РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организация материальной среды для развития изобразительного восприятия и творчества дошкольника

Е.А. Флерина Изобразительное искусство в детских учреждениях. Пособие для высших учебных заведений и педагогических техникумов, Москва, 1934 г., стр. 74-83

Чем моложе по возрасту ребёнок, тем большую роль в его общем и художественном развитии играет материальная среда. В поведении малыша нет твёрдых целевых установок, нет устойчивости и выдержанности внимания, каждый новый предмет останавливает внимание ребёнка и направляет его поведение до первого более яркого раздражителя. Хорошо продуманная материальная среда для малыша обеспечивает активное творческое поведение его. Учитывая это, педагог может путём правильной организации материальной среды достигнуть большего эффекта в работе с ребёнком.

В старшем дошкольном возрасте соотношение между средой и ребёнком меняется. Часто приходится наблюдать такую картину: в группе шести-семилеток разложены и расставлены разнообразные материалы, предметы, игрушки, дети свободно занимаются, — кто чем хочет. Каждый из ребят — кто в одиночку, кто небольшими группами — наметил себе работу, отыскивает нужные ему материалы. „Нет, — говорит Коля, — эти катушки нам будут малы, нет ли покрупнее?», „Красок нам не нужно», „Отыщи-ка пару хороших винтиков для осей к автомобилю» и т. п. Дети здесь вполне владеют всем разнообразием материальной среды, целесообразно и планово ею пользуются. Для этого возраста материальная среда даёт толчки, может направлять их деятельность, но она служит уже намеченным целям, замыслам ребёнка и взаимодействует с ними. Однако роль материальной среды умалять не приходится и в старшем возрасте, так как от неё в значительной мере зависит возможность выполнения детских творческих замыслов, фиксация и закрепление опыта ребёнка: она может или тормозить или питать и стимулировать развитие творческой мысли и изонавыка.

Весь вид помещения и оборудования, достаточное количество изоматериалов, подбор картинок, книжек, фото, игрушек и всей суммы эстетических предметов в быту учреждения играют значительную роль в воспитании классовой направленности детского поведения. Каждый педагог хорошо знает, какой большой интерес вызывают, например, картинки, в яркой и доступной форме изображающие революционную героику, новые гиганты социалистического строительства, Красную армию, яркие моменты нового быта, быт трудящихся разных стран, их ребятишек и пр.; как благодаря занимательной картинке мы можем углубить и направить детские классовые интересы, расширить кругозор ребят, создать эмоциональную настроенность.

Коллективная изоработа, моменты коллективных переживаний при рассматривании произведений изобразительного искусства и переживания, связанные с изооформлением помещения, украшения, переживания эстетического порядка во время общественно-революционных праздников, — все эти моменты делают ребят более дружными, организованными, спаивают в единый коллектив, умеющий творчески, организованно жить и трудиться.

Хорошо подобранные предметы, игрушки, изоматериалы, стимулирующие ребят к исследовательским моментам, к экспериментированию, способствуют более успешному конструированию и техническому изобретательству, дают ребёнку большое количество ориентировок, знаний, учат наблюдать, делать выводы.

Хорошо продуманная материальная среда может способствовать воспитанию в ребёнке гигиенических навыков и эстетического вкуса. Чистота, опрятность, приятные ритмические сочетания красок, форм, величин, — всё это действует на ребёнка, воспитывает его вкус и эстетические навыки в быту.

Правильно организованная эстетическая среда помогает всестороннему психофизическому развитию. Давая постоянные стимулы для активного творческого поведения ребёнка, она способствует упражнению моторики (крупной и мелкой), мускульного-осязательного чувства, развитию зрения, слуха, научает распознавать формы, величины, пространства, цвета, звуки и т. д.

Требования к материальной среде. Чтобы служить правильному художественному и творческому развитию ребёнка, — помимо чёткой классовой направленности, материальная среда должна быть динамична. Нет ничего более противоречащего росту и развитию ребёнка, как неизменная, статическая обстановка. Время от времени материальная среда должна видоизменяться, необходимо устраивать смену и перестановки, чтобы дать новое содержание детскому восприятию. Помимо изменяемости среды, необходимо заботиться об её максимальном использовании. Вещи никчёмные и малонужные ребятам не должны загромождать группу.

