ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оглавление
Пояснительная записка
В предлагаемой парциальной программе предлагается строить продуктивные виды деятельности с учетом сложных и разнонаправленных связей между трудолюбием ребенка, уровнем развития мотивации достижения, умениями в работе с различными материалами и рядом других факторов.
По нашему мнению, предлагаемый Н.А. Коротковой подход расширяет и дополняет содержание Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО). Дело в том, что в ФОП ДО продуктивные виды деятельности представляются преимущественно как средство художественно-эстетического развития детей и направления воспитания… Так, в 15.4. «Планируемые результаты на этапе завершения освоения Федеральной программы (к концу дошкольного возраста)» говорится лишь «что ребенок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности», а способность к осуществлению волевого усилия связывается исключительно с моралью и особенно, со сферой спорта и физической культуры[1].
В данной парциальной программе делает упор на продуктивную деятельность в аспекте развития созидательной сферы активности ребенка, с учетом как интеллектуальной, так и мотивационной составляющей деятельности. Ребенок должен быть способен не только замыслить и мочь воплотить идею вещного продукта технически, но и иметь устойчивое намерение к достижению определенного предметно оформленного результата. Данная задача решается, во-первых, различной представленностью целей ребенку, что позволяет осуществить соотнесение сложности запланированных результатов и технических способностей детей при обработке различных материалов. Во-вторых, посредством «упаковки» содержания работы в культурно-смысловые контексты, которые позволяют сделать работу для дошкольников привлекательной, и, вместе с тем, выводят продуктивную деятельность в более широкое культурное пространство.
Исходя из этого, все многообразие содержаний для продуктивной деятельности задается через четыре типа работы:
1) работа по образцам;
2) работа с незавершенными продуктами;
3) работа по графическим схемам;
4) работа по словесному описанию цели-условий.
Работа по образцам и графическим схемам представляют собой преимущественно линию развития деятельности по заданным параметрам, а работа с незавершенными продуктами и по словесному описанию цели-условия – линию развития творческих возможностей.
Каждый из типов работ в соответствии с возрастными особенностями [2] детей; видом работ (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и их сочетанием предлагается детям в следующих культурно-смысловых контекстах:
– изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;
– создание произведений для собственной художественной галереи;
– создание коллекций;
– создание макетов;
– изготовление украшений-сувениров;
– создание книги;
– изготовление предметов для собственного театра.
В второй младшей и средней группах при планировании работы приоритетным является вид материала (занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию). По мере освоения детьми умений работы с материалами, который, предположительно происходит в старшей группе, воспитатель переходит к планированию работы на основании культурно-смысловых контекстов.
Развитие продуктивных видов деятельности осуществляется в двух формах: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Результаты реализации программы отслеживаются посредством наблюдений за развитием детей с использованием «карт развития».
[1] «…ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта…»
[2] Коррелируемые с возрастом умственные и сенсомоторные способности детей.
Вторая младшая группа
Основной задачей развития продуктивных видов деятельности во второй младшей группе является развитие у ребенка интереса к процессу преобразования материала в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
В рисовании, лепке, аппликации и конструировании дети совместно со взрослым изготавливают предметы для собственной художественной галереи, украшения-сувениры, игрушки и пр., передавая формы знакомых предметов, образы и явления окружающего.
В работе со всеми типами материалов взрослый решает и познавательные задачи. Обращает внимание детей на форму объектов (круглый, квадратный); объемных форм (шар, кубик, кирпичик); размер (большой, маленький, самый большой, больше, меньше; длинный, короткий; высокий, низкий); цвет (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный; некоторые оттенки: розовый, голубой); их количество (один, два, три, много, мало); взаиморасположение предметов (наверху, внизу).
Рисование красками и карандашами; лепка; аппликация и конструирование проводятся отдельно, для изготовления продукта материалы не объединяются.
Рисование. Работа ведется преимущественно с незавершенными продуктами, необходимость дорисовки которого объясняется взрослым (капустное поле, которое надо полить). Все объекты на незавершенных рисунках изображены в упрощенной реалистической (прототипической) манере с характерными деталями (например, у собаки имеется хвост), в наиболее узнаваемых ракурсах (например, собака сбоку, а не спереди), без взаимных перекрытий и перспективных искажений.
