РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ознакомление с пространственными отношениями

Для педагогической диагностики уровня освоения детьми подготовительной к школе группы пространственных представлений проводятся 4 контрольных занятия. Первое — в сентябре, перед началом основных занятий. Оно выяв­ляет то, что приобретено детьми к последнему году пребывания в детском саду и снова «вводит» их в занятия по развитию ориенти­ровки в пространстве. Второе занятие проводится в ноябре, третье — в марте, четвертое – в мае. Контрольные занятия дают возмож­ность оценить степень овладения детьми программным содержани­ем раздела.

Занятие №1

На занятии проверяется ориентировка в пространстве с помо­щью плана — дети должны узнать в изображении на плане извест­ное им помещение.

Материал. Готовый графический план спальной (или групповой) комнаты.

Инструкция к проведению. План располагается на столе (горизонтально) в том помещении, которое на нем изображено. Перед действием каждого ребенка воспитатель поворачивает план на столе, а ребенок должен положить его «более удобно» (суметь правильно его сориентировать, соотнести с пространством комнаты).

Воспитатель предлагает два типа задач:

а) отгадать, где на плане нарисован какой-либо предмет данного помещения (например, кровать ребенка);

б) найти в комнате тот предмет, который воспитатель укажет на плане (обратная задача).

Детям говорится:

а) «Поверни план так, чтобы было удобнее сравнивать его с нашей комнатой».

б)  «Покажи, где на этом плане нарисована твоя кроватка». А затем: «Найди в спальне ту кровать, которую я тебе покажу на плане» (указывается изображение на плане кровати, расположенной в другой части комнаты). Если занятие проводится в группе, ребен­ку предлагается указать на плане любой из предметов, находящихся в группе, а затем — любой реальный предмет, указанный воспита­телем на плане.

Оценка. Показатель складывается из двух самостоятельных частей:

  1. правильная ориентация плана по отношению к пространству комнаты;
  2. выполнение обеих задач (указание в плане предмета, на­званного взрослым, и нахождении по плану реального предмета в помещении).

В данной возрастной группе результатов низкого уровня быть не должно, если даже ребенок не посещал до этого времени детский сад, так как начиная с пяти лет даже не обученные дети, по дан­ным исследований, узнают в изображении на плане отраженное на нем реальное помещение.

Средний уровень — дети, в основном с помощью дополнитель­ных объяснений взрослого, могут выполнить все задания. Иногда они выполняют их не совсем точно (например, не очень четко ори­ентируют план, или указывают не тот предмет, который надо, а расположенный по соседству). Воспитатель должен зафиксировать ответ ребенка, а затем предложить ему «поровнее» положить план ; или проверить самому, не ошибся ли он, указывая изображение на плане иди реальный предмет в помещении.

Высокий уровень — дети выполняют все задания самостоятельно, безошибочно (четко ориентируют план, точно соотносят предметы в комнате с их изображениями на плане). Быстрота выполнения не учитывается.

Занятие №2

На занятии выявляется освоение детьми общепринятых услов­ных обозначений, употребляемых при составлении плана, и осозна­ние понятия «масштаб».

Материал. Знакомые детям готовые графические планы разных помеще­ний (групповой комнаты, спальни, сразу всех помещений, относя­щихся к группе; всего этажа, на котором находится группа, всего другого этажа детского сада). Дополнительно — план групповой ком­наты, сделанный в том же масштабе, что и план целого этажа.

Перечень вопросов, которые воспитатель задает детям (в скоб­ках даются правильные ответы):

а) Могут ли разные по площади помещения быть представлены в планах на одинаковых по размеру листах бумаги? («Да»).

б)  В каких случаях полезно чертить план на большом листе бума­ги, в каких — на маленьких? («На большом легче расположить все имеющиеся в комнате предметы». «Удобнее заниматься». «Видно из- далека». «Маленький легче переносить — можно положить в сумоч­ку, в книжку, на полку» л т.п.).

в)  С чего надо начинать рисовать план помещения? («С перимет­ра»).

г)  Каковы специальные условные обозначения, которые приня­ты при составлении планов («прямые линии — для изображения стен и простенков; пунктирные линии — для изображения окон; короткие отрезки прямых, «прикрепленные» одним концом к «сте­не» и «приоткрытые» в определенную сторону — двери; разные прямоугольники (чаще всего) ддя изображения техпли иных пред­метов, находящихся в помещении»).

д) Как связан масштаб помещения и масштаб предметов, изоб­раженных на плане («Чем больше масштаб помещения, тем больше масштаб отдельных предметов; чем меньше периметр, тем меньше изображение отдельных предметов. Правильно при составлении пла­на пользоваться одной и той же меркой для обозначения периметра и отдельных предметов»).

е)   Что может быть «меркой» при составлении плана? («Мерка» может быть произвольной — палка, рейка, веревка, шаги человека и пр.)

Инструкция к проведению. Дети все вместе рассматривают, узнают и называют, где какое помещение изображено. Затем слушают вопросы воспитателя и отве­чают на них. Желательно первыми спрашивать тех детей, в правиль­ности ответов которых воспитатель сомневается. Вопрос задается раз­ным детям до тех пор, пока не будет получен нужный ответ. Все ответы детей воспитатель оценивает и заносит в протокол. При пер­вом же правильном ответе воспитатель переходит к следующему воп­росу. Таким образом «прорабатываются» все вопросы с детьми. Не отвечавшие дети (во время занятия) проверяются дополнительно.

Оценка.

Показатель — количество правильных ответов.

Низкий уровень — ни на один вопрос ребенок не может ответить верно.

Средний уровень — дети отвечают правильно хотя бы на один из предложенных вопросов. На остальные могут ответить лишь после дополнительных объяснений взрослого.

Высокий уровень — дети могут ответить на любой из вопросов сво­ими словами как угодно пространно, лишь бы верно по существу.

Занятие №3

На занятии выявляется умение детей пользоваться системой ко­ординат при игре в «Морской бой».

Материал. Большая карта «Морского боя», где указаны цифровые и бук­венные координаты и нарисованы корабли в разных частях игрово­го поля.

Инструкция к проведению. Каждый ребенок по желанию воспитателя или другого ребенка должен

а)    указать по названным координатам место двух кораблей,

б)  по собственному выбору самостоятельно назвать координаты каких-либо двух кораблей,

в)    «оценить» — «правильно» или «не правильно» воспитатель ; называет координаты двух кораблей. (Один раз воспитатель должен «ошибиться»).

Оценка.

Показатель — правильность ответов ребенка.

Низкий уровень— дети не научились пользоваться системой ко- ; ординат — то есть, ищут точку пересечения координат, не соблю­дая основного правила — «проводить» строго горизонтальные и строго вертикальные линии. (Во время выполнения заданий поправки и ( комментарии взрослого недопустимы.)

Средний уровень — дети верно решают хотя бы две из предло­женных задач.

