Дошкольное воспитание № 6 – 97, с. 9 — 16
Н. А. Короткова, И.Л. Кириллов. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников, 1997 г.
— Ах, что-то смастерил нам на этот раз крестный! — воскликнула Мари.
Фриц решил, что в нынешнем году это непременно будет крепость, а в ней будут маршировать и обучаться ружейным приемам прехорошенькие нарядные солдатики, а потом появятся другие солдатики и пойдут на приступ, но те солдаты, что в крепости, отважно выпалят в них из пушек, так что пойдет шум и грохот.
— Нет, нет,— перебила Фрица Мари,— крестный рассказывал мне о прекрасном саде. Там большое озеро и плавают чудо какие красивые лебеди с золотыми ленточками на шее и распевают красивые песни. Потом из сада выйдет девочка, подойдет к озеру, приманит лебедей и будет кормить их сладким марципаном…
Э. Т. А. Гофман. Щелкунчик и мышиный король
В процитированном отрывке дети разговаривают о своеобразной игрушке, которую они ожидают получить в подарок. Речь идет об игровом макете. На первый взгляд, вещь вроде бы известная, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что воспитатели не вполне отчетливо представляют себе, что такое игровой макет и как его использовать для поддержки детской игры. Цель данной статьи — прояснить функции макета в сюжетной игре детей старшего дошкольного возраста и обозначить его место в предметно-игровой среде.
Какой должна быть предметная среда для сюжетной игры старших дошкольников? Рекомендации на этот счет весьма разноречивы. В одних предлагается делать акцент на полифункциональном материале и условно-обобщенной сюжетной игрушке взамен конкретно-реалистической, в других организовывать тематические комплексы реалистических игрушек, но более сложные по содержанию, нежели для детей младшего дошкольного возраста. При этом известно, что в своей свободной сюжетной игре дети старшего дошкольного возраста предпочитают реалистические игрушки (т. е. точные копии настоящих вещей), тогда как воображение и творчество в большей мере стимулируются условно-обобщенной игрушкой.
По-видимому, не имеет смысла искать однозначный ответ на поставленный вопрос и стремиться организовать предметную среду для сюжетной игры старших дошкольников по принципу или—или. Дело в том, что все эти рекомендации учитывают отдельные аспекты сюжетной игры, и их авторы правы, каждый по-своему.
В работах разных исследователей собрано достаточно много фактов, свидетельствующих о том, что сюжетная игра старших дошкольников имеет разнообразные формы. Это и собственно ролевая игра с принятием на себя игровой роли (Д. Б. Эльконин), и игра-фантазирование с преимущественно речевым планом (А. Н. Леонтьев), и создание через посредство мелкого игрового материала воображаемых миров, охватываемых единым взором творца-ребенка (Ж. Пиаже). Все эти формы сюжетной игры развертываются детьми как в индивидуальном плане, так и совместно со сверстниками. Разнообразие форм сочетается с многообразием содержания: игровой сюжет может моделировать как вполне реалистические события, так и вымышленные, однако в любом случае игровые сюжеты старших дошкольников становятся все более связанными, внутренне логичными (Ж. Пиаже, И. Бретертон).
Объединяющей для всех этих форм игры является направленность старших дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно-смысловые контексты.
Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это, прежде всего, играющий с детьми взрослый-партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения) как более сложного способа построения игры (Н. Я. Михайленко, 1987), и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.
В работах Н. Я. Михайленко была предложена особая педагогическая форма игры взрослого с детьми, поднимающая дошкольников до уровня сюжетосложения: игра-придумывание, протекающая в чисто речевом плане как совместное согласованное развертывание новых последовательностей сюжетных событий. Эта форма взросло-детской активности, имея развивающий смысл, «держится» на взрослом, задающем для участников смысловые и регулирующие опоры, стимулирующем соединение, комбинирование различных смысловых контекстов в новое целое.
Освоенные в совместной со взрослым игре-придумывании умения комбинировать сюжетные события обогащают все вышеозначенные формы сюжетной игры старших дошкольников, но в своей свободной самостоятельной деятельности дети еще не могут двигаться в чисто речевой сфере. Их самостоятельная игра реализуется в предметной среде, на предметных опорах, без которых старший дошкольник еще не может обойтись.