Взрослый предлагает детям незавершенные продукты, для дорисовки которых нужно проводить прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать линии (ленточки, дорожки, карандаши, дождик, забор, клетки и др.).
Когда большинство детей группы освоило рисование горизонтальных и вертикальных линий, взрослый предлагает детям незавершенные продукты, для дорисовки которых нужно проводить линии, замыкая их в округлые формы (мяч у футболистов, колеса у автомобиля, помидоры в банке), сочетать кривые и прямые линии (елка, украшенная шариками).
По мере освоения детьми рисования округлых замкнутых форм взрослый предлагает детям незавершенные продукты, подразумевающие дорисовку прямоугольных форм (книжка, флажок, вагончик и пр.). Обращает внимание детей на то, что объекты имеют характерный для них цвет (елка – зеленая, солнце – желтое).
Когда большинство детей освоит рисование линий, округлых и прямоугольных форм нужно им предложить работы по словесному описанию цели-условия, сочетающими указанные элементы. Словесное описание должно быть предельно обобщено (например, птичка, а не снегирь).
Все перечисленные выше незавершенные продукты и изобразительные материалы должны быть доступны детям в самостоятельной деятельности. В незавершенных продуктах к концу года отсутствие недостающего элемента должно быть понятным ребенку без пояснений взрослого.
Образцы для рисования в описанный период не используются.
Лепка. Взрослый в совместной деятельности с детьми предлагает детям словесное описание целей, которое осуществляется посредством раскатывания комка пластилина между ладонями прямыми движениями (палочки, колбаски и др.). Взрослый работает в ритме детей, демонстрируя им используемые движения.
Здесь и далее возможна работа с незавершенными продуктами, представляющими собой дополнения к предметам, которые лепят дети (тарелочка, на которую нужно положить колбаски и др.)
По мере освоения детьми умения к прямым движениям ладонями, взрослый предлагает изготавливать объекты путем раскатывания пластилина круговыми движениями (яблоко, мяч и др.), и их сплющивания ладонями (печенье, лепешка и др.).
Когда большинство детей научится лепить отдельные фигуры, можно предлагать им вылепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой или разной формы (снеговик из двух шариков, самолет из удлиненных кусков глины и т. д.), научив их соединять друг с другом.
Вылепленные объекты используются детьми в сюжетной игре.
Аппликация. В работе используются незавершенные продукты, представленные в виде готовых геометрических форм, вырезанных из бумаги и оснований для наклеивания, придающих работе смысл для ребенка (изготовление предметов для игры, украшений-сувениров).
Предварительная работа заключается в составлении ритмических последовательностей из мозаики.
Первоначально воспитатель, в совместной деятельности с детьми составляет орнаменты из кружков или квадратов двух цветов, чередуя их по цвету и последовательно наклеивая.
Когда дети научатся клеить и чередовать объекты по цвету, он предлагает работы с чередованием различных геометрических форм.
Затем, воспитатель вместе с детьми переходит к чередованию на полоске различных форм разного цвета.
Полученные композиции как бусы, браслеты и т.д. используются детьми в качестве украшений, подарков близких людям и предметов оперирования в сюжетной игре.
К окончанию года взрослый вместе с детьми составляет из готовых геометрических форм несложные сюжетные композиции из 2-3 частей (тележка, грибок, башенка и т. п.).
Конструирование. В сюжетной игре с использованием пространственной проекции События (игре-конструировании) взрослый показывает ребенку, как из строительного материала можно сделать дорожки, рельсы (ровным прикладыванием уложенных на большую плоскость кирпичиков друг к другу); заборы, загородки (поставив кирпичики на меньшую плоскость, расположив их на равном расстоянии друг от друга по кругу).
Постепенно воспитатель начинает показывать детям более сложные конструкции: надстраивать кирпичи плашмя (лесенка), в стоячем положении (дом, башня), делать перекрытия (ворота, скамейка, столик, мост).
Указанные постройки дополняются постройками из разнородных элементов: кирпичиков, дощечек, трехгранных призм (дом, стол, гараж).
