РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДЕН постановлением президиума РАО от «30» ноября 2023 года № 8/2

Этический кодекс наставника в Российской Федерации

Введение

Проблема этики наставника – самая важная проблема наставнической деятельности. Понимание высокой нравственности наставника присутствовало всегда, на протяжении тысячелетий существования человеческой цивилизации. Эта проблема значима в условиях современности, в числе характеристик которой не только высочайшие достижения человеческого духа и разума, но и деяния с катастрофическими последствиями, девальвация ценностей, риски, угрожающие цивилизации в целом.

Наставник – это не только функция, это – миссия, при исполнении которой требования к личностным и нравственным качествам наставника достаточно высокие.

Однако решение этических вопросов не связано только с оценкой качеств наставника, оно в первую очередь связано с созданием и регуляцией этических норм. Этические нормы существуют в науке, на производстве в целом и на конкретных промышленных предприятиях и т.д. Известно, что многие государственные организации, корпорации, предприятия, учреждения культуры, университеты, школы имеют свои этические кодексы, правила и тому подобные документы, определяющие нормативные требования либо рекомендации к моральному облику, имиджу, стилю общения и нормам поведения сотрудников организации.

Наставничество – уникальное явление, очевидна необходимость наставнику в дополнение к соблюдению имеющихся общих этических норм иметь еще и специфические качества, создавать условия деятельности, применять методы взаимодействия с подопечными особого характера.

Наставничество как деятельность имеет двойную направленность. Это и процесс передачи знаний и умений, и форма влияния на профессиональное и личностное развитие человека. Наставничество в любом виде профессиональной, образовательной и иной деятельности и в любых формах всегда имеет педагогическую составляющую. При этом не каждый педагог может стать наставником, как и наставник далеко не всегда педагог по профессии.

Наставничество в любой профессии при любом обучении и воспитании транслирует личный нравственный опыт наставляющего.

Этический кодекс предписывает наставнику стремиться к получению психолого-педагогических знаний, с педагогических позиций планировать и оценивать взаимодействие с подопечными. Следовательно, организациям, особенно производственным, целесообразно решить, как и в какой форме наставник может получать психолого-педагогические консультации по поводу разрешения трудных вопросов взаимодействия с подопечным.

Исходя из значения слова «наставник», суть его деятельности сводится к наставлению, что трактуется в различных словарях как совет, поучение, то есть наставить – означает посоветовать, научить, вразумить, «наставить на путь истинный». В Этическом кодексе применяются следующие общеупотребительные термины: наставник, наставляемый, подопечный, участники наставнической деятельности.

Общие положения

Этический кодекс наставника в Российской Федерации создан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Всеобщей декларацией прав человека («Международный пакт о правах человека») от 10.12.1948, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», «Концепцией развития наставничества в Российской Федерации», утвержденной постановлением президиума Российской академии образования 29.06.2023 (далее – Концепция).

Этический кодекс наставника подготовлен в целях: создания возможностей для более полной реализации Концепции; определения системы норм, легитимных в современном обществе и предписываемых для исполнения участникам наставнической деятельности; оказания помощи наставнику в правильном выборе поступков и действий в условиях нравственной дилеммы; трансляции ценностей в виде определенных норм (правил) и принципов через призму профессиональной деятельности.

Этический кодекс наставника в Российской Федерации представляет собой систему требований к поведению и моральным нормам лиц, осуществляющих наставническую деятельность. Эти требования основываются на нравственных принципах и нормах российского общества и государства. Кодекс призван служить основой для формирования морально-нравственных качеств наставников, инструментом общественного и внутриинституционального контроля за деятельностью наставников, барьером для рисков и негативных последствий недобросовестной наставнической деятельности.

Человек, принявший решение выполнять функции наставника, должен осознавать, что требования к соблюдению им этических норм строже, чем к обычному гражданину.

Положения Этического кодекса рекомендуются для применения во всех сферах жизнедеятельности, где используется вышеназванная Концепция.

В организациях могут быть созданы и консультационные службы для оказания помощи наставникам, для разрешения этических конфликтов и конфликтов интересов между наставником и подопечным, между наставником, подопечным и третьими лицами.

Наставническая деятельность не должна осложняться избыточным контролем, мелочной опекой и регламентацией. Поэтому Этический кодекс направлен как на помощь наставникам, так и на помощь руководству организаций, которое должно изыскивать способы оказать содействие наставникам в их благородном и нелегком деле, по достоинству оценить их труд, тем более, что традиционно наставники в Российской Федерации поддерживаются и награждаются наградами разного уровня, однако при этом вовремя заметить неудачи и промахи в работе наставника и принять соответствующие меры. Здесь имеется тонкая грань между необходимостью доверять и помогать, не переходя к надзору и излишней отчетности.

