РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О педагогической диагностике А.М. Щетининой

Просмотрев выступление Толкачевой Галины Николаевны «Педагогическая диагностика в дошкольной образовательной организации» я заинтересовался педагогической диагностикой А.М. Щетиной. Это «Карта проявлений самостоятельности», «Карта проявлений активности» и «Карта проявлений инициативности», которые были указаны как дополнение к «картам развития» Н.А. Коротковой.

Перечисленные выше методики Н.А. Щетининой являются частью работы «Диагностика социального развития ребенка», Великий Новгород, 2000 г., 88 с. Книга содержит краткое предисловие, которое при всем желании нельзя назвать обоснованием рассматриваемых методик, несмотря на то, что абсолютно все более-менее приличные методики его имеют.

Если рассмотреть методики по существу, они вызывают недоумение. Пожалуй, их единственным достоинством является краткость. Основная же проблема всех приведенных ниже методик заключается в том, что значительная часть индикаторов, которые представляются автором как достижение ребенка, при определенных обстоятельствах превращаются в недостаток.

Ниже мы рассмотрим каждую из них. Текст диагностики находится под спойлером, нажмите на «+» и Вы сможете его прочитать.

О «карте проявлений самостоятельности» А.М. Щетининой

Карта проявлений самостоятельности

Карта проявлений самостоятельности

(А.М. Щетинина)

Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда — 2 балла, часто — 4 балла.

Показатели самостоятельностиЧастота проявлений
никогдаиногдачасто
Умеет найти себе дело   
Имеет свою точку зрения   
Не обращается за помощью к сверстникам   
Не обращается за помощью к взрослому   
Стремиться все делать сам   
Доводит начатое дело до конца   
Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи   
Самостоятельно решает конфликты со сверстниками   
Не заботиться о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством   
Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстников   
Без напоминаний выполняет порученные дела   
Может играть один   

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий — 0-12 баллов; средний — 13-24 балла; высокий — 25-48 баллов. Существенным показателем уровня развития самостоятельности является наличие у ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени активности и инициативности, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности. Реализация потребности ребенка в самостоятельном выполнении деятельности во многом зависит от возможностей достижения результата, от владения ребенком необходимыми умениями, навыками, способами действия. Наличие необходимых возможностей придает ребенку уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели деятельности, самостоятельность в выборе способов ее реализации. Таким образом, все развитие самостоятельности у ребенка тесно связано с такими психологическими его особенностями, как активность, инициативность, самоконтроль.

Говоря о «Картах проявления самостоятельности» я не уверен, что для ребенка-дошкольника безусловно положительным является то, что он имеет свою точку зрения (у детей немало заблуждений); что ребенок не обращается к людям за помощью, и более того, негативно к ней относится; что он не беспокоится о своем согласии с большинством. Применив данные критерии к дошкольнику, мы получаем не «портрет» самостоятельного и самодостаточного ребенка, а видим одинокого и несчастливого изгоя, который в силу каких-либо причин не может найти подхода к людям, которые его окружают.

О «карте проявлений инициативности» А.М. Щетиной

Карта проявлений инициативности

Карта проявлений инициативности

(А.М. Щетинина)

Заполняется после целенаправленно проведенных многократных наблюдений за ребенком. Если ребенок часто обнаруживает указанную форму поведения, то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда — 2 балла; никогда — 0 баллов.

Показатели инициативностиЧастота проявлений
никогдаиногдачасто
Берет на себя главные роли в играх   
Выступает инициатором какой-либо деятельности   
Перехватывает у сверстников инициативу в выполнении задания   
Принимает участие во всех делах   
Любит высказывать свою точку зрения   
Стремится к лидерству   
Любит находиться в центре внимания   
Стремится быть первым во всем   
Не боится взяться за незнакомое ему дело   
Испытывает радость от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников   
Не соглашается с мнением других, настаивает на своем   

Обработка и интерпретация результатов.

Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов; средним — от 11 до 22 баллов; низким — от 0 до 10 баллов.

В «Карте проявлений инициативности» все также обстоит не лучшим образом. Нет ничего хорошего в том, что ребенок перехватывает у сверстников инициативу в выполнении задания, любит находиться в центре внимания. Аморфными и одновременно двусмысленными являются характеристики «принимает участие во всех делах», «любит высказывать свою точку зрения», «не соглашается с мнением других, настаивает на своем». И, что главное, во всей совокупности характеристик можно увидеть образ тщеславного человека, превосходно описанный А. Адлером еще в начала прошлого столетия в работе «Понять природу человека». По Адлеру, тщеславный человек не стремится достигнуть совершенства в делах, а старается создать у окружающих иллюзию, что он его достиг. Примерно так и выглядит «инициативный ребенок» по А.М. Щетининой.

О «карте проявлений активности» А.М. Щетининой

Карта проявлений активности

Карта проявлений активности

(А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)

Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.

При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов: если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко — 1 балл; часто — 2 балла и всегда — 3 балла.

Показатели активностиЧастота проявления
никогдаредкочастовсегда
Проявляет большую подвижность    
Активно вступает во взаимодействие со взрослым    
Предлагает свою помощь    
Включается во взаимодействие со сверстниками    
Принимает активное участие в играх    
Пребывает в хорошем настроении    
Проявляет живой интерес ко всему новому    
Охотно включается в деятельность, если она ему интересна    
Не пытается уединиться    
Проявляет агрессивность    
Ведет себя шумно    
Легко заинтересовывается    
Не любит занимать второстепенные роли    
Экспрессивен    
Проявляет упрямство    
Говорит быстро, громко    

Обработка и интерпретация данных.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности ребенка: 0-16 — низкий; 17-32 — средний; 35-48 — высокий.

В данном случае проблемы все те же, какие мы увидели в «карте проявления самостоятельности» и «карте проявлений инициативности». Вопросов больше, чем ответов. Индикатор «проявляет большую подвижность» приобретает смысл только при определении рода деятельности; постоянно хорошее настроение и отсутствие желания побыть одному заинтересует любого психиатра. О проявлениях агрессивности и шумном поведении говорить нечего.

Кроме того, при ознакомлении с последней картой возникает вопрос, как все карты соотносятся друг с другом? В данной карте взаимодействие со взрослым добавляет баллов, а в «карте проявлений самостоятельности» – убавляет.

Выводы

«Картами», разработанными А.М. Щетининой категорически нельзя пользоваться. Является очень и очень досадным, что их рекламируют на федеральном уровне.

Педагогическая диагностика является необходимым условием результативной образовательной деятельности при работе с большой группой детей, и помогает прохождению аттестации (см. приказ №196). Если Вы решили ей пользоваться – используйте «карты развития» Н.А. Коротковой. Остальные методики либо откровенно бесполезны, либо слишком громоздки. Последний пример педагогической диагностики, которую я не стал даже открывать после того, как забрал книгу в магазине, это «Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий», автор-составитель Трифонова Е.К. На ней уже есть дерзкий ярлык «Соответствует ФОП ДО» и ее объем – 260 страниц в увеличенном формате. Ничему она не соответствует, поверьте. Ее и прочитать-то нелегко, не то что использовать. Потенциальный пользователь должен выбирать: педагогическая диагностика или дети.

С уважением, Доронов С.Г.