РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основные требования, предъявляемые к проектированию и изготовлению детской мебели

Барханова О.А. Пособие про проектированию интерьера детских яслей-садов, Москва, Стройиздат, 1982 г.

5.5. Определение основных особенностей различных типов детских дошкольных учреждений, качественных характеристик мебели и оборудования, обобщение отечественной и зарубежной практики проектирования позволяют сформулировать основные требования, предъявляемые к современным наборам мебели для оборудования основных помещений с функциональной, педагогической, технико-экономической и эстетической точек зрения.

Функционально-гигиенические требования

5.6. Функционально-гигиенические требования, предъявляемые к оборудованию основных помещений детских дошкольных учреждений, основываются на данных антропометрии, гигиены, физиологии с учетом последних достижений в этих областях знаний и определяют степень соответствия предмета мебели своему назначению.

а) Одним из основных требований, предъявляемых к проектированию оборудования основных помещений, является обязательное соответствие размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка и взрослого человека. Мебель, проектируемая для детских дошкольных учреждений, должна способствовать правильному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки.

Основными изделиями, с которыми ребенок находится в наиболее длительном сопрокосновении, являются стол и стул. Для нормального не только физического, но и умственного развития ребенка необходимо правильное его положение во время занятий. Рабочее место должно быть удобным, органы брюшной и грудной полостей не должны быть стеснены, кровоснабжение органов — незатрудненное, положение частей тела должно быть симметрично.

Для выполнения этих требований необходимо точное знание современных антропометрических данных физически нормально развитых ребенка и взрослого человека.

В настоящее время происходят большие изменения в росте детей дошкольного возраста. Как показали исследования НИИ антропологии АМН СССР, средний рост ребенка по сравнению с ростом в предыдущие годы увеличился на несколько сантиметров.

Учитывая динамику развития детского организма и основываясь на современных антропометрических данных, Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР было предложено условно разделить детей дошкольного возраста на шесть ростовых групп, а детские столы и стулья — соответственно на шесть номеров (ГОСТ 19301.1—73,2—73) (табл. 13).

Таблица 13

Группа роста в смНомер мебелиВозраст детей
70—79110 мес—1 год 8 мес
80—8921 год 5 мес — 2 го­да 8 мес.
90—9932—4 года
110-11543—6 лет
115—13055—9 лет
130 — 14566—10 лет

Система градации детских столов и стульев дает возможность проектировать мебель, соответствующую по размерам росту ребенка.

Поскольку в системе детских дошкольных учреждений работает примерно 99% женщин, при определении габаритов оборудования, предназначенного для обслуживающего персонала, целесообразно учитывать средний рост женщин, равный 160 см.

б) В целях охраны жизни и здоровья детей конструкция мебели не должна быть причиной травм ребенка. Для этого в мебели не должно быть острых углов и выступающих деталей (болтов, гаек, механизмов и т. д.). Поверхности мебели должны быть гладкими, хорошо отшлифованными, без ворсистости.

Чистота обработки поверхности мебели регламентируется ГОСТ 7016— 75 «Древесина. Классы шероховатости и обозначения».

При проектировании трансформируемых изделий в шарнирных соединениях должны быть предусмотрены фиксирующие устройства.

в) В местах соединений не должно быть зазоров или качания деталей. Конструкция мебели должна способствовать гигиеническому содержанию как самой мебели, так и помещения в целом. Для этого в конструкции не должно быть щелей, способствующих скоплению пыли. С гигиенической точки зрения недопустимо применение деталей сложного профиля, затрудняющих уборку помещения.

Запыленность помещений не только подвергает опасности дыхательные органы детей, но и создает благоприятную среду для распространения инфекционных заболеваний.

г) Рабочие поверхности столов, стульев, кресел и скамей должны изготовляться из материалов теплопроводностью не более 0,4 ккал/(м • г • град). г д) Материалы, применяемые для изготовления детской мебели, должны обладать повышенной прочностью, учитывать специфику развития детского организма.

Применяемые отделочные материалы не должны разрушаться от длительной эксплуатации, мытья теплой водой (до 60°С) с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Рабочие поверхности столов должны иметь матовую отделку, снижающую зрительную утомляемость во время работы.