Предмет (специфически игровой или обыденный) выполняет в игре детей двоякую функцию: является опорой для развертывания игрового сюжета, с одной стороны, и стимулом-толчком к возникновению новых сюжетных замыслов, с другой стороны.
Вопрос о том, какими должны быть эти предметные опоры, чтобы поддержать и активизировать сюжетосложение, и как вообще системно представить многообразный игровой материал, чтобы педагог имел возможность осмысленно влиять на детскую игру через предметную среду?
В качестве отправной точки для такого рода систематизации мы воспользовались подходом Н. Я. Михайленко (1987), предлагающей в организации предметной среды учитывать сюжетообразующие функции игрового материала[1]. В соответствии со структурой сюжета (включающей персонажа, его действия и пространство, в котором осуществляется действие) Н. Я. Михайленко выделяет в игровом материале атрибутивную функцию, атрибуты персонажа-роли, например белая шапочка врача, собственно функцию предметов оперирования, например игрушечный фонендоскоп, градусник, и функцию обозначения игрового пространства, к примеру кушетка для «пациента» или ширма, отделяющая «врачебный кабинет».
Этот принцип рассмотрения игрового материала с точки зрения его сюжетообразующих функций был использован Н. Я. Михайленко по отношению к собственно ролевой игре, где дети непосредственно принимают на себя игровые роли.
Вместе с тем, как уже отмечалось выше, большое место в жизни старших дошкольников занимает несколько иная форма сюжетной игры — игра с мелкими игрушками (в отечественной традиции получившая обозначение режиссерской), где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или несколько дистанциируясь от них.
Игра с мелкими игрушками как раз в значительной мере способствует сюжетосложению — развертыванию разнообразных комбинаций событий, активизирует комментирующую (обозначающую события и действия) речь; в ней ребенок поднимается от предметно-ролевых действий до оперирования целостными событиями (их словесного обозначения и лаконичной реализации через физическое перемещение и перекомбинирование игрового материала). В активизации сюжетосложения в значительной мере и заключается педагогическая ценность игры с мелкими игрушками.
Место и функцию макета мы видим как раз в обеспечении и поддержке игры с мелкими игрушками.
Нам представляется, что не вполне проясненные практические вопросы организации предметной среды для этой формы сюжетной игры могут получить свое разрешение, если использовать принцип учета сюжетообразующих функций игрового материала.
Проведем аналогию между игровым материалом для собственно ролевой игры и игры с мелкими игрушками. Для последней (как и для ролевой игры) необходимы предметы, выполняющие разные сюжетообразующие функции:
— предметы-фигурки персонажей, например солдатик, Баба-Яга (аналог атрибутов роли в ролевой игре);
— маркеры пространства предметы, обозначающие пространство «мира» фигурок-персонажей, в котором они существуют и действуют, например крепость, избушка на курьих ножках (аналог предметов, обозначающих пространство действия в ролевой игре);
— предметы, обозначающие события-действия, происходящие с персонажами, с помощью которых ребенок «как бы» реализует приписанные персонажу ролевые функции, например пушка для солдатика, ступа для Бабы-Яги (аналог предметов оперирования в ролевой игре).
Предметный материал для игры с мелкими игрушками по своим сюжетообразующим функциям может быть представлен следующим образом в виде трехчленной картинки:
При этом игровые предметы могут в разной степени задавать тематику сюжета. В этом отношении их можно разделить на тематически определенные (например, реалистическая фигурка солдатика и пушка для него), тематически многозначные (например, условная фигурка человечка и платформа на колесиках, которая может стать любым транспортным средством) и тематически неопределенные предметы (обычно обозначаемые как полифункциональный материал, например, резная деревянная чурочка, которая в воображении ребенка может стать и солдатиком, и королевой, и фонтаном во дворце).
Если учесть в качестве основания для систематизации еще и эту линию тематической определенности игровых предметов (или, как это чаще принято обозначать, степени условности игрушки), наша трехчленная картинка как бы расслаивается и превращается в матрицу, где в столбцах (А, В, С) представлены сюжетообразующие функции, а в слоях (X, У, 2) степень тематической определенности.
2 Пунктирные линии здесь означают подвижность границ: в принципе любой предмет в этом слое может быть использован в любой сюжетообразующей функции).
Эта матрица задает все многообразие предметно-игрового материала.
