Оглавление
О педагогической диагностике А.М. Щетининой
Просмотрев выступление Толкачевой Галины Николаевны «Педагогическая диагностика в дошкольной образовательной организации» я заинтересовался педагогической диагностикой А.М. Щетиной. Это «Карта проявлений самостоятельности», «Карта проявлений активности» и «Карта проявлений инициативности», которые были указаны как дополнение к «картам развития» Н.А. Коротковой.
Перечисленные выше методики Н.А. Щетининой являются частью работы «Диагностика социального развития ребенка», Великий Новгород, 2000 г., 88 с. Книга содержит краткое предисловие, которое при всем желании нельзя назвать обоснованием рассматриваемых методик, несмотря на то, что абсолютно все более-менее приличные методики его имеют.
Если рассмотреть методики по существу, они вызывают недоумение. Пожалуй, их единственным достоинством является краткость. Основная же проблема всех приведенных ниже методик заключается в том, что значительная часть индикаторов, которые представляются автором как достижение ребенка, при определенных обстоятельствах превращаются в недостаток.
Ниже мы рассмотрим каждую из них. Текст диагностики находится под спойлером, нажмите на «+» и Вы сможете его прочитать.
О «карте проявлений самостоятельности» А.М. Щетининой
Говоря о «Картах проявления самостоятельности» я не уверен, что для ребенка-дошкольника безусловно положительным является то, что он имеет свою точку зрения (у детей немало заблуждений); что ребенок не обращается к людям за помощью, и более того, негативно к ней относится; что он не беспокоится о своем согласии с большинством. Применив данные критерии к дошкольнику, мы получаем не «портрет» самостоятельного и самодостаточного ребенка, а видим одинокого и несчастливого изгоя, который в силу каких-либо причин не может найти подхода к людям, которые его окружают.
О «карте проявлений инициативности» А.М. Щетиной
В «Карте проявлений инициативности» все также обстоит не лучшим образом. Нет ничего хорошего в том, что ребенок перехватывает у сверстников инициативу в выполнении задания, любит находиться в центре внимания. Аморфными и одновременно двусмысленными являются характеристики «принимает участие во всех делах», «любит высказывать свою точку зрения», «не соглашается с мнением других, настаивает на своем». И, что главное, во всей совокупности характеристик можно увидеть образ тщеславного человека, превосходно описанный А. Адлером еще в начала прошлого столетия в работе «Понять природу человека». По Адлеру, тщеславный человек не стремится достигнуть совершенства в делах, а старается создать у окружающих иллюзию, что он его достиг. Примерно так и выглядит «инициативный ребенок» по А.М. Щетининой.
О «карте проявлений активности» А.М. Щетининой
В данном случае проблемы все те же, какие мы увидели в «карте проявления самостоятельности» и «карте проявлений инициативности». Вопросов больше, чем ответов. Индикатор «проявляет большую подвижность» приобретает смысл только при определении рода деятельности; постоянно хорошее настроение и отсутствие желания побыть одному заинтересует любого психиатра. О проявлениях агрессивности и шумном поведении говорить нечего.
Кроме того, при ознакомлении с последней картой возникает вопрос, как все карты соотносятся друг с другом? В данной карте взаимодействие со взрослым добавляет баллов, а в «карте проявлений самостоятельности» – убавляет.
Выводы
«Картами», разработанными А.М. Щетининой категорически нельзя пользоваться. Является очень и очень досадным, что их рекламируют на федеральном уровне.
Педагогическая диагностика является необходимым условием результативной образовательной деятельности при работе с большой группой детей, и помогает прохождению аттестации (см. приказ №196). Если Вы решили ей пользоваться – используйте «карты развития» Н.А. Коротковой. Остальные методики либо откровенно бесполезны, либо слишком громоздки. Последний пример педагогической диагностики, которую я не стал даже открывать после того, как забрал книгу в магазине, это «Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий», автор-составитель Трифонова Е.К. На ней уже есть дерзкий ярлык «Соответствует ФОП ДО» и ее объем – 260 страниц в увеличенном формате. Ничему она не соответствует, поверьте. Ее и прочитать-то нелегко, не то что использовать. Потенциальный пользователь должен выбирать: педагогическая диагностика или дети.
С уважением, Доронов С.Г.