РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рецензия на «Примерную рабочую программу воспитания», сентябрь 2021 г.

Рецензия на одну из промежуточных версий «Примерной рабочей программы воспитания». Авторы неизвестны.

Введение

Проблема разработки рабочей программы воспитания  действительно назрела, так как не во всех образовательных программах проблеме воспитания уделялось должное внимание, либо во главу угла ставились идеи, не вполне соответствующие традиционным российским ценностям. Однако предложенный документ, а именно «Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования», далее Программа или Документ, не решает поставленной проблемы.

Создается впечатление, что Документ создавался в спешке, без должного общественного и профессионального обсуждения. Вот только некоторые возникшие после изучения Документа вопросы (в подтверждение курсивом приводятся цитаты из Документа):

Допускаются опасные неточности в формулировках.

«Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы…»

Это практически точная цитата из ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пропущено только два слова (выделено красным): «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Термин «многонациональное государство» заменен термином «национальное государство».

К сожалению, уже наблюдается, что в рабочих  программах воспитания конкретных ДОО, которые зачастую просто копируют примерную программу, также отсутствуют эти важные слова.

Вводятся новые понятия, не соответствующие принципам научной обоснованности и практической применимости

Например, направления и ценности воспитания или принципы, на которые опирается Программа воспитания:

Направления и ценности воспитания:

«Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО.

  • Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
  • Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
  • Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
  • Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
  • Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
  • Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.»

Особые вопросы вызывают совмещение в одном направлении Родины и природы, этики и эстетики

Принципы, на которые опирается Программа воспитания:

«Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

  • принцип гуманизма;
  • принцип ценностного единства и совместности.
  • принцип общего культурного образования.
  • принцип следования нравственному примеру;
  • принципы безопасной жизнедеятельности;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого;
  • принцип инклюзивности.

Почему именно эти принципы? И что они означают – это не понятно из текста документа. Без комментариев.

Многие положения документа не отвечают критериям полноты, необходимости и достаточности

В частности, в разделе «Содержание воспитательной работы»  среди задач воспитания не обозначены задачи традиционного гендерного воспитания, не обозначена ведущая роль русского языка и русской культуры для формирования гражданской идентичности, но делается упор на национальную культуру, принадлежность к своей национальности, своему народу (несоответствие критерию полноты):

«Задачи патриотического воспитания:

  • формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  • воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  • воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  • воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе»

Обозначенные в документе задачи воспитания во многом дублируют задачи, обозначенные в основных программах дошкольного образования (несоответствие критерию необходимости), например:

«Задачи по формированию здорового образа жизни:

  • обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
  • закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
  • формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
  • организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
  • воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.»

Также во много дублируется содержания основных программ в разделе по формированию предметно-пространственной среды (ППС). Зачем дважды описывать ППС – в программе воспитания и в основной программе? Может более правильно отражать особенности, связанные с вопросами воспитания, в основных программах?

Терминология

Используется терминология, противоречащая основным принципам дошкольного образования

Например, одна из глав называется «1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы», в то время как в дошкольном образовании мы можем говорить только об ожидаемых результатах.

Используются новые термины, не употребляемые в дошкольной педагогике

Например:

«Методологической основой Примерной программы являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы».

«Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания…»

«В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками)»;

«Направления деятельности воспитателя:

  • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми»;

Используются без расшифровки и пояснений новые для дошкольного образования понятия

Например:

«Примерная программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке

В основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями

Выделенные в данном отрывке понятий в Программе не конкретизируются, хотя именно конкретизация этих понятий и должна быть самым основным компонентом Программы. 

Не учитывается специфика дошкольного возраста. Не сформулированы коренные отличия дошкольного возраста от более старших возрастов, в частности не соблюдается один из основополагающих принципов дошкольного образования – единство воспитания, обучения и развития, хотя и декларируется в одном из пунктов .

Вызывает вопросы предложенный в программе кодекс нормы профессиональной этики и поведения воспитателя.

Откуда он взялся? Где обсуждался?

Происходит смешение и подмена общепринятых в дошкольном образовании терминов другими, или использование общепринятых терминов с другим смыслом,

Например,  понятия общность и сообщество, образовательная ситуация, субъектность и др.

И это далеко не полный перечень вопросов к Документу.

Вывод

Созданная и предложенная в 2021 г.  к использованию в дошкольных образовательных организациях «Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» имеет много недоработок, не решает поставленной задачи, вызывает много вопросов у представителей экспертного и профессионального сообщества, требует общественного обсуждения и серьезной доработки.

Складывается впечатление, что документ создавался в спешке, без широкого общественного и профессионального обсуждения.

Можно предположить, что авторы не знакомы со спецификой дошкольного возраста.

Документ содержит некорректные с профессиональной точки зрения утверждения.

Документ не способствует созданию единого образовательного и идеологического пространства РФ.

Программа не отвечает принципам научной обоснованности и практической применимости и не является практическим инструментом, помогающим воспитателю в его работе.

Документ не ставит перед педагогом ясных целевых ориентиров. Нет конкретизации общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям детей, выделенные целевые ориентиры не соответствуют принципам научной обоснованности и практической применимости, не отвечают критериям полноты, необходимости и достаточности.

Документ нарушает один из фундаментальных принципов дошкольного образования – принцип единства воспитания, обучения и развития.

Более того, нечеткость самого документа вкупе с требованием вывесить рабочие программы воспитания на сайтах организаций уже к 1 сентября 2021 года вынуждает педагогов формально относиться к проблеме, стремясь лишь к удовлетворению требований надзирающих органов.

На воспитателей ложится дополнительная и достаточно бессмысленная нагрузка по срочному написанию рабочей программы воспитания. Ни о каком воспитании в этих условиях никто уже и не думает.

Формальный подход может загубить всю идею и принести больше вреда, чем пользы.

Необходимо обсудить и скорректировать документ, а также отложить введение рабочих программ воспитания в ДОО.