Наблюдая за игрой детей с мелкими игрушками, можно заметить, что они всегда организуют с помощью предметного материала пространство действий персонажей в виде «возможного мира» детально или лаконично, в зависимости от личных предпочтений.
Наши исследования показали, что развертывание новых последовательностей сюжетных событий, а также согласованное сюжетное движение детей в совместной игре облегчаются, если во всем многообразии предметного материала присутствует маркер пространства воображаемого мира, лежащий в слое тематически многозначных игровых предметов.
Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть не что иное, как макет, т. е. уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).
На основе анализа психолого-педагогической и художественной литературы, а также наших собственных наблюдений за детской игрой мы выделили своего рода «универсальные» макеты — тематически многозначные (условно-обобщенные) маркеры игрового пространства, обслуживающие широкий диапазон сюжетно-смысловых контекстов, привлекающих детей старшего дошкольного возраста и преобладающих в их свободной самостоятельной игре.
«Универсальные» макеты условно можно разделить на два типа: 1) макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов; и 2) макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.
К первому типу относятся «кукольный дом» и «крепость-замок/дворец»; ко второму типу «улицы города/дороги» и ландшафтный макет (обозначающий обобщенное «природное» пространство).
«Универсальные» макеты как многозначные маркеры игрового пространства занимают центральное место в нашей матрице игрового материала (выделенный штриховкой элемент ВУ) и могут служить основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.
Для того чтобы последующие рассуждения были более понятны, опишем, как могут выглядеть эти «универсальные» макеты.
Макеты-модели представляют собой небольшую плоскость с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания, достаточное для того, чтобы осуществлять в нем игровые действия. В «кукольном доме» это комната (или комнаты в двух уровнях с лестницей) с небольшим количеством закрепленных в ней предметов мебели (стол, пара стульев, кровать/диван). В «крепости-замке/дворце» это фасадная часть (крепостная стена с воротами, подъемным мостиком и парой башен) и вертикальный разрез внутреннего помещения «замка» (зал со столом, скамьями и креслом-троном), переходящий в открытую площадку с флагштоком и приставной лестницей.
Макеты-карты представляют собой довольно большие плоскости (не менее 50×60 см) с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами-маркерами пространства. Так, на макете-карте «улицы города/дороги» цветом выделяются дороги, площадки для зданий; территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гараж/бензоколонка, мост/эстакада). Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом (или цветом и рельефом) природной территорией (например, зеленым фоновым цветом обозначается «лес» и синим — русло реки или пространство озера; возможно, синее фоновое пространство «моря» с выделенным зеленым цветом «островом» и т. п.); территория дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими нейтральными маркерами пространства деревьями, изгородью, парой типично сельских (изба, мельница) или морских (маяк, пристань) сооружений.
«Универсальный» макет это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает» наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов, возникающих по поводу этого знака.
Достоинство (педагогическая ценность) «универсального» макета как раз и состоит в том, что он допускает вариативное использование (от наполнения-дополнения макета и предметной организации воображаемой ситуации до вербально развертывающегося сюжета с очень широким диапазоном возможных игровых тем).
Наполнение-дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материал, но воспитатель может помочь им, предлагая те или иные сочетания игровых предметов.
На основе проведенного исследования можно предложить некоторые варианты наполнения макетов, направляющие игру детей в то или иное русло и активизирующие ее. Посмотрим, какие элементы нашей матрицы игрового материала «работают» на активизацию игры и каким образом.
Прежде всего следует иметь в виду, что для обыгрывания макета дети во всех случаях нуждаются в полифункциональном материале (слой Z нашей матрицы). Это всевозможные мелкие предметы, которые, в зависимости от детских замыслов, могут стать заместителями недостающих игрушек (чурочки, катушки, мелкие коробочки, разрозненные мелкие детали строительных наборов, палочки, веревочки, мелкие лоскутки и пр.).
«Оживает» макет, когда в нем появляются обитатели воображаемого «мира», т. е. для игры необходимы фигурки-персонажи.
Это могут быть тематически многозначные персонажи — условно-обобщенные фигурки человечков и антропоморфных животных (элемент матрицы АУ) в сочетании со столь же многозначными предметами, обеспечивающими события-действия персонажей (платформа на колесиках, условный кораблик и т. п. — элемент матрицы СУ).