Таблица 14

ПоверхностьМатериалКоэффициент отражения, %
Крышки столов, тумб, шкафов, сиденья и спинки стульев, кресел, табуретов, скамейДерево, пластик35—55
Каркас столов, стульев, подста­вокДерево30-55
Металл15—55

е) Светлота окраски лицевых поверхностей мебели должна соответствовать данным, приведенным в табл. 14.

Педагогические требования

5.7. Педагогические требования, предъявляемые к оборудованию основных помещений, формируются исходя из специфики и ведения учебно-воспитательных процессов и заключаются в следующем:

а) набор оборудования должен способствовать успешному ведению учебно-воспитательной работы в детском учреждении. Состав и типы изделий должны соответствовать особенностям современных методов воспитания и обслуживания детей;

б) размер, конструкция и форма оборудования должны обеспечивать удобство его эксплуатации. Габариты мебели не только должны учитывать антропометрические особенности ребенка и взрослого человека, но и соответствовать характеру деятельности, связанной с данным предметом мебели, учитывать размеры, форму и количество необходимой клади, предусматривать удобство ее размещения и пользования.

Принцип проектирования мебели в расчете на средний рост не пригоден для детской мебели. В одних случаях, например, при определении зон досягаемости руки, следует ориентироваться на наименьший рост ребенка данной возрастной группы; в других случаях — при определении размеров рабочих поверхностей или пространства, необходимого для использования мебели, — необходимо использовать антропометрию наиболее крупного ребенка в рассматриваемой возрастной группе детей.

При наличии мебели, соответствующей росту детей, легче приучить ребенка координировать свои движения, легче привить детям навыки обслуживания;

в) детская мебель должна способствовать совершенствованию двигательных умений у ребенка.

В настоящее время почти вся работа по трансформации детских помещений во время подготовки к еде, занятий или сна выполняется обслуживающим персоналом и занимает много времени, масса предметов мебели, которые приходится переставлять или убирать, значительно превышает физические возможности детей. Поэтому при проектировании детских столов и стульев, выдвижных ящиков для игрушек, мебели-игрушек, т. е. предметов мебели, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно в течение дня, следует учесть, что норма физической нагрузки на одного ребенка дошкольного возраста должна быть не более 2 кг. Соблюдение этой нормы при проектировании детской мебели позволит осуществлять трансформацию помещений с участием детей;

г) для успешного проведения занятий в детских учреждениях при пользовании мебелью не должны вызывать шум или скрип, отвлекающие детей. Шарнирные и подвижные соединения должны обеспечивать плавное и бесшумное движение деталей;

д) при проектировании набора оборудования следует стремиться к максимальному увеличению площади пола для подвижных игр и занятий детей в помещениях универсального использования — групповых и игральных-столовых. Это может быть достигнуто складированием в пачки детских столов, стульев, кроватей, сокращением набора оборудования путем создания изделий многофункционального назначения, и определения оптимальных размеров изделий;

е) для лучшей организации учебного процесса в детском дошкольном, учреждении на нижней поверхности крышки стола и сиденья стула должны быть указаны номер мебели и соответствующий ему рост ребенка. На внешних боковых сторонах стола и стула должна быть цветовая маркировка, каждый номер мебели должен иметь свой цвет. Цветовая маркировка должна быть размещена в таком месте, чтобы была хорошо видна воспитателю;

ж) для удобства эксплуатации на предметах мебели, предназначенных для индивидуального пользования (шкафу для верхней детской одежды, шкафу для индивидуальных комплектов одежды, вешалках для полотенец, шкафу для горшков), необходимы специальные обозначения в виде рисунков или знаков, определяющих индивидуальную принадлежность секций или отделений;

з) при проектировании типов оборудования, связанных с наиболее трудоемкими процессами по организации кормления и сна детей, гигиенических процедур, проводимых с детьми раннего ясельного возраста, следует стремиться к максимальному сокращению физических затрат обслуживающего персонала.

Типы оборудования должны разрабатываться на основе изучения и анализа соответствующих рабочих процессов с учетом устранения лишних усилий и движений, поскольку эти усилия, многократно повторенные в течение дня, могут привести к излишнему утомлению человека.

Сокращение времени и физических затрат при обслуживании детей даст возможность воспитателям больше внимания уделять педагогической работе;

и) при определении основных габаритов оборудования следует учитывать не только функционально-технологические процессы, но и основные геометрические параметры детских помещений (периметр стен, шаг колонн, высоту помещения и т. д.). Только при соответствии габаритов мебели размерам помещений возможны удобная расстановка мебели, рациональная организация учебно-воспитательной работы.

