РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оглавление

Педагогическая диагностика пространственных представлений

В старшей группе в течение года проводятся два контрольных занятия. Они дают возможность воспитателю оценить степень раз­витости пространственных представлений детей и индивидуальные возможности каждого ребенка.

Первое занятие проводится в конце декабря, после занятий по ориентировке на улице (прочтение и изображение плана улицы). В мае месяце проводится второе контрольное занятие.

Занятие №1

На занятии выявляются возможности графического изображе­ния плана конкретного пространства (новой улицы или ее части).

Материал. Листы бумаги и карандаши (простой и 5 цветных).

Инструкция к проведению. Воспитатель выбирает для прогулки новую улицу (часть улицы). Выбор определяется следующим моментами: 1) на улице должны находиться отличающиеся друг от друга объекты (разные по разме­ру и по форме дома, возможно светофор, возможно разные деревья и т.п.); 2) количество объектов не должно превышать 10; 3) на улице не должно быть более одного перекрестка. На прогулке воспитатель говорит детям, что они будут рисовать план этой улицы, поэтому ее нужно хорошо рассмотреть. Внимание детей обращается на взаимное расположение разных объектов на улице, на местоположение перекрестка, светофора, на размер и форму основных объектов. В конце прогулки воспитатель собирает детей в том месте, которое наиболее удобно для обозрения всего пространства улицы, напоминает им, что на занятии они будут рисовать план улицы так, как сейчас могут ее запомнить.

На занятии дети рассаживаются за отдельные столики. Воспита­тель раздает каждому лист бумаги и карандаши, план улицы просит нарисовать простым карандашом. После того, как детские планы готовы, воспитатель просит детей отметить цветными карандашами разные объекты (например, самый большой дом — красным, свето­фор — зеленым, маленький дом — синим и т.д.) Количество отме­чаемых объектов не должно превышать 5. В конце занятия воспита­тель собирает детские планы.

Оценка. Показатель — графическое изображение основных ориентиров (дорога, перекресток) и местоположения объектов на улице.

Низкий уровень — дети не могут изобразить план улицы, т. е. на листках хаотично изображены дорога и разные объекты, но совсем не передано их взаимное расположение. При этом возможно, что дети частично или полностью верно отметили цветными каранда­шами некоторые объекты.

Средний уровень — дети рисуют на своих планах основной ориен­тир (например, дорогу), но не верно передают пространственное местоположение всех объектов относительно основного ориентира- дороги и путают взаимное расположение объектов между собой. Верно отмечены цветными карандашами от 2 до 5 объектов.

Высокий уровень — дети рисуют план улицы, изобразив основ­ные ориентиры (дорога, перекресток) и верно передают простран­ственное местоположение основных объектов (возможно не всех, также как возможна некоторая неточность в передаче расстояний между объектами: либо их незначительное сближение, либо удале­ние друг от друга). Правильно отмечены цветными карандашами все 5 объектов.

Занятие №2

На занятии выявляются возможности ориентировки детей на местности по ее схематическому изображению на карте.

Материал. Карта района или области, или местности, или округа, или го­рода (части города); карандаши разных цветов для детей.

Инструкция к проведению. Дети располагаются вокруг карты. Воспитатель предлагает каж­дому нарисовать на карте «тот путь, по которому он ходил или ездил» или «тот маршрут, который ему знаком в городе» (округе, районе) для того, чтобы потом можно было рассказать об этом пути, назвав объекты, расположенные вдоль него.

Оценка. Показатель — ориентировка на местности по ее схематическому изображению на карте.

Низкий уровень — дети не рисуют маршрут или, рисуя, не могут рассказать, какие объекты расположены вдоль него.

Средний уровень — дети рисуют маршрут, но могут называть лишь отдельные объекты (в начале, в конце маршрута либо в случайном порядке). Количество правильно названных объектов не более двух-трех; остальные названия не соответствуют действительности, т. е. объектам, расположенным на местности.

Высокий уровень — дети рисуют маршрут и называют объекты в той последовательности, которая соответствует изображенному маршруту. Количество правильно названных объектов от 3 до 10.

Данные тестовые задания могут использоваться для уточнения критериев познавательной инициативы в аспекте развития пространственных отношений.

Педагогическая диагностика развития элементов логического мышления

Занятие №1

Направлено на определение умения использовать сериационный ряд для решения задачи, требующей учета сериационных отноше­ний между понятиями (можно провести вместо занятия №4).

Материал. Демонстрационный: 5 кружков, убывающие по величине (диа­метром 5,4 см; 4,4 см; 4 см; 3,2 см; 2,6 см), фланелеграф. Раздаточный: лист бумаги, разделенный на 5 вертикальных по­лос, в верхней части каждой полосы — круг определенного размера (диаметр кружков тот же, что и у кружков демонстрационного ма­териала). Для воспитателя и каждого ребенка — набор карточек с изобра­жением заварочного чайника, тарелки, маленького ребенка, ком­натного растения (цветок в горшочке), кружки, окна.

Инструкция к проведению. Воспитатель рассказывает детям историю о том, как одна забывчивая хозяйка приготовила в кастрюлях воду, которая по-разному нагрета. «В этой кастрюле (воспитатель показывается самый большой кружок) — кипяток, а в этой (показывает на самый маленький кружок) — из холодильника, очень холодная. Только эта хозяйка забыла, какой водой что можно делать. А сделать ей нужно много: вымыть окна (воспитатель показывается карточку с изображением окна и оставляет карточку на фланелеграфе), посуду (карточку с изображением тарелки воспитатель оставляется на фланелеграфе) ; заварить чай (карточка с изображением заварочного чайника), ис­купать малыша (карточка с изображением маленького ребенка), остудить в кружке компот (изображение кружки) и полить цветы (изображение комнатного растения). Разложите у себя на листочках с кружками картинки так, чтобы забывчивая хозяйка знала, какой водой что можно сделать». Дети выполняют задание у себя на лис­точках.

Показатель — использование сериационного ряда как модели сериационных отношений между понятиями.

Низкий уровень — дети раскладывают карточки в случайном по­рядке или в той последовательности, в какой они выложены на фланелеграфе.

Средний уровень — дети допускают ошибки в выборе «воды сред­ней температуры», т.е. средних кругов, при этом безошибочно вы­бирают два крайних (самый большой и самый маленький) круга.

Высокий уровень — дети раскладывают карточки без ошибок, по размеру.

Занятие №2

Направлено на выявление уровня овладения сериационным ря­дом как средством решения задач, требующих учета сериационных отношений между объектами. Проводится вместо занятия №13.

Материал. Раздаточный (для тех детей, которым потребуется) — лист бу­маги, карандаш.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает отгадать загадку: «Кто из девочек старше всех, если Аня младше Оли, Оля младше Киры, Кира младше Светы?» (для девочек) или «Кто из мальчиков младше всех, если Петя старше Коли, Коля старше Димы, Дима старше Шуры?» (для мальчиков).

В более слабой подгруппе можно всем детям предложить исполь­зовать бумагу и карандаш, чтобы отгадать загадки. Загадки предло­жить более простые: «Кто из девочек старше, если Аня младше Оли, Оля младше Киры?» и «Кто из мальчиков младше всех, если Петя старше Коли, Коля старше Димы?»

Если дети затрудняются ответить на вопрос, можно предложить им использовать бумагу и карандаш.

Оценка.

Показатель — учет сериационных отношений между понятиями.

Низкий уровень — дети не ответили на вопрос.

Средний уровень — дети справились с заданием, используя ка­рандаш и бумагу для построения сериационного ряда.

Высокий уровень — дети ответили на вопрос воспитателя без по­строения сериационного ряда на листе бумаги.

Занятие №3

Направлено на выявление умения детей устанавливать родо-ви­довые отношения между понятиями. Проводится вместо занятия №9, часть 2.

Материал. Мяч.

Инструкция к проведению. Дети встают в круг. Воспитатель называет несколько слов, к которым можно подобрать общее название, дает мяч одному из детей и спрашивает, как можно назвать все одним словом (напри­мер, «Как можно назвать одним словом: платье, рубашку, пальто, свитер?»). Ребенок, у которого находится мяч, должен назвать это обобщающее слово («одежда»)[1]. Аналогичное задание дается другим детям, но с новыми словами.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть «наоборот»: дает мяч ребенку и называет обобщенное слово. Задача ребенка состоит в перечислении тех объектов, которые этим словом можно назвать («Что можно назвать словом «обувь»?.. Сапоги, тапки, кроссовки и т.д.»). Аналогичное задание дается другим детям с другими обоб­щенными понятиями.