Высокий уровень — дети правильно решают все три типа задач, даже если ребенок вначале ошибся, а затем, перепроверив, решил верно.

Занятие №4

На занятии проверяется умение детей пользоваться системой ко­ординат на географической карте и понимание возможности разно­масштабных карт.

Материал.

  1. Все географические карты и схемы, которыми дети пользова­лись на занятиях.
  2. Перечень вопросов, которые использовались на занятии №2 (слова «план» в них заменить словом «карта», слово «помещение» заменить словом «местность», и т.п., пункты «в», «д» и «е» опустить.

Инструкция к проведению.

Все карты развешиваются перед детьми. Дети их рассматривают, вспоминают.

Затем каждый ребенок должен найти какой-либо объект на кар­те, указанный воспитателем или другим ребенком по известным координатам и назвать самостоятельно координаты любого объекта, указанного воспитателем на карте.

Затем ребенок отвечает на каждый вопрос.

Оценка. Показатель — правильность ответов ребенка.

Низкий уровень — дети не могут найти на карте объект по указа­нию его координат, не могут решить и обратной задачи. На вопросы не могут ответить.

Средний уровень— дети выполняют все задания только с помо­щью взрослого.

Высокий уровень — дети самостоятельно выполняют обе задачи и правильно отвечают на все вопросы. Темп ответа и многословность при этом не имеют значения.

Педагогическая диагностика развития элементов логического мышления

Диагностические задания направлены на выявление способности детей устанавливать классификационные отношения между поня­тиями и графически отображать их в форме классификационного древа.

Занятие №1

Направлено на выявление умения детей графически отображать отношения между понятиями в форме классификационного древа (проводится по плану занятия №7).

Материал. Демонстрационный: доска, мел.

Раздаточный: две карточки с моделями:

Инструкция к проведению. Сначала один из детей с помощью воспитателя у доски обозна­чает два слова «грибы» и «ягоды». Правильное обозначение обсуждается с группой («Почему именно так? Чего больше?»).

Следующий ребенок обозначает у доски слова «сумка» и «хозяй­ственная сумка». Обозначение также обсуждается с группой.

Затем воспитатель говорит детям, что он будет называть пары слов, а они — показывать только ему карточку, которая подходит к этим словам. Пары слов следующие: мальчики — девочки, воспитательницы — женщины, моря — реки , звери — волки, деревья— кустарники.

За каждое правильное решение ребенок получает фишку.

Оценка. Показатель — овладение структурой классификационного древа.

Низкий уровень — дети произвольно показывают карточки, без учета отношений между понятиями.

Средний уровень — дети допускают 1—2 ошибки.

Высокий уровень — дети безошибочно выполняют задание.

Занятие №2

Направлено на выявление умения детей выделять понятийные груп­пы в разнородном материале (проводится после занятия №11).

Материал.

Картинки с изображением объектов мебели: стул, диван, стол; посуды: стакан, тарелка, чашка; фруктов: яблоко, груша, апель­син; людей: бабушка, дедушка, ребенок.

Инструкция к проведению.

Воспитатель обращает внимание на картинки и предлагает одно­му из детей загадать какую-нибудь из них. Другой ребенок, задавая вопросы, пытается отгадать эту картинку. Отгадавший ребенок, за­гадывает другую картинку и т.д. Следует задавать вопросы так, что­бы на них можно было отвечать только «да» или «нет».

Оценка.

Показатель — выделение понятийных групп в разнородном ма­териале.

Низкий уровень — дети не выделяют понятийные группы, а пере­числяют конкретные предметы.

Средний уровень — дети при угадывании выделяют категорию, но определяют её не общим понятием (названием категории), а одним из признаков отдельных предметов, входящих в эту катего­рию. Например, «На этом сидят?.’.», «Из этого пьют?..» и т.д.

Высокий уровень — дети начинают угадывать сначала категорию, к которой может относиться картинка, а затем — конкретные пред­меты.

Занятие №3

Направлено на выявление умения детей строить модель отноше­ний между понятиями в форме классификационного древа (прово­дится по плану занятия №16).

Материал. Демонстрационный: карточки с изображением гуся, утки, ку­рицы, индюка.

Раздаточный: листы бумаги, простые карандаши, карточки с буквами П, В, Н, К, И, У, Г.

Инструкция к проведению.

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображе­нием птиц, спрашивает, кто изображен на картинках, чем птицы отличаются от остальных животных. Дети называют отличительные признаки птиц, особенности строения тела.

Затем воспитатель предлагает детям разделить карточки на группы («водоплавающие» и «неводоплавающие»). После того, как воспитатель объяснит значение букв, дети у себя на листочках с помощью точек и букв обозначают все эти понятия.

Оценка.

Показатель — отображение отношений между понятиями.

Низкий уровень — дети строят модель произвольно, без учета отношений между понятиями.

Средний уровень — дети выделяют и обозначают один из уровней у обобщения («птицы; водоплавающие — неводоплавающие» или водоплавающие (неводоплавающие) — конкретные птицы»).

Высокий уровень —дети выполняют задание без ошибок.

Занятие №4

Направлено на выявление возможностей детей использовать представления о существенных признаках понятий (проводится в конце года).

Проводится с подгруппами по 4—5 детей.

Материал.

4—5 картинок с изображением животных (рыбы, птицы, зверя) с неизвестными детям названиями.

Инструкция к проведению.

Воспитатель с детьми вспоминает, кто такие животные, на какие группы они делятся, чем отличается один вид животных от другого. (Необходимо подвести детей к тому, чтобы они вспомнили отличительные признаки птиц, рыб, зверей). Затем воспитатель говорит, что у него есть картинка с изображением животного, которого зовут (называется животное, подобранное воспитателем). Чтобы узнать, кто это, один ребенок может за давать разные вопросы о том, какое это животное. Но надо выполнять два правила: 1 — воспитатель может отвечать на вопросы только «да» или «нет» и 2 — нельзя прямо спрашивать, что это за животное — рыба, птица или зверь.

После того, как ребенок отгадал, к какому виду относится не­знакомое ему животное, воспитатель показывает картинку всем де­тям и отдает ее отгадавшему. Другое животное отгадывает другой ребенок.

Оценка. Показатель — умение использовать знание существенных при­знаков понятий для выяснений того, относится ли объект к данно­му понятию.

Низкий уровень — дети не справляются с заданием без помощи взрослого.

Средний уровень — у детей нет «плана» определения вида животно­го, в вопросах ориентируются на несущественные признаки, кото­рые имеют для ребенка такое же значение как и существенные.

Высокий уровень — дети угадывают вид животного с помощью вопросов, содержащих существенные признаки того или иного вида животных.

Развитие элементарных математических представлений

Задания педагогической диагностики уровня развития у детей математических представлений направлены на выявление уровня овладения детьми дей­ствиями построения и использования графических моделей для установления количественных отношений и пересчета множества пред­метов группами, уровня развития представлений о составе числа из двух меньших, о закономерностях образования чисел числового ряда, умения решать и придумывать простые арифметические задачи.

