РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Доронов С.Г. Изготовление мозаичных макетов-карт, 2011 г.

Игрушка является неотъемлемым элементом сюжетной игры ребенка-дошкольника. Она должна органично вписаться в предметную среду, окружающую ребенка.

Предметное изобилие современной культуры скорее усложняет, чем упрощает задачу создания оптимальной предметной игровой среды для игры детей. Для того, чтобы создать оптимальную предметно-игровую среду,  взрослому необходимо четко представлять, какую функцию выполняет игрушка в сюжетной игре.

Основным структурным элементом сюжетной игры является воображаемая ситуация (сюжет), которую ребенок создает и развертывает в процессе игры, рекомбинируя различные известные ему содержания. Таким образом, сюжет игры представляет собой вымышленную событийную модель, которую весьма условно можно сравнить с художественным произведением, а играющего ребенка – с писателем. Игрушки в этой вымышленной модели выполняют роль предметных опор, так как психическое развитие ребенка-дошкольника пока недостаточно для того, чтобы оперировать  в смысловом пространстве создаваемой модели исключительно мысленными образами, объединяя их в один целостный сюжет.

Представления о сюжете игры, как некой воображаемой модели делают необходимыми наличие игровых предметов трех типов: игрушек-персонажей (ролевых атрибутов), предметов оперирования и маркеров игрового пространства[1], обобщенно  повторяющими типологию предметов реального мира. Так, для любого сюжета игры ребенку понадобятся: какой-либо персонаж (или средство обозначения роли, если сюжет строится от «первого лица»), предметы, которыми оперирует этот персонаж (начиная от ложки и заканчивая автомобилем). Все события с персонажем происходят в каком-либо месте, обозначаемом игровым маркером, например, кукольном доме.

Каждый из игровых предметов может быть различной степени условности. Это может быть как условная игрушка, лишь «намекающая» своим внешним видом на целый класс реальных предметов, так и реалистичная. Например, классическая детская игрушка – автомобиль может быть представлена как в виде деревянного бруска  с нарисованными колесами, так и каретой «скорой помощи».

В возрастном аспекте изменений предметно-игровой среды существует общая тенденция: от присутствия в игре всех сюжетообразующих элементов в раннем и младшем дошкольном возрасте до наличия в игре только одного из типов игрушек,  который выполняет функцию запуска и поддержки игры.

К старшему дошкольному возрасту среди всех типов игровых материалов (игрушек-персонажей, предметов оперирования и маркеров игрового пространства) оптимальным средством для развития сюжета игры становится именно многотемный маркер игрового пространства.

Маркеры игрового пространства бывают двух типов  – 1) макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, ориентирующие ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них («кукольный дом», «крепость-замок/дворец); 2) макеты-карты, отображающие определенную территорию, и направляющие воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся на в этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты).

Ознакомившись с игровыми предметами, так или иначе маркирующими  игровое пространство в детских садах, мы обратили внимание, что именно универсальные макеты (многотемные маркеры пространства) там практически отсутствуют. Подавляющее большинство маркеров представляют собой разнообразные прилавки, парикмахерские, магазины, мастерские, бензоколонки, т.е. являются тематически определенными маркерами. Макеты-модели LEGO и их аналоги имеют конкретное тематическое содержание, например «Аэропорт», «Пожарная часть», «Мастерская». Различные кукольные дома также характеризуются естественной бытовой направленностью обстановки. Нередко в дошкольных образовательных учреждениях можно встретить плоскостные макеты, изготовленные из мягкого полимерного материала, входящие в состав некоторых наборов для конструирования, или из ткани, которые используются как коврики для игры. Изображение, нанесенное на них излишне детально, и не отвечает требованиям многотемности и универсальности, обычно отражая городской пейзаж.

В поиске подходящего материала мы обратились к идее Н.А. Коротковой о мозаичных макетах-картах. Мозаичные макеты-карты – это набор листов из плотного материала, на которые нанесены условные изображения. Нами разработаны 4 тематических макета: «Город» и «Порт» (городской ландшафт), «Остров» и «Река» (природный ландшафт).

Важные характеристики макетов – узнаваемость (несмотря на условность) и совместимость друг с другом. Они могут быть соединены в одно целое для совместной игры нескольких детей или использоваться для индивидуальных игр. Каждый макет-карта составлен из двух частей. По размеру половинка макета соответствует размеру стандартного детского стола, что позволяет играть не только на полу, но и за столами. Используя отдельный макет-карту или его половинку, ребенок имеет возможность отделить свое личное игровое пространство. В то же время он может при желании объединять его с «игровым миром», созданным другим ребенком. Макеты-карты можно объединять в любой последовательности. В случае разногласий в ходе совместной игры, любой ее участник имеет возможность «выйти» с фрагментом макета из общей игры и продолжить играть самостоятельно, не разрушив созданных построек. Мозаичные макеты-карты объединяют в общем игровом пространстве игровые предметы различного тематического содержания. Они просты в изготовлении и удобны для использования в условиях группового помещения. Мозаичные макеты-карты соразмерны детским столам, игрушкам-персонажам и предметам, которые дети обычно используют в режиссерской игре. Макет «Город» может стать Цветочным городом Незнайки и его друзей, или, например, космодромом ; макет «Остров» – Островом сокровищ или островом Буяном ; макет «Река» – деревней, страной динозавров. Игровые замыслы воплощаются благодаря наполнению макетов различными строениями (домиками, маяками, фермами), транспортом (автомобилями, кораблями, самолетами). Игровой мир заселяется фигурками реально существующих или фантастических животных, с которыми происходят различные события. Достаточно одной совместной игры, чтобы дети начали включать макеты в самостоятельную игру (воспитатель демонстрирует вариант игры, используя небольшое количество игрушек и фигурок).

