РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Что мешает сделать   предметную среду  группового помещения  для детей старшего  дошкольного возраста  действительно развивающей

 Г.В. Глушкова, С.И. Мусиенко

Собственный социальный опыт и систему представлений об окружающем мире ребенок получа­ет в непосредственном общении со взрослыми. Другим источником развития ребенка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника. Именно среда становится для него средством получения разносторонней информации об окружающем мире, природе, других людях. И от того, какая среда окружает ребенка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие. Изучением влияния среды на обеспечение социокультурного становления дошкольников в отечественной педагогике посвящены работы многих исследователей (Н.А.Ветлугиной,  Г.Н. Пантелеева, В.Б. Чумичевой, Л.М.Клариной, В.А. Петровского,  С.Л. Новоселовой,  Н.А.Коротковой, Т.Н. Дороновой, Н.А. Рыжовой и др.).  Рассматривая вопросы, связанные с оформлением группового помещения детского сада, нередко авторы обращают внимание на тот факт, что подчас во всех возрастных группах бытует одна и та же организация игровых уголков с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой, справедливо подчеркивая неправильность сложившейся ситуации.  

В настоящее  время вновь наблюдается повышенный интерес практиков к обновлению предметной развивающей среды группового помещения, базирующийся на осознании того факта, что среда  развития ребенка в детском саду – это  не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он  находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы. А так как актуальные  интересы и предпочтения детей 5 – 7 лет в значительной степени отличаются от интересов младших дошкольников, то, следовательно, и насыщение группового пространства  должно претерпеть существенные изменение.

Осуществление образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста предполагает рациональную организацию предметно-пространственной среды, отличающейся доступностью и функциональностью материалов и пособий, предназначенных для детей,  обеспечение условий для самореализации детей с разным уровнем развития. Это, как справедливо подчеркивает зав. лабораторией «Игры и игрушки» ФИРО кандидат психологических наук Н.А.Короткова, особенно важно для поддержки содержательной самостоятельной деятельности старших дошкольников.

Проведенный нами  анализ существующей предметно-пространственной среды в современных дошкольных образовательных  учреждениях разного вида  показал, что в большинстве случаев устройство группового помещения повторяет устройство школьной классной комнаты. Особенно наглядно эта тенденция  прослеживается в группах для детей старшего дошкольного возраста, где четко выделяется «учебная зона», с классической расстановкой двухместных парт, и «игровая зона»,  занимающая пространство  по периметру ковра. Остальные зоны или уголки располагаются возле свободных стеновых проемов либо на подвесных полках и стеллажах. Тот факт, что «учебная» зона на самом деле является полифункциональным пространством, служащим как для организованных форм взаимодействия взрослых с детьми (организация занятий, приема пищи), так и удобным местом для разнообразной самостоятельной деятельности дошкольников, подкрепляется данными наших наблюдений. Вне занятий старшие дошкольники используют «учебную зону» следующим образом (см. табл. 1):

Таблица 1

Виды самостоятельной деятельности, разворачиваемые  детьми в «учебной зоне»Продолжительность самостоятельной деятельности детей (в процентах от общего количества времени наблюдений)
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, вышивание)44 %  
Сюжетная игра15,4 %
Познавательно-исследовательская деятельность  (игры с головоломками, мозаикой, действующими моделями транспортных средств; поиск решений в лабиринтах, недостающих или лишних изображений на картинках и т.д.)13,5 %
Игра с правилами (лото, домино, игры-бродилки по типу «гусек» и др.)7,5 %
Конструирование из строительного материала и детских конструкторов7 %
Коммуникативная деятельность (общение  со сверстниками)5,3 %
Отдых4,4 %
Рассматривание (чтение) книг2,6 %

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что за рабочими столами разворачиваются  практически все основные культурные практики, приобщающие детей дошкольного возраста к миру культуры (игровая деятельность, продуктивная, познавательно-исследовательская,  коммуникативная, чтение художественной литературы)[1]. Следовательно, разнообразное применение оборудования этой зоны в свободной самостоятельной деятельности детей, а также использование его в повседневных ситуациях для организации питания и обучения позволяет сделать вывод о целесообразности более точного обозначения этой полифункциональной зоны так, как это делает Н.А. Короткова:  «рабочая зона». Далее мы тоже будем придерживаться этой формулировки.