Занятие №1

(Проводится вместо занятия №11)

Направлено на определение уровня овладения детьми действиями построения графической модели в виде оси для сравнения результа­тов пересчета множества предметов различными группами.

Материал.

Демонстрационный: семнадцать «кирпичиков» из набора строи­тельного материала (пять из них для образцов предметов). Раздаточный: лист бумаги в клетку с осью (без проставленных цифр).

Инструкция к проведению. Детям предлагается поиграть в «мебельную фабрику», на кото­рой из специальных заготовок-«кирпичиков» делают диваны и кро­вати (при этом воспитатель выставляет образец дивана, состояще­го из двух деталей, и кровати — из трех). Воспитатель говорит, что ¡каждый раз, когда поступают заготовки, на фабрике делают ка­кой-то один вид мебели: либо диваны, либо кровати. Привезли вот столько заготовок (кто-то из детей пересчитывает — двенад­цать) и нужно решить, что они будут делать: диваны или кровати ’’и сколько их получится. Прежде чем делать мебель, дети должны точно узнать, сколько чего получится, а потом уже решать, что будут делать.

Воспитатель предлагает далее начертить на листе бумаги заказ: сколько может получиться диванов и сколько кроватей. Около дуг нужно поставить соответствующие буквы.

После этого детям следует узнать, чего же получается больше. Количество этих предметов и будет заказываться. Для этого нужно проставить на заказе общее количество этих предметов и число один («где тогда поставим «один»?») . Так как дети не умеют писать цифр, можно предложить нарисовать под черточкой нужное количество круж­ков.

Оценка. Показатель — степень овладения действиями построения графи­ческой модели в виде оси для сравнения результатов пересчета мно­жества предметов труппами.

Низкий уровень — дети не справляются с заданием даже после дополнительных указаний воспитателя: вычерчивают единицы (про­черчивают дуги) для обозначения одних й тех же предметов из раз­ного количества клеток, неправильно проставляют отметки для ди­ванов и кроватей, не могут определить место на оси для обозначения общего количества тех предметов, которых оказалось больше.

Средний уровень — дети правильно вычерчивают модель и про­ставляют отметки для обозначения диванов и кроватей, однако зат­рудняются самостоятельно нарисовать в нужном месте кружки для обозначения единицы и общего количества предметов, которых мож­но сделать больше.

Высокий уровень — дети самостоятельно и правильно справляют­ся с заданием.

Занятие №2

(Проводится после занятия №35)

Направлено на определение уровня овладения детьми представ­лениями о составе чисел до десяти из двух меньших.

Материал.

Демонстрационный. 10 предметов небольшого размера, фишки — награда.

Раздаточный. Карточки с цифрами от 0 до 9 и 10.

Инструкция к проведению. Воспитатель прячет в двух руках 10 предметов. Предлагает детям угадать, как спрятаны предметы (сколько в какой руке), взяв для этого две карточки с цифрами. Детям, выбравшим числа, которые могут составить число 10, даются фишки — награда. Кто-то из детей, угадавших сочетание фишек, получает возможность предло­жить число, в которое будут играть дальше.

Игра повторяется 5 раз.

Оценка. Показатель — уровень развития представлений о составе чисел от 3-х до 10—ти из 2-х меньших.          ,

Низкий уровень — дети, набравшие 1—2 фишки.

Средний уровень — дети, набравшие 3—4 фишки.

Высокий уровень — дети, набравшие 5 фишек.

Занятие №3

(Проводится в конце учебного года)

Направлено на выявление уровня развития представлений детей о закономерностях образования чисел числового ряда.

Материал.

Демонстрационный. Бубен, флажок, фишки для поощрения детей, правильно выполнивших задание.

Раздаточный. Карточки с цифрами до десяти.

Инструкция к проведению.

Детям, правильно выполнившим следующие задания, даются фишки.

1. Поднять карточку с цифрой, соответствующей восьми ударам воспитателя в бубен.

2. Поднять карточку с цифрой, соответствующей семи взмахам воспитателя флажком.

3. Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один больше, чем количество пальцев на одной руке.

4. Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один меньше, чем количество пальцев на обеих руках.

5. Задумать число, меньшее семи, но больше четырех, поднять карточку с цифрой.

6. Задумать два числа, больших, чем пять, поднять карточки.

7. Поднять карточки с цифрами для чисел на один больше и меньше шести.

8. Угадать, сколько сейчас лет мальчику, если год назад ему было девять. (Назвать число на ухо воспитателю.)

9. Угадать, сколько лет сестре, если она на год младше семилетнего брата. Карточку с цифрой показать только воспитателю.

10. Угадать, какое было задумано число, если после того, как к нему прибавили один, стало десять.

Оценка. Показатель — уровень развития представлений о закономернос­тях образования чисел в числовом ряду.

Низкий уровень — дети набирают меньше 5 фишек.

Средний уровень — дети набирают 5—8 фишек.

Высокий уровень — дети набирают 9—10 фишек.

Занятие №4

(Проводится вместо занятия №50)

Направлено на определение уровня развития у детей действий использования графических моделей для придумывания арифмети­ческих задач.

Материал.

Демонстрационный. Полоски, обозначающие «часть» и «целое», арифметические знаки.

Раздаточный. Полоски «часть», «целое», арифметические знаки, карточки с цифрами.

Инструкция к проведению.

Воспитатель выставляет на доске из прямоугольников модель.

Просит детей придумать к ней задачи, так, чтобы числа были из тех, что есть у них на столе. Затем предлагает записать условие и вопрос, а также решение задачи цифрами. Каждому из детей предо­ставляется возможность рассказать свою задачу. Фиксируется 1) соответствие условий задачи модели, 2) правильная формули­ровка задачи: наличие условий, вопроса, 3) правильная запись ус­ловия и решения задачи.

Оценка.

Показатель — степень овладения детьми действиями использова­ния модели при придумывании арифметических задач.

Низкий уровень — дети придумывают задачи, не соответствующие модели, в формулировке отсутствует вопрос, в записи пропущены числа или знаки. Не могут исправить ошйбки после указания на них.

Средний уровень — дети допускают все перечисленные виды оши­бок, однако исправляют их после замечаний воспитателя: «Все ли ты сказал?», «У тебя в записи есть ошибка», «Твоя задача подходит к нашей картинке?».Высокий уровень — дети самостоятельно и правильно придумы­вают задачи, формулируют условия, правильно записывают усло­вие и решение в цифровом варианте, могут объяснить как решалась задача (от … отняли …).

