УТВЕРЖДЕН постановлением президиума РАО от «30» ноября 2023 года № 8/2
Этический кодекс наставника в Российской Федерации
Оглавление
Введение
Проблема этики наставника – самая важная проблема наставнической деятельности. Понимание высокой нравственности наставника присутствовало всегда, на протяжении тысячелетий существования человеческой цивилизации. Эта проблема значима в условиях современности, в числе характеристик которой не только высочайшие достижения человеческого духа и разума, но и деяния с катастрофическими последствиями, девальвация ценностей, риски, угрожающие цивилизации в целом.
Наставник – это не только функция, это – миссия, при исполнении которой требования к личностным и нравственным качествам наставника достаточно высокие.
Однако решение этических вопросов не связано только с оценкой качеств наставника, оно в первую очередь связано с созданием и регуляцией этических норм. Этические нормы существуют в науке, на производстве в целом и на конкретных промышленных предприятиях и т.д. Известно, что многие государственные организации, корпорации, предприятия, учреждения культуры, университеты, школы имеют свои этические кодексы, правила и тому подобные документы, определяющие нормативные требования либо рекомендации к моральному облику, имиджу, стилю общения и нормам поведения сотрудников организации.
Наставничество – уникальное явление, очевидна необходимость наставнику в дополнение к соблюдению имеющихся общих этических норм иметь еще и специфические качества, создавать условия деятельности, применять методы взаимодействия с подопечными особого характера.
Наставничество как деятельность имеет двойную направленность. Это и процесс передачи знаний и умений, и форма влияния на профессиональное и личностное развитие человека. Наставничество в любом виде профессиональной, образовательной и иной деятельности и в любых формах всегда имеет педагогическую составляющую. При этом не каждый педагог может стать наставником, как и наставник далеко не всегда педагог по профессии.
Наставничество в любой профессии при любом обучении и воспитании транслирует личный нравственный опыт наставляющего.
Этический кодекс предписывает наставнику стремиться к получению психолого-педагогических знаний, с педагогических позиций планировать и оценивать взаимодействие с подопечными. Следовательно, организациям, особенно производственным, целесообразно решить, как и в какой форме наставник может получать психолого-педагогические консультации по поводу разрешения трудных вопросов взаимодействия с подопечным.
Исходя из значения слова «наставник», суть его деятельности сводится к наставлению, что трактуется в различных словарях как совет, поучение, то есть наставить – означает посоветовать, научить, вразумить, «наставить на путь истинный». В Этическом кодексе применяются следующие общеупотребительные термины: наставник, наставляемый, подопечный, участники наставнической деятельности.
Общие положения
Этический кодекс наставника в Российской Федерации создан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Всеобщей декларацией прав человека («Международный пакт о правах человека») от 10.12.1948, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», «Концепцией развития наставничества в Российской Федерации», утвержденной постановлением президиума Российской академии образования 29.06.2023 (далее – Концепция).
Этический кодекс наставника подготовлен в целях: создания возможностей для более полной реализации Концепции; определения системы норм, легитимных в современном обществе и предписываемых для исполнения участникам наставнической деятельности; оказания помощи наставнику в правильном выборе поступков и действий в условиях нравственной дилеммы; трансляции ценностей в виде определенных норм (правил) и принципов через призму профессиональной деятельности.
Этический кодекс наставника в Российской Федерации представляет собой систему требований к поведению и моральным нормам лиц, осуществляющих наставническую деятельность. Эти требования основываются на нравственных принципах и нормах российского общества и государства. Кодекс призван служить основой для формирования морально-нравственных качеств наставников, инструментом общественного и внутриинституционального контроля за деятельностью наставников, барьером для рисков и негативных последствий недобросовестной наставнической деятельности.
Человек, принявший решение выполнять функции наставника, должен осознавать, что требования к соблюдению им этических норм строже, чем к обычному гражданину.
Положения Этического кодекса рекомендуются для применения во всех сферах жизнедеятельности, где используется вышеназванная Концепция.
В организациях могут быть созданы и консультационные службы для оказания помощи наставникам, для разрешения этических конфликтов и конфликтов интересов между наставником и подопечным, между наставником, подопечным и третьими лицами.