Обстановка детучреждения часто страдает большой громоздкостью. Иногда в группе насчитывается по пяти — шести шкафов. Они занимают много места, в то время как запасы материалов, лишние предметы, пособия могли бы с успехом храниться не в групповых комнатах. Кроме того сама конструкция мебели у нас ещё недостаточно экономна и подвижна. Новые образцы зарубежной мебели — раскладной, выдвижной, чрезвычайно простой, лёгкой и удобной по конструкции, — могли бы быть переработаны, использованы для оборудования наших детучреждений. При этом мы имеем в виду наличие в группе таких предметов, которые стимулируют необходимость действовать коллективно. Для малого возраста особенно убедительным окажется большой стол, передвинуть который могут лишь несколько человек; не осознавая, ребята будут испытывать все преимущества коллективных усилий.

Материальная среда, окружающая ребёнка, должна быть богата и разнообразна, т. е. она должна отвечать всем запросам и потребностям ребёнка. Необходимо всесторонне развить все силы и способности ребёнка, — в последующих возрастах исправить ошибку будет трудно. На практике очень часто мы встречаем недоучёт полноценного развития ребёнка. Например, в одном саду педагог с гордостью заявляет: „Ваня — у нас столяр, но ничего другого не любит делать, он всё время столярничает». В дошкольном возрасте такая специализация преждевременна; лишь правильное распределение детской энергии на разнообразные виды творческой деятельности обеспечит необходимое развитие всех способностей ребёнка.

Говоря о богатстве и разнообразии материальной среды, крайне важно указать на постепенность и последовательность в подборе материального оборудования. Если мы не осуществим данного требования, т. е. не учтём педологических особенностей возраста и сил ребёнка, если мы перегрузим его материалами, сложной обстановкой, мы ни в коем случае не добьёмся нормального развития ребёнка и его творческих способностей. Путь от простого к сложному — основное требование, которое необходимо соблюдать в подборе материальной среды.

Одним из основных требований к материальной среде должен быть учёт детского опыта и текущей жизни. Так, например, преподнося малым детям строительные материалы в порядке их постепенной сложности, форму кирпича можно дать наряду с простейшими как хорошо в жизни знакомую ребятам форму. Или же зимой педагог даёт „основные цвета» — красный, синий, жёлтый, несмотря на то, что кругом снег, и дети, естественно, хотят отобразить его. Такой подход, без учёта конкретной реальности и детского опыта, может дать лишь отрицательные результаты. В целом материальная среда учреждения должна отвечать основным требованиям пролетарской художественной культуры: должна быть целесообразна, проста, экономна, гигиенична, эстетична и доступна восприятию возраста.

Требования к помещению и оборудованию дошкольного учреждения

На эстетическое и творческое развитие ребёнка влияет не только материал для изобразительных работ, но и само помещение и его оборудование.

Внешний вид дома снаружи и внутри, его размеры и план далеко не безразличны как для общей ориентировки и самочувствия ребят, так и для их эстетической культуры и творческой самодеятельности. Сложная эстетика помещения, роскошь в виде лепных потолков, фресковой росписи, зеркальных стен, мраморных колонн, больших широких лестниц и т. п. — всё это эстетика, недоступная детям: такая обстановка чужда ребёнку; в больших пространствах он теряется и лишается возможности принять какое-то участие в создании уюта и эстетики такого помещения. Дошкольнику нужна простая эстетика и гигиена помещения: много света, воздуха, достаточное пространство, светлые, гладкие стены, без раздражающей яркости и пестроты; планировка комнат — чёткая, без сложных проходов, лестниц, закоулков, чтобы ребёнок мог легко охватить план помещения. Наряду с квадратными, могут быть комнаты удлиненные, угловые, закруглённые и т. п. В самих групповых комнатах крайне желательно некоторое архитектурное разнообразие: так, ниши, углубления в стене дети прекрасно используют в играх. Очень целесообразны в дошкольном учреждении лесенки с балкончиком вдоль стены по типу американских; это разнообразит архитектуру внутри помещения, обогащает конструктивное восприятие ребёнка и делает комнату более приспособленной для культуры движений, для организации разнообразных детских творческих игр, занятий и для эстетического оформления помещения.

Распределяя помещение между группами, младшему возрасту следует выделить комнату наиболее тихую, ни в коем случае не проходную, так как при рассеянности внимания и отвлекаемости детей это будет мешать спокойной творческой работе малыша.