Педагогическая диагностика первоначальной грамотности

Диагностические задания направлены на выявление уровня раз­вития у детей 6-ти лет ориентировки в звуковой и знаковой систе­ме нашего языка, а также в области подготовки руки к письму. В звуковой: анализ слов и предложений с последующим их модели­рованием (графическим, условно-символическим), сравнение зву­ковой структуры слов, подбор слов по заданным звуковым моде­лям. В знаковой: знание всех букв алфавита и свободное ими опери­рование при составлении коротких предложений в соответствии с некоторыми грамматическими правилами; овладение чтением. Проверочные задания включены в занятия и проводятся с не­большими подгруппами детей по 4—6 человек. Каждый ребенок работает за отдельным столом в присутствии двух взрослых, их которых один — проводит занятие, а другой — фиксирует ответы детей. Занятия проводятся в конце учебного года.

Занятие №1

Направлено на диагностику развития умений:

1) провести анализ предложения, состоящего из 4-х слов, и записать его графически; 2) грамотно составить предложение из букв; 3) сравнивать слова по звуковому составу, подбирать слова по заданной звуковой модели; 4) овладение чтением.

Материал. Предметные картинки: рак, лиса, мишка. Листочки бумаги, ка­рандаш (на каждого ребенка), фишки разных цветов (синего, крас­ного, зеленого и черного по 4 штуки каждого цвета), азбуки со всеми буквами (на каждого), тексты для индивидуального чтения.

Инструкция к проведению. Детям предлагается разобрать предложение: «Ель растет в лесу», т.е. графически его записать на листочках, определив последова­тельность слов, и составить его из букв азбуки. Дети действуют, как правило, следующие образом: проговаривают про себя предло­жение, некоторые загибают пальчики по количеству слов, затем записывают его графическими черточками. Далее они переходят к составлению предложения из букв азбуки (где затрудняются — ста­вят фишки). После проверки этого задания им предлагается подо­брать к предметным картинкам соответствующие модели слов, ко­торые тоже имеются уже у ребенка на столе (рак — синяя, красная, синяя фишки; лиса — зеленая, красная, синяя, красная фишки; мишка — зеленая, красная, синяя, синяя, красная фишки). При этом соответствующая модели картинка накладывается ребенком сверху на фишки, или над ними, или под ними, чтобы взрослый, который фиксирует результаты заданий, мог определить правиль­ность их выполнения.

Затем дети по просьбе взрослого подбирают свои слова к этим моделям. При этом составлять их из букв, или записывать каранда­шом не следует, достаточно сказать взрослым «на ушко».

И, наконец, ребенку предлагается почитать текст. Текст можно взять любой из последних прочитанных на занятиях, можно из кни­ги с достаточно крупных шрифтом и адаптированный для детей дан­ного возраста. Мы предлагаем текст «Скоро в школу»[1]. Каждый ребе­нок читает текст взрослому индивидуально, который фиксирует ка­ким способом чтения владеет ребенок: побуквенным, слоговым (руб­ленным или плавным), слитным (целыми словами или беглым). Ско­рость чтения у детей дошкольного возраста не определяется.

Оценка.

1-й показатель — анализ предложения и его графическая запись.

Низкий уровень — дети делают графической записи предложе­ния, или сделали с ошибками и на вопросы взрослого: «Какое первое слово, второе, третье, четвертое» — не ответили правильно или назвали все предложение.

Средний уровень — дети делают в записи ошибки: записали 2—3 черточки вместо 4, или не выделили заглавную букву, не постави­ли точку. На вопросы воспитателя: «Какое первое, второе, третье и четвертое слова дети дают, в основном, правильные ответы, вычле­няя отдельные слова (исключения могут составлять предлоги, со­юзы).Высокий уровень — дети делают правильную графическую запись и на все вопросы воспитателя по порядку следования слов в пред­ложении ответили верно.


[1] Текст выбирается из прилагаемого к курсу комплекта (текст №42).

2-ой показатель — составление предложения из букв азбуки.

Низкий уровень — дети не делают, не строят предложения, или делают с многочисленными ошибками, не вычленяя отдельные слова, звуки-буквы, не соблюдая грамматические правила написания.

Средний уровень — дети составляют предложение с ошибками, местами заменяя буквы на фишки, сливая слова, забывая некото­рые грамматические правила и т.п. При напоминании исправляют свои ошибки с помощью вопросов взрослого.

Высокий уровень — дети самостоятельно и правильно строят пред­ложения из букв и отвечают на все вопросы взрослого: Почему в слове «растёт» пишется буква «ё», а слышится звук «о»? Почему в слове «ель» вместо звуков «йэ» стоит одна буква «е»? Почему в слове «ель» стоит мягкий знак? Почему предлог «в» (маленькое слово) стоит отдельно от слова «лесу» и др.

3-ий показатель — сравнение слов по звуковым конструкциям и подбор слов к заданной модели.

Низкий уровень — дети не могут соотнести звуковые модели с соответствующими им словами названиями, не называют ни одно­го слова.

Средний уровень — дети выполняют задание с ошибками, путают соответствие предметных картинок звуковым моделям, но с помо­щью взрослого и его вопросов: сколько звуков, какие звуки в слове — проводят звуковой анализ слов и устанавливают соответ­ствие картинок звуковым моделям. Подбирают не ко всем моделям слова (к одной-двум).

Высокий уровень — дети самостоятельно и правильно устанавли­вают нужное соответствие картинки и условно-символической мо­дели, выраженной в цветовом обозначении фишками-заместителя­ми, подбирают слова ко всем моделям.

4-ый показатель — способ чтения.

Низкий уровень — дети не читают или читают побуквенно.

Средний уровень — дети читают слоговым способом.

Высокий уровень — дети читают слитно (бегло или целыми слова­ми).

Занятие №2

Направлено на диагностику развития умений в овладении пись­мом: 1. Умение выделять заданную конфигурацию печатной буквы среди прочих печатных букв. 2. Провести анализ ряда букв с целью вычленения в них общего элемента. 3. Умение составлять буквы из заданных элементов.

Материал: карандаши, фломастеры, листы бумаги (формат А4), разлинованные горизонтальными линиями (ширина одной строки 1 см) на каждого ребенка.

Инструкция к проведению. В начале детям предлагается на листе бумаги следующие печатные буквы: Э, Е, Р, С, Ю, 3, А, Б, В, Д. Воспитатель просит детей найти и обвести карандашом (фломасте­ром) буквы Э, 3, В.

Затем детям предлагается серия печатных букв: А, Я, Э, Е, П, Д, В, Г, Ж. Воспитатель дает задание: обвести имеющийся в этих буквах одинаковый элемент.

Г-А, Я, Э, Е, П, Д, В, Г, Ж.

И наконец, воспитатель предлагает детям на листе бумаги от­дельные элементы букв и дети составляют из них возможные вари­анты букв (П, Н, Ю, Г, О).

Оценка:

1-ый показатель — Узнавание заданной конфигурации буквы.

Низкий уровень — дети не находят нужную конфигурацию, даже после наводящих вопросов.

Средний уровень — дети находят нужную конфигурацию с помо­щью взрослого.

Высокий уровень — дети самостоятельно находят и обводят нуж­ную конфигурацию буквы.

2-ой показатель — Вычленение общего элемента в печатных бук­вах. 

Низкий уровень — дети не справляются с заданием.

Средний уровень — дети выполняют задание с помощью взросло­го после наводящих вопросов.

Высокий уровень — дети самостоятельно находят общий элемент в буквах и обводят его.

3-ий показатель — Конструирование печатной буквы из задан­ных элементов.

Низкий уровень — дети не составили из заданных элементов ни одной буквы; составил буквы по своему усмотрению без учета за­данных элементов.

Средний уровень — дети составили не все возможные варианты букв (2—3 буквы) или дети составили все варианты букв с помо­щью взрослого.

Высокий уровень — дети самостоятельно составили все варианты букв.

Конструирование

Диагностические задания направлены на выявление уровня ос­воения детьми действий с графическими моделями предметных кон­струкций, умения самостоятельно их использовать для ориентиров­ки в свойствах реальных и воображаемых предметов.

Занятие №1

«Отгадай, какая фигурка спряталась»; «Разгадай конструкцию».                                                         ‘

Проводится в конце первого квартала учебного года.

Задания направлены на выявление у детей умения узнавать на схематических изображениях — «развертках» отдельные строитель­ные детали и простейшие конструкции из 3-х — 4-х фигур. Каждая развертка содержит либо две, либо три схемы, изображающие де­таль или конструкцию с разных пространственных позиций (спе­реди, сверху, сбоку). В первом задании дети должны дополнить развертку недостающим в ней изображением детали. Во втором задании воспроизвести одну постройку, изображенную на трех раз­ных схемах.

Материал. Демонстрационный: незавершенные «схемы-развертки» отдельных деталей (треугольной призмы, полуцилиндра, арки, цилиндра, ко­нуса) — рис. 1а; «схемы-развертки» конструкций из 3-х и 4-х элемен­тов — рис. 2. 

Раздаточный: строительные детали, изображенные на схемах, и плоскостные (из картона) фигурки для дополнения «схем-разверток» — рис. 1б.

Инструкция к проведению. «Отгадай, какая фигурка спряталась». Детям последовательно предъявляют «схемы-разверт­ки», состоящие из двух изображений каждой детали с разных сторон. Им предлагают догадаться, какая строительная деталь изображена на двух картинках и какого третьего ее изображения (в свободном окошке) не хватает. Недостающий элемент схемы-развертки надо найти среди плоскостных фигур и положить ее в свободное окошко.

За каждое правильное решение задачи дети получают фишку. Количество набранных ребенком фишек заносится в протокол.

Показатель — узнавание деталей по их изображению с двух разных сторон, правильное дополнение схемы-развертки плоскостной фигуркой.

Низкий уровень — дети не узнают детали по их изображениям на схемах-развертках, дополняют их случайно выбранными фигурками. Помощь воспитателя не используют.

Средний уровень — дети узнают на развертках 2-3 детали и нахо­дят недостающую фигурку для развертки. Правильные решения дают с помощью взрослого.

Высокий уровень — дети узнают на схемах-развертках все детали и правильно дополняют эти схемы недостающими элементами.

«Разгадай конструкцию». С помощью предложенных изображений дети строят конструкции из трех и четырех деталей.

Показатель — правильное воспроизведение конструкции по схе­ме-развертке.

Низкий уровень — допускают ошибки в выборе и расположении деталей в постройке.

Средний уровень — дети допускают ошибки, но самостоятельно их исправляют.

Высокий уровень — воспроизводят конструкцию правильно без помощи со стороны.

Занятие №2

Проводится в конце второго квартала учебного года.

Направлено на выявление у детей умения представлять «в уме» строение предмета в целом; умения вставать на другую условную позицию по отношению к предмету; создавать схематические изоб­ражения предмета с других позиций на основе заданной схемы.

Материал. Демонстрационный; схема предмета (игрушечного вертолета или какой-нибудь игрушки) — вид сбоку — рис. Зл. Раздаточный: бумага в клетку, карандаши.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему вертолета «вид сбоку», выделить основные части конструкции.-Предлагает, глядя на эту схему, представить себе, как выглядит вертолет спереди и сверху. Дети самостоятельно создают такие схемы.

Оценка.

Показатель — правильное составление других схем предмета на основе имеющейся.

Низкий уровень — дети не принимают условную пространствен­ную позицию. При изображении предмета путают «вид сверху» с изображением верхней части схемы, представленной как «вид сбо­ку».

Средний уровень — при самостоятельном выполнении задания допускают ошибки, которые исправляют с помощью взрослого.

Высокий уровень — правильно изображают обе новые схемы, уме­ют занять разные позиции по отношению к объекту изображения.

Занятие №3

Проводится в конце учебного года.

Направлено на выявление у детей умения самостоятельно разра­батывать замысел будущей конструкции.

Материал. Раздаточный: наборы разных строительных деталей, из которых дети самостоятельно отбирают нужные для реализации замысла.

Инструкция к проведению. Детям предлагают самим придумать, какой предмет они хотели бы сконструировать; для этой цели подумать о ситуации, в кото­рой такая конструкция предмета будет нужна. Напоминают о воз­можности использования графического изображения предмета в качестве внешней опоры при обдумывании содержания конструк­ции.

Оценка. Показатель — самостоятельное развертывание замысла, создание новых, оригинальных построек.

Низкий уровень — дети могут самостоятельно придумать тему для конструирования. Предварительная схематическая зарисовка пред­мета практически не используется. Дети осуществляют поиск спосо­ба конструктивного решения с опорой на практические действия с материалом.

Средний уровень— дети могут самостоятельно найти тему конст­руирования и включить задуманный объект в воображаемую ситуацию. Используют общую схему предмета без ее детализации. Спосо­бы конструктивного решения находят в результате практических поисков. Прислушиваются к допросам воспитателя по ходу дей­ствий; могут создать условную символическую конструкцию, но затрудняются в объяснении ее особенностей.

Высокий уровень — дети самостоятельно создают развернутые замыслы конструкций. Могут о своем замысле рассказать, описать ожидаемый продукт, назвать некоторые из возможных способов конструирования. При обдумывании замысла учитывают реальное или воображаемое назначение предмета и наделяют его соответствующими характеристиками; используют в работе расчлененную схему предмета с выделением в ней структурных блоков; могут рассказать о задуманном предмете и способе его конструирования. Символические конструкции или отдельные символические ха­рактеристики конструкции объясняют достаточно адекватно.

Педагогическая диагностика уровня развития экологических представлений

Задания направлены на выявление уровня овладения детьми дей­ствиями построения и использования моделей для установления связи растений и животных с условиями жизни в различных природных зонах, а также для выделения связи строения древних животных с условиями их обитания.