  Изучение предпочтений детей старшего дошкольного возраста в использовании тематических уголков группового помещения и эффективности применения детьми в самостоятельной деятельности материалов и оборудования, представленных в группе, проводилось нами в ходе серии наблюдений за самостоятельной деятельностью детей 5 — 7 лет, с использованием специальной методики наблюдения, разработанной совместно с Н.А. Коротковой.

    Наблюдения проводились на протяжении недели во время свободной деятельности детей в первую половину дня с 10.00 до 10.30 и во вторую половину дня  с 16.00 до 16.30 в детских садах  различного вида (общеразвивающих, комбинированных, компенсирующих) г. Москвы[2]. В течение этого временного периода с интервалом в 5 минут на групповой карте фиксировалось одномоментное положение всех детей группы, а в индивидуальных картах —  местоположение детей  в пространственных зонах и маршруты их перемещений в межзональном пространстве.

На основе анализа существующей педагогической практики нами было выделено десять типичных пространственных зон: бытовое пространство (коридор, туалет, спальная зона), игровой уголок (кукольный, транспортный, строительный), рабочая зона, познавательный центр (дидактический уголок), книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный уголки и театрализованная зона («ряженье»),    наполнение которых предполагает хранение и использование в этом пространстве определенным образом подобранных материалов и оборудования.  Посещение вышеперечисленных  зон дошкольниками отмечалось в групповой карте передвижения и в индивидуальном маршруте перемещения каждого ребенка,  при этом дополнительно фиксировался характер деятельности, которую разворачивали дети в данном  групповом пространстве.

В ходе исследования было установлено, что приоритетным видом свободной самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста выступает продуктивная деятельность, ею увлеченно занимается почти треть  дошкольников (31%), размещаясь за своими столами в рабочей зоне.

    Применение специальной схемы наблюдения за использованием детьми предметной развивающей среды группового помещения позволило конкретизировать длительность пребывания всех детей группы в каждой из выделенных зон. Ниже в  таблице представлена длительность пребывания всех детей группы в той или иной зоне в процентном отношении ко всему времени наблюдения (см. табл. 2).

Таблица 2

Игровой уголок (кукольный, транспорт, строитель)Рабочая зонаИзобразительный уголок    Бытовое пространствоДидактический уголокТеатрализованная зонаКнижный уголокФизкультурный уголокМузыкальный уголокПриродный уголок
45,8 %20,9%10,2%9%5,6%4%2,4%1,5%0,3%0,3%

Последующий анализ длительности пребывания  и содержания деятельности детей в групповых  зонах способствовал выявлению наиболее востребованных и игнорируемых пространственных зон  группового помещения.

Было установлено, что «центры сгущения» детских интересов проявляются в выборе детьми места для участия в определенной деятельности и использования материалов и оборудования, представленных в группе. Эти центры в ряде случаев не совпадают с тематическими уголками (зонами), традиционно выделяемыми в педагогической литературе.  

Пространственные «центры сгущения» интересов и предпочтений

детей старшего дошкольного возраста

Тематические уголки (зоны)Предпочитаемая деятельность  детей в данной зоне
игровая зона (полки и стеллажи  возле ковра с образными  игрушками (куклы, плюшевые звери), транспорт, посуда, наборы мелких фигурок людей и животных, сказочных персонажей)  сюжетная игра с использованием строительного материала
рабочая зона (столы или парты и стулья)продуктивная деятельность (рисование)

Самой большой популярностью у дошкольников 5 – 7 лет пользуется игровая зона. Организуя самостоятельную деятельность в ней, дети  наиболее активно используют предметы и игрушки, представленные в строительном и кукольном уголках. 