Взрослый должен проявлять спокойный, доброжелательный интерес к работе детей, тщательно организовывать материальную среду для их работы, стремиться к образованию у них умений работы с материалом. Оценки работ детей следует избегать. Если же ребенок требует одобрения, поощрения, то оценивать следует не столько результаты работы, сколько сам процесс, а именно: напряжение, внимание, интерес, проявленный ребенком, его выдержку и достижения в доступной ему технике.
Средняя группа
Основной задачей развития продуктивной деятельности в средней группе является развитие у ребенка конкретных намерений по созданию какого-либо продукта из определенного материала, и фиксация полученного результата. Неустойчивость замысла ребенка по-прежнему определяет форму организации продуктивных видов деятельности как работу над отдельными типами материалов (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Используя различные типы представленности цели и культурно-смысловые контексты взрослый стремится к реалистичности изображения детьми объектов действительности в аспекте форм и функций объектов, без учета при этом точки зрения, ракурсов, сокращений, загораживания предметов друг другом, единовременности и т. п.
Для решения указанной задачи продолжают использоваться незавершенные продукты, основной характеристикой которых является необходимость соблюдения реалистичности формы при их доработке детьми.
Объекты незавершенных продуктов изображены с большим реализмом, чем для детей четвертого года жизни, количество деталей становится больше, и их прорисовка тщательней. Ракурсы становятся разнообразны, объекты перекрывают друг друга, используются художественные приемы, передающие перспективу.
Также в работе с различными типами материалов начинают использоваться вещные образцы (одночастные или отчетливо расчлененные).
Близкие по содержанию незавершенные продукты и образцы должны различаться по сложности (числу деталей и операций), и дети должны выбирать среди них тот, с которым они, по их мнению, могут справится.
Все виды материалов, включая краски и пластилин, должны быть доступны детям в самостоятельной деятельности.
В работе со всеми типами материалов взрослый решает и познавательные задачи, обращает внимание детей на форму плоскостных фигур (круглый, квадратный, треугольный), объемных форм (шар, кубик, кирпичик). Кроме расширенных в сравнении с младшей группой характеристик размеров (маленький, средний, большой, длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий), воспитатель обращает внимание на естественные сериационные ряды (этот шар снеговика самый большой, в середине поменьше, а наверху совсем маленький). Характеризуя цвет, воспитатель говорит не только о тоне, но и о насыщенности. Продолжает обращать внимание на количественные отношения (до 5), взаиморасположение объектов (справа, слева).
Со второй половины года дети привлекаются к дежурству по подготовке к работе: они приносят и убирают пособия, материалы.
Содержание рисования, лепки, аппликации, конструирования обуславливается событиями, происходящими в окружающем (сезоны, праздники, памятные даты), прочитываемых в данное время художественных текстов, актуальных детских игровых и познавательных интересов.
В зависимости от событийных связей взрослый использует в работе с детьми различные культурно-смысловые контексты, которые могут применяться во всех типах представленности цели. В рисовании это преимущественно «художественная галерея», в аппликации и рисовании – «украшения-сувениры»; в конструировании – «предметы для игры и познавательно-исследовательской деятельности».
В начале года работа с каждым из типов материалов используется изолировано, но, по усмотрению воспитателя, к концу года возможно перейти к сочетаниям форм продуктивной деятельности, необходимым, например, при изготовлении макета для игры.
Рисование. Воспитатель, мотивируя детей потребностями игровых персонажей и культурно-смысловыми контекстами, используя незавершенные продукты, образцы и предлагает детям рисовать круглую, овальную, прямоугольную и треугольную формы; ровно проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; изображать знакомые предметы (мяч, яблоко, осенние листья, флажки, дом с забором, дерево, цветок и пр.); различать и использовать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый; передавать окраску предметов; изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их в ряд на одной горизонтальной линии.
Воспитатель, выступая в качестве образца, приучает детей правильно держать карандаш и кисть в правой руке, левой придерживая лист бумаги, вести кистью только по ворсу, набирать достаточно краски на кисть, лишнюю отжимать о край посуды, промывать кисть, не разбрызгивая воду, осушать кисть, прикладывая ее к тряпке.