Занятие №1

Направлено на выявление умения строить и использовать модель, отображающую связь растительного и животного мира с ус­ловиями жизни в различных природных зонах. Проводится вместо занятия №10.

Материал.

Фланелеграфы (5 шт.); 5 цветных квадратов, обозначающих при­родные зоны (Север, тайга, саванна, пустыня, джунгли); карточки с условными обозначениями условий жизни (много-достаточно-мало воды, света; богатая-хорошая-бедная почва; высокая-средняя-низ- кая температура); стрелки; картинки с изображениями растений и животных (по 3—4) пяти природных зон.

Инструкция к проведению.

В занятии участвуют 5 детей.

Взрослый раскладывает перед детьми 5 цветных квадратов, обо­значающих природные зоны Земли, оборотной (нецветной, сторо­ной вверх, просит каждого ребенка выбрать по одному квадрату, назвать, какую природную зону он обозначает. Затем взрослый предлагает детям составить такую «картинку», глядя, на которую можно было бы узнать, какие условия жизни в выбранной ими природной зоне (сколько воды, света, какая тем­пература, почва). Каждому ребенку раздаются подносы с карточка­ми с условными обозначениями воды, тепла, почвы, температуры (по 3 градации) и стрелками. Дети строят модель на фланелеграфах, рассказывают про условия жизни в данной природной зоне.

Далее дети меняются местами, смотрят («читают») модель това­рища, называют соответствующую природную зону и условия жиз­ни в ней, подбирают картинки с изображением растений и живот­ных, которые могут жить в этих условиях.

Оценка.

1-ый показатель — овладение действием построения модели, ото­бражающей связь растений и животных с условиями жизни в при­родной зоне.

Низкий уровень — дети правильно подбирают 1—2 карточки с обозначениями условий жизни в данной природной зоне, но не могут построить модель даже с помощью взрослого.

Средний уровень — дети правильно подбирают все карточки с обозначениями условий жизни в данной природной зоне (или до­пуская одну ошибку), строят модель с небольшой помощью взрос­лого.

Высокий уровень — дети правильно подбирают все карточки с обозначениями условий жизни в данной природной зоне, самостоя­тельно строят модель.

2-ой показатель — овладение действием использования модели для определения условий жизни в природной зоне и подбора картинок с изображением растений и животных указанной природной зоны.

Низкий уровень — дети не могут определить условия жизни в при­родной зоне, подбирают картинки, не соответствующие модели.

Средний уровень — дети правильно определяют условия жизни в природной зоне (или допускают 1—2 ошибки), подбирают картин­ки с изображением растений и животных, опираясь на модель (до­пускаются 1—2 ошибки, которые исправляют при небольшой по­мощи взрослого).

Высокий уровень — дети правильно определяют условия жизни в природной зоне, самостоятельно подбирают все имеющиеся кар­тинки с изображением растений и животных указанной природной зоны.

Занятие №2

Направлено на выявление уровня овладения действиями постро­ения модели эволюционного развития животного мира Земли и использования ее для выделения связи строения древних животных с условиями их обитания, усложнением в ходе эволюции. Прово­дится вместо занятия №21.

Материал.

Раздаточный: лестница из 7 ступенек, набор из 3-х карточек со схемами строения древних животных.

Варианты наборов: набор №1: простейшие; животные, покрытые твердым панцирем; звери. набор №2: мягкотелые животные; рыбы; птицы; набор: рыбы; динозавры; звери; набор №3: простейшие; динозавры; птицы. Возможны другие варианты.

Инструкция к проведению.

Занятие проводится по подгруппам.

Дети рассаживаются за столы, на которых каждому приготовле­ны листы с изображением лестницы из 7 ступеней и наборы карто­чек со схематичными изображениями древних животных.

Воспитатель спрашивает у детей, всегда ли наша планета была населена такими же животными как сейчас; какие животные по­явились раньше: простые или сложные; кто из них лучше приспо­соблен к различным условиям жизни. Затем взрослый просит разло­жить имеющиеся у детей карточки на лестнице в том порядке, в котором они появлялись на Земле.

После того как дети выполнят задание, воспитатель подходит к каждому и просит, опираясь на модель и схематичные изображения животных, объяснить, почему он именно так расположил карточ­ки; чем каждое животное отличается от другого, обращая внимание на усложнение строения и на то, как это усложнение помогает лучше приспособиться к условиям окружающей среды. Воспитатель просит ребенка назвать современных потомков тех древних живот­ных, которые находятся на его лестнице, по возможности, привес­ти примеры их приспособления к условиям жизни.

Оценка.

1-ый показатель — построение модели.

Низкий уровень — дети не могут самостоятельно разложить кар­точки со схемами строения древних животных, не учитывают поря­док их появления в ходе эволюции, не помещают их на лестницу или раскладывают на ней в случайном порядке.

Средний уровень — дети могут самостоятельно разложить 2 кар­точки, 3 — с небольшой помощью взрослого. При этом они учиты­вают лишь последовательность возникновения этих животных, а не их положение на эволюционной лестнице, т.е. степень усложнения строения. Например, ребенок располагает на первой ступеньке жи­вотных с мягким телом, на второй — рыб, на третьей — зверей.

Высокий уровень — дети могут самостоятельно разложить 3 кар­точки. При этом хотя бы в 2-х случаях учитывают расположение животных на эволюционной лестнице. Например, на второй сту­пеньке — животные с мягким телом, на третьей — рыбы, на после­дней — звери.

2-ой показатель — использование модели для описания строения и образа жизни древних животных, их приспособленности к окру­жавшим условиям.

Низкий уровень — дети не могут самостоятельно рассказать о при­способленности хотя бы одного животного; описать образ жизни, назвать его современных потомков.

Средний уровень — дети могут самостоятельно рассказать об 1 —2 древних животных, описать их образ жизни и приспособления к окружающей среде, назвать 1—2 потомков предложенных им жи­вотных.

Высокий уровень — дети могут самостоятельно рассказать о всех древних животных; описать их внешний вид, приспособлен­ность к современным им условиям жизни, назвать хотя бы по Г современному потомку к каждому схематичному изображению древнего животного.

Изобразительное искусство

Диагностика направлена на выявление уровня композиционного мышления ребенка, умение синтезировать в живописной компози­ции весь арсенал имеющихся в культуре художественных средств и использовать его для передачи своего отношения к миру.

Диагностическими может считаться цикл занятий №№14—31.

Содержанием этого цикла является историческое событие или эпизод из конкретно взятого отрезка времени, доступный для по­нимания ребенка данного возраста.

Работа над темой предполагает: 1) разбор и анализ отдельных аспектов выбранного исторического события или эпизода; рассмот­рение различных вариантов композиции одного и того же сюжета в процессе композиционно-преобразовательной деятельности;

  • проработка отдельных частей, составляющих предметно-изобра­зительный ряд будущей композиций (эскизная деятельность);
  • синтез полученного творческого материала, создание сложной многофигурной композиции.