Оценка. Показатель — установление родо-видовых отношений.

Низкий уровень — дети не подбирают родовое понятие.

Средний уровень — дети называют лишь один из существенных признаков родового понятия (например, игрушки — «в это игра­ют», овощи — «это едят» и т.д.) и к обобщающему слову подбира­ют по 1 —2 видовых понятия.

Высокий уровень — дети называют обобщающие слова и подбира­ют 2—3 видовых понятия.


[1] Некоторые дети могут не подобрать обобщающего понятия, а назвать один из его существенных признаков («Это все надевают, носят»). В этом случае общее название дает сам воспитатель или кто-нибудь из детей.

Занятие №4

Направлено на выявление возможности детей графически ото­бражать классификационные отношения. Проводится в конце года.

Материал. Демонстрационный — карточки с изображением шубы, зимней шапки, шарфа, варежек; летнего платья, сарафана, футболки, шортов. Раздаточный — лист бумаги и карандаш.

Инструкция к проведению. Воспитатель выкладывает в случайном порядке карточки и пред­лагает детям подумать, можно ли все, что нарисовано на картин­ках, назвать одним словом и разделить на разные группы. Если дети готовы ответить, то воспитатель дает им бумагу и карандаш и про­сит с помощью кругов и букв «нарисовать» свой ответ. Если дети затрудняются самостоятельно построить модель, вос­питатель вместе с такими детьми подбирает обобщающее слово, предлагает разделить картинки на группы и назвать их. Затем по­вторно попросить нарисовать с помощью кругов и букв то, что получилось.

Оценка. Показатель — построение модели классификационных отноше­ний между понятиями.

Низкий уровень — дети не справились с построением модели пос­ле помощи воспитателя.

Средний уровень — дети выполнили задание после проведенной группировки картинок.

Высокий уровень — дети выполнили задание без помощи взрос­лого.

Примечание. Всем детям, выполнившим задание на высоком уров­не, воспитатель может оказывать помощь в обозначении кругов буквами.

Задания 1-4 может использоваться для уточнения критериев познавательной инициативы в аспекте формирования у детей родо-видовых отношений (классификации).

Педагогическая диагностика уровня развития математических представлений

Задания направлены на выявление уровня овладения детьми раз­личными действиями, развиваемыми в процессе обучения детей математике. Это действие сравнения количества предметов как при помощи различных моделей, так и без них, действия построения и использования графических моделей количественных отношений. Предлагаются также задания на выявление уровня овладения деть­ми представлениями о закономерностях числового ряда от нуля до десяти.

Занятие №1

(Проводится после занятия №14)

Направлено на выявление уровня овладения детьми действия­ми сравнения двух множеств предметов как при помощи графи­ческой модели в виде двух групп значков, нарисованных парами по принципу взаимно однозначного соответствия, так и без моделей.

Материал. Демонстрационный: I часть. Две группы разных однородных пред­метов по шесть и семь в каждой. II часть. Две группы предметов по семь и восемь в каждой.

Раздаточный: I часть. Листы бумаги, карандаши. II часть. Листы бумаги, карандаши, счеты, фишки двух видов, по 10 штук каждо­го, полоски-трафареты.

Инструкция к проведению

I часть. Детям предлагается сравнить количество выставленных на столе предметов, обозначив их какими-нибудь значками и нари­совав значки так, чтобы было видно, чего больше. На одной стороне листа следует нарисовать, какими значками обозначаются те и другие предметы, на другой нарисовать только значки, но так, чтобы было СРАЗУ ВИДНО, чего больше, чего меньше.

После выполнения задания каждым ребенком воспитатель спра­шивает его, каких предметов больше. Ответ фиксируется на листке с работой ребенка.

II часть. Детям предлагается сравнить количество выставлен­ных предметов любым известным им способом: при помощи фи­шек, счетов, рисования значков, пересчета. Можно предложить сде­лать это несколькими способами. Фиксируется результат выполне­ния задания каждым ребенком, используемые способы.

Оценка

1 -ый показатель — овладение детьми действиями сравнения пред­метов по количеству при помощи графической модели в виде двух групп значков, нарисованных попарно. (Оценивается по части I и части II, если в ней использовалось это средство.)

Низкий уровень — дети не справляются с заданием даже после дополнительной помощи взрослого. При этом либо располагают фишки не попарно, либо рисуют неверно их количество, как пра­вило уравнивая ряды, не могут сделать по рисунку правильный вывод о соотношении предметов.

Средний уровень — дети затрудняются в выборе значка для обо­значения предметов, нуждаются в напоминании того, что нужно рисовать картинку именно выбранными значками, что значков дол­жно быть нарисовано столько, сколько предметов. По нарисованной в результате картинке делают правильный вывод о соотношении предметов.

Высокий уровень— дети самостоятельно верно справляются с изоб­ражением модели, делают по ней верный вывод о соотношении предметов.

2-ой показатель — овладение детьми действиями сравнения пред­метов с помощью различных средств.

Низкий уровень — дети не могут сравнить количество предметов даже после предложений воспитателя пересчитать их, или разло­жить фишки, или нарисовать картинку.

Средний уровень — дети выполняют задание правильно хотя бы одним способом, в других допускают ошибки.

Высокий уровень — дети выполняют задание самостоятельно бо­лее, чем одним способом.

Занятие №2

(Проводится по плану занятия №27)

Направлено на выявление уровня овладения детьми действиями построения графической модели в виде оси при сравнении коли­честв.

Материал. Демонстрационный: банка с горохом (или любой другой кру­пой, сыпучим веществом) (количество гороха кратно 7 (8) боль­шим меркам и 8 (9) маленьким), 2 мерки разной величины.

Раздаточный: листы бумаги с осями с проставленными отметка­ми и обозначением чисел от нуля до десяти, простой и три цветных карандаша, фишки двух видов, по 10 штук.

Инструкция к проведению. Воспитатель показывает детям две мерки и уточняет, чем они отличаются друг от друга. Говорит, что в каждый стакан (мерку) умещается столько крупы, сколько нужно для одного пирожка. Эти­ми мерками нужно измерить всю крупу и узнать, каких пирожков, маленьких или больших, получится больше. Количество и больших, и маленьких мерок нужно обозначить на оси. (Если дети затрудняют­ся в обозначении мерок на оси в процессе измерения, можно предло­жить им откладывать фишки, а затем, просчитав их общее количе­ство, отметить его на оси дугой, поставив также около нужных цифр букву «Б» и «М» или нарисовав соответствующие мерки.)

После того, как дети отметят на оси количество и больших и . маленьких мерок, следует попросить их взять цветной карандаш (назвать какой) и обвести им букву (или изображение мерки), соответствующее большему количеству. Затем взять другой цветной и карандаш (опять же назвать его цвет) и отметить им, как обозначена на на оси вторая маленькая мерка (пирожок). И, наконец, третьим карандашом отметить, как обозначена четвертая большая мерка.

Оценка. Показатель — построение графической модели количественных отношений в виде числовой оси.

Низкий уровень — дети неверно вычерчивают модель на оси (от­мечают случайное количество отрезков, отмечают второе количество не от нуля, а от отметки, обозначающей первое количество), обозначения большего количества, второй маленькой и третьей большой мерок производят неверно.

Средний уровень — дети нуждаются в помощи взрослых. Самосто­ятельно допускают ошибки в построении модели: проводят дугу не до отметки, обозначающей общее количество, а до середины сосед­них отрезков, неточно пересчитывают количество мерок, обознача­ют цветными карандашами называемые мерки не в виде отрезков, а в виде черточки или цифры. Однако, точно могут определить по модели, каких мерок оказывается больше.

Высокий уровень — дети либо самостоятельно справляются со всеми заданиями, либо допускают одну ошибку в обозначении вто­рой и третьей мерок.

Занятие №3

(Проводится вместо занятия №28)

Направлено на выявление уровня овладения действиями исполь­зования готовой графической модели в виде оси при сравнении результатов пересчета множества предметов группами.

Материал.

Демонстрационный: 3 солдата, 4 матрешки, два «кирпичика» из набора строительного материала.

Раздаточный: лист бумаги с осью, с отметками двенадцати еди­ниц (без цифр), четырьмя дугами, охватывающими по три едини­цы, тремя дугами, охватывающими по четыре единицы, простой карандаш, красный и зеленый карандаши.