Виды норм этики наставничества

Принципы и нормы наставнической деятельности базируются на определенных видах норм этики:

общесоциальные нормы, регулирующие отношения между наставником и обществом в целом, следовательно, и между наставляемым и обществом, потому что наставник своим поведением и своими советами показывает наставляемому пример отношений в обществе;

внутрисоциальные нормы, определяющие взаимоотношения наставника с наставляемым, наставника и его ученика с членами коллектива организации. Эти нормы, с одной стороны, тесно связаны с общесоциальными нормами, потому что регламентируются ими, а, с другой стороны, имеют свои специфические особенности, свойственные данной организации и ее представителям. Здесь перед наставником стоит непростая задача – сделать эти нормы понятными и легитимными для наставляемого во всех их взаимоотношениях, а иногда и противоречиях;

мировоззренческие нормы и ценностные установки – самый сложный, основополагающий вид норм, усвоение которых определяет качества личности, ее ценности, мировоззрение, отношение к миру, людям и к себе.

Эти виды норм отражают комплекс взаимодействий в процессе наставнической деятельности.

Создание норм всегда базируется на ценностях, поэтому:
а) важно определить ценности, которые постулируют цели наставнической деятельности и применяемые наставником методы, приемы и средства; Этический кодекс опирается на ценности, определенные Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

б) сделать нормы легитимными наставляемым, членам определенного социума, в котором ведется наставническая деятельность, в противном случае практически невозможно добиться успеха в работе наставников.

При этом важно понимать, что при всей регламентации этических принципов и норм должны присутствовать у наставника благородство и порядочность, должна быть воспитана вера в идеалы, личная этичность и возникающая отсюда моральная ответственность за воспитанников.

Этический кодекс направлен на недопущение примитивизации целей, ценностных ориентиров, формализации наставнической деятельности, потребительского отношения к высоким задачам наставничества ради достижения личных утилитарных целей.

Долг этичного наставника – заботиться о своих подопечных, помнить о своей ответственности за людей, направлять свои усилия на поддержание положительного имиджа своей профессии, организации.

Основные этические принципы наставников

  1. Принцип уважения к личности: признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов, чести и достоинства подопечного. Нравственный долг и обязанность наставника – сформировать осознание необходимости исполнения этого принципа у подопечного.
  2. Принцип уважения к труду: формирование наставником и окружающими у подопечного осознания ценности труда, развитие трудолюбия, навыков заботы о результатах чужого труда и о наследии,
    созданном трудом человека, воспитание стремления к достижению высоких трудовых результатов.
  3. Принцип законности: соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов, обеспечение исполнения локальных актов организации, верность профессиональному долгу. Воспитание в подопечном осознания моральной недопустимости нарушения законов, исходя из политических, экономических и иных мотивов.
  4. Принцип уважения к государству и обществу (лояльности): уважение и корректное отношение к государственным и общественным институтам, поддержание имиджа своей организации. Формирование правил поведения подопечного, отражающего принцип лояльности, не подрывающего авторитет государства, воспитание чувства уважения и любви к Родине.
  5. Принцип уважения к русскому языку, родным языкам граждан, к культуре родной страны и мировому культурному наследию.
  6. Принцип ценностных оснований или «принцип эталона» подразумевает, что наставник должен заботиться о формировании ценностей, присущих российской цивилизации, и быть для подопечного примером во всем: речи, манерах, поведении, одежде, имидже, профессионализме, заботе о здоровье, о близких, о друзьях, в отсутствии вредных привычек и т.п.
  7. Принцип субъект-субъектного взаимодействия, определяющий процессы изменения, развития и продвижения наставника и подопечного в личностном и профессиональном становлении.
  8. Принцип ответственности: осознание наставником ответственности за результаты его взаимодействия с подопечным. Наставник должен планировать получение положительного результата, так как иное недопустимо в результате работы с людьми. Наставник ответственен за развитие подопечного, за формирование его мировоззрения, рост профессионализма, в конечном счете – за его судьбу.
  9. Принцип честности и открытости: проявление открытости и честности в отношениях наставника с подопечным, в освещении их взаимодействия в коллективе; в представлении подопечному всех особенностей, сложностей, рисков профессиональной деятельности.
  10. Принцип самостоятельности, инициативности и выбора: наставник должен быть самостоятельным в оказании помощи подопечному, уметь помочь сделать правильный  выбор     в    сложных ситуациях нравственных и производственных дилемм, а также научить своего подопечного самостоятельности, инициативности и умению делать правильный выбор.
  11. Принцип доброжелательности в отношениях участников наставнической деятельности и в коллективе: наставник помогает создавать позитивные отношения в коллективе, поддерживать единые устремления команды работников, сотрудничающих с ним и его подопечным; наставник привлекает в необходимых случаях (при недостатке собственных умений или трудностях в разрешении проблем подопечного) других специалистов, товарищей по работе, организуя целесообразное и эффективное взаимодействие его подопечного с другими специалистами.
  12. Принцип осознания границ и возможностей своего влияния: наставник должен понимать границы своего возможного взаимодействия и влияния на подопечного, придерживаться невмешательства в неслужебные (семейные) отношения без желания подопечного; в случае просьбы подопечного четко очерчивать этические и нормативно-правовые возможности своего вмешательства в непроизводственные процессы.
  13. Принцип конфиденциальности в отношении персональных данных и личной информации.
  14. Принцип преемственности культурно-исторических, духовно­нравственных, производственных традиций в наставнической деятельности.
  15. Принцип недопустимости аморальных форм поведения: недопустимость любых поступков и действий, неприемлемых в обществе и/или имеющих противоправный характер.

