РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материалы для сюжетной игры во второй младшей группе по ФОП ДО

С трех лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.

Игрушки-предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие), т.е. по параметру внешнего облика игрушки осуществляется движение в сторону ее большей реалистичности. Вместе с тем, в соответствии с усложнением игры ребенка, условность игрушек по параметрам размера и готовности, напротив, должна усиливаться (это могут быть уже игрушки меньших размеров, соразмерные не самому ребенку, а небольшой кукле, по отношению к которой осуществляется орудийное действие — ее кормят, катают в машине и т.п.).

Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой-«прилавком» (имеющей многофункциональное значение — магазина, аптеки и пр., в зависимости от расширяющихся детских игровых интересов). Наряду с прототипическим маркером многофункционального «транспортного средства» — ширмой-автомобилем, или вместо него, может использоваться скамеечка со съемным рулем на одном конце (на ней помещаются «водитель» и пара пассажиров).

Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Также для этого возраста полезны прототипические по облику игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера — до 10-15 см.), с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Для такой игры необходим набор персонажей (по крайней мере, два персонажа) из одного смыслового контекста (например, Филя, Хрюша и Каркуша из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»; Красная шапочка и Серый волк; крокодил Гена и Чебурашка и т.п.). Полезны будут эти персонажи как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все — среднего размера).

Полифункциональные материалы практически те же, что и в первой младшей группе. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, для гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

Используется тот же принцип, что и в предыдущей возрастной группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.

Материалы для игры с правилами

К материалам предыдущей возрастной группы добавляется более разнообразный материал для игры с правилами на физическую компетенцию — ловкость, требующие поочередных действий играющих. Это настольные наборы типа «Поймай рыбку» и т.п.

Примерный набор игровых материалов для второй младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материалаНаименованиеКоличество на группу
Игрушки-персонажи и ролевые атрибутыКуклы крупные (35-50 см.)3
Куклы средние (20-30 см.)5
Мягкие антропоморфные животные, крупные3
Мягкие антропоморфные животные, средние5
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.)10-12
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья1
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи2-3 разные
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи2-3 разные
Набор солдатиков (среднего размера)2-3 разные
Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.)8-10
Белая шапочка2-3
Плащ-накидка3-4
Фуражка/бескозырка3
Каска2
Набор масок сказочных животных2-3
Игрушки-предметы оперированияНабор чайной посуды (крупной и средней)2-3
Набор кухонной посуды (крупной и средней)2-3
Миски (тазики)3
Ведерки5
Молоток (пластмассовый)2-3
Набор овощей и фруктов (объемные — муляжи)1-2 разные
Комплект кукольных постельных принадлежностей3
Утюг2
Гладильная доска1
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)3
Тележка-ящик (крупная)1
Автомобили с открытым верхом, крупные2
Автомобили с открытым верхом, средних размеров3-4
Пожарная машина, средних размеров1
Машина «скорой помощи», средних размеров1
Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров1
Лодка, средних размеров2
Самолет, средних размеров2
Кукольные коляски (складные)2-3
Конь или другие животные на колесах/качалка1
Конь на палочке3
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)2
Полосатый жезл1
Бинокль (подзорная труба)1-2
Телефон2-3
Руль2-3
Весы1
Сумки, корзинки, рюкзачки5
Маркеры игрового пространстваКукольный стол (крупный)1
Кукольный стул (крупный)3-4
Кукольная кровать2
Кукольный диванчик1
Шкафчик для кукольного белья1
Кухонная плита/шкафчик (соразмерная ребенку)1
Ширма-остов домика1
Ширма-остов автобуса (вагончика) с рулем1
Ширма-прилавок1
Набор мебели для кукол среднего размера1
Бензоколонка (крупная)1
Полифункциональные материалыОбъемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, параллепипеды)3-4
Крупный строительный набор1
Ящик с мелкими предметами-заместителями1
Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)3-4

Материалы для игры с правилами

Тип материалаНаименованиеКоличество на группу
Для игр на ловкостьШар и воротца (набор)2
Желоб для прокатывания шаров и тележек1
Мячи (разного размера)8
Кегли (набор)2
Настольные игры:
«Поймай рыбку»1-2
«Прокати шарик через воротца»1
«Загони шарик в лунку»1