Инструкция к проведению.

Занятие проводится в виде игры в поезд, в котором переезжают матрешки и солдаты. В каждом вагоне размещается либо четыре мат­решки, либо три солдата (воспитатель ставит на «кирпичик»-вагон сначала четыре матрешки, затем три солдата). Говорит, что сначала должны переехать 12 солдат, а потом 12 матрешек. На вокзал отпра­вили заявку на вагоны, а сколько для кого нужно вагонов, не отметили. В «заявке» каждая клеточка — это или солдат, или мат­решка. Около дуг, которые обозначают вагоны для солдат, нужно поставить букву «С», у дуг — вагонов для матрешек — «М».

Затем нужно провести полоску красным карандашом вдоль от­резка, обозначающего второй вагон для матрешек, а зеленым — второй вагон для солдат.

Оценка.

Показатель — использование графической модели количествен­ных отношений типа оси.

Низкий уровень — дети не справляются с заданием даже после повторной индивидуальной инструкции воспитателя, при этом либо не проставляют отметок, либо ставят их неверно. Совершают также ошибки в обозначении вторых вагонов для солдат и матрешек.

Средний уровень — дети правильно проставляют отметки, обозначающие вагоны для солдат и матрешек. Могут допустить ошибку в обозначении одного из вторых вагонов.

Высокий уровень — дети справляются со всеми заданиями самостоятельно и безошибочно.

Занятие №4

(Проводится в конце учебного года)

Направлено на выявление уровня развития представлений о закономерностях образования чисел числового ряда.

Материал.

Демонстрационный: картинка с 5— 10-ю изображениями и набор предметов от пяти до десяти штук, большое количество фишек.

Раздаточный: карточки с цифрами, обозначающими числа от нуля до десяти.

Инструкция к проведению. Детям предлагается ряд заданий, за правильное выполнение каж­дого из которых они получают фишки.

1. Разложить по порядку карточки с цифрами.

2. Показать карточку с цифрой 9.

3. Пересчитать количество предметов или изображений и показать соответствующую карточку (2 раза).

4. Показать карточку с цифрой, обозначающей число на один меньше семи.

  • Показать карточку с цифрой, обозначающей число на один больше восьми.
  • Задумать число, меньшее восьми (результат сообщить на ухо воспитателю):

7. Показать карточку с цифрой, обозначающей возраст мальчика, если он на 1 год старше своей сестры, которой 5 лет.

8. Угадать, какое могло быть задумано число, если оно меньше пяти (сообщить результат на ухо воспитателю). Принимаются все варианты ответов.

9. Попрыгать столько раз, чтобы количество прыжков было больше пяти (сообщить результат на ухо воспитателю).

Оценка.

Показатель — развитие представлений о закономерностях обра­зования чисел числового ряда.

Низкий уровень — дети получают меньше пяти фишек.

Средний уровень — дети получают от пяти до восьми фишек.

Высокий уровень — дети получают девять-десять фишек.

Задания 1-4 может использоваться для уточнения критериев познавательной инициативы в аспекте формирования у детей количественных отношений.

Педагогическая диагностика развития фонетической стороны речи (Подготовка к грамоте, ч. 1)

Диагностические задания по развитию фонети­ческой стороны речи направлены на выявление уровня развития у детей 5-ти лет ориентировки в звуковой стороне речи. В них выявля­ется овладение действием моделирования слов — проведением зву­кового анализа с помощью фишек-заместителей, дифференциаци­ей звуков по их качественной характеристике (гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие), подбором слов на задан­ный, определенный звук.

Занятие №1

Направлено на диагностику развития умений: 1) проводить зву­ковой анализ 5-ти звукового слова; 2) различать гласные и со­гласные (твердые и мягкие звуки); 3) вычленять словесное ударе­ние, называть ударный гласный звук; 4) подбирать слова на за­данный звук.

Материал.

Схема (5-ти звуковая) звукового состава слова, фишки красно­го, зеленого и синего цветов (по 5 штук каждого) и черного (по 2 штуки), указка.

Инструкция к проведению.

Детям предлагается разобрать слово «вишня», т.е. построить мо­дель звукового состава с помощью фишек-заместителей. Детям да­ются 5-ти звуковые схемы, фишки и указки. Они выполняют зада­ние как обычно: проговаривают слово, последовательно выделяя нужные звуки и заполняя схему соответствующими фишками.

После чего можно предложить назвать в слове мягкие согласные (вь, нь) и твердые (ш). Затем взрослый просит проставить ударение и назвать ударный гласный звук. После этого можно предложить ребенку назвать слово, начинающееся с любого твердого согласно­го звука, потом с любого мягкого согласного.

Оценка

1-й показатель — построение модели звукового состава слова, звуковой анализ слова.

Низкий уровень — дети ни самостоятельно, ни с помощью взрос­лых не могут назвать звуки, слова в заданной последовательности и обозначить их соответствующими фишками.

Средний уровень — с помощью взрослого, который способствует интонационному выделению нужных звуков, дети устанавливают порядок следования звуков в слове, называют их и обозначают соответствующими фишками.

Высокий уровень — дети самостоятельно строят модель слова и могут назвать все звуки в данной последовательности.

Примечание: некоторые дети в состоянии проделать действие зву­кового анализа в умственном плане и просто назвать звуки по поряд­ку их следования в конкретном слове, что, в свою очередь, свиде­тельствует также о высоком уровне владения звуковым анализом.

2-й показатель — различение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков.

Низкий уровень — дети при составлении модели работают с фиш­ками заместителями как попало, не соотнося их цветовые обозначе­ния с качественной характеристикой звуков. В результате наводя­щих вопросов взрослого (Какой звук? Какая фишка? и т.п.) стано­вится очевидно, что дети не дифференцируют звуки.

Средний уровень — дети могут спутать цветовые обозначения, но при наводящих вопросах взрослого исправляют ошибку. У таких детей, как правило, есть некоторые трудности в установлении ка­чественной характеристики звуков.

Высокий уровень — дети самостоятельно различают звуки по их качественной характеристике, обозначают соответствующими фиш­ками и правильно отвечают на вопросы взрослых, где какой звук.

3-ий показатель — вычленение словесного ударения, называние ударного гласного звука.

Низкий уровень — дети не в состоянии вычленить словесное уда­рение даже после интонационного выделения взрослым ударного гласного звука. Обычно такие дети просто манипулируют черной фишкой, ставя ее в любое место — либо над гласными, либо над согласными.

Средний уровень — дети могут правильно поставить словесное ударение, но не в состоянии произнести слово с соответствующей интонацией. Или они справляются с заданием с помощью взросло­го, который слегка акцентирует ударение при произнесении и дети повторяют за ним, называя отдельно ударный гласный звук.

Высокий уровень — дети самостоятельно справляются с задачей: правильно проставляют черную фишку, называют ударный глас­ный звук.

4-ый показатель — называние слов на заданный звук.

Низкий уровень— на все предложения взрослого назвать слова с любого мягкого или твердого звука дети не дают положительного ответа и не называют слов по аналогии. Например, взрослый гово­рит, что с мягкого согласного звука начинается слово: «лев», «лю­стра», «лента» и предлагает детям продолжить (Какие ты знаешь слова?). Или взрослый говорит, что с твердого согласного звука начинаются слова: «лампа», «лук», «лыжи» и предлагают ребенку продолжить. Дети молчат или отвечают невпопад.

Средний уровень — дети справляются с заданием с помощью взрослого, который задает наводящие вопросы и дает аналогичные примеры (см. выше).

Высокий уровень — дети самостоятельно и с первого предъявле­ния взрослого способны подобрать слова с любого твердого или мягкого согласного звука.

Педагогическая диагностика зрительно-моторной коор­динации, восприятия, произвольной регуляции движений (Подготовка к грамоте, ч. 2)

Тесты направлены на выяв­ление уровня развития у детей 5-ти лет зрительно-моторной коор­динации, восприятия, произвольной регуляции движений.

Проверочные задания включены в обычные занятия и проводят­ся с небольшими подгруппами детей по 4—6 человек, каждый ре­бенок работает за отдельным столом. Занятия проводятся в конце учебного года.

Направлено на диагностику развития умений: 1) точно обвести предмет по нанесенному контуру; 2) заштриховать предмет внутри его контура; 3) скопировать рисунок; 4) дорисовать фигуру.

Занятие №1

Материал.