Лепка. Воспитатель, словесно формулирую цели и предлагая вещные образцы, предлагает детям изготавливать предметы для игры округлой, овальной и цилиндрической формы (яблоко, орех, морковка, грибы, столбик, колбаска). Напоминает детям приемы раскатывания прямыми, круговыми движениями ладоней, расплющивания ладонями.
Воспитатель предлагает лепить игрушек-персонажей из 2-3 элементов (снежная баба, девочка в длинной шубке, птичка и пр.); показывает детям приемы защипывания края формы концами пальцев; как закруглять и заострять пальцами конец столбика при лепке остроконечных форм (пирожки, ватрушки, печенье, морковь); оттягивать глину при лепке мелких частей предмета (клюв у птицы); вдавливать пальцами округлую форму для получения углубления — полой формы (мисочка, тарелочка); загибать края расплющенной формы, присоединять части, плотно прижимая и примазывая их (цыпленок, курица, ручка к чашке и т. п.).
Все перечисленные объекты используются детьми в сюжетной игре и для организации выставок.
Аппликация. Воспитатель предлагает работу с незавершенным продуктом, заключающейся в наклеивании готовых форм — кругов, прямоугольников красного, синего, желтого и зеленого цветов, располагать узоры из готовых форм на полосе, круге, квадрате, последовательно их наклеивать (бусы, браслеты и другие украшения-сувениры).
Воспитатель учит детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать рычаги, получая ровный разрез; разрезать поперек узкие, а затем более широкие полосы.
Использовать полученные прямоугольники и квадраты в сочетании с готовыми округлыми формами для составления простых композиций (дом, автомобиль, цветок), украшения картонных коробок. Полученные вещи используются в качестве открыток, билетов на утренник, игровых макетов и т.п.
Конструирование. В сюжетной игре с использованием пространственной проекции События (игре-конструировании) взрослый показывает детям как делать из строительного материала простые, но содержащие некоторые детали маркеры игрового пространства (мост с перилами, дом с окнами, двухэтажный дом с лестницей).
При строительстве простых, не содержащих деталей построек обращает внимание на их соразмерность и цветовые решения (мебель для кукол, лодочка, гараж).
На прогулке воспитатель предлагает строить мосты, дороги, тоннели, используя не только песок, но и дополнительные материалы (ветки, камни, дощечки).
В возрасте 5-6 лет у ребенка начинает проявляться критическое отношение к своим и чужим работам, и становится важной оценка их взрослыми. К оцениванию работ следует подходить с учетом уровня сенсомоторного развития детей, вызывающего неизбежные ошибки в изображениях (наличие схематичности, отсутствия необходимых частей изображения; диспропорциональности; статичности; «прозрачности» и т.д.). Педагог должен умело использовать и направить эту детскую критику, чтобы она не обескрыливала ребенка, но помогала, направляла и вдохновляла его к дальнейшей творческой деятельности.
Старшая группа
Основной задачей развития продуктивных видов деятельности в старшей группе является качественный сдвиг в целеполагании детей, который выражается в мотивации достижения определенного результата. Ребенок переходит от процессуальной активности — своего рода игры-экспериментирования с материалами и инструментами (где продукт в значительной мере случаен) — к целенаправленной продуктивной деятельности (с заранее определенной целью-замыслом).
Задачи развития специфических способов и умений не исчезают вовсе из поля зрения воспитателя, но приобретают вторичный характер. Воспитатель использует само стремление ребенка к реализации определенной цели, воплощению замысла в продукте с заданными (извне или самим ребенком) условиями для включения в его арсенал новых средств и способов, позволяющих совершенствовать работу.
При планировании работы воспитатель руководствуется не типом материала (рисование, лепка, аппликация, конструирование), а типами представленности цели ребенку и культурно-смысловым контекстом выполняемой работы.
При выборе типа работ цели воспитатель учитывает как линию развития деятельности по заданным параметрам, (продвигаясь от образцов к графическим схемам), так и линию развития творческих возможностей (продвигаясь от незавершенных продуктов к работе по словесному описанию цели-условия), обращая внимание на реальные возможности детей в обработке каждого из типов материала, которые еще развиты не у всех детей данного возраста.
При использовании для создания вещного продукта рисования взрослый предлагает детям цели, представленные в виде вещных образцов с очевидным составом элементов (например, у растения стебель, листья, цветок; у автомобиля кузов и колеса). Дети рисуют с натуры цветы, фрукты, овощи, игрушки.