Технико-экономические требования

5.8. Технико-экономические требования, предъявляемые к оборудованию детских помещений, основываются на нескольких факторах, Определяющими из которых являются стоимость изготовления и эксплуатационные показатели (надежность, долговечность).

Стоимость изготовления наборов оборудования обусловливается стоимостью материалов, используемых для изготовления, экономичностью конструкций, техническими условиями изготовления.

При проектировании наборов мебели следует стремиться к снижению их себестоимости. Это может быть достигнуто рациональной проработкой номенклатуры набора мебели, эффективностью эксплуатационных показателей (рациональными параметрами оборудования и его элементов), выбором экономичных материалов, простотой конструкции мебели, соответствием изделия мебели технологическим требованиям. Наборы оборудования должны разрабатываться с учетом изготовления поточным методом на специализированных предприятиях с высокоавтоматизированным производством.

Для обеспечения индустриально-массового изготовления детской мебели необходимы нормализация и унификация изделий в целом и ее составных элементов, использование принципа разборности в конструкции мебели.

Унификация размеров детской мебели дает возможность получить из немногих типоэлементов большое количество модификаций оборудования основных помещений детских дошкольных учреждений, позволяет упростить процесс изготовления детской мебели, сократить количество ее типоразмеров, наиболее экономично использовать материал, обеспечивает изготовление взаимозаменяемых элементов.

Использование принципа разборности мебели обеспечивает экономичную упаковку и транспортировку изделий, благоприятные условия для ремонта мебели. Причем сборно-разборная мебель должна отличаться простотой сборки.

Стоимость изделий оборудования для детских дошкольных учреждений должна соответствовать действующим сметным нормам.

Эстетические требования

5.9. Учитывая большое влияние окружающей обстановки на формирование художественного вкуса детей, следует уделить особое внимание эстетическим качествам проектируемых наборов оборудования.

а) Оборудование основных помещений детских дошкольных учреждений должно являться органической частью интерьера. Художественное решение набора оборудования должно быть подчинено единому архитектурно-художественному стилю, обусловливающему гармоничное сочетание отдельных предметов и групп мебели с интерьером детских помещений.

б) Детская мебель должна стимулировать деятельность взрослого и ребенка, вызывать у детей радостные эмоции.

Эстетика мебели, степень ее эмоционального воздействия на человека определяются ее удобством, лаконизмом решения, выразительностью формы, рациональным использованием цвета и материала, высоким уровнем исполнения и качества отделки.

в) Цветовое решение детской мебели должно основываться на изучении физиологического и психологического воздействия цвета на человека (см. гл. 3).

г) В общей композиции, пропорциях, форме и цветовом решении мебели основных помещений должна быть отражена специфика детских дошкольных учреждений.

д) При соблюдении в проектировании наборов оборудования принципов стандартизации и типизации должна быть обеспечена возможность индивидуального решения интерьеров детских помещений.

Основные принципы проектирования мебели для детских дошкольных учреждений

5.10. Мебель и оборудование, предназначенные для основных помещений детских дошкольных учреждений, можно классифицировать по следующему ряду качественных признаков: функциональному (целевому назначению предмета), конструктивному (характеру связи основных конструктивных элементов оборудования), характеру производства.

5.11. По функциональному признаку оборудование может быть разделено на семь основных групп: мебель для работы на горизонтальной плоскости, для сидения, для лежания, для хранения, мебель для подвижной деятельности детей, мебель многоцелевого назначения, трансформируемое оборудование.

Наиболее важными из всех перечисленных групп являются группы мебели для работы на горизонтальной плоскости (столы различного назначения) и сидения (стулья, кресла, скамьи, табуреты, банкетки), наиболее тесно связанные с учебным процессом, оказывающие непосредственное влияние на физическое развитие детей, формирование их костно-мышечного аппарата.

Группа мебели, предназначенная для хранения, объединяет шкафы различного назначения: для одежды и белья, игрушек и учебных пособий, посуды, хозяйственного и спортивного инвентаря.

Группа мебели для подвижной деятельности детей состоит из двух подгрупп: мебели для бодрствования детей ясельного возраста (манежи общие, горки-манежи, горка со скатом, барьеры, мостик, стол-барьер и т. Д.) и оборудования для физкультурных занятий (гимнастические стенки, доски, лесенки, бревна, каталки, гимнастические скамьи).

Мебель многоцелевого назначения объединяет изделия, выполняющие несколько функций: например, стол для пеленания и массажа, он же шкаф для детской одежды, шкаф с откидными кроватями, секциями для хранения игрушек и пособий и откидными столами для индивидуальных игр детей, скамьи для переодевания детей с емкостями для хранения спортивной обуви и т. д.

Группа трансформируемого оборудования включает гармончатые мягкие и жесткие раздвижные перегородки, а также светопрозрачные раздвижные перегородки.

Определяющим моментом при проектировании мебели, предназначенной для работы на горизонтальной плоскости, сидения и лежания, подвижной деятельности детей, являются антропометрические данные детей и взрослого человека—рост, пропорции тела, особенности развития костно-мышечной системы ребенка.

Формообразование мебели для хранения и многоцелевого назначения зависит от нескольких факторов: антропометрических данных, размеров и количества необходимой клади и в отдельных случаях внутренних размеров помещений.

5.12. По эксплуатационным особенностям оборудование основных помещений может быть еще разделено на мебель для детей, мебель для обслуживающего персонала и мебель, предназначенную и для детей, и для обслуживающего персонала. Последняя группа мебели является специфической для детских дошкольных учреждений.

Мебель, предназначенная для детей, состоит из детских столов, стульев и кроватей, шкафов для игрушек, пособий и крупного строительного материала, гимнастического оборудования.

Мебель, используемая только обслуживающим персоналом, включает столы, стулья и табуреты для воспитателей, шкафы для верхней одежды персонала и матерей, шкафы хозяйственные.

К группе мебели, предназначенной для детей и обслуживающего персонала, относятся столы туалетно-пеленальные, столы для массажа, столы для кормления детей ясельного возраста, столы раздаточные, шкафы для пособий и верхней одежды детей в возрасте до 2 лет.

5.13. Конструктивная особенность мебельного оборудования основных помещений детских дошкольных учреждений определяется характером связи основных конструктивных элементов изделий мебели между собой и с конструкцией здания детского дошкольного учреждения.

В зависимости от пространственной организации формы мебельные изделия подразделяются на две группы — решетчатую и корпусную.

К решетчатой мебели относятся изделия с открытой пространственной структурой, состоящие из брусковых элементов в сочетании с плоскостными формами. Это столы, стулья, табуреты, скамьи, физкультурное оборудование и изделия манежной группы.

Перечисленные изделия могут изготовляться из брусковых элементов прямоугольного, квадратного, овального или круглого сечения.

К корпусной мебели относятся изделия с объемными формами, состоящими из плоскостных элементов. Причем внутренние объемы корпусной мебели, как правило, имеют утилитарное назначение.

По характеру связи основных конструктивных элементов в изделии мебельное оборудование делится на неразборное и разборное.

Неразборное оборудование имеет монолитную конструкцию, собранную при помощи клея, шкантов, шурупов и скоб.

Разборное оборудование состоит из унифицированных элементов, собираемых при помощи крепежной фурнитуры (стяжек, болтов, винтов, ходовых сопряжений). Конструкция элементов сборной мебели позволяет собирать изделия по различным схемам.

Разборное оборудование может иметь универсально-разборную или секционную конструкцию.

Универсально-разборная конструкция состоит из плоскостных деталей и может использоваться во всех системах мебели, где соединяются емкости различного назначения. Каждое изделие мебели разбирается на различные составные части: вертикальные и горизонтальные стенки, полки, дверки, выдвижные ящики, ножки.

Соединение универсально-разборной мебели может быть непосредственно или с помощью квадратных или звездчатых монтажных брусков.

Непосредственное соединение вертикальных и горизонтальных щитов может осуществляться с помощью винтовых и эксцентриковых стяжек, а также металлических шкантов.

При использовании монтажных брусков щиты крепят винтами или эксцентриковыми стяжками.

Секционная мебель состоит из объемных элементов, сочетания которых дают предметы различного назначения. Секции могут составляться по ширине и высоте, образуя отдельно стоящие, самостоятельные изделия, встроенную и пристенную мебель, а также шкафные перегородки. Сравнительно небольшой набор секций позволяет получить большое количество разнообразных вариантов и композиционных решений.

Универсально-разборная мебель имеет то преимущество, что при ее сборке можно избежать сдвоенных стенок секций, разборная конструкция обеспечивает удобную и экономичную транспортировку.

Для секционной мебели характерны сдвоенные стенки при составлении секций в определенный блок. Однако эта мебель требует меньшей точности при монтаже, чем универсально-разборная, более удобна в употреблении, так как требует квалификационных специалистов для установки секций в помещениях, благодаря чему является наиболее целесообразной для детских дошкольных учреждений, где 99% обслуживающего персонала составляют женщины.

Корпусная мебель обычно проектируется с открытыми или закрытыми шкафными емкостями. Существует несколько способов установки дверей в шкафных емкостях. Дверки шкафа могут быть вкладными, накладными, раздвижными, шторными и складными.

Емкости, предназначенные для хранения белья, индивидуальных комплектов детской одежды, посуды, хозяйственных принадлежностей, столярных инструментов, предметов ухода за животными и растениями, в соответствии со спецификой использования целесообразно изготовлять с вкладными или накладными дверками.

Шкафные емкости для хранения пособий, учитывая, что они находятся в зоне игр детей, лучше проектировать с раздвижными дверками, не стесняющими движения детей в помещении. Преимущество такой конструкции в том, что дверки при передвижении не выходят за пределы шкафа, что делает его более компактным.

Для крепления вкладных дверей могут применяться пятниковые угловые петли и шарнирные боковые петли, позволяющие открывать дверки на 180°.

Накладные дверки крепятся с помощью карточных разъемных, специальных разъемных, шарнирных прямых и рояльных петель.

Раздвижные дверки передвигаются в пазах, выбранных в щите, или по специальным полозкам, установленным на горизонтальных щитах изделия.

Шторные дверки состоят из узких планок, соединенных тканью (парусиной), поливинилхлоридной пленкой или тонкой стальной проволокой.

Для больших емкостей с целью экономии площади, занимаемой мебелью, могут применяться дверки складной конструкции (рис. 55). Складные дверки возможны в шкафу для спортивного инвентаря, а также в пристенном или встроенном шкафу с откидными кроватями.

Полки в мебельных изделиях или устанавливаются на одной постоянной высоте (как, например, в шкафах для индивидуальных комплектов детской одежды, белья, для постельных принадлежностей и кроватей и т. д.) или переставляются выше или ниже (в шкафах для пособий, игрушек, верхней детской одежды и т. д.).

Переставные полки могут располагаться на планках, прикрепленных к боковым стенкам изделия, на металлических или пластмассовых полкодержателях различной конструкции, на шкантах, выступающих на 10—15 мм.

Неразборная и разборная мебель может быть трансформируемой. Трансформируемые изделия имеют шарнирные или другие соединения, позволяющие изменять назначение предмета, увеличивать или уменьшать размеры изделия или занимаемый им объем (например, шкаф с откидными кроватями).

По характеру пространственной организации интерьера основных помещений мебельное оборудование делится также на отдельно стоящее и встроенное (или пристенное).

Отдельно стоящее оборудование не связано конструктивно со зданием детского дошкольного учреждения.

Проектирование этой группы изделий определяется совокупностью функциональных, педагогических, технико-экономических и эстетических требований.

Встроенное или пристенное оборудование, как, например, буфет-мойка, шкаф для гимнастического инвентаря, шкаф с откидными кроватями и т. д., непосредственно связано с конструкцией здания.

На проектирование этой группы изделий оказывает влияние не только комплекс современных требований, но также и конструктивные особенности зданий детских дошкольных учреждений.

Отдельно стоящее оборудование делится в свою очередь на стационарное и мобильное. Стационарными называются изделия мебели, занимающие постоянное место в помещении, например шкафы различного назначения, столы для воспитателей, частично физкультурное оборудование.

Мобильная мебель меняет свое положение в помещении в соответствии с происходящими рабочими процессами.

Возникновение мобильной мебели определяется особенностями ведения педагогических процессов в помещениях универсального использования: групповых, игральных-столовых, зале для физкультурных и музыкальных занятий.

К мобильной мебели относятся детские столы и стулья, отдельные изделия физкультурного оборудования, стол раздаточный, мебель-игрушка и т. д. В соответствии с особенностью эксплуатации мобильной мебели возникает целый ряд специфических требований к проектированию этих изделий: так, например; необходимость складирования детских столов и стульев в пачки, соответствия веса детской мебели физическим возможностям ребенка.