Работа проводится на страницах 5,11 рабочей тетради «Послуш­ный карандаш», цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция к проведению. Детям дается задание обвести контур любого из предметов на странице 5. Взрослые наблюдают за точностью выполнения работы и за положением листа тетради при работе. Затем дети могут заштриховать предмет внутри обведенного контура. Штриховка должна быть частой и не выходить за контур предмета. После выполнения работы можно предложить на этой же странице в рабочих строках скопировать рисунки. Воспитатель обращает внимание на точность воспроизведения рисунков в строке (расстояние между точками кон­тура, расстояние между рисунками, точность воспроизведения контура рисунка). Продолжить работу можно на странице 11, используя две последние рабочие строки, где дети дорисовывают предметы.

Оценка.

1-ый показатель — точное обведение предмета по нанесенному контуру.

Низкий уровень — дети не могут самостоятельно обвести контур предмета, он у них прерывается и выглядит в виде разорванных линий; вращают лист тетради при работе.Средний уровень — дети обводят контур с небольшими искаже­ниями (1—2 выхода за нанесенный контур предмета).

Высокий уровень — дети обводят контур предмета строго по точкам.

2-й показатель — штриховка предмета внутри его контура, без выхода за ограничения.

Низкий уровень — редкая штриховка с незначительным выходом за контур предмета.

Средний уровень — частая штриховка с выходом за контур предмета.

Высокий уровень — частая штриховка внутри контура предмета без выхода за контур.

3-ий показатель — копирование рисунка.

Низкий уровень — несовпадение расстояний между точками в кон­туре предмета и между предметами, искажение форм предметов.

Средний уровень — несовпадение расстояний между точками в контуре предмета.

Высокий уровень — точное воспроизведение предметов.

4-ый показатель — дорисовывание фигуры.

Низкий уровень — разрывы между линиями при рисовании недо­стающих элементов, отсутствие некоторых элементов.

Средний уровень — разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть.

Высокий уровень — работа выполнена без ошибок.

Задания данного раздела могут использоваться для уточнения уровня развития инициативы как целеполагания и волевого усилия у детей.

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи

Диагностические задания направлены на определение возможно­стей детей: а) использовать пространственно-временную модель сказ­ки для ее пересказа; б) использовать символические , средства для передачи своего отношения к персонажам сказки; в) сочинять сказки и истории с опорой на внешние наглядные средства.

Занятие №1

Проводится по плану занятия №14 (декабрь месяц).

Направлено на определение уровня развития воображения ребенка (выявляется умение дополнить деталями схематическое изображение предмета и сочинить историю с опорой на это изображение).

Материал.

Большой лист бумаги со схематическим изображением поезда. Цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция к проведению.

Дети рассаживаются вокруг столика, на котором лежит лист бу­маги со схематическим изображением поезда. Ребята придумывают, как его можно дорисовать — какого цвета вагоны, колеса, окна, кто едет в поезде и т.д. Важно предоставить возможность ответа каждому ребенку. В соответствии с ответами детей воспитатель до­рисовывает поезд, дети могут помогать ему. Затем дети вместе с выдуманными пассажирами отправляются в «путешествие» на поез­де — поют песенку «Веселые путешественники» и «едут» по группе. Время от времени «поезд» останавливается, так как воспитатель задает какую-нибудь новую ситуацию (например, «поле, поезд едет по полю» или «горы», «море», «лес», «город» и др.) и просит при­думать небольшую историю, соответствующую ситуации. Занятие проводится по подгруппам (количество детей в под­группе должно совпадать с количеством ситуаций).

Оценка.

Показатель — развитие воображения (умение сочинить историю с опорой на внешнее наглядное средство —- схематическое изобра­жение предмета, дополненное деталями).

Низкий уровень — дети не могут придумать историю, либо при­думывают историю, не соответствующую ситуации.

Средний уровень — дети самостоятельно придумывают историю, адекватную ситуации, но схематичную и неоригинальную, либо сочиняют при помощи взрослого оригинальную историю, насы­щенную деталями.

Высокий уровень — дети самостоятельно придумывают историю с элементами оригинальности (оригинальные персонажи либо ориги­нальные действия персонажей), насыщенную деталями (например, описанием персонажей, места действия и т.п.).

Занятие №2

Проводится по плану занятия №19 — январь месяц.

Направлено на диагностику овладения детьми действиями по использованию пространственно-временной модели при пересказе.

Материал. У каждого ребенка — цветные карандаши или фломастеры и лист бумаги.

Инструкция к проведению. Дети рассаживаются за столиками, воспитатель предлагает им составить подсказку к сказке «Хаврошечка». Воспитатель договари­вается с детьми, как можно обозначить персонажей сказки (при придумывании обозначений желательно дать как можно больше инициативы детям): например, белый кружок — Хаврошечка, чер­ный — мачеха, белый с одним глазком — Одноглазка, с двумя — Двуглазка, с тремя — Триглазка, коричневый —коровушка, зеленый — яблоня, силуэт человека — добрый молодец. Затем воспитатель распределяет эпизоды между детьми, и каждый ребенок рисует свой эпизод. После этого рисунки складываются на столе воспита­теля. Затем дети по одному подходят к рисункам, выбирают ту часть модели, которая соответствует первому по времени эпизоду, затем второму и т.д. Выбрав соответствующую схему эпизода, ребенок передает основное содержание этого эпизода. Желательно, чтобы дети пересказывали не тот эпизод, который они рисовали. Занятие проводится по подгруппам.

Оценка. Показатель — пересказ сказки с опорой на модель.

Низкий уровень — дети пересказывают эпизод, не соответствую­щий модели, грубо нарушают пространство эпизода (то есть выхо­дят за его рамки) либо пропускают при пересказе существенные действия или основных персонажей.

Средний уровень — дети пересказывают эпизод, соответствую­щий модели, однако допускают при пересказе негрубые ошибки (пропускают либо путают несущественные действия, дополнитель­ных персонажей).

Высокий уровень — ребенок пересказывает эпизод без ошибок и в точном соответствии с моделью.

Занятие №3

Проводится по плану занятия №24 (апрель месяц).

Направлено на диагностику овладения действиями по составле­нию плана проведения игры-драматизации.

Материал.

Текст сказки «Зимовье», шапочки с условными изображениями персонажей, заместители для обозначения каждого места действия сказки (большой зеленый прямоугольник — лес, силуэт дома ста­рика и старухи — цветной, силуэт избушки для зимовья —черно­белый; заместители основных персонажей сказки: черный кружок – бык, светло-коричневый — баран, белый — гусь, красный — петух, розовый — свинья, серый — волк, темно-коричневый — медведь.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает детям поиграть в сказку «Зимовье». Сна­чала нужно решить, где у нас что будет находиться — где будет дом старика и старухи, где дом Для зимовья и т.д. Воспитатель предлага­ет каждому ребенку составить план «сцены» для разыгрывания сказки: разложить на фланелеграфе заместители, обозначающие каждое место действия. После того, как все дети предложат свои варианты и воспитатель их зафиксирует, все вместе обсуждают, чей вариант был лучше и почему (необходимо обратить внимание детей на про­странственно-временные характеристики сказки).

После этого распределяются роли и проводится игра-драматиза­ция (по плану занятия №23). Диагностическое занятие лучше про­водить по мелким подгруппам в три-четыре человека, для игры- драматизации эти подгруппы укрупняются.

Оценка.

Показатель — уровень овладения детьми действиями составле­ния плана проведения игры-драматизации.

Низкий уровень — дети даже после наводящих вопросов типа: «Посмотри, где у тебя дом для зимовья? Разве он находится рядом с избушкой старика и старухи?» не в состоянии правильно, с уче­том пространственно-временных характеристик сказки, разложить заместители на фланелеграфе.

Средний уровень — дети совершают ошибки, но после наводящих вопросов взрослого исправляют их.

Высокий уровень — дети размещают заместители на фланелеграфе на соответствующем расстоянии друг от друга.

Занятие №4

Проводится по плану занятия №25 (май месяц). Направлено на диагностику умения детей обозначать свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств.