Диагностика проводится по итогам рассмотрения всех выпол­ненных в процессе этого цикла работ.

Оценка.

Показатель — выявление целостного художественного мышле­ния ребенка, обеспечивающего единство формы и содержания при создании сложной, многофигурной живописной композиции.

Низкий уровень — ребенок способен осуществлять эскизную дея­тельность, но не может создать целостной сложной композиции на основе своего эскизного материала.

Средний уровень — ребенок осуществляет эскизную деятельность; результаты эскизной и композиционно-преобразовательной деятель­ности синтезируются ребенком в единую композицию только с помощью взрослого. Ребенку требуется также помощь взрослого в живописно-символическом раскрытии темы.

Высокий уровень — ребенок самостоятельно и осознанно выбира­ет окончательный вариант композиции и создает ее на основе мате­риала, накопленного в эскизной деятельности, осуществляя выбор художественных средств сообразно логике выбранной им компози­ционно-пространственной модели и ее содержательно-символичес­кого раскрытия.

Игровая деятельность

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают не только сюжетной игрой, но и игрой с правилами во всей полноте ее харак­теристик, поэтому внимание воспитателя при оценке уровня игры ребенка должно быть направлено на оба вида игры.

Для определения уровня развития игровой деятельности невозмож­но задать жесткие критерии, но есть ряд признаков, имеющих суще­ственное значение для сюжетной игры и игры с правилами, позволя­ющих примерно отнести игру ребенка к одному из трех уровней — низкому, среднему, высокому — в соответствии с возрастными воз­можностями детей; эти признаки — показатели уровня игры — даны в таблицах, на которые может ориентироваться воспитатель.

Воспитатель определяет уровень игровой деятельности детей на основе постоянных наблюдений за их свободной самостоятельной игрой и учитывает особенности поведения детей во время разверты­вания игр на удачу (лото, гусек), в которых в этом возрасте наибо­лее явно проявляются игровые умения детей.

Оценку уровня игры целесообразно осуществлять три раза в год: в сентябре-октябре воспитатель оценивает уровень игры, руководству­ясь предложенными показателями, и, в зависимости от оценки, для каждой условной группы детей (с низким, средним, высоким уров­нем) подбирает соответствующие приемы, способствующие дальней­шему продвижению и активизации самостоятельной игры детей (т.е. осуществляет дифференцированный подход к детям); в середине года (январь-февраль) очередная оценка позволяет воспитателю опреде­лить успешность продвижения детей, ‘скорректировать свою такти­ку, определить, кто из детей в большей мере нуждается в его внима­нии; итоговая оценка (май-июнь) может служить отправной точкой для определения примерной будущей тактики воспитателя по отно­шению к ребенку в следующей возрастной группе. Примерные показатели для оценки уровня игры подобраны в соответствии с пониманием закономерностей развития игровой де­ятельности и стратегией ее формирования, заложенными в про­грамме «Развитие» и методических рекомендациях к ней.

Уровень игрыСюжетная играИгра с правилами игры
НизкийСюжеты игры однообразны по содержанию и стереотип­ны, создают впечатление бес­конечного движения по кру­гу в рамках привычных роле­вых действий и взаимодей­ствий. Не только не продуцирует новые сюжетные идеи, но и не подхватывает идеи других; очень затруднено соединение разных смысловых полей (комбинирование в сюжете событий из разных смысло­вых сфер). В игре-придумывании со взрослыми и сверстниками малоактивен, в основном, повторяет фрагменты пове­ствования, предложенные партнерами.  Знает правила часто употреби­мых в совместной практике игр, ориентируется в них на крите­рии выигрыша. Соблюдает пра­вила до тех пор, пока не ощу­щает угрозу проигрыша; в этом случае нарушает правила, пос­ле чего объявляет законным свой вариант действий, т.е. не считает обязательным сохране­ние в процессе игры договорных обязательств; всегда больше контролирует других, чем себя. В ситуации с новым незнакомым игровым материалом затрудня­ется придумать правила, устано­вить критерии выигрыша, пред­почитая неспецифичные для игры с правилами манипуляции с материалом. Обычно включается в игру «ав­томатически» (без предвари­тельного договора о правилах); редко прибегают к жребию при разрешении конфликтов, пред­почитая «силовые» способы их решения.  
СреднийРазвертывает, в основном, привычные сюжеты (неболь­шой круг тематики), часто весьма изощренно, с детали­зацией ролевых действий и отношений, активно исполь­зует ролевую речь — с парт­нерами и куклами. Откликается на инновации других, может встроиться в игру сверстников, найти место в общем смысловом поле, двигаться вслед за более ак­тивным партнером, но сам инициативно не стремится прорвать привычный «круго­вой» сюжет. В игре-придумы­вании со взрослым, вслед за ним может вносить иннова­ции и развертывать новую последовательность собы­тий, но часто приходит в ту­пик при необходимости со­гласовать свои предложения с предложениями участни­ков-сверстников; склонен к отторжению замысла друго­го, нежели к его ассимиля­ции из-за трудностей комби­нирования разных событий в единую новую сюжетную линию.В знакомых играх придерживает­ся правил, ориентирован на вы­игрыш. Контролирует соблюдение пра­вил другими, подчиняется тре­бованиям партнеров, если сам нарушил правила. Может организовать нескольких сверстников для игры, предварительно договориться об одном из изве­стных вариантов правил. К но­вому материалу может приду­мать правила, очень близкие к знакомым играм, но скорее от­кажется от игры, чем будет при­думывать. Предпочитает извест­ные привычные игры и готовые варианты правил. Пользуется жребием-считалкой при конфликтах в распределе­нии функций.  
высокийРазвертывает разнообразные сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируя события и пер­сонажей из разных смысло­вых сфер; с одинаковой лег­костью развертывает сюжет через роли (ролевые взаимо­действия) и через режиссер­скую игру, часто проигрыва­ет эпизоды сюжета в чисто речевом повествовательном плане; может быть инициа­тором игры-фантазирования со сверстником. Легко нахо­дит смысловое место в игре сверстников, подхватывает и развивает их замыслы, под­ключается к их форме игры. Часто бывает инициатором игры с 3—4 сверстниками, умеет внятно изложить им свой замысел, предложить всем подходящие роли. С легкостью участвует в игре-придумывании со взрослым и сверстниками, внимателен к идеям партнеров, умеет их учесть и предложить свои, чувствителен к рассогласо­ваниям в общем сюжете, преодолевает их посредством предвосхищающего плани­рования событий.Владеет большим арсеналом игр с правилами разного типа: на удачу, на ловкость, на ум­ственную компетенцию. Легко вербализует критерии выигрыша, в новой игре уста­навливает их по аналогии со зна­комыми играми. Стремится к выигрышу, но умеет контроли­ровать свои эмоции при выигры­ше и проигрыше. Контролирует свои действия и действия партнеров, чувствите­лен к нарушениям правил, по­рицает нарушителей, апеллируя к правилам игры, к договору. Легко организует сверстников для игры, инициирует договор о варианте правил перед нача­лом игры. Часто использует раз­ные виды жребия (считалка, предметный) при разрешении конфликтов. Может придумать правила для игры с незнакомым материалом во всей их полноте (правила дей­ствия, правила взаимодействия, критерии выигрыша). Часто придумывает новые вари­анты правил для знакомых игр и предлагает их сверстникам.

