РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Доронов С.Г. 19 ноября 2020 г

О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сегодня во всем мире велик интерес к оценке качества государственного образования, в том числе и дошкольного. Он обусловлен стремлением соблюсти оптимальный баланс между затрачиваемыми ресурсами и результатом – развитием детей.

Наибольшую активность в сфере оценки качества российского дошкольного образования проявляет автономная некоммерческая организация «Национальный институт качества образования» (далее: НИКО). Она известна активной пропагандой североамериканской методики оценки качества развивающей среды Early Childhood Environment Rating Scale (далее: ECERS). Сегодня последнюю сменила новая разработка НИКО – Мониторинг качества дошкольного образования РФ (далее: МКДО). Это масштабный проект, и, насколько мы можем судить, сегодня в него вовлекаются тысячи дошкольных образовательных организаций.

Прежде чем обсуждать процесс внедрения МКДО, мы хотели бы напомнить, как традиционно осуществляется разработка и внедрение в практику различного рода социально значимых инноваций.

Работа начинается с теоретического обоснования задуманного, в ходе которого сравниваются и анализируются различные подходы к решению поставленной проблемы. Результатом данного этапа работы является точка зрения, которая на данном этапе исследования не может быть опровергнута. Все возможное многообразие ракурсов взгляда на проблему достигается обсуждением обоснования, представленного в виде общедоступных научных публикаций. В том случае если инновация подразумевает значительные изменения в неком социальном институте, необходимой является не только научная дискуссия, но и общественное обсуждение поставленной проблематики. Затем идеальное теоретическое представление соотносится с реальным положением дел, то есть, выясняется, насколько задуманный проект жизнеспособен. Это достигается реализацией инновации под тщательным контролем разработчика в части социального института, который предполагается изменить, что позволяет свести риск неизбежных ошибок проектирования к минимуму. И лишь тогда, когда проектировщик абсолютно уверен в применимости к реальной жизни задуманного проекта, он инициирует его внедрение в массовую практику.

Кроме элиминирования неизбежных противоречий в столкновении умозрительного и реально-практического, ограниченная разумными масштабами апробация позволяет в дальнейшем осуществить реформу без грубого разрушения существующих традиций и дает возможность людям адаптироваться к ожидаемым изменениям или хотя бы смириться с ними.

Несоблюдение указанных процедур при проведении социальных реформ носит антигуманный и расточительный характер.

Казалось бы, в наш просвещенный век, когда научные публикации требуют даже от воспитателей детских садов, вышесказанное является ожидаемым и легитимным способом апробации своей научной гипотезы. Но, к нашему огромному удивлению, разработчики МКДО избрали иной путь. Для подтверждения своего утверждения рассмотрим, как внедряется данный проект. Сегодня его представляют как готовый к использованию универсальный продукт, и использованию которого обучают на коммерческих курсах повышения квалификации.

Но, прежде чем рассмотреть внедрение МКДО, напомним вкратце историю апробации и внедрения предыдущего детища НИКО – упомянутой выше методики ECERS. Пропаганда ECERS в России началась в 2015 году Московским государственным педагогическим университетом. По странному совпадению, именно в этом году от ECERS отказался ее основной потребитель – центральный офис Head Start, лицензирующий федеральные образовательные учреждения в США, перейдя на другие разработки, в частности Early Learning Outcomes Framework (ELOF). Но если данное противоречие можно объяснить отсутствием элементарной любознательности у пропагандистов ECERS, то второй примечательный факт мы не можем объяснить никак. Он заключается в том, что в апробации ECERS принимали участие детские сады из 43 регионов РФ. Можно предположить, что число фактических участников (воспитателей, специалистов, руководителей) измерялось десятками тысяч. Все они обучались (смеем предположить, что не бесплатно), приобретали весьма недешевые печатные издания, и, что самое главное, тратили свое рабочее время. У любого налогоплательщика возникает резонный вопрос – каковы результаты данной работы? Действительно ли ECERS репрезентативен для оценки качества образования, или все же нет? Опровергнуты ли десятки западных и отечественных критических публикаций, или для этого не нашлось убедительных аргументов?

