Оглавление
Материалы для сюжетной игры во второй младшей группе по ФОП ДО
С трех лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.
Игрушки-предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие), т.е. по параметру внешнего облика игрушки осуществляется движение в сторону ее большей реалистичности. Вместе с тем, в соответствии с усложнением игры ребенка, условность игрушек по параметрам размера и готовности, напротив, должна усиливаться (это могут быть уже игрушки меньших размеров, соразмерные не самому ребенку, а небольшой кукле, по отношению к которой осуществляется орудийное действие — ее кормят, катают в машине и т.п.).
Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой-«прилавком» (имеющей многофункциональное значение — магазина, аптеки и пр., в зависимости от расширяющихся детских игровых интересов). Наряду с прототипическим маркером многофункционального «транспортного средства» — ширмой-автомобилем, или вместо него, может использоваться скамеечка со съемным рулем на одном конце (на ней помещаются «водитель» и пара пассажиров).
Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Также для этого возраста полезны прототипические по облику игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера — до 10-15 см.), с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Для такой игры необходим набор персонажей (по крайней мере, два персонажа) из одного смыслового контекста (например, Филя, Хрюша и Каркуша из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»; Красная шапочка и Серый волк; крокодил Гена и Чебурашка и т.п.). Полезны будут эти персонажи как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все — среднего размера).
Полифункциональные материалы практически те же, что и в первой младшей группе. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, для гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).
Сюжетообразующие наборы материала и его размещение
Используется тот же принцип, что и в предыдущей возрастной группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.
Материалы для игры с правилами
К материалам предыдущей возрастной группы добавляется более разнообразный материал для игры с правилами на физическую компетенцию — ловкость, требующие поочередных действий играющих. Это настольные наборы типа «Поймай рыбку» и т.п.
Примерный набор игровых материалов для второй младшей группы
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы крупные (35-50 см.) | 3 |
Куклы средние (20-30 см.) | 5 | |
Мягкие антропоморфные животные, крупные | 3 | |
Мягкие антропоморфные животные, средние | 5 | |
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.) | 10-12 | |
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья | 1 | |
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи | 2-3 разные | |
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи | 2-3 разные | |
Набор солдатиков (среднего размера) | 2-3 разные | |
Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.) | 8-10 | |
Белая шапочка | 2-3 | |
Плащ-накидка | 3-4 | |
Фуражка/бескозырка | 3 | |
Каска | 2 | |
Набор масок сказочных животных | 2-3 | |
Игрушки-предметы оперирования | Набор чайной посуды (крупной и средней) | 2-3 |
Набор кухонной посуды (крупной и средней) | 2-3 | |
Миски (тазики) | 3 | |
Ведерки | 5 | |
Молоток (пластмассовый) | 2-3 | |
Набор овощей и фруктов (объемные — муляжи) | 1-2 разные | |
Комплект кукольных постельных принадлежностей | 3 | |
Утюг | 2 | |
Гладильная доска | 1 | |
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) | 3 | |
Тележка-ящик (крупная) | 1 | |
Автомобили с открытым верхом, крупные | 2 | |
Автомобили с открытым верхом, средних размеров | 3-4 | |
Пожарная машина, средних размеров | 1 | |
Машина «скорой помощи», средних размеров | 1 | |
Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров | 1 | |
Лодка, средних размеров | 2 | |
Самолет, средних размеров | 2 | |
Кукольные коляски (складные) | 2-3 | |
Конь или другие животные на колесах/качалка | 1 | |
Конь на палочке | 3 | |
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель) | 2 | |
Полосатый жезл | 1 | |
Бинокль (подзорная труба) | 1-2 | |
Телефон | 2-3 | |
Руль | 2-3 | |
Весы | 1 | |
Сумки, корзинки, рюкзачки | 5 | |
Маркеры игрового пространства | Кукольный стол (крупный) | 1 |
Кукольный стул (крупный) | 3-4 | |
Кукольная кровать | 2 | |
Кукольный диванчик | 1 | |
Шкафчик для кукольного белья | 1 | |
Кухонная плита/шкафчик (соразмерная ребенку) | 1 | |
Ширма-остов домика | 1 | |
Ширма-остов автобуса (вагончика) с рулем | 1 | |
Ширма-прилавок | 1 | |
Набор мебели для кукол среднего размера | 1 | |
Бензоколонка (крупная) | 1 | |
Полифункциональные материалы | Объемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, параллепипеды) | 3-4 |
Крупный строительный набор | 1 | |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 | |
Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.) | 3-4 |
Материалы для игры с правилами
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для игр на ловкость | Шар и воротца (набор) | 2 |
Желоб для прокатывания шаров и тележек | 1 | |
Мячи (разного размера) | 8 | |
Кегли (набор) | 2 | |
Настольные игры: | ||
«Поймай рыбку» | 1-2 | |
«Прокати шарик через воротца» | 1 | |
«Загони шарик в лунку» | 1 |
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО