РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Короткова. Игра как содержательное общение

Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста : Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дошк. воспитания; [Редкол.: Т. С. Комарова (отв. ред.) и др.]. — Москва : АПН СССР, 1983. — 132 с. сс. 122-130

Нравственная культура личности проявляется в общении с себе подобными и связана, в частности, с умением учитывать позиции дру­гих людей, сообразовывать свое поведение с их желаниями, намере­ниями и т.п. Совместная игра детей — наиболее ранняя форма дея­тельности, в которой проявляются и отрабатываются, пропускаются сквозь призму детского сознания нормы и способы общения, взаимо­действия.

Обычно, когда говорят об усвоении ребенком правил общественно­го поведения, нравственных норм, апеллируют либо к самому содержа­нию игры (Р.И. Жуковская и др.), либо к так называемым «реальным взаимоотношениям» детей, складывающимся вокруг игры (А.П. Усова и др.). Между тем для усвоения такого рода норм имеет значение це­лостный процесс совместной игры, в котором переплетаются различного рода отношения.

В связи с этим интересно проанализировать процесс совместной игры как содержательного общения детей, представляющего собой за­чаток появляющихся на более поздних ступенях развития деятельно­сти типа интеллектуального обмена, свободного общения взрослых и т.п. В этом смысле процесс игры может быть рассмотрен как игровой диалог. Причем имеется в виду диалог не как внешняя речевая форма, а как способ понимания, проникновения в смысл, намерения собесед­ника[1]. Обратимся к анализу совместной сюжетно-ролевой игры, основной формы игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Вероятно, приобретение коммуникационных умений связано более всего с совместной сюжетно-ролевой игрой, где нет предварительно определенного плана или сюжета-образца, т.е. построение сюжета осуществляется свободно в ходе совместной деятельности. Именно та­кой тип игры закладывает основы свободного общения сверстников, появляющегося в младшем школьном возрасте и переходящего в ведущий тип деятельности у подростков.

Совместная игра начинает приобретать характер содержательного общения у детей старшего дошкольного возраста, о чем свидетельст­вует увеличение в игре количества вербальных действий; невербаль­ные игровые действия становятся все более свернутыми и обобщенными, игровые атрибуты постепенно теряют функцию детерминант поведения, игра начинает определяться игровыми замыслами или намерениями участников.

Вместе с тем в игре все большее место начинают занимать ор­ганизационные моменты: обсуждение игровых процедур, направления развития сюжета и пр., которые могут возникать не только в начале игры, но и прерывать ее.

В ходе совместной игры, где сюжет не определен предварительно, индивидуальные замыслы участников игры должны координироваться в процессе игры, что связано с постоянной трансформацией их в ре­зультате ответных действий партнера. В связи с трудностями коорди­нации могут возникать такие особенности совместной игры, как не­пересекаемость сюжетов, когда дети в рамках одной темы развивают каждый свой сюжет, и их действия не носят реципрокного характера, или круговые сюжеты, где одна и та же уже скоординированная ситуа­ция проигрывается много раз. Каким же образом, за счет чего раз­личные замыслы участников приводятся во взаимное соответствие, за счет чего осуществляется «прорыв» кругового сюжета и дальнейшее сюжетное движение? Иначе говоря, как строится игровой диалог?

Однако прежде чем анализировать живой процесс игры, необходимо дать хотя бы приблизительное определение сюжета игры и выделить некоторые специфические черты детских сюжетов. Следует отметить, что для исследователя сюжет игры выступает как некий продукт или результат деятельности детей по реализации их собственных игровых замыслов или намерений. С точки зрения структуры мы будем опреде­лять сюжет игры как последовательность взаимосвязанных событий или ситуаций, каждая из которых характеризуется взаимодействием определенных персонажей (ролей).

Эмпирическое исследование и анализ сюжетно-ролевой игры тре­бует выделения критериев, позволяющих разграничивать различные сюжеты т.е. определять переход детей во время игры от одного сюжета к другому и различать ситуации внутри одного сюжета. Иначе говоря, необходимо понять, чем определяется преемственность сюжетных ситуа­ций – связь предыдущей ситуации с последующей, и что их различа­ет, делает очевидным переход от одной ситуации к другой.

В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина было показано, что центральным смысловым моментом игры является игровая роль и служащая для ее осуществления воображаемая игровая ситуация. Исходя из этого, можно принять за основные конституирующие элемен­ты сюжетно-ролевой игры условную ситуацию или условное пространство игры («дом», «больница», «магазин», «поле сражения» и пр.), роль или роли, включенные в игру. В совместной игре это, как правило, парные или дополнительные роли (учитель — ученик, врач — больной, Дед Мороз — Снегурочка и пр). Сохранение хотя бы одного из этих элементов в каждой последующей ситуации, по сравнению с предыдущей, позволяет говорить о целостном сюжете.

Смена сюжетной ситуации будет определяться изменением одного из ее элементов, например условного пространства (при игре в «школу» урок рисования сменяется уроком математики с прежним соста­вом ролей: учитель — ученик). В другом случае смена сюжетной ситуа­ции может определяться сменой одним из играющих роли на другую, имеющую дополнительное по отношению к одной из исходных ролей зна­чение. Например, при сохранении условного пространства «кабинета врача» первоначальный состав ролей «врач — больной» может изме­ниться в следующем направлении: «врач — медсестра» или «медсестра — больной». Может меняться одновременно условное пространство и од­на из ролей (например,, больной на приеме у врача, затем больной идет в аптеку, врач становится аптекарем и т.п.).

Сохранение ролей и условного пространства постоянными приво­дит к тому, что одна сюжетная ситуация становится самостоятельным сюжетом и проигрывается много раз на протяжении игры. В других случаях она может растягиваться за счет чрезмерной детализации включенных в нее действий. Такое постоянство ролей и условного про­странства приводит к нарушению развертывания сюжета.

Одновременное изменение условного пространства и смена роли связаны с такой характерной особенностью детских игровых сюжетов, как их незамкнутость: цепь сюжетных ситуаций становится, практи­чески, бесконечной. Каждая последующая ситуация связана с преды­дущей, но вся последовательность ситуаций может не иметь единого общего смысла, строится по типу ассоциативного примыкания[2]. При­мером может служить такая последовательность ситуаций: мама и доч­ка обедают (1), мама идет в магазин, дочка становится продавцом (2), мама становится шофером, который привозит в магазин товар (3), мама становится автобусом, а продавец – пассажиром (4) и т.д.

Одновременное изменение всех элементов ситуации позволяет го­ворить о смене сюжета. Для детей обычно сюжет выступает как нерасчлененное целое, их рефлексия не направлена на выделение отдельных сюжетных ситуаций, в лучшем случае фиксируется лишь смена сюжета («Давай в другую игру играть»).

Таким образом, развертывание сюжета связано с переходом к оче­редной ситуации взаимодействия, знаком которого служит смена услов­ного пространства игры или введение нового персонажа (роли). От­сюда задача координации замыслов в совместной игре может быть специфицирована: приведение замыслов во взаимное соответствие пред­ставляется в виде согласованного перехода от одной ситуации роле­вого взаимодействия к следующей.

Вернемся к анализу процесса игры. Результаты проведенных нами наблюдений за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей в диадах показали, что игровой диалог включает в себя взаимообмен ролевыми действиями и высказываниями, обмен действиями, осуществляющими планирование и оценку собственного поведения и поведения партнера, связанного с содержанием игры, и внесюжетные обмены — действия и высказывания, связанные с регуляцией поведения партнера, вышедше­го из игры, а также рассуждения по поводу предметов, не влияющих на развитие сюжета.

Эффективность взаимодействия в игре связана с соотношением и характером распределения этих различных типов взаимообмена (иг­ровых циклов), несущих различную функциональную нагрузку.

Наиболее успешная игра связана с преобладанием планирующих циклов в моменты перехода или при определении каждой последующей ситуации ролевого взаимодействия; определяющие ситуацию планирую­щие действия задают целую цепочку ролевых обменов. В идеальном случае планирующий цикл должен задавать смысловой отрезок сюжета (в таком случае обеспечивается и взаимопонимание партнеров в рамках разыгрываемой ситуации и движение в сюжете), однако результаты исследования показали, что в самостоятельной деятельности детей планирующие высказывания редко охватывают целый смысловой отрезок сюжета, слишком дробят сюжет, адресуясь к отдельным действиям, что затрудняет сюжетное движение.

Кроме того, успешность совместного развития сюжета в игре свя­зана с характером самих планирующих действий. Как показали наши наблюдения, планирующие реплики имеют либо прямо побудительный ха­рактер, непосредственно побуждая партнера к определенным действиям или высказываниям по роли (типа: «Ты теперь делай так…», «Ты теперь говори …»), либо носят косвенный характер — поясняется ситуация, комментируются действия.

Прямое побуждение партнера к вполне определенным действиям ограничивает его возможности внести собственный вклад в развитие сюжета. Косвенное побуждение[3], определяя общий смысл ситуации, на­против, допускает известную свободу действий партнера. Такого ро­да планирующие реплики, способствующие более полному проявлению в игре замыслов всех участников, обеспечивают наиболее устойчивые и бесконфликтные игровые эпизоды.

Понимание детьми таких неявных «программ», задаваемых парт­нером, связано с ориентированностью и на содержание игры и на парт­нера, что позволяет детям совместно развивать сюжет и поддерживать процесс игры. Совмещение планирующими действиями обеих этих функций делает игровое взаимодействие наиболее эффективным. Однако, как показывают наблюдения, такая двойная ориентированность не всегда является стойкой, в результате чего планирующие действия обнару­живают тенденции к смещению либо в сторону определения и развер­тывания содержания игры без учета действий партнера, либо в сторо­ну воздействия на партнера вне зависимости от контекста игры. Пер­вая приводит к разрывам общего сюжетного движения, скачкообразным сюжетам, вторая — затрудняет развертывание сюжета и обедняет его.

Проведенный анализ позволяет зафиксировать, что основным средством координации игровых замыслов партнеров являются планирую­щие обмены или циклы, представляющие собой одну из составляющих игрового диалога. Особенности планирующих действий и игрового диа­лога в целом позволили наметить некоторые пути формирования более эффективных способов игрового взаимодействия. Мы предположили, что в связи с двойственной функцией планирующих действий повышение эффективности взаимодействия в игре должно быть связано с одновре­менным формированием направленности на развитие сюжета и на учет позиции партнера, т.е. на создание общего контекста игры.

В свете задач формирования сюжет игры выступает другой своей стороной — уже не как результат, итог процесса игры, а как культур­ный образец, нормативное средство, задающее основные смысловые, содержательные моменты совместной игры. В связи с этим мы предпо­ложили, что овладение способами совместного построения сюжета игры может быть связано с такой организацией совместной деятельности, где сюжет был бы выделен, представлен в развернутом виде и мог стать предметом совместного оперирования и осознания детей.

Однако сюжет как знаковое описание содержания деятельности не включает в себя способов построения процесса совместной игры, соб­ственно способов координации. Такие способы могут быть заданы толь­ко через  посредственное общение детей с носителями игровой тради­ции. Иными словами, речь идет о создании ситуаций группового содер­жательного общения. При этом возникают проблемы, связанные с харак­тером включения взрослого в деятельность детей, поскольку в условиях общественного воспитания в детском саду именно взрослый является носителем игровой традиции, т.е. человеком, функция которого заклю­чается в передаче содержания и способов игровой деятельности детям в специальных формирующих ситуациях.