Такой комплект предоставляет полную свободу детским замыслам, задавая лишь слои многозначного и неопределенного (полифункционального) игрового материала, но вместе с тем создавая предметные опоры для всех структурных составляющих сюжета (персонажи, маркер пространства, предмет оперирования или маркер возможного события). Фигурки человечков ребенок может превратить в любой персонаж, так же, как конкретизировать макет — обозначить его в соответствии с собственным замыслом (это будет… дворец князя Гвидона, крепость в стране лилипутов и пр.).
Такой набор хорош для детей, в основном предпочитающих развертывать сюжет игры в вербальном плане, в достаточной мере безразличных к качеству (реалистичности) заместителей, но все же нуждающихся в некоторых предметных опорах для игры. Набор более способствует индивидуальной игре; общее сюжетное движение детей затрудняется необходимостью удерживать смысл вербально обозначенных партнером и часто трансформируемых (наделяемых новым значением) в процессе игры предметов.
Развертывание игры с макетом и объединение детей в ней облегчаются, если в качестве обитателей воображаемого «мира» предлагается набор тематически определенных персонажей и предметов, обозначающих их действия, например солдатики (богатыри, рыцари и т. п.) и пушки для них или царь (со свитой) и карета (т. е. заполняются элементы матрицы АХ, СХ). Такое сочетание игровых предметов как бы предлагает детям превратить универсальный макет в тематически определенный, в зависимости от характера персонажей (крепость русских богатырей или немецких рыцарей или замок сказочного короля и т. п.). Недостающие по смыслу предметы подбираются из полифункционального материала, в зависимости от того, насколько детально ребенок хочет «определить» свой воображаемый мир (как указывалось, лаконизм или детализация зависят от индивидуальных предпочтений).
Тематическое определение макета-карты (т. е. превращение его в конкретный «мир») может быть осуществлено не только за счет тематических фигурок-персонажей, но и за счет введения тематически определенных дополнительных маркеров пространства (элемент матрицы ВХ): в самом деле, ландшафтный макет-карта превращается в сказочный дремучий лес, если дополнить его избушкой на курьих ножках для Бабы-Яги, а макет «улицы города» превращается в космодром, если взамен домов поставить несколько ракет для космонавтов-роботов, и т. п.
Такие тематические наборы дают детям хорошие смысловые опоры для совместного развертывания событий, но в то же время могут ограничивать сюжетное движение (рамки задаваемого игрушками тематического контекста часто приводят к «круговым» сюжетам — стереотипно повторяющемуся воспроизведению одних и тех же событий).
«Разбить» стереотип и придать новый творческий импульс игре можно, соединив в одном макете фигурки-персонажи с соответствующим им антуражем из двух разных тематических контекстов, например солдатики-богатыри с черепашками-ниндзя (в крепости) или космонавты с их ракетами и Баба-Яга с избушкой на курьих ножках (в макете «дороги»). Экзотические сочетания такого рода может предложить воспитатель, но это случается и в свободной детской игре, когда кто-то из детей «разбивает» уже сжившийся с макетом тематический набор персонажей принесенной из дома игрушкой динозавром, роботом-трансформером и т. п.
Такой набор, требующий выстраивания воображаемой ситуации и сюжетных событий, объединяющих совершенно разные смысловые контексты, к которым принадлежат персонажи, способствует активизации воображения детей, расширяет смысловое пространство игры, и в то же время сам макет как маркер общего пространства игры скрепляет детей в общем сюжетном движении (без такого рода маркера игрового пространства, как показали наши наблюдения, совместная игра детей быстро распадается на независимые сюжетные движения за счет «прикрепления» каждого из партнеров к игрушкам из одного тематического контекста).
Такого типа набор позволяет реализовать предложенный Н. Я. Михайленко прием совмещения в игре разноконтекстных ролей: в ролевой игре он осуществляется только при инициативе и поддержке взрослого, сталкивающего разноконтекстные роли; в игре с мелкими игрушками соответствующие наборы тематических персонажей из разных контекстов сами по себе задают столкновение и совмещение разноконтекстных ролей.
В зависимости от уровня игры детей воспитатель может подбирать к макетам или многозначных (условно-обобщенных) персонажей, или тематически определенных, или их сочетания, периодически заменяя их на новые (по мере исчерпания интереса детей к ним). Накапливающиеся наборы персонажей и антуража к макетам должны сохраняться и быть доступными для свободного выбора детей.