Стены детсада должны быть убраны просто картинами, рисунками, аппликациями, плакатами, таблицами и прочими украшениями. Цвет стен, мебели и прочих предметов, окружающих ребёнка, должен быть продуман. Необходим определённый принцип, который помог бы педагогу в каждом отдельном случае решить вопрос, как окрасить стены, мебель, предметы. В этом отношении решающим фактором должен являться учет размера вещи и её статичность и неизменяемость. Чем больше площадь окраски (стены), чем крупнее вещь (мебель), тем более спокойной окраски они требуют и, наоборот, чем меньше площадь и предмет, тем они могут быть ярче. Яркое крупное пятно, постоянно находящееся перед глазами ребёнка, утомляет зрение, притупляет цветовое восприятие, дурно действует на нервную систему ребенка. В детских садах иногда встречается такая ошибка: если сами стены спокойно окрашены, то всё же на них вывешиваются огромной величины лозунги на красном фоне, плакаты, портреты на красных фонах. С красными большими пятнами нужно быть чрезвычайно осторожным, и нельзя допускать, чтобы они постоянно утомляли глаз ребенка. Исследование восприятия цвета, произведённое одним из киевских педагогов, показывает, что после даже непродолжительной фиксации внимания на красном цвете глаз ребенка теряет нормальную цветовую восприимчивость на некоторое время.

Стены групповой комнаты прежде всего должны быть рассчитаны на усиление светового эффекта и не должны быть темны, мрачны, не должны поглощать свет. Лучше всего окрашивать стены в лёгкие мягкие расцветки с большим количеством мела (желтоватые, зеленоватые, розоватые и т. д.). Хорошо, если низ стены покрыт масляной краской (панель), несколько оттеняя цвет стены в приятном цветовом сочетании. Всю стену красить масляной краской не следует, так как необходимо, чтобы стена пропускала воздух, а масло задерживает.

Фризы, вписанные в стену, особенно рисунок сюжетного типа (кошечки, собачки), нежелательны, так как быстро надоедают, перестают замечаться, противоречат потребности ребят в динамике. Приемлем только небольшой лёгкий орнамент. Высоту панели следует делать несколько выше роста ребят. Неплохо, когда по линии панели набита в цвет деревянная планка: она даёт возможность прикреплять к ней рисунки, таблицы, картинки и не портить стену кнопками и гвоздями.

Оборудование детучреждения должно производить впечатление эстетической простоты, стильности, выдержанности, которые создают спокойствие и продуктивность творческой деятельности ребенка. Однако во всей обстановке не должно быть чрезмерного однообразия. Предметы оборудования: мебель, посуда, приспособления гигиенического порядка, пособия и т. д. должны давать возможность ребёнку сравнивать, оценивать, производить эстетический отбор по индивидуальному вкусу и т. д., что развивает ребёнка, втягивает в активный процесс художественных переживаний. Мебель в группе должна быть выдержанной в одном стиле, оживляемом одной — двумя вещами иного тона и формы. Часто педагог боится малейшего разнообразия. Он тщательно следит за тем, чтобы в группу не попала вещь, мебель, не похожая на то, что имеется в группе, так как дети „набрасываются» на эту вещь и каждому хочется ею пользоваться, завязываются споры, нелады. Для педагога спокойнее, когда в группе всё однообразно, т. е. когда окружающая обстановка особенно не затрагивает внимания и интереса ребенка. Это неправильно. Прежде всего оригинальная вещь не должна быть редким исключением в обстановке учреждения, — тогда дети не будут на нее „набрасываться»; затем на этом-то разнообразии, живо затрагивающем ребят, и возможно воспитывать у них навыки организованного и коллективного пользования вещами. Выдержка, самообладание будут вырабатываться в указанной обстановке.

Каждый педагог хорошо знает, как дети радуются, когда в группе появляется чашка или кружечка с рисунком, цветком, картинкой или хотя бы золотым ободком; сколько радости детям доставляют метки на салфетках с изображением несложных предметов, узоров, и как холодно, небрежно дети относятся к серым фартукам, металлической или эмалевой посуде. Чтобы воспитать внимание и бережное отношение к вещам, мы обязаны эти вещи хотя бы в какой-то мере делать эстетически привлекательными для ребёнка. Ни серый фартук, на котором не видно грязи, ни металлическая или эмалевая столовая и чайная посуда не могут считаться гигиеническими, небьющаяся посуда вызывает самое небрежное отношение — „всё равно не бьется», а между тем в учреждениях мы часто с ней сталкиваемся. „На сером фартуке грязь не видна, можно реже стирать». Ребята и педагог должны быть заинтересованы в том, чтобы фартуки были цветные, разные, но не пёстрые; ещё лучше, если для малышей они с узорчиком (полоски, кружочки, цветочки), — это очень радует ребят и повышает бережное, любовное отношение к ним, делает заметным для ребенка каждое пятно, приучает к осторожности, опрятности. В более старших группах могут быть фартуки одинаковые на группу, но опрятно сшитые, изящные и удобные, по росту и не мрачные. Фаянсовая, бьющаяся посуда должна быть признана наиболее целесообразной. Несколько разбитых тарелок и чашек за год вполне окупятся теми навыками, которые ребята приобретут при пользовании обычной бьющейся посудой. Разбитая чашка вызывает переживание не только у виновника, но и всего детского коллектива, и всегда учит осторожности, бережности.