Художественное конструирование

Диагностические задания направлены на определение уровня раз­вития познавательных и творческих способностей детей — опреде­ление возможностей по использованию готовых и самостоятельно составленных пространственно-временных моделей для конструиро­вания предметных изображений, сюжетных и пейзажных компози­ций.

Занятие №1

Занятие направлено на определение уровня развития воображения ребенка. Выявляется умение обозначить и дополнить деталями незавершенное схематическое изображение объекта действуя от незавершенной схематической модели к детально представленному объекту.

Материал.

Элементы конструктора, по одному варианту модели, состоящей из овала и круга на каждого ребенка.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает ребенку отгадать конструктивную загад­ку, предупредив, что ничего в ней менять нельзя. Можно только . достраивать: «Вначале надо внимательно посмотреть на фигуру — загадку и попытаться «увидеть» в ней что-то знакомое». Только после того, как ребенок назовет предмет или объект, он может конструировать данное изображение. Воспитатель поощряет стремление ребенка искать новые образы. Он говорит: «У тебя получился замечательный щенок, но я зага­дывала другую фигурку. Догадайся, что?» Изображение разбирает­ся и ребенку предлагается повторить поиск вновь и вновь, до тех пор, пока он не исчерпает свои возможности и интерес к данной модели.

Оценка.

Показатель — развитие воображения, умение построить новый образ на основе отдельных признаков объекта, обозначенных схе­матически, неполно.

Низкий уровень — ребенок называет 2—3 объекта, структурное основание которых полностью совпадает с заданной моделью и вос­производит эту конструкцию.

Средний уровень — ребенок называет 5—10 объектов, структур­ное основание которых близко совпадает с заданной моделью, дос­траивает каждый из них, привносит в структуру дополнительные детали, элементы, создает выразительный образ.

Высокий уровень — возрастает степень удаленности создаваемых «образов» от исходных данных модели, которая является только частью общей структуры объекта. Образы насыщены деталями, эле­ментами оригинальности при передаче характерных черт, движе­ния, позы.

Занятие №2

Занятие направлено на определение у ребенка:

  • умения создавать графическую модель одного из эпизодов любимой сказки (схематический рисунок) и конструировать сю­жетную композицию по модели;
  • уровня развития воображения — возможности превращать гра­фическую модель в сюжетную композицию;
  • уровня овладения предметным изображением, передачей струк­туры динамичных объектов и их отношений;              :
  • умения строить композиционные отношения и передавать взаимоположения объектов;
  • умения передавать ролевые и смысловые отношения героев, их эмоциональные состояния и собственное отношение к изобража­емому символическим строем цветовых отношений.

Материал.

Элементы конструктора, бумага, карандаш, детские книги — хорошо знакомые сказки с иллюстрациями.

Инструкция к проведению.

В начале занятия воспитатель предлагает детям вспомнить свою любимую сказку. Дети рассматривают иллюстрации к знакомым сказкам, вспоминают их название, имена героев и содержание. Воспитатель предлагает детям загадать любимую сказку: «Снача­ла нарисовать модель по наиболее интересному эпизоду сказки и по

этому рисунку-схеме (подсказке) сделать картинку — сконструи­ровать изображение сказочного эпизода».

Оценка.

1-й показатель — овладение детьми действием построения гра­фической модели одного эпизода сказки.

Низкий уровень — ребенок рисует модель (схематический рису­нок), но допускает ошибки, требуется значительная помощь воспи­тателя.

Средний уровень — ребенок рисует модель практически самостоя­тельно; модель соответствует эпизоду сказки, но отсутствуют эле­менты фонового изображения, уточняющие время и место проис­ходящего события.

Высокий уровень — ребенок работает самостоятельно, модель точ­но соответствует эпизоду, сказки, представлены главные и второ­степенные объекты выбранного эпизода сказки.

2-й показатель — конструирование сюжетной композиции по графической модели.

Низкий уровень —- ребенок конструирует неуверенно, обращается за помощью к воспитателю, композиция отличается схематичнос­тью, обобщенностью.

Средний уровень — ребенок работает самостоятельно, но воссоз-’ дает только структуру графической модели, композиция бедна де­талями, оригинальными, динамичными, характерными образами.

Высокий уровень — ребенок конструирует сюжетную композицию, соответствующую графической модели, насыщенную деталями, эле­ментами оригинальности, художественной выразительности.

3-й показатель — овладение детьми предметным изображением, передачей структуры движения и взаимодействия одного объекта с другим.

Низкий уровень — ребенок конструирует схематически, поза ста­тична — действие объекта не выражено.

Средний уровень — появляются характерные особенности у каж­дого объекта, но взаимодействие объектов выражено слабо, они только изображены вместе, но динамически-не соприкасаются.

Высокий уровень — предметное изображение каждого объекта сюжетной композиции выполнено на основе обогащенной схемы и включает характерные выразительные особенности внешнего вида, передана динамика движения персонажей, их взаимодействие и вза­имоотношение.

4-й показатель — овладение построением композиционных от­ношений на фоновой поверхности «рабочего поля».
Низкий уровень — композиционные задачи решены формально, предметы и объекты сюжетной композиции непропорциональны друг другу и имеющемуся изобразительному пространству.

Средний уровень — композиция невыразительна, хотя объекты расположены в определенном взаимодействии, раскрывающем со­держание изображаемого эпизода.

Высокий уровень — композиция решена выразительно, найдены гармоничные, пропорциональные связи между всеми объектами и предметами сюжетной композиции. В композиции выделена связь содержания и смысла эпизода, подчеркнуто взаимоотношение и вза­имодействие всех объектов композиции.

5- й показатель — овладение детьми эмоциональной выразитель­ностью и символическими возможностями цветовых отношений.

Низкий уровень — цветовое решение разнообразных изображений (предметных, декоративных, сюжетных, пейзажных композиций) ограничивается использованием локальных цветов.

Средний уровень — цветовая среда используется как средство ха­рактера образов, но не используется для передачи смыслового на­полнения композиции.

Высокий уровень — ребенок использует цветовую среду и цвето­вые отношения для передачи яркости и достоверности создаваемых образов, их эмоциональной окраски; ориентируется на содержа­тельно-смысловые характеристики изображаемого и существующие в культуре цветовые символы.