Возможны различные способы включения личности в групповое об­щение. А.У. Хараш (1977, 1978) описывает следующие способы: автори­тарный, конформный, диалогический. Последний — наиболее оптимальный с точки зрения эффективности общения, так как он основан на стремле­нии индивида утвердить свою позицию в сознании другого, но так, чтобы не вытеснить его собственные представления. А.У. Хараш указы­вает на следующие условия организации диалогического общения: не­принужденная обстановка, введение полифонии — каждый участник об­щения может свободно изложить свою позицию, содержание вносится персонифицировано, как личностное достояние.

Кроме того, организация группового содержательного общения связана с вопросом о численном составе группы. Традиционным явля­ется представление о диадическом общении как исходной единице группового общения. Однако в современных социально-психологических исследованиях встречается взгляд на диаду как на предгруппу; относительно диадического общении высказывается мысль, что оно в принципе отличается от общения трех и более лиц. (К.Е.  Данилин, А.У.Хараш, 1974),

так как только в триаде появляется новое качество об­щения — рефлексивность, за счет того, что наряду с позициями парт­неров по общению появляется новая структурная позиция — наблюдателя общения. Дифференциация в триаде этих позиций позволяет, по мнению указанных авторов, сохранять предметно-деятельностную задачу и содержательно решать возникающие в общении конфликты.

Исходя из изложенного, при моделировании ситуаций взаимодей­ствия детей, направленных на усвоение способов совместного построения сюжета игры, мы учитывали, что условиями, способствующими эф­фективности общения, являются следующие:

– диалогическое включение взрослого ь совместную деятельность детей;

– организация групповых обсуждений содержания деятельности;

– разведение структурных позиций «партнера по общению» и «наблюдателя общения»,

В нашем эксперименте формирующие ситуации, направленные на совместное построение сюжета, основывались на использовании мате­риала сказочных сюжетов, их последовательных трансформаций, в свя­зи с тем, что композиционная схема волшебной сказки имеет четкое строение — сюжетные ситуации сказки представляют собой единое це­лое и вместе с тем четко разграничены. Сюжетная схема сказки выс­тупала в качестве основной нормы при построении процесса совмест­ной деятельности, причем для взрослого она выступала в качестве осознанной нормы, а для детей, не владеющих собственно схемой сказ­ки, она выступала как интуитивное знание, составляющее тем не ме­нее общую содержательную основу совместной деятельности по тран­сформации сказки.

Деятельность детей строилась как своего рода игра в придумку. Взрослый предлагал двоим детям придумать вместе одну, общую сказ­ку, похожую на одну из известных им обоим сказок, рассказывая по частям. Взрослый включался в деятельность детей как равноправный партнер при возникновении затруднений и рассогласований в деятель­ности. Если дети первоначально выступали как партнеры по общению, предлагая поочередно собственные фрагменты сказочного повествова­ния, то взрослый демонстрировал динамическую смену позиций, выступая то как наблюдатель общения, то как партнер по общению.

Как показали результаты, на первых этапах эксперимента сюжет­ные движения детей выступают как независимые, т.е. каждый строит свой собственный сюжет. Экспериментатор, используя позицию наблю­дателя, фиксировал внимание детей на несоответствии результатов деятельности исходной задаче (придумать одну общую сказку). Такая фиксация способствовала возникновению у детей ориентации на партне­ра. Очередной фрагмент партнера начинал восприниматься и осозна­ваться как помеха, мешающая реализации собственного замысла, В та­ких случаях взрослый выступал в роли «универсального понижателя» и, исходя из нормативной схемы сказочного сюжета, вносил свой фрагмент повествования, определяя конкретное содержание, а в дальнейшем — лишь общий смысл очередной сюжетной ситуации и стараясь ассимилиро­вать в этом фрагменте предыдущие фрагменты повествования детей. Благодаря таким действиям взрослого, у детей возникала направлен­ность на объединение сюжетных движений, учет замысла партнера в своем последующем фрагменте. Переход к каждой последующей сюжетной ситуации предварялся совместными обсуждениями, определяющими даль­нейшее направление сюжета. По мере освоения такого рода деятельно­сти эти развернутые обсуждения начинают сворачиваться и превращать­ся в отдельные, планирующие дальнейшее движение сюжета высказы­вания, Если на первоначальных этапах обсуждения инициируются взрос­лым, то в дальнейшем они становятся уже средством самоорганизации детей.