Девочки с наибольшим интересом играют с куклами небольшого размера, мальчики – с наборами, состоящими из мелких фигурок солдатиков, роботов. Дети, не зависимо от половой принадлежности,  предпочитают игры с конструкторами типа ЛЕГО, из которых на ковре или на рабочем месте сооружаются мини-макеты: мост,  автозаправочная станция, парковка, сцена для кукольного театра. Помимо этого у старших дошкольников отмечается повышенный интерес к играм с гибкими пластиковыми конструкторами, позволяющими создавать предметы — оперирования с округлыми формами (космический бластер, летающую тарелку, сотовый телефон, бинокль и т.д.) или ролевые атрибуты (браслет, корону, ремень,  паутину человека-паука и др.).

Рабочая зона весьма активно используется детьми старшего дошкольного возраста  как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр и занятий с материалами различного вида.  В большинстве наблюдаемых случаев в рабочей зоне дети  5 – 7 лет используют материалы и игрушки, хранящиеся в тематических уголках, расположенных преимущественно неподалеку на полках или стеллажах.

  Наряду с «центрами сгущения» интересов и предпочтений дошкольников (игровая, рабочая зоны) в групповом пространстве нами были выявлены и невостребованные зоны, к которым следует  отнести музыкальный, физкультурный, природный, книжный уголки  и театрализованную зону, которые номинативно существуют, но, несмотря на имеющиеся в них материалы и оборудование, практически не используются детьми в содержательной самостоятельной деятельности.

К основным причинам невостребованности этих зон у старших дошкольников следует отнести следующие:

  1. статичность и однообразие материалов.  Воспитатель перестает привлекать  внимание детей к материалам, представленным в «оформленных» уголках,  или вводит дополнительные, удобные для него, правила по использованию. Например,  запрет на  перемещение игрушек и декораций  к настольному театру с полки, на которой они хранятся, способствует угасанию интереса детей к этого вида оборудованию и игнорированию его в свободной самостоятельной деятельности. Редкая сменяемость материалов в тематических уголках, тоже вызывает пресыщенность детей их наполнением и нежелание использовать в своей деятельности;
  2. несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным  интересам детей. Например, флажки и султанчики, хранящиеся в физкультурном уголке,  используются преимущественно на утренней гимнастике;  шапочки и медальоны для обозначения ролей персонажей подвижных игр сюжетного характера в свободной деятельности детей дошкольного возраста практически не применяются. Хранение образно-символических  материалов (картинок  и иллюстраций) в книжном уголке в папках с завязками пресекает желание детей их рассматривать.  Отсутствие в групповом ассортименте книжного уголка художественных альбомов для рассматривания, детских качественно иллюстрированных книжек для самостоятельного чтения и восприятия зрительного ряда  также не способствует привлечению внимания детей к объектам этой тематической зоны;
  3. прямой словесный («Положите на место металлофон – вы очень шумите») или негласный запрет на возможность использования материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности.   Это пресекает побуждения детей к их применению. Так, например, закрытая на стульчик дверь в спальню или раздевалку, где размещаются природный или физкультурный уголок отбивает охоту воспитанников к играм или наблюдениям в этих групповых пространствах.  Необходимость предварительного согласования с воспитателем  возможности  использования детьми материалов для рисования, хранящихся в изобразительном уголке, приводит  к тому, что в самостоятельной деятельности дети пользуются материалами, принесенными из дома, которые хранятся у них в индивидуальном ящичке стола;
  4. эстетическая малопривлекательность материалов, их ветхость и моральное устаревание, а также однотипность возможного использования не стимулируют интерес детей к их применению в свободной деятельности.