Наставническая деятельность не должна осложняться избыточным контролем, мелочной опекой и регламентацией. Поэтому Этический кодекс направлен как на помощь наставникам, так и на помощь руководству организаций, которое должно изыскивать способы оказать содействие наставникам в их благородном и нелегком деле, по достоинству оценить их труд, тем более, что традиционно наставники в Российской Федерации поддерживаются и награждаются наградами разного уровня, однако при этом вовремя заметить неудачи и промахи в работе наставника и принять соответствующие меры. Здесь имеется тонкая грань между необходимостью доверять и помогать, не переходя к надзору и излишней отчетности.
Виды норм этики наставничества
Принципы и нормы наставнической деятельности базируются на определенных видах норм этики:
общесоциальные нормы, регулирующие отношения между наставником и обществом в целом, следовательно, и между наставляемым и обществом, потому что наставник своим поведением и своими советами показывает наставляемому пример отношений в обществе;
внутрисоциальные нормы, определяющие взаимоотношения наставника с наставляемым, наставника и его ученика с членами коллектива организации. Эти нормы, с одной стороны, тесно связаны с общесоциальными нормами, потому что регламентируются ими, а, с другой стороны, имеют свои специфические особенности, свойственные данной организации и ее представителям. Здесь перед наставником стоит непростая задача – сделать эти нормы понятными и легитимными для наставляемого во всех их взаимоотношениях, а иногда и противоречиях;
мировоззренческие нормы и ценностные установки – самый сложный, основополагающий вид норм, усвоение которых определяет качества личности, ее ценности, мировоззрение, отношение к миру, людям и к себе.
Эти виды норм отражают комплекс взаимодействий в процессе наставнической деятельности.
Создание норм всегда базируется на ценностях, поэтому:
а) важно определить ценности, которые постулируют цели наставнической деятельности и применяемые наставником методы, приемы и средства; Этический кодекс опирается на ценности, определенные Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
б) сделать нормы легитимными наставляемым, членам определенного социума, в котором ведется наставническая деятельность, в противном случае практически невозможно добиться успеха в работе наставников.
При этом важно понимать, что при всей регламентации этических принципов и норм должны присутствовать у наставника благородство и порядочность, должна быть воспитана вера в идеалы, личная этичность и возникающая отсюда моральная ответственность за воспитанников.
Этический кодекс направлен на недопущение примитивизации целей, ценностных ориентиров, формализации наставнической деятельности, потребительского отношения к высоким задачам наставничества ради достижения личных утилитарных целей.
Долг этичного наставника – заботиться о своих подопечных, помнить о своей ответственности за людей, направлять свои усилия на поддержание положительного имиджа своей профессии, организации.
Основные этические принципы наставников
- Принцип уважения к личности: признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов, чести и достоинства подопечного. Нравственный долг и обязанность наставника – сформировать осознание необходимости исполнения этого принципа у подопечного.
- Принцип уважения к труду: формирование наставником и окружающими у подопечного осознания ценности труда, развитие трудолюбия, навыков заботы о результатах чужого труда и о наследии,
созданном трудом человека, воспитание стремления к достижению высоких трудовых результатов. - Принцип законности: соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов, обеспечение исполнения локальных актов организации, верность профессиональному долгу. Воспитание в подопечном осознания моральной недопустимости нарушения законов, исходя из политических, экономических и иных мотивов.
- Принцип уважения к государству и обществу (лояльности): уважение и корректное отношение к государственным и общественным институтам, поддержание имиджа своей организации. Формирование правил поведения подопечного, отражающего принцип лояльности, не подрывающего авторитет государства, воспитание чувства уважения и любви к Родине.
- Принцип уважения к русскому языку, родным языкам граждан, к культуре родной страны и мировому культурному наследию.
- Принцип ценностных оснований или «принцип эталона» подразумевает, что наставник должен заботиться о формировании ценностей, присущих российской цивилизации, и быть для подопечного примером во всем: речи, манерах, поведении, одежде, имидже, профессионализме, заботе о здоровье, о близких, о друзьях, в отсутствии вредных привычек и т.п.
- Принцип субъект-субъектного взаимодействия, определяющий процессы изменения, развития и продвижения наставника и подопечного в личностном и профессиональном становлении.
- Принцип ответственности: осознание наставником ответственности за результаты его взаимодействия с подопечным. Наставник должен планировать получение положительного результата, так как иное недопустимо в результате работы с людьми. Наставник ответственен за развитие подопечного, за формирование его мировоззрения, рост профессионализма, в конечном счете – за его судьбу.
- Принцип честности и открытости: проявление открытости и честности в отношениях наставника с подопечным, в освещении их взаимодействия в коллективе; в представлении подопечному всех особенностей, сложностей, рисков профессиональной деятельности.
- Принцип самостоятельности, инициативности и выбора: наставник должен быть самостоятельным в оказании помощи подопечному, уметь помочь сделать правильный выбор в сложных ситуациях нравственных и производственных дилемм, а также научить своего подопечного самостоятельности, инициативности и умению делать правильный выбор.
- Принцип доброжелательности в отношениях участников наставнической деятельности и в коллективе: наставник помогает создавать позитивные отношения в коллективе, поддерживать единые устремления команды работников, сотрудничающих с ним и его подопечным; наставник привлекает в необходимых случаях (при недостатке собственных умений или трудностях в разрешении проблем подопечного) других специалистов, товарищей по работе, организуя целесообразное и эффективное взаимодействие его подопечного с другими специалистами.
- Принцип осознания границ и возможностей своего влияния: наставник должен понимать границы своего возможного взаимодействия и влияния на подопечного, придерживаться невмешательства в неслужебные (семейные) отношения без желания подопечного; в случае просьбы подопечного четко очерчивать этические и нормативно-правовые возможности своего вмешательства в непроизводственные процессы.
- Принцип конфиденциальности в отношении персональных данных и личной информации.
- Принцип преемственности культурно-исторических, духовнонравственных, производственных традиций в наставнической деятельности.
- Принцип недопустимости аморальных форм поведения: недопустимость любых поступков и действий, неприемлемых в обществе и/или имеющих противоправный характер.
Общие нормы (правила) деятельности наставников
- Наставник должен выделять время и направлять свои усилия на наставническую деятельность, как правило на добровольной основе.
- Наставник формирует у подопечного идеалы служения государству и обществу.
- Наставник ставит своей задачей формирование профессиональных умений и навыков, уважение к труду и иные нравственные качества у подопечного.
- Поведение и формы работы наставника должны создавать отношения доверия и сотрудничества с подопечным.
- Наставник поддерживает социально полезную деятельность подопечного, предупреждает об опасностях взаимодействия подопечного с деструктивными сообществами, не имеет права принуждать подопечного к участию в деятельности политических партий.
- Наставник стремится к оказанию помощи подопечному, при этом не нарушая его законных интересов, интересов общества и государства.
- Наставник осуществляет общение с окружающими и подопечным в корректной форме, уважительно ведет дискуссию, соблюдает субординацию, проявляет доброжелательность в служебных отношениях, в чем является примером для подопечного.
- Наставник, будучи примером для подопечного, выполняет свои профессиональные обязанности на высоком уровне мастерства, добросовестно и ответственно, стремясь к постоянному повышению квалификации.
- Наставник стремится к развитию у подопечного самостоятельности, творческого отношения к делу, умению планировать свою работу и искать пути к достижению высоких результатов.
- Наставник создает условия для высокой результативности труда подопечного, ситуации успеха; понимает, что только при создании ситуации успеха для подопечного возможно его личностное, профессиональное становление и развитие.
- Наставник не должен публично высказывать своих суждений по поводу поведения, действий, личных качеств подопечного, если только его поступки не несут угрозы окружающим людям и причинение ущерба организации.
- Наставник должен предупреждать конфликт интересов при взаимодействии с подопечным, обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию таких конфликтов, по предупреждению коррупционных и иных противоправных действий подопечным.
- Наставник не имеет права под видом обучения перекладывать на подопечного свои должностные функции, ответственность за профессиональную деятельность, приписывать себе результаты служебной деятельности подопечного.
- Наставник не провоцирует коррупционные действия подопечного.
- Наставник не должен использовать в личных целях и сообщать третьим лицам информацию, которую он может получить от подопечного, включая персональные данные.
Заключение
Правила и принципы, которыми должны руководствоваться при исполнении своих обязанностей (функций) наставники, достаточно сложны и многообразны. Такие этические нормы в целом всегда несколько идеализированы и требуют от человека пристального внимания не только к подопечному, но и прежде всего к самому себе.
Кодекс показывает высокую миссию и сложную деятельность наставника, рекомендует регламентировать и определять условия работы наставника с подопечным. В ином случае вряд ли можно достичь успеха в деле формирования личностных качеств на основе норм морали, оказать положительное влияние на оптимистичное, созидательное мировоззрение наставляемого, на творческое отношение к жизни и работе, помочь сформировать профессиональные навыки и умения, научить трудиться и любить труд, в конечном счете – стать успешным, счастливым человеком, личностью, умеющей созидать себя и облагораживать мир вокруг. Именно такие цели стоят перед наставником.