Каждый из «универсальных» макетов может использоваться сам по себе, в отдельности, но они могут и объединяться в игре, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным коллизиям. Идею такого объединения может подать воспитатель, но надо отметить, что дети и сами в процессе игры, в зависимости
от замыслов и развертывающегося сюжетного движения, часто соединяют макеты-карты и макеты-модели, если они соразмерны друг другу (т. е. используют «крепость-замок» в сочетании с ландшафтным макетом-картой, кукольный дом в сочетании с «дорогами» и т. п.).
Макет следует отличать от постройки из кубиков (строительного материала), которая возводится детьми и также используется ими как маркер игрового пространства. Макет — это фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), может сохраняться длительное время и в любой момент использоваться детьми для игры.
Макеты могут быть изготовлены из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума, клеенки и других подходящих материалов.
Существуют промышленно изготовленные деревянные кукольные дома, пластмассовые гаражи-автостанции, которые можно использовать как макеты-модели. Готовые мелкомасштабные сказочные дома, избушки на курьих ножках (кстати, последние обычно комплектуются набором сказочных персонажей) можно использовать как тематическое дополнение к макетам-картам. Макеты-карты в настоящее время изготавливаются из цветного ковропласта с обозначенными на нем улицами, водоемами, условными изображениями построек (эквивалентом такого промышленного макета может быть кусок линолеума, плотного картона или оргалита с наклеенными на нем дорогами, цветовыми пятнами ландшафта и пр.).
В настоящее время существуют готовые макеты из лего — материала (крепость, кукольный дом). Как правило, это уже не условно-обобщенные маркеры игрового пространства, а целый лего-мир, детализированный, включающий тематических персонажей-человечков и предметы оперирования для них, а также дополнительные строительные блоки, т. е. лего-макет с дополнительным антуражем охватывает все элементы нашей матрицы игрового материала и представляет его во всем многообразии. Удобство лего-материала заключается в том, что его блоки и конструкции соразмерны и совместимы друг с другом, поэтому макет-крепость (или другой макет-модель) легко дополняется макетом-картой (пластинами с изображением дорог, перекрестков), а последний может быть конкретизирован собранными из строительных блоков тематическими маркерами игрового пространства (по замыслам детей).
Однако исходная полнота лего-макета при всем первоначальном энтузиазме детей часто приводит к стереотипизации и быстрому затуханию игры (именно поэтому, на наш взгляд, целесообразнее использовать «универсальные» условно-обобщенные макеты, постоянно активизирующие воображение детей). Воспитатель может подтолкнуть детей к трансформациям игрового пространства, к объединению лего-макетов с другими макетами, имеющимися в группе, если замечает, что сюжет игры принимает стереотипный характер, т. е. стимулировать детей к изменению и расширению смыслового поля игры.
Внесение тех или иных элементов игрового материала к макетам так же, как и подбор самих макетов для данной группы детей, воспитатель может осуществлять, руководствуясь наблюдениями за свободной детской игрой, подхватывая возникающие у детей игровые замыслы, для развития которых макет мог бы стать предметной опорой. Два—три «универсальных» макета имеет смысл держать в групповом помещении постоянно, время от времени обновляя населяющих их персонажей и антураж, в зависимости от ситуации.
Хорошим смысловым фоном для развертывания игры с мелкими игрушками и макетами является художественная литература, создающая в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетными коллизиями. Этими художественными текстами, заинтересовавшими детей, может определяться подбор персонажей и тематическая конкретизация макета. Так, макет-карта «Улицы города» может превратиться на время в Цветочный или Солнечный город Незнайки и его друзей, макет-крепость в Киев-град или Царство Салтана, ландшафтный макет-карта — в Пухову опушку или Зеленый лес Робин Гуда, в остров Эскадо или остров Буян, а кукольный дом — в жилище Малыша и Карлсона, или Мэри Поппинс и ее воспитанников, или дом Муми-троллей и т. п.
Обитатели-персонажи, дополнительный антураж, который позволяет превратить «универсальный» макет в конкретное игровое пространство, в соответствии с тематикой, увлекающей детей в данный момент, могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материала).
В этом смысле макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры).
[1] Михайленко Н. Я. Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М., 1987.