Материал. Текст русской народной сказки «Гуси-лебеди», бумага для рисо­вания, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем рассказывается в сказке «Гуси-лебеди». При обсуждении содержания сказки отмеча­ется, что Баба-Яга — это «отрицательный» персонаж сказки, а Маша и Ваня — «положительные» (при этом в беседе с детьми воспита­тель употребляет более понятные и эмоционально значимые для детей характеристики: злой, добрый и т.п.). Затем педагог предлагает ребятам придумать и нарисовать, какая картинка могла бы ви­деть на домике Маши и Вани, а какая — на избушке Бабы-Яги. Это должна быть не простая картинка, а картинка-вывеска — каждый, кто ее увидит, должен сразу догадаться, кто здесь живет, какой он добрый или злой. Дети садятся за столик, берут карандаши и бумагу и начинают рисовать. В процессе работы воспитатель подхо­дит к каждому ребенку, спрашивает его, почему именно такая кар­тинка подходит к каждому домику. Если ребенок испытывает зат­руднения или рисует любые картинки, не .понимая смысла зада­ния, воспитатель помогает ему наводящими вопросами типа: «Как ты думаешь, какая девочка Маша? Она хорошая, добрая, или злая? Какую картинку надо нарисовать, чтобы все об этом догадались? А Баба-Яга, она какая?» После того, как все дети закончат рисовать, воспитатель показывает им работы друг друга, и все вместе обсуж­дают, можно ли по этим картинкам догадаться, кто где живет.

Занятие проводится по подгруппам (дети должны сидеть доста­точно далеко друг от друга).

Оценка. Показатель — умение использовать символические средства для передачи своего отношения к персонажам сказки.

Низкий уровень — дети отказываются от выполнения задания либо рисуют нейтральные картинки, не несущие символический смысл, при этом отсутствует адекватное объяснение рисунка: на вопрос воспитателя: «Почему ты нарисовал эту картинку?», ребе­нок дает ответы, не раскрывающие отношение к персонажу, на­пример: «Потому, что мне так хочется; мне эта картинка нравится» и т.п. Наводящие вопросы воспитателя не приводят к улучшению выполнения задания.

Средний уровень — дети начинают рисовать картинки, передаю­щие отношение к персонажу, только после наводящих вопросов воспитателя, и могут дать адекватное объяснение рисунка (сами либо при помощи воспитателя).

Высокий уровень — дети самостоятельно выполняют задание, их рисунки передают отношение к персонажам (например, на домике Вани и Маши рисуется картинка «солнышко», «сердечко», «краси­вые цветы», а на домике Бабы-Яги — «метла», «пистолет», «ку­лак»). Объяснение рисунка дети дают сами, но возможна и неболь­шая помощь взрослого (вопросы типа: «Какой характер у Маши и Вани? Какие они? А какая Баба-Яга?»).

Занятие №5

Проводится в качестве итогового, после того, как были прове­дены все занятия, указанные в планах.

Направлено на диагностику уровня развития воображения — воз­можности превращать пространственно-временную модель в сюжет сказки или истории.

Материал. Большой лист бумаги с изображенной на нем наглядной моделью.

Проводится в качестве итогового, после того, как были прове­дены все занятия, указанные в планах.

Инструкция к проведению. Дети рассаживаются на стульчиках перед листом бумаги с моде­лью. Воспитатель предлагает им придумать сказку, которая здесь нарисована. Дети по очереди рассказывают придуманные ими сказ­ки; Воспитатель напоминает детям, что очень важно каждому при­думать свою, не похожую на другие сказку. Если ребенок испыты­вает затруднения при сочинении сказки или отходит от модели, воспитатель может оказать ему необходимую помощь: предложить сюжетный ход, обратить внимание на условные изображения, пред­ставленные в модели.

Занятие проводится по подгруппам.

Оценка. Показатель — сочинение сказки с опорой на модель.

Низкий уровень — дети отказываются от выполнения задания либо выполняют его в основном при помощи педагога, причем придуманная сказка очень схематична и неоригинальна.

Средний уровень — дети самостоятельно выполняют задание, од­нако сочиненная сказка схематична, бедна деталями, неоригиналь­на; на этом же уровне находятся дети, которые придумывают сказ­ки с элементами оригинальности, деталями, однако при рассказывании нуждаются в помощи взрослого.

Высокий уровень — дети самостоятельно придумывают сказку, соответствующую модели, насыщенную деталями, в которой присутствуют элементы оригинальности (оригинальные персонажи или оригинальные действия персонажей).

Направлено на диагностику уровня развития воображения — воз­можности превращать пространственно-временную модель в сюжет сказки или истории.

Материал. Большой лист бумаги с изображенной на нем наглядной моделью.

Инструкция к проведению. Дети рассаживаются на стульчиках перед листом бумаги с моде­лью. Воспитатель предлагает им придумать сказку, которая здесь нарисована. Дети по очереди рассказывают придуманные ими сказ­ки; Воспитатель напоминает детям, что очень важно каждому при­думать свою, не похожую на другие сказку. Если ребенок испыты­вает затруднения при сочинении сказки или отходит от модели, воспитатель может оказать ему необходимую помощь: предложить сюжетный ход, обратить внимание на условные изображения, пред­ставленные в модели.

Занятие проводится по подгруппам.

Оценка. Показатель — сочинение сказки с опорой на модель.

Низкий уровень — дети отказываются от выполнения задания либо выполняют его в основном при помощи педагога, причем придуманная сказка очень схематична и неоригинальна.

Средний уровень — дети самостоятельно выполняют задание, од­нако сочиненная сказка схематична, бедна деталями, неоригиналь­на; на этом же уровне находятся дети, которые придумывают сказ­ки с элементами оригинальности, деталями, однако при рассказывании нуждаются в помощи взрослого.

Высокий уровень — дети самостоятельно придумывают сказку, соответствующую модели, насыщенную деталями, в которой присутствуют элементы оригинальности (оригинальные персонажи или оригинальные действия персонажей).

Конструирование (педагогическая диагностика умения конструировать)

Диагностические задания (педагогическая диагностика умения конструировать) направлены на выявление у детей уме­ния пользоваться графическими изображениями (схемами отдель­ных строительных деталей и целостных конструкций) для ориентировки в условиях решения различных конструктивных задач.

Занятие №1. «Угадай, что нарисовано»

Проводится в конце первого квартала учебного года.

Направлено на выявление у детей умения узнавать деталь, изоб­раженную с трех разных позиций (прямо, сверху и сбоку) в виде трех контурных фигур. Например, строительная деталь «кирпичик» с одной стороны выглядит как широкий и длинный прямоуголь­ник, с другой — как узкий длинный прямоугольник, с третьей — как узкий короткий прямоугольник.

Материал. Демонстрационный: изображения с трех разных позиций (в виде «схем-разверток») 5-ти строительных деталей и 2-х простейших кон­струкций (из двух и трех фигур). См. рис. 1 и 2. Цветные фишки для фиксации результатов. Раздаточный: 5 деталей каждому ребенку (ци­линдр, брусок, конус, арка, полукуб).

Инструкция к проведению.

Детям предлагают поиграть в игру «Угадай, что нарисовано», но прежде чем начать игру, воспитатель показывает им лист бумаги, расчерченный крестом на 4 части, и напоминает, что в верхней ревой клетке предмет изображается с той стороны, которая нахо­дится прямо перед ними, и называется такое изображение предмета «вид спереди». В клетке под ним предмет нарисован так, как будто |бы на него смотрели с парашюта (это «вид сверху»). В правой верх­ней клетке дано его изображение сбоку. «А теперь, когда вы вспом­нили, что на таких картинках изображен один предмет только с ^разных сторон, поиграем в угадайку», — говорит воспитатель. Он .поочередно показывает детям «схемы-развертки» пяти деталей и каждый раз предлагает выбрать среди лежащих на столе деталей, ту, ^которая изображена на листе (или на доске), и поставить ее перед собой так, как требуется по картинке. За каждый правильный ре­зультат ребенку дается фишка определенного цвета.

После этого дети переходят к анализу конструкций из двух и грех фигур. Сначала им предлагают рассмотреть схему-развертку данной конструкции (из бруска и конуса), соотнести рисунки на схеме между собой, найти нужные детали и воспроизвести нарисованную  постройку. За правильно отобранные детали, но неверное их расположение дается по одной фишке (другого цвета), за правильное воспроизведение постройки — 2 фишки. Затем дети отгадывают на схеме-развертке вторую конструкцию и воспроизводят ее. Оценка такая же.

Количество полученных каждым ребенком фишек того и друго­го цвета отмечается в протоколе.

Оценка. 1-й показатель — узнавание деталей по их отдельном изображе­ниям с 3-х разных сторон.

