РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая диагностика Ш. Бюлер и Г. Гетцер

На данной странице приведена часть так называемого «венского теста» для детей 3-х лет из книги Шарлотты Бюлер и Гильдегард Гетцер «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста», опубликованной в 1935 г. В основу построения венского метода тестов легли следующие принципы. Во-первых, тест должен воспроизводить естественную ситуацию и вызвать естественное поведение ребенка в этой ситуации, а не предельные достижения. Во-вторых, ситуация должна стимулировать не только специальную, например интеллектуаль­ную, деятельность, но и должны быть обнаружены по ходу серий тес­тов все основные направления человеческого поведения испытуемого ребенка так, чтобы получалась целост­ная картина его личности. В-третьих, результат тес­тов должен быть все же по возможности точный, выразимый так­же количественно и сравнимый. И, в-четвертых, получение результатов не должно отнимать много времени и не должно быть слишком трудным. В качестве твердо установ­ленного метода он должен быть удобен для преподавания, доступен для изучения и легок при применении.

Ш. Бюлер исходила из постулата, что лишь тогда можно придумать целесообразные тесты, если предварительно изу­чить относящиеся к развитию факты и определить характерные воз­растные формы поведения. Подробное наблюдение ребенка надо осу­ществлять не в самом тесте, но производить его до теста, т. е. вообще нельзя тестировать, прежде чем не собрано достаточное количество наблюдений, фактов, чтобы затем в ситуации теста можно было бы от­носительно быстро узнать по немногим решающим при­знакам, какой недостаток или какой уровень имеем перед собой в данном конкретном случае. Поэтому венские тесты принципиально и систематически построены на знании детского развития, полученном в результате многолетнего экспериментального опыта.

Предлагаемые авторами теста задания могут использоваться воспитателями как часть педагогической диагностики, необходимой при эффективной реализации ФОП ДО. На наш взгляд, она ни в чем не уступает современным методам.

Скачать книгу в формате dejavu

Скачать книгу в формате pdf

Педагогическая диагностика для детей от третьего до пятого года жизни

Описание пособий для тестов

Схематизированные рисунки (9), кольцо, шнур и крючки (7), мишка и коробка, платок и рожок (1), паяц (11), лист с картинками I (8), доски с фигурами (2).

  1. Плюшевый медведь вместе с принадлежностями. Предметами игры являются мишка, длиной в 21 см, картонная коробка без крышки размером 21х15х8 см, платок 30х30 см и рожок, сделанный из пластилина. Мишка, кроме того, одет в кофточку (безрукавку), застегивающуюся спереди на пуговицу, диаметром в 2 см, с петлей 2,5 см.

2. Доска с фигурами. Из доски 17х26 см, толщиной 0,5 см вырезаны 4 геометрические фигуры: равносторонний треугольник со стороной в 6 см; полукруг 7 см в диаметре; крест с двумя одинаковыми перекладинами, имеющим в ширину – 2 см, и в длину – 6 см; ромб со сторонами в 5,5 см и в высоту 4 см. Доска с вынимающимися фигурами укрепляется на другой доске совершенно такой же толщины. Фигуры хорошо входят в вырезки.

3. Строительные кирпичики. 9 окрашенных строительных кирпичиков разной формы: 2 четырехугольных кирпичика 10x4x4 см, 2 четырехугольных кирпичика 10x2x4 см, 1 четырехугольный кирпичик 5x4x4 см, 2 четырехугольных кирпичика, 5x2x4 см, 2 переделанных в полукруги четырехугольных кирпичика 10x4x4 см.

4. Игра в сортировку. 100 зеленых и 100 красных квадратных карточек из картона, со стороной длиною в 4 см, находятся в коробке 20х14х8 см. В игре находят также применение крышка коробки и вторая половина, коробки, почти одинаковой величины с крышкой.

5. Магазин как экспериментальное пособие для испытания зрительной памяти состоит из 15 коробочек для пилюль (с выдвижными ящиками), размером 6×8, 5×2,5 см, ‘ приклеенных друг над другом в 3 ряда (этажа), по 5 коробочек в каждом ряду, так что в результате образуется прочное единое целое, с легко вытягиваемыми выдвижными ящичками. Передняя сторона выдвижных ящичков оклеена разноцветной глянцевой бумагой и имеет пуговку, облегчающую выдвигание п вдвигание ящичков. Ящички последовательно пронумерованы и имеют следующие цвета: 1) светло-зеленый, 2) красный, 3) белый, 4) коричневый, 5) светло-синий, 6) золотистый, 7) синий, 8) розовый, 9) желтый, 10)черный, 11) темно-синий, 12) оранжевый, 13) серебряный, 14) лиловый, 15) темно-зеленый. Сюда также принадлежат: мяч, кукла, щетка и рыба; все они такой величины, что помещаются в ящичках.

6. Посуда для воды. Эмалированная кружка, вместимостью в 0,5 л диаметром в 9 см и высотой в 9 см.

7. Крючки с кольцами и шнурком. На обоих концах шнурка, длиною в 70 см, прикреплены 2 медных кольца, диаметром в 2 см, 2 S-образных крючка так сделаны что одним концом могут быть прикреплены к стенке стула или же при помощи резинового зажима (Gummiquetseher) к какой-нибудь поверхности; другой же конец служит как приспособление для подвешивания крючка и загнут назад, чтобы предотвратить возможное соскальзывание кольца.

8. 7 листов с картинками 24х30 см, со следующими изображениями:

I. Кукла, мяч, бегающая кошка, бегающая собака,мальчик с барабаном, мальчик с трубой.

II. Младенец, пьющий из рожка, мальчик которого щиплют два гуся, собака, которая ест из миски, мальчик с обручом, упавший и потерявший один ботинок.

III. Яблоня с приставленной лестницей; под деревом сидит девочка и ест яблоко; вторая девочка собирается влезть на лестницу.

IV. Две дерущиеся девочки, причем одна тянет другую за волосы.

V. Две девочки, рассматривающие вместе книжку с картинками.

VI. Одна девочка подает другой яблоко.

VII. Одна девочка не дает другой яблока.

9. Бумага (20×16 см) и красный карандаш (на рис. 26) воспроизводятся схематизированные рисунки).

10. Игра «терпение». Круглая баночка, закрытая стеклянной пластинкой, диаметром в 6 см и высотою в 1 см. Внутри баночки имеется неподвижная мышиная норка и движущаяся мышка из жести, точно подходящая к норке (рис. 28).

11. Matador — ящик №1, фирмы Korbuly, Вена.

12. Паяц по Pintner-Pattеrson. Из доски, приблизительно 7 мм толщиной, вырезаются части паяца следующих размеров: туловище 11,6×6,7 см, ноги длиной около 13,2 см, руки длиной около 10,4 cat, голова высотой около 4,2 см. С Одной стороны доски нарисованы четкими штрихами глаза, нос, волосы, воротник, платье, пуговицы и ботинки. Те места, к которым прикрепляются руки и ноги, не имеют одинаковой формы: одни — круглые, а другие — прямоугольные.

13. Игра с мозаикой. Внутренность квадратной коробки длиной 14 см и с краями высотой 0,5 см разделена на участки тоненькими деревянными перегородками на 12х12 участков, таким образом, чтобы туда можно было вставить квадратные кирпичики в 0,8 см.

14. Ключ.

15. 2 стула.

16. Печенье (кекс)

Педагогическая диагностика для детей третьего года жизни

Тест 1. Застегивание. В процессе игры на мишку надевают кофточку, застегивающуюся пуговицей диаметром в 20 мм на петлю диаметром в 25 мм: Затем предлагается ребенку застегнуть кофточку.

+ Ребенок застегивает кофточку.

Тест 2. Социальный подход при игре. Ребенок для свободной игры получает мишку, пустую коробку и книгу. Спустя некоторое время обследователь дает ребенку рожок, вылепленный из пластилина, с замечанием: «Вот тебе рожок».

+ Ребенок применяет полученные предметы в игре, т. е. он укладывает мишку спать или дает ему пить.

Тест 3. Возобновить сортировку по требованию. Обследователь освобождает перед ребенком коробку со 100 красными и 100 зелеными перемешанными карточками. Направо от ребенка кладется нижняя часть коробки, а налево— крышка от коробки, и ребенку показывают, как сортировать карточки, поясняя словами: «Сюда клади все красные, а сюда — все зеленые».

+ Ребенок схватывает принцип сортировки, но прекращает игру, как только она надоест ему, и возобновляет ее по крайней мере после трехкратного требования.

Тест 4. Разговаривать об отсутствующих вещах. В течение тестового обследования обследователь пытается побудить ребенка к словесному изложению понятий. Возможны следующие решения:

1) непосредственный рассказ ребенка,

2) ответы на вопросы обследователя, как например: «что делает мама дома?» точно так же можно задавать вопросы в связи с рассматриваемыми в книге картинками или когда ребенок непосредственно сам о них рассказывает,

3) если ребенок в начале испытания получает какой-либо предмет, который его очень заинтересовывает, что нередко возможно, то в этом направлении и можно задавать новые вопросы.

+ Каждая ясная словесная формулировка понятия.

Тест 5. Найти два из трех спрятанных предметов. Обследователь на глазах ребенка кладет куклу, мяч и щетку в 3,6 и 15-е отделения магазина. Затем еще раз, выдвигая ящики (сохраняя последовательность), показывает все три предмета. В заключение обследователь просит ребенка показать спрятанные предметы. Если ребенок с первого раза не отыскивает местонахождения предмета, то его поправляют и спрашивают еще раз. В зависимости от обстоятельств, если нужно поправить, ребенок спрашивается об этом третий и четвертый раз. Затем магазин уносится и через 20 минут снова приносится. От ребенка требуется, чтобы он вынул спрятанные предметы.

+ Ребенок с первого же раза правильно находит 2 из 3 спрятанных предметов.

Тест 6. Повторить четыре слога (два слова). В связи с рассматриванием листа с картинками (8) обследователь, указывая ребенку па соответствующую картинку, говорит 4 слога и предлагает ему повторить. В случае неохотного повторения ребенком первого примера, обследователь повторяет его второй и третий раз. Но возможное удачное повторение теперь уже не считается за окончательное решение, а служит поводом применить 2-й и 3-й примеры.

Слоги а): Kleine Puppe (маленькая кукла), b) Katzi läuftweg (киска убегает), с) Bubi trommelt (мальчик барабанит).

+ Ребенок верно повторяет после однократного подсказывания по крайней мере один из 6 примеров или какие-нибудь другие 4 слога.

Тест 7. Подражательное строительство. Обследователь из трех кирпичиков строит перед ребенком крест; после того как ребенок рассмотрел строение и после вопроса, может ли он также построить, строение разрушается и ребенку предлагается самому построить крест, причем ему даются только те 3 кирпичика, которые пуж-иы для постройки. То же самое повторяется при постройке из 3 кирпичиков лестницы.

+ Ребенок правильно строит по крайней мере одну из двух построек. ’’ ‘

Тест 8. Возводить постройку. Обследователь предоставляет ребенку для свободной игры строительные кирпичики на 5 минут.

+ Ребенок по крайней мере один раз так или иначе составляет кирпичики горизонтально и вертикально или сооружает двухмерную постройку.

Тест 9. Достать с комода печенье, придвинув стул. На комод или на какую-нибудь другую мебель кладется печенье. На расстоянии двух шагов стоит стул. Печенье должно лежать на такой высоте, чтобы ребенок его видел, но достать мог бы только с помощью стула, который для этой цели должен быть придвинут. Затем обследователь предлагает ребенку достать себе печенье.

+ Ребенок придвигает стул, влезает на него и достает печенье.

Тест 10. Вложить 4 фигуры. Доска с фигурами на глазах ребенка .освобождается от них и предоставляется ему на 3 минуты для свободной игры. Затем обследователь, если ребенок не сделал этого раньше сам, вставляет фигуры обратно в доску и снова вынимает. При этом обследователь воздерживается от каких-либо указаний ребенку.

+ Ребенок выкладывает фигуры в соответствующие вырезки доски.

Педагогическая диагностика для детей четвертого года жизни

Тест 1. Нести сосуд, наполненный водой. Обследователь дает ребенку поллитровую кружку, наполненную водой до 1 см от края, и заставляет отнести ее на расстояние около 5 м по комнате, повернуться и принести назад.

+ Ребенок по дороге ничего не расплескивает.

Тест 2. Моральная оценка совершенных поступков. Ребенку показываются картинки от IV до VII (рис. 27), и если ребенок сам не начинает рассказывать о них, то обследователь при помощи вопросов убеждается, что ребенок понял их содержание. Затем обследователь спрашивает, хороший или плохой тот или другой ребенок. После произведенной оценки, безразлично правильно или ошибочно было-суждение ребенка, обследователь спрашивает: «Почему»?

+ Ребенок высказывает мнение по крайней мере о двух картинках из четырех; положительно засчитывается также объективно неправильное суждение, но которое при обосновании поводов оценки на вопрос «почему» представляется субъективно правильным.

Тест 3. Рассортировать 200 карточек после однократного предложения. Обследователь дает ребенку неразобранные карточки, как в тесте 3, XIV серии, и предлагает ребенку рассортировать все карточки (рис. 29),

+ Ребенок сортирует все карточки после однократного предложения.

Тест 4. Словесная формулировка планов 4. Обследователь задает ребенку следующие вопросы: «Что ты сделаешь, когда ты голоден?»; «Когда тебе хочется спать?»; «Если я дам тебе 10 копеек?»

+ Ребенок отвечает осмысленно по крайней мере на один из трех поставленных вопросов.

Тест 5. Найти три из четырех спрятанных предметов. Тест памяти соответствует тесту 5, XIV серии; только теперь прячутся 4 предмета — кукла, мяч, щетка, рыба — в ящики 3, 6, 9, и 15-й.

+ Через 20 минут ребенок сразу и правильно находит три из. четырех спрятанных предметов.

Тест 6. Повторить стишок из 8 слогов или три числа 2. Такой же порядок, как в тесте 6, XIV серии, только с 8 слогами. Первые два стишка могут быть произнесены по поводу III листа с картинками.

Примеры: а) Іа der Wiese sitzt die Liese (на лугу сидит Лиза); b) Ein gutes Kind gehorcht gascwing (хороший ребенок слушается сразу).
Если ребенок не склонен повторить слога, обследователь в зависимости от обстоятельств заменяет их после продолжительной паузы L’ другим тестом, предлагая повторить три цифры, хотя бы: 3, 1, 2—4, 3, 7—8, 6, 9.

:+ Ребенок после одного подсказывания повторяет правильно по-крайней мере один стишок или одну тройку цифр.

Тест 7. Срисовать круг 3. Обследователь дает ребенку бумагу и красный карандаш для свободного занятия. Спустя некоторое время обследователь своим карандашом рисует круг и при этом говорит: «Я рисую здесь мяч, теперь ты нарисуй также мяч».

+ Ребенок срисовывает круг, т. е. в его поведении обнаруживается старание воспроизвести аналогичное изображение; сходство должно быть установлено и объективно.

Тест 8. Назвать сооружение Ч Ребенок получает па 5 минут для -свободной игры строительные кирпичики. Если он сам не называет своей постройки, обследователь спрашивает: «что ты там делаешь?» + Ребенок называет свое сооружение.

Тест 9. Достать предмет, снимая кольцо с крючка. К спинкам двух детских стульев прикрепляются два S-образных крючка таким образом, чтобы ребенок не мог их снять. На крючки посредством двух колец подвешивается и натягивается шнурок, на котором висит кружка. Обследователь предлагает ребенку взять кружку, следя за тем, чтобы крючки не снимались со спинок, чтобы стулья не упали и чтобы кольца шнурка случайно не соскользнули с крючков (рис. 30).

+ Ребенок снимает кольцо с крючка и овладевает предметом.

Тест 10. Интерпретировать картинки 3. На листах с картинками I и II представлены простые действия. Обследователь рассматривает их с ребенком, спрашивая попутно: «Что делают дети?», «что здесь такое?» В случае, если ребенок сам не говорит, его следует как-либо побудить высказаться.

+ Ребенок описывает по крайней мере два из представленных примеров, называя действия.

Педагогическая диагностика для детей пятого года жизни

Тест 1. Подчиняться правилам игры. Обследователь дает ребенку половину кубиков из игры с мозаикой и точно устанавливает правило игры. Оно состоит в том, что ребенок и обследователь по очереди вставляют кубики, Обследователь при вкладывании кирпичика говорит: «Один ты, один я, теперь ты, теперь я». Таким путем осуществляется разучивание правила. Через некоторое время, когда обследователю снова приходит очередь вложить кирпичик, он немного задерживается. Когда ребенок напоминает ему вложить кирпичик — он вкладывает. Такая ситуация повторяется несколько раз. Если ребенок не заботится о правилах игры, то инструкция может быть повторена, но не больше одного раза.

+ Ребенок усваивает правило игры и соблюдает его в течение по крайней мере 5 ходов игры.

Тест 2. Соревноваться в общей игре. После игры с мозаикой в подчинение правилам игры кубики снова вынимаются и, как было вначале, делятся. Обследователь объявляет, что теперь каждый должен заполнить по одному ряду, и говорит: «Кто скорее сделает, я или ты?» То же самое повторяется со вторым и третьим рядами, причем обследователь должен так устроить, что один раз он кончает раньше, а другой раз ребенок. Во избежание недоразумения, лучше всего давать ребенку перед каждым рядом только 12 кирпичиков. Имея больше, ребенок часто думает, что надо вложить все кирпичики.

+ Ребенок вступает в соревнование; соревнование сказывается на его поведении ускорением движений, торжеством при выигрыше, колебанием при признании проигрыша.

Тест 3. Исполнить три поручения. Обследователь становится к столу так, что в 5 шагах влево от него стоит стул, в 5 шагах вправо от него находится открытая дверь, в руке он держит ключ и печенье. Затем обследователь дает следующую инструкцию: «Возьми ключ и положи на стул, затем закрой дверь, потом вернись сюда и достань это печенье». При последующих словах обследователь кладет печенье на стол и повторяет: «Ну еще раз: сперва положить ключ, затем закрыть дверь и потом достать печенье. Ну!» При этом каждый раз обследователь указывает соответствующее направление, а затем отступает на пару шагов, освобождая ребенку дорогу.

+ Ребенок исполняет все три поручения в правильной последовательности.

Тест 4. Найти четыре из пяти спрятанных предметов. Тест памяти соответствует тесту 5, XIV серии; только теперь прячется пять предметов — кукла, мяч, щетка, рыба и рожок — в выдвижные ящики 3, 6, 9, 11 и 15-й.

+ Через 20 минут ребенок сразу в соответствующем месте находит 4 из 5 спрятанных предметов.

Тест 5. Повторить стишок в 12 слогов и 4 цифры. Порядок тот же, как и в тесте 6, XIV серии. Стихи произносятся без показывания картинки:

a) мать печет пироги, я хочу их попробовать

(Die Mutter backt Kuchen, ich will ihn versuchen);

b) охотник стоит в траве и стреляет в зайца

(Der Jäger steht in Gras und schisst auf einen Has);

c) воробей летит на крышу, а кошка за ним следит

(Der Spatz fliegt auf das Dach, die Katze schaut ihm nach); цифры: 6, 8, 3, 2—7, 5, 2, 4—5, 3, 1, 6.

+ Ребенок правильно повторяет после одного подсказывания по крайней мере один стишок или одну группу цифр.

Тест 6. Срисовать схематическое изображение (рис. 26). Обследователь схематично рисует дом, дерево и стол и предлагает ребенку срисовать. Обследователь только тогда рисует следующий предмет, когда ребенок уже срисовал предыдущий.

+ Ребенок срисовывает по крайней мере два из трех предметов. Критерий для правильного решения тот же, что и в тесте 7, серии XV.

Тест 7. Назвать рисунок. Бумага и красный карандаш предоставляются ребенку на 5 минут в, полное распоряжение. Если ребенок чертит только каракули, то обследователь через некоторое время просит его нарисовать «что-нибудь хорошенькое». Если и на это предложение он не делает рисунка с преднамеренным изображением, то обследователь просит нарисовать человека, дом.

+ Ребенок изображает, рисуя спонтанно или по требованию, какой-нибудь предмет.

Тест 8. Игра «терпение» (мышка в норку). Ребенок получает игру «терпение». Если сам ребенок не догадается, что надо делать, то ему объясняется, что мышка должна войти в норку; смотря по обстоятельствам, можно также и показать.

+ По крайней мере один раз ребенку удается загнать мышку в порку. Случайные удачи не считаются.

Тест 9. Пользоваться молотком как орудием. Матадор-ящик — предоставляется ребенку для свободной игры. Спустя некоторое время обследователь втыкает одну короткую палочку в четырехугольный кирпичик так, что она может быть удалена только рукояткой молотка или другой длинной палочкой. Затем обследователь просит ребенка вынуть палочку.

+ Для удаления палочки ребенок избирает один из двух, описанных выше, способов.

Тест 10. Сложить паяца. Ребенку предоставляются на 5 минут в полное распоряжение разрозненные части паяца.

+ Ребенок собирает паяца; правая и левая руки, а также правая и левая ноги могут быть спутаны.

Педагогическая диагностика для детей шестого года жизни

  1. Подчиняться правилам игры и соревноваться в общей игре.
  1. По требованию, правильно нарисовать орнамент края.
  1. Повторить стишок в 16 слогов.
  2. Воспроизвести сложную, постройку.
  3. Нарисовать предмет с отличительным признаком.
  4. Игра «терпение» (две мышки в норку).
  5. Овладеть предметом, спуская шнурок.
  6. Понять причинную последовательность трех, связанных друг с другом картинок.
  7. Узнать несуразности в картинке.
  8. Правильно сопоставить картинки магазинов и товаров. Описание пособий для, тестов

Описание пособий для тестов

1. На картоне нарисовано поле для игры в соревнование с 20 участниками, как и в обычных играх в соревнование. Помимо цифр каждый.участок поля раскрашен последовательно в цвета — черный, белый, синий, желтый, зеленый, красный, повторяясь три раза. Костью для игры служит деревянный кубик (длина стороны 15 мм) со сторонами, окрашенными в те же 6 цветов, как и участки поля в игре в соревнование. В качестве препятствий употребляются бумажные флажки (20×15 мм), укрепленные на булавки. На каждом флажке имеется по одному из следующих знаков: треугольник, +, х, #. Железную дорогу могут представлять два различных строительных кирпичика или маленькие цинковые паровозики (рис. 31).

2. Лист бумаги (размером 20х 17 см), у которого край на 1 см отделен чертой. Один цветной карандаш.

3. Ящик со строительными кирпичиками (рис. 32).

Марка «Ideal»

Требуется два строительных ящика. Для тестов будут нужны из каждого строительного ящика следующие кирпичики:

1 кирпичик № 1

2 кирпичика № 3

1 кирпичик № 4

2 кирпичика № 5

2 кирпичика № 6

3 кирпичика № 7

2 кирпичика № 8

2 кирпичика № 9

4. Коробка со стеклянной крышкой (диаметром в 6ум), в которой находятся две жестяные мышки, загоняющиеся в 2 норки.

5. Шнурок в 1,5-2 м, у которого в 20 см от одного конца привязан строительный кирпичик. На другом конце шнурка прикрепляется крючок, более тяжелый чем строительный кирпичик.

Наилучшее устройство следующее: в доску, которая посредством шнурка может быть подвешена на стойку для платья, па окно или на степу, вбиваются два крючка на расстоянии 20 см друг от друга п на них привязываются шпагатом маленькие висячие кольца. Они должны быть так малы, чтобы сквозь них не проходил строительный кирпичик. Через кольцо продевается шнурок таким образом, что на одном конце висит строительный кирпичик вне пределов досягаемости для ребенка, но однако так, что конец шнурка можно достать. Другой конец с крючком прикрепляется к стенке стула. Стул должен стоять настолько далеко, чтобы шнурок был натянут (рис. 33).

6. История в картинках, применяемая впервые. Для большей наглядности 3 картинки наклеиваются в ряд (рис. 34).

7. Картинка с несуразностями (рис. 35).

8. 5 таблиц на рисовальной бумаге, наклеенных на картон (размером 22×15 см). Каждая из этих таблиц в верхней трети представляет изображение магазина (молочная, булочная, табачный магазин, магазин платья, игрушечный). В нижней части каждой картинки на каждой таблице—участки из 4—6 свободных полей (размеры поля 4×7 см). К таблицам принадлежат 26 карточек из рисовальной бумаги тех же размеров, как и свободные поля. На карточках нарисованы те или иные товары, покупаемые в изображенных магазинах (рис. 36):

круглый хлеб; спички

плюшка; газета

подковка; марки

сайка; зажигалка

свистки; бутылка для молока

папиросы с пепельницей; молочник

масло; ведро и лопатка

какао; воротничок, брюки

куклы; и рубашки

звери; кэпи

железная дорога; ботинки

строительные кирпичики; пальто, мячи

Описание тестов

Тест 1. Подчиняться правилам игры и соревноваться в общей игре. Обследователь объясняет ребенку, что он хочет поиграть с ним в железную дорогу. Каждый игрок получает по паровозику, и обследователь заявляет, что «тот паровозик выиграет, который первым придет к концу железной дороги. ІІо прежде чем начать играть в железную дорогу, надо знать железнодорожные знаки». Перед ребенком раскладывают 4 флажка. Обследователь, указывая на треугольник, говорит: «это — туннель»; указывая на х : «это — столкновение»; указывая на +: «это — остановка»; указывая на #: «это — путь свободен». Затем обследователь еще раз повторяет название знаков. После этого обследователь предлагает ребенку попробовать сказать, если он уже может, что показывают знаки; Если это ребенку еще не удается, то названия повторяются, однако, в общем не более восьми раз. Игра все же начинается, если ребенок и после восьми повторений не запомнил знаков. После того как ребенок может назвать знаки, в 4 пункта поля игры, обозначенные знаком +, втыкаются флажки. Они являются препятствиями в соревнований и значат: «туннель» — одно поле назад, «столкновение» —два поля назад, «остановка» — один раз пропустить, «путь свободен» — два поля вперед; Эти правила сообщаются ребенку не перед игрой, но в течение игры в соответствующих случаях. Правила игры те же, что и в обычных играх в соревнование, только ребенок передвигает своп паровозик не по числу, указанному брошенной костью, а передвигает его настолько, пока не достигнет поля, цвет которого такой же, как и цвет верхней стороны брошенного кубика.

В начале игры оба паровозика ставятся на первое поле. Затем обследователь предлагает ребенку подбросить цветной кубик и назвать цвет его верхней стороны. Потом он говорит приблизительно следующее: «теперь бери свой паровозик, и пусть он едет, пока не дойдет до синего места». Первый раз ребенку надо помочь. Затем кубик бросает обследователь и просит ребенка назвать цвет, а также сказать, куда он поставит свой паровозик. Инструктирование во время игры продолжается до тех пор, пока ребенок не усвоит игру. Как только один из паровозиков становится на поле с препятствием, ребенка спрашивают о значении знака и попутно объясняют ему правило, связанное с этим знаком, которое тут же и выполняется. Если в конце игры выпадает цвет, не встречающийся больше впереди, то кубик просто передается партнеру. По окончании игры ребенку предлагают сказать, кто выиграл.

Ребенок во время игры постигает процесс бросания кубика и передвижения и учится проводить его самостоятельно. Ребенок знает, чья очередь бросать кубик, кто выиграл, и подчиняется правилам, связанным с указанными препятствиями. Ошибкой не считается случайное забывание направления движения. В том случае, если после первой игры не ясно, решена ли задача положительно или не решена, игра повторяется.

Тест 2. По требованию правильно нарисовать орнамент края. По окончании рисования (тест 5) обследователь говорит: «Теперь мы должны к твоей картинке сделать красивую рамку. Смотри-ка!» и в левом верхнем углу края начинает рисовать, повторяя два раза узор края, говоря при этом: «круг — треугольник — крест— круг — треугольник — крест» (применяясь, конечно, к быстроте речи ребенка). Затем обследователь говорит: «Так ты должен сделать кругом. Скажи один раз: круг — угол — крест (ребенок повторяет). Теперь рисуй и при этом говори, что ты рисуешь». Если оказывается, что из-за неловкости треугольник не выходит, то можно будет поупражняться, прежде чем дать ребенку делать дальше орнамент края (треугольник скоро запоминается, если ребенку объяснить, что он должен начинать с прямой линии, а потом нарисовать две косые линии, сходящиеся вверху).

Ребенок понимает задачу и доводит ее до конца не больше, как с шестью ошибками, причем ошибки засчитываются так: правильными считаются те группы, в которых имеются все три фигуры, неправильными считаются все те группы, в которых или отсутствует одна фигура, или одна и та же. фигура повторяется два раза. Изменение последовательности внутри одной группы, за ошибку не считается. Задача считается не решенной, если она не доведена до конца, если одна из фигур группы забывается и ребенок не спохватывается и если в доведенной до конца задаче больше 6 групп имеют ошибку.

Тест 3. Повторить стишок в 16 слогов. Обследователь сажает рядом с собой ребенка и дает ему приблизительно следующую инструкцию: «Теперь ты должен быть очень внимателен. Я скажу тебе стихи и ты должен будешь сейчас же их повторить. Но сначала ты должен только слушать и за мною не говорить», Если ребенок ничем не отвлечен, то обследователь медленно.произносит следующую фразу: «Я хочу сбегать быстро вниз и купить пирожное» («Ich will schnell hinunter laufen und ein neues Heferl kaufen»). Ребенку предлагается сейчас же повторить фразу.

+ Ребенок безошибочно повторяет фразу.

Тест 4. Воспроизвести сложную постройку. Ребенку предлагается построить, что он захочет из содержимого строительного ящика № 1. Когда его постройка готова, что обычно бывает приблизительно через 4—5 минут, то обследователь говорит: «Теперь я хочу тебе кое-что показать и ты должен хорошо смотреть) чтобы ты так же мог это сделать». Затем обследователь строит постройку из содержимого второй коробки (рис. 32). Ребёнку предлагается оставить в покое постройку обследователя и построить такую же из своих кирпичиков.

+ Ребенок вполне правильно воспроизводит постройку. Смешение. строительных кирпичиков в отношении их цвета не считается за ошибку. Правильное, но перевернутое сторонами строение, засчитывается как положительное решение.

Тест 5. Нарисовать предмет с отличительным признаком. Ребенку предлагается на бумаге с обведенным кантом что-нибудь нарисовать, оставив свободными, края.

+ Ребенок рисует так, что изображенный предмет по той или другой характерной черте можно узнать.

Тест 6. Игра «терпение» («две мышки в норку»). Ребенку дается игра «терпение», и если ребенок не знает, что делать с нею, обследователь показывает ему, как. надо ловить мышек. Игра оставляется ребенку до тех пор, пока он сам не кончит играть.

+ Ребенок ловит обе мышки и после первой удачи хочет повторить еще раз.

Тест 7. Овладеть предметом, спуская шнурок. Ребенок ставится перед шнурком, натянутым ранее описанным способом. Обследователь предлагает ему достать кирпичик, говоря приблизительно следующее: «Ты видишь там наверху кирпичик. Мне хотелось бы знать сможешь ли ты достать его. Ты можешь снять все, что хочешь, но только ничего не рвать, иначе будет неправильно». Если ребенок повторяет первую неудачную попытку стянуть кирпичик за свисающий конец шнурка, обследователь может ему предложить отойти назад и все осмотреть. Робких детей надо повторно поощрять снимать все, что только возможно снять.

+ Ребенок отцепляет крючок и за конец шнурка опускает кирпичик вниз.

Т е с т 8. Понять причинную последовательность трех связанных друг с другом картинок. Лист с 3 картинками кладется перед ребенком и обследователь, начиная с первой картинки, говорит: «Ну-ка посмотри сюда,что здесь на картинке?». Этот же вопрос задается и перед второй картинкой. Если ребенок только перечисляет предметы, изображенные на картинке, то тогда надо спросить, что делает собака. Таким же образом и про третью картинку спрашивается, что там произошло. Если ребенок не указывает сам на связь между второй и третьей картинками, то вопросами выясняется, схвачена ли связь или нет. Вопросы примерно такие: «Кто же это сделал?» (ответ: «собака»); -«что она сделала?» (ответ: «стащила скатерть»).

+ Ребенок улавливает связь между-первой, второй и третьей картинками и в состоянии словесно ее формулировать. Единственно верный ответ гласит: «Собака стащила (или сорвала) скатерть». Обследователь не может удовлетвориться констатированием ребенком виновности собаки в произведенном беспорядке, который изображен на третьей картинке, так как при дальнейших вопросах часто выясняется, что связь все же не понята (например, такие ответы, как: «Собака столкнула, она вскочила и упала» и т. д.). Также не могут считаться положительными’и такие ответы, как: «Собака схватила зубами скатерть», так как по ним недостаточно ясно видно, уловил ли ребенок отношения картинок.

Т е с т 9. Узнать несуразности в картинке. Ребенку показывается нарисованная картинка со словами: «Скажи мне, что здесь такое?» Если ребенок уже при перечислении не указывает на несуразности, то можно ему помочь, спрашивая, нет ли на картинке чего-нибудь глупого, смешного или ошибочного.

+ Ребенок указывает по крайней мере на одну несуразность.

Тест 10. Правильно сопоставить картинки магазинов и товаров. Обследователь кладет перед ребенком одну таблицу за другой и каждый раз спрашивает, какой магазин на ней изображен. Если ребенок не называет магазина, обследователь может ему помочь, перечисляя покупаемые в нем предметы. Если же ребенок и теперь отказывается назвать магазин или называет его по какому-нибудь одному роду предметов (магазин плюшек, магазин газет), то обследователь говорит правильное название, и заставляет ребенка повторить его. Затем обследователь раскладывает перед ребёнком таблицы и отбирает среди карточек 6 наиболее трудно узнаваемых (масло, строительные кирпичи, газету, сайку, воротничок). Он показывает ребенку карточку и говорит: «Это масло. Где можно его купить? Покажи мне магазин?» Если ребенок’ показывает магазин, то обследователь кладет карточку на пустое поле соответствующей таблицы. Таким же образом показываются остальные 4 карточки, только кладет их сам ребенок. Когда на каждой таблице лежит по карточке, все оставшиеся карточки передаются ребенку с замечанием, что теперь он уже один может распределять. После предварительного упражнения какая-либо помощь ребенку в отношении распределения не должна оказываться, хотя на вопросы, касающиеся изображённых предметов, и можно ответить. Отмечается время с момента, когда ребенок сам начинает раскладывать и до окончания задачи. Обследователь,-по возможности, должен уклоняться от инструктирования ребенка.

+ Ребенок самостоятельно, решает задачу не более чем в 7 минут. Максимальное число ошибок — 4.