РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Игровые материалы для старшей и подготовительной групп

Материалы для сюжетной игры

Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне 5-7 лет изменяются в двух направлениях. С одной стороны, это усиление реалистичности облика игрушки с одновременным уменьшением ее размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), вплоть до действующих моделей (например, механические подъемный кран, лебедка, заводные и управляемые электрифицированные железная дорога, автомобили, луноходы и пр.), а также сборные модели (самолеты, яхты и пр., действующие сборные модели типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов») и игрушки-трансформеры (игрушки-модели, сборно-разборные игрушки являются одновременно и хорошим материалом для познавательно-исследовательской деятельности).

С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребенку осуществлять действие, приближающееся к реальному, не просто его изображающее, а имеющее определенный практический результат. Например, набор дротиков позволяет «охотнику» в рамках сюжетной игры реально упражняться в ловкости; игрушечная швейная машина, которая действительно шьет, позволяет «портнихе» в самом деле одевать обитателей кукольного дома и т.п. Такого рода реалистично действующие игрушки-предметы оперирования позволяют перекидывать мост от сюжетной игры к результативному практическому действию.

Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление — изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты — предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории. Макеты как мелкие маркеры условного пространства становятся опорой в построении детьми достаточно сложных игровых «миров» в режиссерской игре (совместной и индивидуальной). Целесообразно предоставить детям несколько универсальных (многотемных) макетов, позволяющих реализовать широкий спектр игровых интересов: кукольный дом, замок (крепость), ландшафтные макеты (моделирующие городской и природный ландшафт). [1]

Также необходимы для построения игровых «миров» мелкие маркеры разной степени готовности (различного рода строения — гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким фигуркам-персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных замка, крепости, домиков и пр.).

Второе направление — изменение крупных прототипических маркеров в сторону все большей условности. Они теряют определенную тематически-смысловую нагрузку и приближаются к крупным полифункциональным предметам, как бы смыкаются с ними. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолета, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей, из которых может быть сооружено все, что угодно). В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевернутые стулья, стол со спущенной скатертью, который становится «пещерой», и пр.). Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.

Игрушки- персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) выступают в двух видах: с одной стороны, они меняются в направлении еще большей реалистичности, стремясь к ее крайнему полюсу, с другой стороны, большое значение приобретают крайне условные игрушки. И те, и другие уменьшаются в размерах, т.е. по этому параметру они приближаются к полюсу максимальной условности.

Необходимость реалистичной игрушки-персонажа обусловлена предпочтениями детей, которые стремятся организовать свой игровой «мир» как настоящий. Большую ценность для ребенка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный» макет) или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребенку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е. выступать в качестве творца (в режиссерской игре).

Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» —разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем (этот спрос уловлен современной зарубежной промышленностью, но доведен до недетского гротеска в виде куклы Барби и ее мира). Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр., выполненными в реалистической манере (с правдоподобными деталями этнографического, исторического или футурологического характера).

Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные — динозавры и пр., позволяющие ребенку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя ее исторические и географические рамки для себя.

Как уже указывалось, в старшем дошкольном возрасте, несмотря на стремление самих детей к реалистичности в игрушке, разнообразие игровых тем и активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится и к игрушкам-персонажам. В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, так сказать, суперусловные, которые могут обслужить любую задуманную ребенком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см., с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребенок может приписать им любые роли (ведь предусмотреть все многообразие интересующих детей ролей и предоставить для этого реалистические игрушки не представляется возможным). Такого рода игрушки служат опорой для игры как мальчиков, так и девочек. Данные в наборе, они часто используются ребенком для разыгрывания разного рода семейных коллизий (моделирования семейных конфликтов и изживания их, построения идеальных на его вкус отношений и пр.). Для реализации семейной тематики достаточно, например, набора из четырех условных человечков, намекающих на возможных членов семьи. Ребенок, приписав таким фигуркам привлекающие его роли, может подбирать остальной антураж для игры из уже имеющихся мелких игрушек или мелких полифункциональных предметов (палочек, катушек, коробочек и пр.).

Полифункциональные материалы для данного возраста остаются примерно такими же, как и в средней группе.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с «насельниками» (тематическими наборами фигурок-персонажей) и сомасштабными им предметами оперирования («прикладом»).

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

«Полные» сюжетообразующие наборы — макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть предоставлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развертыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые «населяются» и достраиваются по собственным замыслам детей.