5.14. По характеру производства оборудование подразделяется на серийное и массовое. Серийную мебель выпускают более или менее крупными партиями по результатам изготовления и испытания экспериментальных образцов. Возможно повторение серий, в процессе которых конструкцию, изделии совершенствуют. По окончательно проверенным и апробированным чертежам изготовляют массовую мебель в большом количестве непрерывно в течение длительного времени.

Проектирование мебели непосредственно связано с техникой и технологией ее производства. Отечественная мебельная промышленность, оснащенная совершенной техникой, располагает большими возможностями для изготовления мебели высокого качества.

Для организации массового производства детской мебели необходимо,; чтобы ее форма, конструкция и материалы соответствовали индустриальным методам изготовления.

Проектирование детской мебели должно быть связано с определением оптимальных размеров сечений и деталей, их веса и основываться на принципах унификации, нормализации и взаимозаменяемости узлов и деталей.

Прочность мебели зависит от конструкции, размеров деталей, прочности соединений и качества используемых материалов.

По способу производства, а также по применяемым материалам мебель основных помещений детских дошкольных учреждений подразделяется на столярную, гнутоклееную мебель с применением металла и пластмассовую мебель.

Столярная мебель имеет наибольшее распространение, она включает самые разнообразные типы мебели и отличается от мебели других групп тем, что все основные детали изготовляются из дерева.

Столярная мебель, предназначенная для основных помещений детских дошкольных учреждений, подразделяется на корпусную и решетчатую, о которых говорилось раньше.

Гнутоклееные детали применяют преимущественно в мебели, предназначенной для сидения, детских столах, мебели-игрушек. В одном случае гнутовыклейными являются только отдельные элементы изделия, например сиденье и спинка в стульях, крышка детского стола и т. д., в другом — изделие целиком изготовляется из гнутовыклейных деталей, сделанных из пород дерева с упругой древесиной.

В последнее время довольно широкое распространение в детских дошкольных учреждениях получила мебель на металлическом каркасе.

С целью экономии древесины детские столы, стулья, пеленальные столы, общие и индивидуальные манежи, шкафы для одежды, детские кровати стали изготовляться на каркасе из тонкостенных стальных труб круглого, овального, прямоугольного и квадратного сечения.

Особенно широко конструкции из металла используются при изготовлении трансформирующихся откидных одноярусных и двухъярусных кроватей.

В индустриальном производстве для изготовления детских столов, стульев, мебели-игрушки стали применяться различные синтетические материалы. Использование пластических материалов для изготовления детской мебели влияет на формообразование детской мебели. В отличие от деревянной мебели с жесткими геометрическими формами мебель из пластика может иметь обтекаемую форму. Из пластических масс можно изготовить изделия мебели методом литья, формования, прессования, при которых минимальны затраты труда, отходы и дополнительная обработка. Однако применение пластических материалов для изготовления детской мебели носит до сих пор эпизодический характер.

5.15. Основным материалом, использующимся для изготовления мебели, являются различные виды древесины: пиломатериалы, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Используется древесина различных пород. Из твердолиственных пород широко применяются ясень, береза, бук, из хвойных пород — сосна, ель, пихта, лиственница.

Древесину твердых лиственных пород используют в виде массива для брусковых деталей и различных обкладок, а также в виде строганой фанеры для облицовки деталей из хвойных пород.

Для изготовления корпусной мебели используют в основном щиты из стружечной и древесноволокнистой плит. Наиболее широкое применение имеют в настоящее время стружечные плиты, полученные в результате прессования древесной стружки со связующим веществом. Стружечные плиты изготовляют облицованными шпоном, бумагой, пленкой, пропитанной синтетическими смолами, слоистым пластиком и имеют следующие размеры: по длине — 3500, 2500, 2000 мм, по ширине— 1750, 1500, 1400, 1250 мм, по толщине —6, 8, 10, 13, 16, 19, 22; 25; 32 мм.

Стружечные плиты обладают прочностью, устойчивостью к водопоглощению и набуханию, экономичны в производстве. Однако масса стружечных плит в 1,5 раза превышает массу столярной плиты.

Для изготовления основных конструктивных элементов мебельных изделий (задних стенок ящиков, заглушек) широко используют древесноволокнистые плиты.

Для изготовления гнутоклееных деталей используют древесину твердолиственных пород: бука, дуба, ясеня, березы.

Для изготовления различных профильных деталей (профильных раскладок, полозков) могут быть использованы поливинилхлоридные смолы.