РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О парциальных программах дошкольного образования

Понятие «парциальная программа» распространилось относительно недавно, с легкой руки авторов ФГОС ДО (см. п. 2.9). Введение данного понятия было обусловлено идеей вариативности.

При этом, под вариативностью[1] в данном смысле подразумевалось многообразие программных продуктов, без которых, по мнению авторов ФГОС ДО и их предшественников (Стеркиной Р.Б. и мн. др.) немыслима эффективная организация дошкольного образования.

В мировой дошкольной педагогике существует одно глобальное заблуждение. Оно заключается в том, что решить проблему различного темпа развития детей дошкольного возраста (существующее по причине индивидуальных различий) можно многообразием вариативных программ. Данная мысль, которую кроме как глупой больше никак назвать нельзя, была заимствована из образовательной системы США реформаторами 90-х годов.

Вариативность должна быть, но ей место внутри каждой программы. Принцип простой: определил характеристики детей группы и на основании полученных данных изменил содержание образования. Бесспорно, это «общая температура по больнице», но это много лучше, чем ничего. При этом, говоря об индивидуальном подходе к каждому ребенку, нужно понимать, что в условиях детского сада он может осуществляться только в случае небольших отличий от нормы, в остальных случаях — это не забота педагогов, этим занимаются клинические психологи и дефектологи.

Поэтому мы с одобрением относимся к внедрению ФОП ДО, несмотря на ее ряд очевидных недостатков.

Следствием неверно трактуемого понятия «вариативность» является понятие «парциальная программа», и сегодня они очень востребованы. Несмотря на то, что содержание дошкольного образования сегодня едино для всех, «парциальная программа по ФОП ДО» является одним из самых популярных запросов в данной области сегодня, а в популярном Телеграмм-канале предлагается купить анализ существующих парциальных программ.

Это объясняется тем, что содержание ФОП ДО очень тяжеловесна, и потому сложно для понимания. Структура образовательных областей невнятна и противоречива; целевые ориентиры абстрактны и не определяемы практически; программа воспитания написана совершенно бездарно и выглядит чужеродным, «шитым на живую нитку» элементом ФОП ДО.

При этом использование авторских комплексных программ не поощряется, а парциальных программ – разрешено, что и заставляет педагогов-практиков искать в них отраду и успокоение.

Усиливается данная тенденция требованием разработки вариативной части, в которой надо тоже что-то написать, и парциальные программы подходят для этого идеально.

Возникает резонный вопрос: «Какие парциальные программы имеет смысл использовать?».

Казалось бы, ответ прост – любые. Сегодня не существует ни одного нормативного акта, ограничивающего использование парциальных программ. Нет и их дефицита. Учитывая существовавшую маркетинговую стратегию лидеров книжного рынка в сфере дошкольного образования в последние десятилетия, которая заключалась в искусственном наращивании УМК, парциальных программ существует множество, и еще больше будет опубликовано в ближайшее время.

Но, прежде чем без разбору скачивать и, тем более, покупать парциальные программы мы бы рекомендовали проявить некоторую разборчивость. Дело в том, что большинство парциальных программ носит явно коммерческий характер, и являются явно избыточными, «умножая сущности сверх необходимости». Часть из них направлена на то, чтобы их пользователь купил что-то дорогое (STEM технологии и подобные), другая – чтобы он начал активно увеличивать свои знания о несуществующих явлениях, наподобие финансовой грамотности дошкольников. И, что является очень досадным, пока что не существует ограничивающих факторов для неумеренного потребления детскими садами низкокачественного и ненужного детям содержания.

Поэтому, мы предлагаем сначала оценить существующие тенденции развития отечественного дошкольного образования.

Мы намеренно употребляем слово «тенденции», так как авторы ФОП ДО, которые взяли на себя роль «кормчих» отечественного дошкольного образования, действуют без определенной цели. Они начали дело (написали ФОП ДО), но явно не понимают, к чему они стремятся, и чем завершится начатое. К их чести надо сказать, что они стараются, добросовестно организуют семинары и сочиняют методические рекомендации. Но, по причине отсутствия минимального опыта в области дошкольной педагогической практики и тем более, создания программных продуктов, их достижения, к сожалению, пока что невелики.

Первая тенденция заключается в том, что что ФОП ДО отходит от представления вариативности как многообразия программ, и приходит к пониманию вариативности как разнообразию содержания образования внутри программы, в зависимости от характеристик группы детей. Об этом говорит сам факт существования ФОП ДО, а также регулярное обращение авторов ФОП ДО к работам Н.А. Коротковой, основополагающим принципом которых является соотношение баланса культурных практик (игры, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности) в зависимости от наличного уровня проявлений различных типов инициативы. Насколько можно судить, это единственная рабочая модель вариативности (индивидуально-дифференцированного похода) в мировой педагогике. Она очень проста, и поэтому сложна для понимания. Но, сам факт обращения авторов ФОП ДО к идеям Коротковой внушает надежду на то, что использование последних будет расширено.

Вторая тенденция заключается в уменьшении влияния коммерческих издательств на дошкольное образование, и отстранение ФОП ДО от частного авторского содержания. По словам Е.И. Изотовой через какое-то время будет создана рабочая группа дошкольному образованию при Федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию (ФУМО), которая будет оценивать парциальные программы и другие элементы вариативной части.