Материалы для игры с правилами

В возрасте 5-7 лет в арсенал детской деятельности, кроме игр с правилами на физическую компетенцию (на ловкость), на «удачу», начинают входить и игры на умственную компетенцию. Часть из них (так называемые словесные игры) не нуждаются в предметной поддержке, часть — игры комбинаторного характера (стратегические) — требуют специального игрового материала. Это наборы для игры в домино, в шашки, в шахматы.

Материал для игр на «удачу» усложняется: это разнообразные тематические «лото» (с 8-12 частями), цифровое лото, «гусек» с большим полем (до 50 ходов) и игральным кубиком до 6 очков (примерное тематическое содержание игровых наборов см. в разделе «Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности»).

Усложняются и материалы для игры с правилами на ловкость. Это летающие колпачки, мишень с дротиками и т.п. материалы, требующие более развитой ручной моторики и глазомера. Частично эти материалы совпадают с материалами для двигательной активности (см. соответствующий раздел).

Примерный набор игровых материалов для старшей и подготовительной групп

Материалы для сюжетной игры

Тип материалаНаименованиеКоличество на группу
Игрушки-персонажи и   ролевые атрибутыКуклы (средние)4
Мягкие антропоморфные животные (средние и мелкие)5-6
Набор кукол: семья (средние)2
Наручные куклы би-ба-бо8-10
Набор персонажей для плоскостного театра4
Наборы мелких фигурок (5-7 см.): 
домашние животные2 разные
дикие животные2 разные
динозавры1
сказочные персонажи3 разные
фантастические персонажи2 разные
солдатики (рыцари, богатыри)3-4
семья2
Условные фигурки человечков, мелкие (5-7 см.)10
Белая шапочка1-2
Плащ-накидка2-3
Фуражка/бескозырка2-3
Каска/шлем2-3
Корона, кокошник2-3
Ремень ковбоя1-2
Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи) 3 разные
Игрушки-предметы     оперированияНабор чайной посуды (средний)1-2
Набор кухонной посуды (средний)1-2
Набор чайной посуды (мелкий)1-2
«Приклад» к куклам среднего размера2
«Приклад» к мелким куклам2
Набор медицинских принадлежностей1-2
Весы1
Чековая касса1
Коляска для средних кукол, складная1-2
Телефон2
Часы1
Бинокль/подзорная труба1-2
Грузовик средних размеров2
Автомобили разного назначения (средних размеров)4-5
Корабль, лодка (средних размеров)2
Самолет, вертолет (средних размеров)2
Ракета-трансформер (средних размеров)1
Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.)10
Набор: военная техника1-2
Набор: самолеты (мелкие)1
Набор: корабли (мелкие)1
Ракета-робот (трансформер), мелкая1-2
Подъемный кран (сборно-разборный, средний)1
Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная)1
Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль2-3
Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением1
Маркеры игрового пространстваУниверсальная складная ширма/рама1
Стойка с рулем/штурвалом (съемным)1
Стойка-флагшток1
Трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр)1
Ландшафтный макет (коврик)1
Кукольный дом (макет) для средних кукол1
Кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей)1
Макет: замок/крепость1
Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): 
город1
крестьянское подворье (ферма)1
зоопарк1
крепость1
домик (мелкий, сборно-разборный)1-2
гараж/бензозаправка (сборно-разборная)1
маяк1
Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого транспорта1
Набор мебели для средних кукол1
Набор мебели для мелких персонажей1
Набор мебели «школа» (для мелких персонажей)1
Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов)5-7
Поли-функциональныематериалыОбъемные модули, крупные, разных форм3-4
Крупный строительный набор1
Ящик с мелкими предметами-заместителями1
Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)3-5
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры1

Материалы для игры с правилами

Тип материалаНаименованиеКоличество на группу
Для игр на ловкостьЛетающие колпачки2-3
Настольный кегельбан1
Настольный футбол или хоккей1
Детский биллиард1
Бирюльки (набор)1-2
Блошки (набор)1-2
Кольцеброс настольный1
Кольцеброс напольный1
Городки (набор)1
Кегли (набор)1
Серсо1
Мишень с дротиками (набор)1
Коврик с разметкой для игры в «классики»1
Мячи, разные5-6
Для игр на «удачу»Гусек (с маршрутом до 50 ходов и игральным кубиком на 6 очков)3-4 разные
Лото (картиночное, поле до 8-12 частей)4-6 разные
Лото цифровое1-2
Для игр на умственную компетенциюДомино (с картинками)1-2
Домино точечное1
Шашки1-2
Шахматы1-2

[1] Подробнее об игровых макетах и их значении см.: Н.А.Короткова, И.Л.Кириллов. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников. — Дошкольное воспитание. — 1997. — № 6.