.
В период 3-5 лет у детей постепенно формируются знания о временах года, которые основываются как на личном опыте, так и за счет чтения литературных текстов, рассматривания образно-символического материала, дидактических игр и прочих, широко известных методов, которые мы постарались обобщить в программе по познавательно-исследовательской деятельности в рамках педагогической технологии «Круглый год».
В младшем дошкольном возрасте временные представления формируются, преимущественно, в повседневном общении. Воспитатель использует слова, описывающие ближайшие события: утром, днём, вечером, вчера, завтра. Описывает скорость: быстро – медленно («Машинка едет быстро, а черепаха ползёт медленно»).
В среднем дошкольном возрасте целенаправленных занятий по развитию пространственных и временных представлений не проводится, но они «вплетены» в различные формы активности ребенка. В ходе бытовых событий воспитатель учит детей различать части своего тела, а в сюжетной игре – части тела антропоморфных игрушек-персонажей (ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи). Во всех видах деятельности взрослый непринужденно упражняет детей в различении парных взаимно-обратных направлений: вверху – внизу, спереди – сзади, слева – справа (левая – правая). В случае затруднений связывает направление движения вперед с лицом, а назад – со спиной, а название руки с выполняемыми действиями (воспитатель предлагает детям взять в правую руку синий флажок, а в левую – зеленый или в правую руку взять длинную ленточку, а в левую – короткую). Связывает нахождение руки с другими частями тела (левой рукой дотронуться до левого уха, а правой – до правого). Учит ориентироваться в пространстве группового помещения, выполнять поручения взрослого (принести игрушку, которая находится в известном ребенку месте). В продуктивных видах деятельности воспитатель учит детей располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхней и нижней полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо. Воспитатель использует в общении с детьми словесные обозначений ближайших событий относительно настоящего (утром, днем, вечером, вчера, завтра), скорости протекания событий (быстро, медленно).
Более подробно с программой можно ознакомиться здесь. Описанием развития у ребенка временных отношений завершается каждый из разделов программы.
Значительно сложнее дело обстоит с собственно историческим просвещением, то есть, развитием понимания у детей старшего дошкольного возраста понимания исторического времени.
Безусловно, нельзя всерьез рассчитывать на глубокое понимание дошкольником «великих событий» в истории России, как того желают движимые политической конъюнктурой авторы рабочей программы воспитания. Вместе с тем, можно сделать первые шаги к решению этой безусловно важной и благородной цели. Чрезвычайно ценным для осуществления начальных шагов к пониманию истории является позиция, последовательно развиваемая В. Дильтеем [2], А. Бергсоном [3] и Дж. Коллингвудом [4].
Вкратце, она заключается в разделении целей и методов естествознания и исторических наук. Естествознание реализуются в разделении природы на отдельные элементы и их детальном изучении, основой которой является построение родо-видовых отношений (классификация объектов и явлений) и выстраивание причинно-следственных связей между ними.
Напротив, целью изучения истории как последовательности исторических событий, является возможность их соотнесения с настоящим. В противном случае историческое знание превращается, по образному выражению Коллингвуда, в «историю ножниц и клея», конструируемой посредством произвольного «отбора и комбинирования свидетельств различных авторитетов» [4, p. 245].
Понимание исторических событий подразумевает наличие определенного социального опыта, которого, конечно, недостает ребенку. Но дошкольнику вполне доступно историческое чувство через вещные образцы прошлого в контексте человеческой деятельности. Как писал Коллингвуд, упорядочивание вещных образцов – задача археологии, а задача истории – понимание того, что когда неолитический человек «создавал определенное орудие, у него была известная цель в уме; орудие возникало как выражение его духа» [4, p. 191].