Кроме доступных в повседневной жизни вещных образцов, воспитатель вносит разнообразие в содержание работ, предлагая использовать в качестве образцов объемные изображения с выделенными элементами.
Воспитатель обращает внимание детей на точность передачи основной формы предметов и их частей, опираясь на знание форм: круга, овала, прямоугольника, треугольника; относительную величину частей и их расположение; передачу окраски предметов на основе знания основных и дополнительных цветов.
При декоративном рисовании ребенок ориентируется не только на образцы, предложенные воспитателем, но и использует автообразцы, то есть образцы, созданные самим ребенком, требующие «умножения» (воспроизведения-копирования).
Представляя цели как доработку незавершенных продуктов, воспитатель использовать в рисовании с детьми как готовые трафареты и шаблоны, так и изображения, требующие творческой разработки (во что это можно превратить?). Это может быть либо заданный графический контур, который свободно дополняется деталями, либо отдельные живописные и графические элементы, которые связываются ребенком в единое целое в соответствии с собственным замыслом.
В рисовании по словесному описанию цели-условия воспитатель отталкивается от конкретного описание различных событий, образов, их ассоциативных связей (с опорой на художественные тексты и наблюдения) для творческого воплощения (по выбору) в предложенных материалах (возможно сочетание с незавершенным продуктом); подкрепляя описание различного типа книжными иллюстрациями, репродукциями, образцами прикладного искусства.
В течение всего года, работая вместе с детьми, воспитатель показывает им, что не нужно нажимать сильно на карандаш, надо держать его наклонно, штрихи накладывать равномерно, легким движением в одном каком-либо направлении, туда и обратно.
При рисовании краской воспитатель обращает внимание детей на то, что нужно хорошо насыщать кисть краской; проводя линии, держать ее вертикально, а, раскрашивая рисунок, наклонно проводить ею в одном направлении: слева направо, сверху вниз, наискось.
В декоративном рисовании воспитатель отдельно показывает детям, как наносить узор мазком, волнистыми и дугообразными линиями.
При работе с пластическими массами, так же как и в рисовании, взрослый предлагает детям вещные образцы простых по форме предметов (овощи, фрукты), а также более сложные (некоторых животных, кукол).
В течение всего года, работая вместе с детьми, показывает им, как пользоваться движениями всей кисти руки и, главным образом движениями пальцев: скатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание, сглаживание, передавая характерные, детали формы. Учит детей скреплять части вылепленной фигуры, прижимая их одну к другой и сглаживая места скреплений, лепить предметы из одного куска, сглаживая поверхность глины пальцем, смоченным в воде, если лепка будет раскрашиваться.
При лепке составных объектов взрослый предлагает детям пооперационные схемы (планы), содержащие до 4 — 5 операций (данные в последовательности объемных изображений). Они могут быть двух видов: либо в виде последовательности присоединения друг к другу отдельных элементов, либо как изображение трансформации цельного куска пластической массы.
При использовании в работе аппликации воспитатель предлагает детям различные образцы. Это плоскостные изображения с расчленяющей сеткой (которые могут использоваться как основа для наклеивания), позволяющими сделать точно такой орнамент, коллаж, постепенно усложняя рез бумаги, начиная с формы квадрата, треугольника, трапеции, и продолжая образцами, подразумевающими вырезывание элементов округлой формы (сначала они предлагаются готовыми).
Воспитатель предлагает детям создавать орнаменты с использованием автообразцов, в которых отдельные элементы создаются и затем копируются ребенком.
В течении всего года воспитатель показывает детям эффективные приемы вырезания из бумаги путем предварительного сложения листа (симметричные формы из сложенного вдвое листа, орнаменты из листа «гармошкой»).
В конструировании из бумаги воспитатель предлагает детям для работы схемы-выкройки (с общепринятой символикой — линии разрезов, сгибов, места соединений).
Также воспитатель предлагает детям пооперационные схемы (планы), содержащие до 4 — 5 операций (данные в последовательности объемных изображений).
При конструировании из строительного материала, конструктора, наборов столярных элементов и пр. планы представлены как схемы последовательного присоединения отдельных элементов.