В ходе проведенного нами исследования одновременно с серией наблюдений  проводилась сравнительная беседа по теме «Удобно ли тебе жить в своей группе» с детьми старшего дошкольного возраста, посещающими традиционный детский сад и  детский сад, где воспитатели имели начальный опыт трансформации предметной развивающей среды группы в соответствии с рекомендациями Н.А. Коротковой.  

В ходе индивидуальных бесед было установлено, что в традиционном детском саду любимым местом группового пространства для самостоятельных игр и занятий   28,8 %  опрошенных дошкольников называют ковер как полифункциональную зону, в которой они играют, занимаются с конструктором, общаются со сверстниками.  Следующим по притягательности местом для самостоятельной деятельности 14,4 % детей  называют раздевальное помещение, где сосредоточено физкультурное оборудование и в относительной изоляции от основной массы детей группы можно спокойно «отбивать мяч», «играть в «съедобное – несъедобное» и т.п.

В это же время  предпочитаемым местом группового пространства для самостоятельных игр и занятий 48 % воспитанников детского сада, где предпринималась попытка разделить пространство на зоны для активных и спокойных видов деятельности с задействованным помещением спальни,  чаще всего называют именно спальное помещение в качестве наиболее привлекательного места в группе. Это определяется тем, что,  наряду с двухъярусными кроватями для организации сна детей, позволяющими экономить  пространство, в спальнях данного образовательного учреждения были  размещены  материалы к  активным сюжетным играм и играм  с правилами.  Использование этих материалов и пособий в удалении от пространства  для спокойных видов деятельности позволяет предотвращать возникновение конфликтов в детском коллективе и  создает условия для реализации потребности детей в двигательной активности.

Второй по привлекательности 24 %   воспитанников этого детского сада называют  рабочую зону, вокруг которой сосредоточено достаточное количество разнообразных игровых, познавательных и продуктивных материалов, позволяющих реализовать интерес детей к спокойным видам занятий: рассматриванию книг, играм с мозаикой, конструированию, рисованию, участию в сюжетных играх с мелкими игрушками и т.д.

Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости расширения границ группового пространства для организации свободной самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, за счет  помещений раздевальной комнаты и спальни.  Это требует от воспитателя более гибкого руководства образовательным процессом,  осмысленного и творческого подхода  к  наполнению пространственных зон.

На вопрос о том, что  бы дети  хотели изменить в своей группе, воспитанники обоих дошкольных учреждений дали схожие ответы. Чаще всего звучали предложения о необходимости приобретения дополнительных игрушек («побольше бы игрушек», «ну, машин там купить новых», «игрушек надо новых, с радиоуправлением»), а также касающиеся обновления дизайна интерьера группового помещения («другие обои поклеить», «переставить шкафы в группе», «машины новые купить, диванчики», «чтоб было весело и смешно, покрасивее, покрасил бы стены в разные цвета»).

Особо следует отметить ответ ребенка, который обобщил желания многих дошкольников,  сказав, что «сделал бы так, чтобы стало больше места, где играть».

По данным опроса детей 5 – 7 лет  также было установлено, что  воспитанники групп, где  столы расставлены рядами, как парты  в школе, чувствуют себя значительно менее уверенно и комфортно в организованных формах обучения, чем их сверстники, посещающие группы, где занятия и свободная деятельность чаще всего проходят за столами, совмещенными в общий большой стол (при этом, за дошкольниками  жестко не закреплено посадочное место, а так же  разрешено  свободное перемещение во время занятий).

В этом случае 91% детей отметили, что им удобно и комфортно заниматься вместе, тогда, как при школьной организации рабочей зоны 60% опрошенных указали на  наличие какого-либо физического («Руслан загораживает головой, мне не видно») или психологического дискомфорта («Я не хочу сидеть с Сережкой, он драчун»).