Интересно отметить, что в ходе такой деятельности побочным результатом явилось усвоение детьми сюжетной схемы сказки, о чем свидетельствовало приближение самостоятельно придуманной сказки к нормативному сюжету, включающему определенную последовательность взаимосвязанных ситуаций.

Итак, в ходе экспериментального исследования было установлено, что в основе усвоения способов совместного построения сюжета лежит осознание детьми расходящихся сюжетных линий или замыслов партне­ров. Основным условием такого осознания и появления действий плани­рования в эксперименте являлись организуемые в совместной деятель­ности со взрослым обсуждения общей сюжетной линии, создающие на­правленность и на партнера и на содержание деятельности.

Такой способ построения сюжета переносится в самостоятельную игру детей, причем следует отметить, что самостоятельная игра претерпевает известные изменения: игра становится более динамичной, включает большее число персонажей и ситуаций, облегчается комби­нирование и соединение различных сюжетных ситуаций в рамки одного сюжета. Расширяется диапазон планирующих действий — от отдельных побудительных реплик до развернутых определений очередной сюжетной ситуации (даже включаются фрагменты повествования, определяющие дальнейшее развитие сюжета), что способствует согласованному пере­ходу к очередным сюжетным ситуациям, свидетельствует о повышении эффективности взаимодействия.

Проведенное экспериментальное исследование позволило просле­дить генезис, механизмы возникновения одной из составляющих игрового диалога — планирующих действий, и определить способы включения взрослого в совместную деятельность детей с целью повышения эффек­тивности взаимодействия детей.

В сущности, в настоящем исследовании формирование способов согласования замыслов в игре было связано с использованием норматив­но-конфликтных ситуаций[4]. В данном случае нормой являлась схема сказочного сюжета, задающая содержание общения. Основным и единст­венным условием разрешения создаваемых самой экспериментальной си­туацией конфликтов или рассогласований являлась организация взрос­лым группового содержательного общения. Взрослый, занимая попере­менно то рефлективную, наблюдательную позицию к общению детей, то позицию партнера по общению, фиксировал возникающие в деятельно­сти детей рассогласования и предлагал содержательные способы их устранения. Самостоятельные обсуждения сюжетного движения при при­думывании сказки, развернутое определение очередной сюжетной ситуа­ции в игре есть не что иное, как переход самих детей в рефлективную позицию. Как показали наблюдения за контрольной самостоятельной игрой, такая позиция становится динамичной, переходит в процессе — развертывания сюжета от одного участника к другому, что обеспечи­вает равное участие партнеров в построении сюжета и в управлении игрой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что способы совмест­ного построения сюжета игры или, что то же самое, способы согласо­вания игровых замыслов, могут задаваться через особую технику от­ношений между детьми и взрослыми, осуществляющим управление детской деятельностью, включающую такие приемы, как диалогическое включение взрослого в общение с детьми, разведение структурных позиций партнера и наблюдателя общения, использование нормативно-конфликтных ситуаций для развертывания содержательного игрового общения детей.


[1] Такой взгляд на диалог был впервые представлен у М.М.Бахти¬на и в настоящее время в отечественной психологии развивается в работах А.У.Хараша и др.

[2] Такие особенности свойственны и для детского рассказа, который часто построен не на единстве действия, а по принципу «а вдруг …» на что указывает, в частности, Ю.М. Лотман (1972).

[3] Вслед за Р.В. Пазухиным (1961) под косвенно побудительными мы понимаем высказывания, задающие партнеру программу действий в неявном виде — через определение обстоятельств, ситуации и пр.

[4] Как показано С.Г. Якобсон (1976) и др., именно нормативно- конфликтные ситуации требуют развертывания у участников специальных действий по организации и согласованию деятельности в процессе создания общего продукта. — Авт.