Обеденная посуда как более крупная должна быть одинаковая, белая, с небольшими украшениями на ободке. Украшения на середине тарелки нецелесообразны, так как отвлекают ребёнка во время еды: ребёнок отодвигает пищу на края тарелки, чтобы она не закрывала букета, или, напротив, ребята размазывают пюре, морковь по тарелке, добавляя рисунок: „Смотри, цветок ещё из морковки“ и т. п.

В чайную посуду вполне может быть внесено некоторое разнообразие. Например, на кружечках примерно одной формы очень хорошо давать разные украшения, и ребята выбирают, кому какая кружечка нравится.

Старшие ребята вполне могут вместе с педагогом выбирать и покупать посуду и другие предметы для детского сада, упражняя при этом свой эстетический вкус, учитывая целесообразность (что будет удобнее, дешевле и красивее).

Такая форма применения творческой инициативы детей для налаживания собственной коллективной жизни чрезвычайно целесообразна. В данной работе важно лишь, чтобы, педагог направлял детские вкусы, не подменяя их вкусами взрослых, но безусловно выправляя явную безвкусицу и раздражающую пестроту детского выбора.

В обстановке сада каждая мелочь играет большую роль в детском эстетическом восприятии: яркие метки на вешалках для полотенец, для фартуков, опрятная полочка для кружек и зубных щёток, всевозможные приспособления гигиенического порядка: щётки половые — в определённом месте на гвозде, пыльные тряпки — в красивом мешочке, висящем в удобном незаметном углу, и т. д. Все вещи, все предметы оборудования детсада должны носить на себе печать гигиенической и эстетической продуманности, чистоты, опрятности, любовного, бережного отношения к каждой вещи.

Вещей испорченных, поломанных в детском саду не должно быть. Это не значит, однако, что они сейчас же должны заменяться новыми; напротив, каждая сломавшаяся вещь, игрушка, мебель должна вызывать заботу коллектива — как её починить. Педагог вместе с детьми может многое ремонтировать своими силами, лишь кое-что отдавая в починку на сторону. Вещи, которые починить уже невозможно, либо убирают совсем, либо частично используют как бросовый материал при создании новых вещей, игрушек или пособий.

Помимо указанного участия детей в оборудовании учреждения, в практике мы наблюдаем ещё ряд форм детского участия в организации эстетической стороны оборудования. Перед педагогом стоят вопросы: следует ли делать с детьми те или иные украшения (из листьев, цветной бумаги, веток и т. п.); следует ли вешать хотя бы очень небольшие занавески на окна и могут ли их делать дети; следует ли украшать помещение детскими рисунками (красочными), скульптурой, аппликацией и т. п. Основное, о чём должен думать педагог, — это, чтобы детские комнаты не были загромождены и предметы не скопляли много пыли; с этой основной гигиенической точки зрения прежде всего и следует подходить к решению поставленных вопросов: чем меньше бумажных и прочих украшений в группе, тем лучше.

Но не следует впадать и в другую крайность. Стремление ребёнка посильными ему средствами украсить помещение есть положительное стремление, которое требует поддержки (разумеется, в определённых рамках). Так, изредка можно украсить помещение по инициативе ребят или по предложению педагога теми или другими материалами, например, хорошо размещённые ветки ели, сосны на фоне светлых стен могут служить весьма эстетическим украшением. Занавесок, хотя бы сколько-нибудь заслоняющих свет, быть не должно, но подчёркивание архитектуры окна небольшой эстетической полоской сверху — неплохо: это придаёт больше уюта, подчёркивает форму окна. Занавески лучше делать из светлой материи, кисеи, марли, чтобы чаще их можно было снимать и стирать. Оживить их можно нашиванием небольших узоров из цветной материи или, в крайнем случае, из бумаги. Такие нашивки или наклейки легко можно снять при стирке и затем сделать другие.