Низкий уровень — дети правильно выбирают 0—1 деталь, прак­тически не узнают их без помощи воспитателя или подсказки дру­гих детей.

Средний уровень — дети узнают 2—3 детали правильно, осталь­ные с помощью воспитателя. Могут ошибаться в оценке положения детали.

Высокий уровень — 4—5 деталей дети определяют верно без помо­щи со стороны. Правильно ставят детали, ориентируясь на их изоб­ражение в схеме-развертке.

2-й показатель — узнавание и правильное воспроизведение из деталей конструкции, изображенной на схеме-развертке.

Низкий уровень — дети ошибаются в выборе деталей и их распо­ложении относительно друг друга.

Средний уровень — дети правильно выбирают детали, но ошиба­ются при определении их пространственного расположения.

Высокий уровень — дети действуют самостоятельно и практичес­ки без ошибок или с незначительными неточностями в размещении элементов конструкции относительно друг друга.

Занятие №2. «Нарисуй схему постройки» (вид спереди)

Проводится в конце второго квартала учебного года.

Занятие направлено на выявление у детей умения создавать гра­фические модели построек на основе анализа конкретного образца конструкции предмета.

Материал. Демонстрационный: готовая постройка из 8—10 деталей.

Раздаточный: строительные детали, включенные в состав конст­рукции образца, листы бумаги. Карандаши (простой и цветной), трафареты, использованные в обучении.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям рассмотреть постройку, назвать ее, т.е. узнать в постройке реальный предмет и важные для него части, а затем рассмотреть, как и из каких деталей эти части предмета построены. Воспитатель вовлекает детей в обсуждение конструкции предмета, а затем ставит задачу нарисовать постройку в виде схемы — вид спереди. Рисовать дети могут либо с помощью трафаретов, либо «на глаз». Когда схемы будут составлены, образец закрывается.

Дети воспроизводят постройку по своим изображениям. Затем обра­зец открывается, и дети сверяют с ним свои конструкции. Допу­щенные ошибки исправляют и вносят соответствующие уточнения в свои схемы цветным карандашом.

Оценка. Показатель — точное изображение на схеме заданного образца-конструкции предмета.

Низкий уровень — на схеме дети изображают только отдельные разрозненные элементы конструкции, заменяют в пространстве ‘схемы одни фигуры другими, нарушают пропорции частей пост­ройки. Для обнаружения ошибок и их исправления требуется помощь воспитателя и применение действий сближения схемы с об­разцом постройки.

Средний уровень — создают схему с некоторыми неточностями в изображении формы и размеров деталей. Уточнения вносят по сло­весному замечанию воспитателя. В отдельных случаях указания мо­гут сопровождаться показом способа исправления ошибки.

Высокий уровень — Дети самостоятельно воспроизводят конст­рукцию образца сначала в виде графической модели, затем в пост­ройке. Небольшие неточности возможны. Для их исправления детям достаточно получить совет взрослого.

Занятие №3 «Придумайте постройки сами»

Проводится в конце учебного года.

Задание направлено на выявление у детей умения заранее (до начала строительных действий с материалом) представить себе бу­дущую постройку и использовать для этой цели схематический ри­сунок задуманного предмета и его строения в качестве вспомога­тельного средства, ориентирующего процесс разработки замысла.

Материал. Отбирается детьми самостоятельно из имеющихся наборов деталей. Лист бумаги и карандаш.

Инструкция к проведению. Воспитатель напоминает детям план обдумывания замысла: что они будут строить, что хотят показать в своей постройке, что в ней обязательно будет, какие детали понадобятся для разных ее частей. У Напоминает, что сначала можно зарисовать то, что они задумали построить, затем отобрать материал. В процессе работы детей воспи­

татель наблюдает за ходом их действий, тихо беседует с каждым о его замысле, а по окончании работы просит желающих назвать свою постройку и рассказать о ней (почему он выбрал эту тему, удалось ли построить то, что было задумано).

Оценка.

Показатель — умение самостоятельно создавать развернутый за­мысел конструкции и воплощать задуманное в постройке.

Низкий уровень — замысел у детей неустойчив, тема меняется в процессе практических действий с материалом, схематические за­рисовки будущей конструкции неопределенны. Создаваемые конст­рукции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ пост­роения дети не могут («Не знаю», «Так получилось» — обычные формы интерпретации детьми результатов и способа своих действий).

Средний уровень — тему постройки дети определяют заранее, но раскрывают ее содержание только с помощью наводящих вопросов взрослого. Используют схематический рисунок для обозначения ча­стей предмета и удержания замысла. Схему не детализируют и не разрабатывают. Конструкцию, способ ее построения находят путем практических проб.

Высокий уровень — дети самостоятельно разрабатывают замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особен­ности строения, материал). Могут рассказать о способе сооружения постройки и ее особенностях, объяснить свой интерес к этой теме. При разработке замысла конструкции используют литературные образы. Создают как реалистические, так и символические построй­ки.

Педагогическая диагностика экологических представлений

Диагностические задания направлены на выявление уровня раз­вития представления детей о взаимосвязях в живой и неживой природе (умение устанавливать связь строения растений с услови­ями жизни, а также взаимозависимость всех элементов экосисте­мы). Кроме того, на занятиях выявляются возможности построе­ния детьми моделей, отображающих зависимость строения расте­ния от условий жизни.

Занятие №1

Направлено на определение уровня развития представлений о связях и взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, водоем, го­род). Проводится после занятия №15.

Материал.

Пейзажные картины с изображением различных экосистем (лес, луг, водоем, город); наборы картинок с изображением растений и животных указанных экосистем (по 3—4 картинки с изображением растений и по 3—4 картинки с изображением животных каждой экосистемы): леса (ель, орешник, мох, ягоды; медведь, белка, дя­тел, муравьи); луга (ромашка, клевер, тысячелистник, пырей; пе­репел, мышь, бабочка, кузнечик); водоема (водоросли, рогоз, кув­шинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар); города (тополь, ясень, сирень, подорожник; собака, ворона, голубь, муха).

Инструкция к проведению.

В занятии участвуют 8 детей. Дети и воспитатель располагаются на ковре. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса, луга, водоема, картину города; дети Называют соответствующие картинам экосистемы. Далее вос­питатель раскладывает на ковре картинки с изображением различ­ных растений и животных. Взрослый просит детей разбиться на пары (по желанию); каждой паре предлагается, договорившись между со­бой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной экосистеме.

В каждой паре один ребенок может подбирать все растения, дру­гой — всех животных. По окончании работы дети рассказывают об обитателях того или иного сообщества (один ребенок — о растени­ях, другой — о животных), приводят примеры взаимосвязей в эко­системах.

Оценка.

1-й показатель — знание растений и животных экосистемы.

Низкий уровень — дети подбирают лишь 1—2 картинки с изобра­жением растений и животных, названия которых не знают.

Средний уровень — дети подбирают по 2—3 картинки с изобра­жением растений и 2—3 картинки с изображением животных, зна­ют все названия.

Высокий уровень — дети подбирают все имеющиеся картинки с изображением растений и животных, знают все названия.

2-ой показатель — способность устанавливать некоторые взаимо­связи в экосистеме.

Низкий уровень — дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь взрослого не приводит к улучшению резуль­тата. 

Средний уровень — дети приводят 1—2 примера взаимосвязей (допускаются наводящие вопросы взрослого).

Высокий уровень — дети самостоятельно приводят 2—3 примера взаимосвязей в экосистеме.

Занятие №2

Направлено на выявление уровня овладения действием модели­рования (построение модели зависимости строения растения от ус­ловий жизни). Проводится вместо занятия №24.

Материал. 6 наборов карточек с обозначениями условий жизни, (воды и тепла)

Инструкция к проведению. В занятии участвуют 6 детей.

Дети и воспитатель садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с условными обозначениями частей растений. Взрослый создает игровую ситуацию: детям предлагается заселить новые пла­неты растениями. «Условия жизни» на планете находятся в специ­альных конвертах, которые раздаются детям (любой из указанных в «Материале» наборов карточек с обозначениями условий жизни и 2 стрелки). Детям предлагается рассмотреть свои наборы карточек и назвать, какие условия жизни на их планетах.

Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки с ус­ловными обозначениями частей растений (корень, стебель, лист), разложенные на столе. Взрослый предлагает выбрать нужные кар­точки и составить из них такое растение, которое сможет жить в условиях данной планеты. Варианты моделей:

Оценка.

Показатель — построение модели зависимости строения расте­ний от условий жизни.