Общие нормы (правила) деятельности наставников

  1. Наставник должен выделять время и направлять свои усилия на наставническую деятельность, как правило на добровольной основе.
  2. Наставник формирует у подопечного идеалы служения государству и обществу.
  3. Наставник ставит своей задачей формирование профессиональных умений и навыков, уважение к труду и иные нравственные качества у подопечного.
  4. Поведение и формы работы наставника должны создавать отношения доверия и сотрудничества с подопечным.
  5. Наставник поддерживает социально полезную деятельность подопечного, предупреждает об опасностях взаимодействия подопечного с деструктивными сообществами, не имеет права принуждать подопечного к участию в деятельности политических партий.
  6. Наставник стремится к оказанию помощи подопечному, при этом не нарушая его законных интересов, интересов общества и государства.
  7. Наставник осуществляет общение с окружающими и подопечным в корректной форме, уважительно ведет дискуссию, соблюдает субординацию, проявляет доброжелательность в служебных отношениях, в чем является примером для подопечного.
  8. Наставник, будучи примером для подопечного, выполняет свои профессиональные обязанности на высоком уровне мастерства, добросовестно и ответственно, стремясь к постоянному повышению квалификации.
  9. Наставник стремится к развитию у подопечного самостоятельности, творческого отношения к делу, умению планировать свою работу и искать пути к достижению высоких результатов.
  10. Наставник создает условия для высокой результативности труда подопечного, ситуации успеха; понимает, что только при создании ситуации успеха для подопечного возможно его личностное, профессиональное становление и развитие.
  11. Наставник не должен публично высказывать своих суждений по поводу поведения, действий, личных качеств подопечного, если только его поступки не несут угрозы окружающим людям и причинение ущерба организации.
  12. Наставник должен предупреждать конфликт интересов при взаимодействии с подопечным, обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию таких конфликтов, по предупреждению коррупционных и иных противоправных действий подопечным.
  13. Наставник не имеет права под видом обучения перекладывать на подопечного свои должностные функции, ответственность за профессиональную деятельность, приписывать себе результаты служебной деятельности подопечного.
  14. Наставник не провоцирует коррупционные действия подопечного.
  15. Наставник не должен использовать в личных целях и сообщать третьим лицам информацию, которую он может получить от подопечного, включая персональные данные.

Заключение

Правила и принципы, которыми должны руководствоваться при исполнении своих обязанностей (функций) наставники, достаточно сложны и многообразны. Такие этические нормы в целом всегда несколько идеализированы и требуют от человека пристального внимания не только к подопечному, но и прежде всего к самому себе.

Кодекс показывает высокую миссию и сложную деятельность наставника, рекомендует регламентировать и определять условия работы наставника с подопечным. В ином случае вряд ли можно достичь успеха в деле формирования личностных качеств на основе норм морали, оказать положительное влияние на оптимистичное, созидательное мировоззрение наставляемого, на творческое отношение к жизни и работе, помочь сформировать профессиональные навыки и умения, научить трудиться и любить труд, в конечном счете – стать успешным, счастливым человеком, личностью, умеющей созидать себя и облагораживать мир вокруг. Именно такие цели стоят перед наставником.