При конструировании из бумаги, проволоки и другими не подразумевающими разделения ребенком материала планы работы представляют схемы последовательной трансформации исходного целостного материала.
Также при работе с некоторыми конструкторами, подразумевающими сложную сборку (обусловленную наличием незначительно отличающихся элементов, их сложной формой, наличием элементов с зеркальной симметрией и т.п.) применяются схемы-чертежи соединения элементов в наиболее понятной плоскостной проекции, подкрепленной объемным изображением вещи.
Учитывая сочетания видов материала с типами представленности цели, обусловливающие сложность достижения предполагаемого результата, воспитатель планирует работу, основываясь на культурно-смысловых контекстах. Они служат «упаковкой» дидактически важного содержания, обусловливая привлекательность работы для дошкольников, и в то же время выводят продуктивную деятельность в более широкое культурное пространство. Часть из них использовалась ранее, а в старшей группе они начинают использоваться во всей полноте.
1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов, обслуживающих познавательно-исследовательскую деятельность детей. Работа в этой «упаковке» строится, по преимуществу, на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивные, изобразительные, бумага, ткани и пр.) и развивать соответствующие специфические умения и навыки.
Подбор конкретной тематики зависит от актуальных игровых интересов детей группы (например, самолеты и кораблики или мебель для маленьких кукол из объемных модулей и бумаги и т. п.) и реализуемых в этот момент задач познавательно-исследовательской деятельности (к примеру, картонные горки и трамплины для опытов с движением, парашюты и вертушки для опытов с воздушными потоками).
Возможны все типы работы, но наиболее адекватна для этой «упаковки» работа по образцам и схемам.
2. Создание и оформление работ для собственной художественной галереи. Эта «упаковка» связана, в основном, с художественной изобразительной деятельностью (графика, живопись, лепка, коллаж-аппликация) и соответствующими материалами. Используется для введения детей в виды и жанры изобразительного искусства, знакомства с основами гармонии линий, цветов, масс (объемов), гармоничным сочетанием частей в целостном пространстве (композицией).
Целенаправленное создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции собственной художественной галереи (по жанрам, темам, материалам) позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование специфических для изобразительной деятельности умений и навыков.
Для этой «упаковки» более всего подойдут работа с незавершенными продуктами (свободное завершение неопределенных цветовых и графических набросков, кляксография и т. п.) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, замыслов, словесное описание детьми будущего результата). В отдельных случаях возможна работа с использованием образцов (например декоративное рисование).
3. Создание коллекций разного рода и их оформление (от оформления гербария до создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для воображаемый страны и т. п.). Работа в этой «упаковке» преимущественно связана с моделированием отдельных вещей (включающим собственно конструктивные и художественные элементы) и их классификацией, связывающей ее с познавательно-исследовательской деятельностью. Может использоваться для введения детей в культурное пространство Музея как места сбора и хранения коллекций (возможен выход на создание собственного музея).
Наиболее подходящие типы работы — по образцам и схемам (возможно использование и других типов работы).
4. Создание макетов как предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических), представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре. Работы в этой «упаковке» могут быть постепенно дополняющимися, длящимися настолько долго, насколько долго удерживается в группе увлечение той или иной историей, сказкой, игрой. К примеру, макеты сказочных царств с дворцами и крепостями, космодромов и аэродромов, морских портов и городов, зоопарков и крестьянских подворий, различных ландшафтов. Работа такого рода включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Она сочетается с введением элементарных представлений о природных и культурных ландшафтах, о видах архитектурных сооружений, искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей.
Самые подходящие типы работы — с незавершенным продуктом (частично оформленным воспитателем полем макета, требующим заполнения) и по словесному описанию (обсуждение предполагаемых элементов макета). Возможно сочетание этих типов работы с работой по образцам («умножение» отдельных элементов макета).
5. Изготовление украшений и сувениров к тем или иным общезначимым событиям (праздникам). Работа в этой «упаковке» дает возможность широкого использования разнообразных материалов (включая элементы рисования, аппликации, конструирования); связывает детскую жизнь с традициями и обычаями общества; ориентирует на художественное оформление пространства или вещи. Примерами могут служить поздравительные открытки и пригласительные билеты, афиши и праздничные панно, гирлянды, елочные украшения, подарки близким и пр.