Низкий уровень — дети правильно подбирают лишь одну карточ­ку с условным обозначением части растения.

Средний уровень — дети правильно подбирают все три карточки с условными обозначениями частей растения, но не могут самосто­ятельно построить модель.

Высокий уровень — дети самостоятельно подбирают все карточки с условными обозначениями частей растения и строят модель.

Изобразительное искусство

Диагностические задания направлены на выявление уровня овладения действием моделирования взаимодействия изображаемых объектов (в пластике, графике, цвете), а также на выявление уровня освоения действия преобразования пространственных взаимоотношений и взаимодействия (композиционная вариативность). Кроме того, они выявляют умения детей создавать предметную композицию (графическую, живописную).

Занятия №№1—2 проводятся по завершении цикла занятий, описанных в планах №№ 9—28.

Занятие №1

Направлено на выявление умения передавать особенности взаимодействия изображаемых объектов через пластическую трансформацию.

Материал. Пластилин, стеки, деревянные (пластиковые) дощечки, отрезки толстых ниток.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям вылепить «Человека, удерживающего на поводке собаку».

Он эмоционально описывает ситуацию: собака тянет вперед — человек с трудом удерживает ее за поводок. Возможна имитация в данной ситуации: кто-то из детей тянет на себя веревку, остальные , наблюдают и анализируют позу тянущего веревку.

Дети приступают к выполнению творческой задачи.

В процессе индивидуальной работы воспитатель дает советы, направленные на совершенствование пропорциональности изображе­ния человека и собаки, уточняет динамику их движений.

Оценка. Показатель — умение передавать особенности взаимодействия изоб­ражаемых объектов через пластическую трансформацию.

Низкий уровень — ребенок изображает объекты схематично, не соблюдая пропорций; не может передать их движения.

Средний уровень — ребенок изображает объекты узнаваемыми, но передать их движения через пластическую трансформацию мо­жет только с помощью взрослого.

Высокий уровень — ребенок самостоятельно, соблюдая пропор­ции, используя пластическую трансформацию объектов, создает динамичный образ человека, удерживающего собаку.

Занятие №2

Направлено на выявление умения передавать особенности взаи­модействия изображаемых объектов с помощью графического мате­риала.

Материал.

Листы бумаги, формата 24, мягкий графический материал (уголь, сангина, или гуашь и тонкие кисти).

Инструкция к проведению.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленные ими фигурки «Человека, удерживающего собаку»; обращает внимание на позу человека (удерживает собаку) и животного (тянет вперед), направление усилия и динамику движения.

Воспитатель предлагает изобразить все это графически.

В индивидуальной работе воспитатель помогает найти нужные пропорции человека и животного, следит за передачей максималь­ной выразительности движений изображаемых объектов, художе­ственной выразительностью, композиционной продуманностью ра­боты.,              .

Оценка.

Показатель — умение передавать особенности взаимодействия изоб­ражаемых объектов с помощью графического материала.

Низкий уровень — ребенок не может создать узнаваемые образы, не может справиться с графическим изображением объектов во вза­имодействии.

Средний уровень — ребенок изображает человека и животное уз­наваемым, но не в состоянии передать позу, выявляющую характер и передающую движение и взаимодействие объектов без помощи педагога.

Высокий уровень — ребенок самостоятельно создает выразитель­ную графическую композицию, передающую характер и динамику действий изображаемых объектов.

Занятие №3

Занятие проводится в конце года и направлено на выявление уровня освоения действия преобразования при изображении про­странственных взаимоотношений объектов в композиции.

Материал.

Листы бумаги, формата 24, толстые и тонкие кисти, гуашь (крас­ная, желтая, синяя, белая, черная).

Ход занятия.

Педагог кратко, эмоционально воссоздает фрагмент из сказки «Царевна-лягушка»: Иван царевич направляется к дубу, на котором висит сундук, где спрятана кащеева смерть».

Рассказывая, педагог напоминает детям различные композиционно-пространственные ситуации и объясняет, что изобразить это можно по-разному: 1. На переднем плане — дуб, на котором висит сундук; у подножия дуба — Иван-царевич; 2. — на переднем плане дуб, к нему издалека едет (идет) Иван-царевич; 3. — на переднем плане Иван-царевич, который едет (идет) к стоящему вдалеке дубу.

Затем воспитатель предлагает детям изобразить разные варианты сказочного эпизода.

Воспитатель ведет индивидуальную работу, помогая выбрать и решить различные композиционно-пространственные варианты ска­зочного эпизода, помогает найти нужные пропорции, следит за графической выразительностью работы.

Дети выполняют эскизы в цвете.

Оценка.

Показатель — освоение действия преобразования при изображе­нии пространственных взаимоотношений объектов в композиции.

Низкий уровень— ребенок не может самостоятельно придумать композиционное решение данной темы в изображении. .

Средний уровень — ребенок самостоятельно находит и выполняет один вариант композиционного решения данно темы.

Высокий уровень — ребенок самостоятельно находит и графичес­ки (в цвете) может выполнить два или более эскизов. Примечание. Данное задание при необходимости может быть про­длено на следующем занятии.

Игровая деятельность

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают не только сюжетной игрой, но и игрой с правилами во всей полноте ее харак­теристик, поэтому внимание воспитателя при оценке уровня игры ребенка должно быть направлено на оба вида игры.

Для определения уровня развития игровой деятельности невозмож­но задать жесткие критерии, но есть ряд признаков, имеющих суще­ственное значение для сюжетной игры и игры с правилами, позволя­ющих примерно отнести игру ребенка к одному из трех уровней — низкому, среднему, высокому — в соответствии с возрастными воз­можностями детей; эти признаки — показатели уровня игры — даны в таблицах, на которые может ориентироваться воспитатель.

Воспитатель определяет уровень игровой деятельности детей на основе постоянных наблюдений за их свободной самостоятельной игрой и учитывает особенности поведения детей во время разверты­вания игр на удачу (лото, гусек), в которых в этом возрасте наибо­лее явно проявляются игровые умения детей.

Оценку уровня игры целесообразно осуществлять три раза в год: в сентябре-октябре воспитатель оценивает уровень игры, руководству­ясь предложенными показателями, и, в зависимости от оценки, для каждой условной группы детей (с низким, средним, высоким уров­нем) подбирает соответствующие приемы, способствующие дальней­шему продвижению и активизации самостоятельной игры детей (т.е. осуществляет дифференцированный подход к детям); в середине года (январь-февраль) очередная оценка позволяет воспитателю опреде­лить успешность продвижения детей, ‘скорректировать свою такти­ку, определить, кто из детей в большей мере нуждается в его внима­нии; итоговая оценка (май-июнь) может служить отправной точкой для определения примерной будущей тактики воспитателя по отно­шению к ребенку в следующей возрастной группе. Примерные показатели для оценки уровня игры подобраны в соответствии с пониманием закономерностей развития игровой де­ятельности и стратегией ее формирования, заложенными в про­грамме «Развитие» и методических рекомендациях к ней.