Есть все основания надеяться, что результаты работы ФУМО не сведутся к симуляции, наподобие деятельности ФГАУ ФИРО по созданию «Навигатора образовательных программ». Не для кого ни является секретом то, что за небольшое вознаграждение в «Навигатор…» мог попасть абсолютно каждый, и никакого серьезного обсуждения, рецензирования с последующими доработками и т.д. в процессе так называемой «экспертизы» не проводилось.

Если в ФУМО будет осуществляться хоть сколько-нибудь серьезное обсуждение парциальных программ, выдержат его немногие. Предполагаем, большинство «срежется» либо на том, что содержание программ абсурдно (типа, финансовой грамотности дошкольников), либо на том, что содержание дублирует ФОП ДО.

Надо сказать, что авторы ФОП ДО при ее написании действовали по принципу «лучше больше, чем меньше», и проявили немалое трудолюбие. При практическом отсутствии структурной целостности, объем и разносторонность ФОП ДО поражает воображение, и ее текст напоминает сосуд, наполненный до краев. Создается впечатление, что авторы страшно боялись упустить что-нибудь важное, и поэтому включали в содержании все что нужно, и что не нужно, но может когда-нибудь пригодится.

Поэтому, пытаться использовать столь любимые народом парциальные программы по развитию отдельных интеллектуальных способностей (логике, математике и т.п.); развитию отдельных психических процессов (речи, воображения, восприятия); по развитию физических характеристик в целом (это любимая тема авторов ФОП ДО); по обучению ОБЖ; по патриотическому воспитанию, по отдельным видам продуктивной деятельности (рисованию, лепке, конструированию и т.п.) мы бы не рекомендовали. Часть из них дублирует ФОП ДО, а часть откровенно бессодержательны.

Точно сгодятся парциальные программы, построенные на наличии в детском саду каких-либо эксклюзивных условий, например, бассейна или наличия ярко выраженного регионального компонента. Но, все перечисленное есть далеко не у всех.

Весьма перспективным является описание в вариативной части организации повседневно-бытовой жизни детей. Но, в форме парциальной программы данное направление оформлять нельзя, иначе мы повторим ошибку авторов федеральной рабочей программы воспитания, представляющих воспитание как нечто изолированное.

На мой взгляд, беспроигрышным является доработка вариативной части за счет использования парциальных программ по игре, продуктивным видам деятельности и познавательно-исследовательской деятельности в том виде, как представляет указанные культурные практики Н.А. Короткова.

Мы абсолютно уверены в следующем. Во-первых, любая из перечисленных программ принесет пользу детям, и одновременно с этим, облегчит работу воспитателя.

Во-вторых, указанные программы выдержат любую, самую тщательную экспертную оценку. Незаслуженно малое распространение работ Н.А. Коротковой обусловлено тем, что их практически невозможно дополнить, и тем более, критиковать. В научной среде такое положение дел не приветствуется.

В-третьих, за последние десять лет нами в содружестве с педагогами-практиками подготовлен изрядный задел для того, чтобы сделать работу по развитию игры, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности еще проще.

1) В 2015 г. нами была разработана цифровая платформа для использования педагогической диагностики на основе «карт развития» Н.А. Коротковой и созданы учебные фильмы по ее использованию.

Сегодня «картами развития» в цифровой форме пользуется более 2000 воспитателей.

Цифровая платформа обеспечивает условно «вечное» хранение данных (они могут использоваться в начальной школе). Нами используются математические алгоритмы для проверки достоверности данных, вносимых воспитателями. Реализуется вывод данных в печатной форме (согласованной коллективно на основании опросов старших воспитателей).

2) В 2020 г. нами были разработаны основания для осуществления наблюдений за развитием детей в повседневно-бытовой деятельности (на основе программ воспитания 1962-1992 гг.). С содержанием диагностики можно ознакомиться здесь:

https://miridetstva.ru/tekstyi/1614-primernaya-rabochaya-programma-vospitaniya/#nabl_vosp

В данный момент мы осуществляем апробацию цифровой формы данной диагностики.

Чтобы испытать в деле обе диагностические карты надо зарегистрироваться по ссылке от имени старшего воспитателя (можно вымышленного).

3) Кроме того, существует возможность проектирования вариативного плана  по результатам наблюдения за детьми (разумеется, учитываются только уровни инициативы по картам развития Н.А. Коротковой). Если зарегистрироваться по ссылке выше, можно и его испытать. Его особенность заключается в том, что возможно менять количество занятий и их вид в зависимости от «западания» того или иного типа инициативы. Например, если западает творческая инициатива, увеличивается время на сюжетную игру и продуктивную деятельность по словесному формулированию цели-условия и т.д. Логика описана Н.А. Коротковой в 2-х статьях:

Проблема дифференцированного подхода к образовательному процессу в детском саду

Пути гибкого проектирования образовательного процесса в детском саду

В настоящее время система, состоящая из «карт развития», наблюдений за развитием детей в повседневно-бытовой деятельности и банка занятий дорабатывается в соответствии с требованиями ФОП ДО для использования в качестве календарного плана воспитательной работы.


[1] Наличие нескольких или многих вариантов чего-либо; неоднородность, изменчивость