Целесообразно использование всех типов работы.
6. Создание и оформление Книги. Эта «упаковка» включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей, подготовке и сборке тематических словарей с собственными рисунками (или специально подобранными и наклеенными), ведению летописи группы, дневника природы и пр. Такая работа предполагает развитие изобразительных умений (иллюстрация-рисунок: предметный, сюжетный, орнамент). Она используется для введения многоаспектного представления о книге (книга — как вещь, как синтез искусств, как источник знания); связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма. Может иметь выход на создание собственной библиотеки группы как хранилища приобретенных знаний.
Наиболее подходящие типы работы — с незавершенным продуктом и по словесному описанию.
7. Подготовка материалов для собственного Театра (спектакля). Театр как общий смысловой контекст для разнообразных работ (изготовление декораций, реквизита, элементов костюмов для спектакля, материалов для кукольного и плоскостного театра и пр.) связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы. Сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с разными инструментами.
Возможно использование всех типов работы для этой «упаковки».
Оценка взрослым результатов работы детей дается по-прежнему лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.
Подготовительная к школе группа
На седьмом году жизни у детей в целенаправленной продуктивной деятельности (с заранее определенной целью-замыслом) начинает работать и мотивация «сделать вещь хорошо» (то есть становятся значимыми внутренние и внешние стандарты качества).
Поэтому, работа организуется в целом так же, как и в старшей группе, но при выборе типов работ учитывается, с одной стороны, более совершенные умения детей в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, а с другой – возросшие аналитические способности детей и рост их способности к знаково-символическим обобщениям.
В работе по образцам детям предлагаются уже не вещи с очевидным составом элементов, а вещные нерасчлененные образцы, требующие анализа составляющих их элементов (как это сделано? как сделать такой же?). Такого же анализа требуют от ребенка и графические образцы.
В работе с незавершенными продуктами дети способны дополнять «пустоты» в целом не только используя различные трафареты и шаблоны, но и самостоятельно подгоняя элементы по заданным условиям.
В работе по графическим схемам происходит усложнение пооперационных схем (планов). Изображения операций может даваться не только в последовательности реалистических изображений, но и в обобщенно-условной форме. Число отображенных операций на схемах возрастает до 7-9.
Схемы-чертежи соединения элементов даются в одной-двух плоскостных проекциях, без обязательного дополнения реалистическим изображением вещи.
Воспитатель показывает детям, что при разработке творческого замысла целесообразно пользоваться предварительной схематизацией (в чертеже, эскизе, наброске).
В работе по словесному описанию цели-условия следует использовать не конкретные предложения, подкрепленные реалистическими изображениями предметов и конкретных описаний различных событий, образов, как это делалось в старшей группе, а делать более обобщенные предложения. Для детей подготовительной к школе группы становится возможным обобщенное описание цели в виде указания темы, жанра, категории образов (с опорой на художественные тексты и наблюдения и без таковой) — для творческого воплощения в предложенном материале или разнообразных материалах, по выбору. Возможно подкрепление в виде разнообразных книжных иллюстраций, специально подобранных репродукций; альбомов — по жанрам, изобразительным материалам; реальных образцов прикладного искусства.
Оценка взрослым результатов работы детей дается по-прежнему лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось, но в данном возрасте воспитатель становится более требователен к деталям.
Литература
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. Москва: Линка-пресс, 2007. 208 с.
- Якобсон С.Г. Что и как развивается у детей 4-5 лет // В кн.: Дошкольник. Психология и педагогика возраста / ред. С.Г. Я. Москва: Дрофа, 2008. С. 68-79.
- Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников. // Вопросы психологии, Mar 1988. С. 30.
- Доронова Т.Н. Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателей дет. сада. Москва: Просвещение, 1992.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.2. Педагогика, 1986. 392 с.
- Макклелланд Д. Мотивация человека. Москва: Питер, 2007. 669 с.
- Флерина Е.А. Изобразительное искусство в детских учреждениях. Пособие для высших учебных заведений и педагогических техникумов. Москва: ГУИПИ, 1934. 96 с.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. Москва: Просвещение, 1965. 240 с.