Уровень игрыСюжетная играИгра с правилами игры
НизкийСюжеты игры включают узкий круг содержаний, стереотипны. В игре мало ролевой и комментирующей речи, в основном действия, реализующие роль в предметном плане. Не умеет гибко и своевременно реагировать на замыслы сверстников и соответствующим образом перестраивать свое ролевое поведение, изменять роль по ходу игры. В совместной игре со сверстниками чаще всего выступает как исполнитель предписанных ему сверстниками действий. Использует готовую предметную обстановку для игры, привычно (как бы автоматически) «встраиваясь» в нее.Плохо координирует свои действия с партнерами; в основном, направлен на собственное выдерживание внешней картины игры (действия с игровым материалом в определенном порядке), т.е. выполняет правила действий «для себя»; или — типичен другой вариант: невзирая на правила, стремится к тому, чтобы у него все было как у партнеров (столько же карточек, такое же положение фишки и т.п.), т.е. ориентирован не на выигрыш, а на равенство результатов. В сферу контроля, в основном, попадает правило очередности (действия участников или правильная последовательность действий); нечувствителен к нюансам нарушения правил. К жребию (считалке) обращается редко и использует его скорее как внешний атрибут игры, не применяя результаты жребия к. дальнейшим действиям.
СреднийНакопил достаточно большой арсенал сюжетов, но внутри них — стереотипен, мало собственных инноваций. Внутри «наигранных» сюжетов успешно реализует роли в комплексе предметных действий и ролевой речи, но не использует смену роли как средство творческого развертыва­ния сюжета. В совместной игре может сам найти себе смысловое место, если сверстники разыгрывают «накатанный» сюжет; ин­новации в их игре ставят в тупик и приводят к выпа­дению из общей игры (ре­бенок, находясь в общем физическом поле, оказы­вается выброшен из обще­го сюжетного движения). Скорее прикрепляется к имеющейся предметной обстановке, нежели актив­но создает ее.  Тщательно соблюдает внешнюю картину совместной игры; замечает нарушения правильно не слишком требователен к нарушителю и даже копирует нарушения вслед за партнером как «интересный» момент игры. Важная слаженная совместность в игре; всегда стремится к доигрыванию кона вслед за победителем, чтобы достичь выигрыша, как и другие (феномен «коллективного выигрыша»), т.е. нет четного понимания выигрыша как первенства одного. При обращении к жребию-считалке склонен использовать ее в своих интересах — растягивая или сокращая слова.
ВысокийСвободно владеет ролью, реализующими ее предметными действиями, активно пользуется ролевой и комментирующей (поясняющей) речью; умеет использовать смену роли, совмещение ролей как средство развертывания интересного сюжета. Всегда имеет много замыслов, готов подхватить и развить замыслы других (сверстников, взрослого). Часто является инициатором игры со сверстниками, может увлечь своим замыслом и организовать 2—3 детей, предложив всем подходящие по смыслу роли. Активно создает предметную игровую обстановку под свой замысел или изменяет ее походу игры.Отчетливо понимает, что выигрыш — это не успех всех, а дисбаланс конечных результатов в пользу одного; обнаруживает стремление к выигрышу. Контролирует действия партнеров в соответствии с правилами; чувствителен к  нарушениям, оказывает им сопротивление (порицание, апелляция к правилам, угроза выйти из игры), сам подчиняется требованиям сверстников. Достаточно свободно вербализует при необходимости правила игры, критерии выигрыша. В ситуации с незнакомым игровым материалом может предложить новые правила (по аналогии со знакомыми играми); при поддержке взрослого делает это с увлечением. Активно пользуется жребиём-считалкой и использует результаты жребия при распределении функций в игре.

Данная методика имеет более современную версию.

Художественное конструирование

Диагностические задания направлены на определение уровня раз­вития познавательных и творческих способностей детей — опреде­ление возможностей по использованию готовых и самостоятельно составленных пространственно-временных моделей для конструиро­вания предметных изображений, сюжетных и пейзажных компози­ций.

Занятие №1

Занятие направлено на определение уровня развития воображения ребенка. Выявляется умение обозначить и дополнить деталями незавершенное схематическое изображение объекта действуя от незавершенной схематической модели к детально представленному объекту.

Материал. Элементы конструктора, по одному варианту модели, состоящей из овала и круга на каждого ребенка.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку отгадать конструктивную загад­ку, предупредив, что ничего в ней менять нельзя. Можно только . достраивать: «Вначале надо внимательно посмотреть на фигуру — загадку и попытаться «увидеть» в ней что-то знакомое». Только после того, как ребенок назовет предмет или объект, он может конструировать данное изображение. Воспитатель поощряет стремление ребенка искать новые образы. Он говорит: «У тебя получился замечательный щенок, но я зага­дывала другую фигурку. Догадайся, что?» Изображение разбирает­ся и ребенку предлагается повторить поиск вновь и вновь, до тех пор, пока он не исчерпает свои возможности и интерес к данной модели.

Оценка.

Показатель — развитие воображения, умение построить новый образ на основе отдельных признаков объекта, обозначенных схе­матически, неполно.

Низкий уровень — ребенок называет 2—3 объекта, структурное основание которых полностью совпадает с заданной моделью и вос­производит эту конструкцию.

Средний уровень — ребенок называет 5—10 объектов, структур­ное основание которых близко совпадает с заданной моделью, дос­траивает каждый из них, привносит в структуру дополнительные детали, элементы, создает выразительный образ.

Высокий уровень — возрастает степень удаленности создаваемых «образов» от исходных данных модели, которая является только частью общей структуры объекта. Образы насыщены деталями, эле­ментами оригинальности при передаче характерных черт, движе­ния, позы.

Занятие №2

Занятие направлено на определение у ребенка:

  • умения создавать графическую модель одного из эпизодов любимой сказки (схематический рисунок) и конструировать сю­жетную композицию по модели;
  • уровня развития воображения — возможности превращать гра­фическую модель в сюжетную композицию;
  • уровня овладения предметным изображением, передачей струк­туры динамичных объектов и их отношений;              :
  • умения строить композиционные отношения и передавать взаимоположения объектов;
  • умения передавать ролевые и смысловые отношения героев, их эмоциональные состояния и собственное отношение к изобража­емому символическим строем цветовых отношений.

Материал. Элементы конструктора, бумага, карандаш, детские книги — хорошо знакомые сказки с иллюстрациями.

Инструкция к проведению. В начале занятия воспитатель предлагает детям вспомнить свою любимую сказку. Дети рассматривают иллюстрации к знакомым сказкам, вспоминают их название, имена героев и содержание. Воспитатель предлагает детям загадать любимую сказку: «Снача­ла нарисовать модель по наиболее интересному эпизоду сказки и по этому рисунку-схеме (подсказке) сделать картинку — сконструи­ровать изображение сказочного эпизода».

Оценка.

1-й показатель — овладение детьми действием построения гра­фической модели одного эпизода сказки.

Низкий уровень — ребенок рисует модель (схематический рису­нок), но допускает ошибки, требуется значительная помощь воспи­тателя.

Средний уровень — ребенок рисует модель практически самостоя­тельно; модель соответствует эпизоду сказки, но отсутствуют эле­менты фонового изображения, уточняющие время и место проис­ходящего события.

Высокий уровень — ребенок работает самостоятельно, модель точ­но соответствует эпизоду, сказки, представлены главные и второ­степенные объекты выбранного эпизода сказки.

2-й показатель — конструирование сюжетной композиции по графической модели.

Низкий уровень —- ребенок конструирует неуверенно, обращается за помощью к воспитателю, композиция отличается схематичнос­тью, обобщенностью.

Средний уровень — ребенок работает самостоятельно, но воссоздает только структуру графической модели, композиция бедна де­талями, оригинальными, динамичными, характерными образами.

Высокий уровень — ребенок конструирует сюжетную композицию, соответствующую графической модели, насыщенную деталями, эле­ментами оригинальности, художественной выразительности.

3- й показатель — овладение детьми предметным изображением, передачей структуры движения и взаимодействия одного объекта с другим.

Низкий уровень — ребенок конструирует схематически, поза ста­тична — действие объекта не выражено.

Средний уровень — появляются характерные особенности у каж­дого объекта, но взаимодействие объектов выражено слабо, они только изображены вместе, но динамически не соприкасаются.

Высокий уровень — предметное изображение каждого объекта сюжетной композиции выполнено на основе обогащенной схемы и включает характерные выразительные особенности внешнего вида, передана динамика движения персонажей, их взаимодействие и вза­имоотношение.

4-й показатель — овладение построением композиционных от­ношений на фоновой поверхности «рабочего поля».

Низкий уровень — композиционные задачи решены формально, предметы и объекты сюжетной композиции непропорциональны друг другу и имеющемуся изобразительному пространству.

Средний уровень — композиция невыразительна, хотя объекты расположены в определенном взаимодействии, раскрывающем со­держание изображаемого эпизода.

Высокий уровень — композиция решена выразительно, найдены гармоничные, пропорциональные связи между всеми объектами и предметами сюжетной композиции. В композиции выделена связь содержания и смысла эпизода, подчеркнуто взаимоотношение и вза­имодействие всех объектов композиции.

5-й показатель — овладение детьми эмоциональной выразитель­ностью и символическими возможностями цветовых отношений.

Низкий уровень — цветовое решение разнообразных изображений (предметных, декоративных, сюжетных, пейзажных композиций) ограничивается использованием локальных цветов.

Средний уровень — цветовая среда используется как средство ха­рактера образов, но не используется для передачи смыслового на­полнения композиции.

Высокий уровень — ребенок использует цветовую среду и цвето­вые отношения для передачи яркости и достоверности создаваемых образов, их эмоциональной окраски; ориентируется на содержа­тельно-смысловые характеристики изображаемого и существующие в культуре цветовые символы.