Теперь вернемся к сегодняшнему дню и рассмотрим процесс внедрения МКДО. Заметим, что вся информация о МКДО доступна только для тех, кто готов его внедрять, и соответствующий раздел сайта, где находятся основные материалы, требует авторизации. Мы же можем судить об исследуемом вопросе только по монографии И. Е. Федосовой, директора НИКО, а также по ее немногочисленным выступлениям.

Уже из выступления Федосовой[1] становится ясным, что научно-исследовательский потенциал разработчиков МКДО невелик. Рассуждения автора о том, что, если в РФ более 40 000 организаций, нужно исследовать побольше детский садов (500) удивительно наивны. Становится ясно, что автор не имеет элементарных представлений о методах формирования выборки, соответствующей генеральной совокупности. Напомним в качестве примера общеизвестный факт, что для исследования мнений 150 млн жителей РФ по какому-либо вопросу достаточно опросить всего лишь 1670 человек, и дело тут вовсе не в числе респондентов, а в адекватном задачам исследования методе их отбора.

Неспособность авторов к осуществлению элементарной логической операции – делению понятия – подтверждается типологией показателей качества дошкольного образования: «1) образовательные ориентиры; 2) образовательная программа; 3) квалификация педагогов; 4) содержание образовательной деятельности; 5) образовательный процесс; 6) образовательные условия; 7) образование детей с ОВЗ; 8) взаимодействие с родителями; 9) развитие качества в организации»[2].

Типология содержит ряд грубых логических ошибок. Так, из «Закона об образовании РФ» известно, что образовательная программа общего образования представляет собой «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий …»[3]. Таким образом, в п. 2 дублируются п. 4, 5, 6.

Также ясно, что образовательные ориентиры, которые следует понимать как идеалы, выходят из смыслового поля оценочных суждений о качестве образования, которое лишь описывает конкретную ситуацию.

Ошибка на начальном этапе разработки МКДО неизбежно приведет в результате к непродуктивному дублированию различных индикаторов качества, в неупорядоченном множестве которых будет утрачена одна действительно важная характеристика – фактическое развитие ребенка-дошкольника. Попытки же обесценить непререкаемую важность данного показателя вырванными из контекста формулировками из ФГОС ДО с каждым годом выглядят все менее убедительно. Смысл качественного дошкольного образования заключается в осмысленной реализации педагогом образовательной программы, которая подлаживается к индивидуальности группы детей и, в случае необходимости, каждого ребенка. Это невозможно без осуществления регулярного, но не слишком трудоемкого наблюдения за развитием детей, как это предлагает делать, например, Н.А. Короткова («карты развития»).

В заключение мы предложим эскизную модель оценки качества дошкольного образования. Ее ядром является примерная образовательная программа, охватывающая основные сферы развития ребенка и позволяющая отслеживать ход их формирования. Сферы развития должны быть представлены в контексте культурных практик (видов деятельности) ребенка-дошкольника. Абстракции наподобие «социально-коммуникативного развития» для этого малопригодны в силу излишней обобщенности. От объективно определенной нормы развития детей должны отталкиваться остальные показатели качества, среди которых особенно важными являются характеристики предметно-пространственной среды, содержание и формы взаимодействия с родителями, процесс и содержание повышения квалификации педагогов.

В альтернативном случае отечественное дошкольное образование обречено на порочный круг использования необоснованных и чрезвычайно трудоемких методов, наподобие ECERS и МКДО. Можно не сомневаться, что через несколько лет начнется новый цикл управляемой реконверсии, и воспитателям российских детских садов предложат для использования модернизированную версию МКДО, например, МКДО-2. Все его участники пройдут курсовую подготовку и приобретут обновленные материалы и продолжат формальную «бумажную» работу, которой и без того немало в трудовой деятельности современного воспитателя. Развитие же детей будет обеспечиваться не целерациональным государственным управлением, как это должно быть, а исключительно самоотверженным трудом педагогов, условия работы которых с каждым годом становятся тяжелее.


[1] https://edu.ru/news/glavnye-novosti/monitoring-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya-pomo/

[2] https://ciur.ru/shk/DocLib29/Концепция%20МКДО.pdf

[3] https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html