При выборе материала мы исходили из того, что он должен быть достаточно прочным и жестким, чтобы дети могли передвинуть уже «обустроенный» лист, сохранив постройки, и в то же время достаточно легким, если они задумают его перенести. Экспериментальные образцы изготавливались на древесноволокнистой плите (ДВП) толщиной 4 мм. Значительное внимание уделено цвету и графике. Изображение должно быть, с одной стороны, условным и лишь «намекать» на возможное направление в развитие сюжета, с другой – понятным для всех детей, вне зависимости от их уровня развития, кругозора и окружающей культурной среды; оно не должно изобиловать излишней детализацией, которая отвлекала бы детей от восприятия макета в целом.

Мозаичные макеты-карты не только активизируют сюжетную игру старших дошкольников, но и вписываются в общую предметно-пространственную среду группового помещения. Листы макетов, расположенные вертикально (у стены или в специальной стойке), компактны и удобны для хранения в ограниченном пространстве. Полифункциональность и трансформируемость позволяет использовать их в продуктивной деятельности, когда «игровой мир» создается самими детьми не из готовых мелких игрушек, а из пластилина, бумаги, разнообразного бросового и природного материала.

     Как сделать карты-макеты

Макеты-карты несложно изготовить самостоятельно. Как показывают наши наблюдения, наибольшие сложности возникают при нанесении рисунка на макеты «Город» и «Порт». На этих двух макетах присутствуют схематические рисунки «дорог», и важно добиться того, чтобы они оптимально соединялись вне зависимости от положения макета-карты. Для этого нами была составлена специальная схема с нанесенными опорными точками, которые упрощают копирование рисунка (см. стр….). При изготовлении макетов «Остров» и «Река» подобная точность не нужна, и рисунок можно наносить произвольно.

Инструменты: ручная пила, циркуль, рейсшина (100 см) или рулетка.

Материалы: лист ДВП, алкидные или акриловые краски (желтая, зеленая, голубая, серая или коричневая)[2].

1. Купите лист древесноволокнистой плиты (оргалита) размером 122 × 214 см и толщиной 3–4 мм. Лучше «раскроить» его на детали 100 × 70 см прямо на месте для удобства транспортировки. Резку удобно осуществлять ручной пилой с мелким зубом и аналогичными функционально инструментами. Из других материалов также можно использовать фанеру ФКМ толщиной до 4 мм, гофрированный картон и др. Основное требование к материалу – устойчивость к скручиванию. Лист размером 50 × 70 см должен выдерживать равномерно распределенную нагрузку до 3 кг без существенных деформаций.

2. Нанесите грунт на материал, если он недостаточно плотный и сильно впитывает краску.

3. Руководствуясь схемой, с помощью рейсшины или другого средства измерения нанесите опорные точки на лист. Отсчет ведется от левого верхнего края листа. Например, для правильного расположения точки, обозначенной как 45: 10, необходимо отмерить 45 см по горизонтали, и 10 см по вертикали.

4. Соедините опорные точки линиями в соответствии со схемой. Прямые линии удобнее наносить с помощью рейсшины. Кривые не нуждаются в точном копировании и могут быть произвольной формы.

5. Нанесите краску желтого цвета (алкидную или акриловую) с помощью кисти. При подборе краски необходимо учитывать, что тон цвета должен быть ненасыщенным (в обычную желтую алкидную эмаль необходимо добавить белой эмали). Этот цвет можно «выпустить» за границы разметки, он будет закрыт более темными тонами. Высушите макет в соответствии с инструкцией к краске.

6. Последовательно нанесите остальные цвета в следующем порядке – голубой, зеленый, серый. Не огорчайтесь из-за того, что границы получились не очень ровными. Это не принципиально. Существенна только геометрия макетов «Порт» и «Город» для дальнейшего успешного совмещения их друг с другом.

7. Загрунтуйте обратную сторону макета. Если этого не сделать, он будет деформироваться от неравномерного поглощения влаги.

8. Разрежьте макет пополам.


[1] Использованная классификация предложена Н.А. Коротковой

[2]  В торговой сети присутствуют данные цвета, но они чрезмерно насыщенные. Их надо «разбелить». Для этого и нужна белая краска. Если вы заказываете краску по каталогу, то белый цвет не понадобится.