Какие методики использовать для исторического просвещения детей в ДОУ
В педагогике вышесказанное нашло отражение в занятиях, носящих собирательное название «история вещей», но применяется лишь эпизодически. Напротив, Н.А. Короткова предлагает применять его систематически, представляя его не как классификационные структуры (наподобие различных «мини-музеев», сводимых к археологии, а не к истории), и не в форме детализации причинно-следственных связей (рассказов воспитателя о нюансах эксплуатации того или иного предмета, например, лучины или свечи), а в форме исторического движения. Указанная методика представляется в предметно-пространственной среде группового помещения бумажным панно («рекой времени»), опредмечивающей движение и вбирающей в себя различный образно-символический материал[6].
Хронологическая точность в определении положения изучаемых событий на временной шкале является однозначно избыточной для дошкольного образования. Так, А.З. Редько в статье «Усвоение исторических понятий учащимися V-VII классов» сообщает, что для определения понятия «рабовладельческий строй» является существенным только понимание того, что он следует после первобытно-общинного строя, а точные временные рубежи являются несущественными [5].
Поэтому, для разграничения «реки времени» достаточно трех опорных точек («древность» — «старина» — «наше время»).
Идея Н.А. Коротковой о развитии у детей временных представлений, изложенная в ряде тематических статей и заключительной работе «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста» развивалась нами в нескольких направлениях.
Во-первых, нами было выстроена методика развития у детей временных представлений на протяжении всего периода дошкольного детства. Вкратце, она заключалась в выстраивании последовательности «движения» ребенка от понимания суточного цикла к годовому (сезонному) циклу (технология «Круглый год») как необходимой пропедевтики понимания линейного (исторического) времени в старшем дошкольном возрасте. Все вышеперечисленное было объединено в парциальную программу по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Во-вторых, нами была предпринята попытка познакомить детей с некоторыми историческими событиями из истории России в рамках проекта по взаимодействию с семьей «Детский календарь».
В-третьих, мы работаем над проектом «Великие битвы за отечество». Прочитать предисловие к пособию-хрестоматии, которое даст Вам представление о структуре материала можно здесь.
Как оценить результаты исторического просвещения детей в ДОУ
Для оценивания результата проделанной работы достаточно наблюдений за детьми. Если дети в самостоятельной деятельности используют материалы, на основе которых строились занятия с использованием технологии «путешествие по реке времени», значит, вы достигли успеха. Также для оценивания можно использовать «карты развития», критерий – познавательная инициатива.
Список литературы
1. | Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателей дет. сада. Москва: Просвещение, 1982. 48 сс. |
2. | Дильтей В. Собрание сочинений : В 6 т. Т. 3: Построение исторического мира в науках о духе. Москва: Дом интеллектуал. кн., 2004. 418 с. |
3. | Бергсон А. Собрание сочинений. Т.2. Непосредственные данные сознания. (Время и свобода воли). Москва: М.И. Семенова, 1914. 224 с. |
4. | Коллингвуд Р.Д. Идея истории; Автобиография. Москва: Наука, 1980. 485 с. |
5. | Редько А.З. Усвоение исторических понятий учащимися V-VII классов. // Известия Академии педагогических наук РСФСР. 1950. № 28. С. 67-115. |
[1] Мы не считаем данный термин удачным, и употребляем его в силу формирующейся традиции, определяемой нормативно-правовыми актами. Говоря иными словами, с педагогов будут требовать именно историческое просвещение, поэтому нужно говорить именно так, и никак иначе.
[2] https://fopdo.ru/federalnaya-rabochaya-programma-vospitaniya/#29
[3] https://fopdo.ru/soderzhatelnyj-razdel-poznavatelnoe-razvitie/
[4] https://fopdo.ru/czelevoj-razdel-federalnoj-programmy/
[5] Прежде всего, это партнерские отношения взрослых и детей, а также структура культурно-смысловых контекстов, позволяющих «упаковать» педагогически ценное содержание в интересную для детей форму. Одним из таких контекстов и является технология «путешествие по реке времени», о которой пойдет речь ниже.
[6] По очевидным причинам большинство исторических артефактов представлено в виде изображений.