Эти данные подтверждают позицию Н.А. Коротковой, которая считает, что при сохранении «урочного» размещения детей (за партами) партнерская позиция взрослого невозможна. Ведь здесь взрослый при взаимодействии с детьми вынуждено занимает «учительскую позицию» и автоматически строит образовательный процесс по кальке со школьного урока.   Н.А.Короткова подчеркивает, что «для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста в партнерской форме необходимо максимально приближаться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть реальный круглый стол, или свободное расположение участников на ковре, или  вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования» [3].

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что проведенное нами изучение эффективности использования детьмистаршего дошкольного возраста  предметно-пространственной среды групповых помещений в современных дошкольных образовательных учреждениях позволило сделать следующие выводы:

  • жесткое зонирование предметно-пространственной среды группового помещения детского сада на уголки и изолированные тематические зоны, предписывающее использование материалов и оборудования в строго определенном месте и заданным способом, не предусматривает возможность  разнопланового и творческого его применения детьми старшего дошкольного возраста в свободной самостоятельной деятельности;
  • статичность и инертность предметного окружения,  громоздкость и неподъемность мебели, ее  крепление «намертво» к полу или стенам, не позволяет изменять групповое пространство в соответствии с задачами образовательного процесса и актуальными детскими интересами;
  • табу на использование пространства спален для размещения материалов и оборудования и организации активности детей (прямое от местных руководителей управлений образованием, скрытое – от авторов СаНПиНа) не только обедняет среду обитания дошкольника, сужая личное пространство, но и противоречит элементарному здравому смыслу: ведь дома никто не запрещает ребенку играть с товарищами в комнате, где стоит его кровать (См. п. 2.2.10 «Площади помещений групповой ячейки… спальня – площадью не менее 50 м2»; п. 2.4.13 «Спальни оборудуются стационарными кроватями»; П. 2.4.14 «Длина кровати для детей 3 – 7 лет составляет 140 см, ширина 60 см и высота 30  см. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.»; п.2.4.15. «Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей – 0,65 м, от наружных стен – 0,6 м, от  отопительных приборов – 0,2 м, между изголовьями кроватей – 0,3 м». Несложные арифметические подсчеты показывают, что размещение одноярусных кроватей из расчета на группу из 20 человек  занимает площадь более 55 м2, то есть  значительно превышающую расчетную. А в реальности во многих детских садах  действительные размеры спальни могут составлять 38 м2). Четкое выполнение нормативов по расстановке кроватей приводит к тому, что в спальне остаются узкие полосы-проходы, не позволяющие эффективно организовать оздоровительные мероприятия с детьми до и после сна, а также осуществлять воспитательные моменты, связанные с формированием гигиенических навыков дошкольников. Такое обустройство спален не предусматривает выделения и полноценного рабочего места для воспитателя, необходимого для подготовки к занятиям и работе с педагогической документацией.
  • директива авторов «СанПиНа»  на школьную расстановку столов, провоцирует воспитателей на использование архаичной классно-урочной, дисциплинарной  модели взаимодействия с детьми и не способствуют реализации личностно-ориентированной модели в образовании (См. п. 2.4.4. « в групповых помещениях… (используются) 4-местные столы – для детей младшей и средней групп,  2-местные столы с изменяющимся наклоном крышки  до 30 0 – для детей старшей и подготовительной группы»; п. 2.4.7. «2-местные столы (устанавливаются) не более чем в  три ряда; расстояние между рядами столов – не менее 0,5 м; расстояние от первого ряда столов до настенной доски – 2,5 – 3 м);
  • древность и ветхость материалов, представленных в тематических уголках, их эстетическая малопривлекательность и редкая сменяемость снижают интерес детей к содержанию тематических уголков, превращая их в «мертвые»  витринные зоны;
  • исключение детей из участия в оснащении уголков приводит к тому, что многие игрушки и материалы для свободной самостоятельной деятельности остаются невостребованными, а играть и заниматься дошкольники предпочитают с игрушками и материалами, принесенными из дома;
  • для повышения интереса детей к играм и материалам, представленным в уголках, воспитателю необходимо время от времени осуществлять   их частичную замену и  привлекать внимание к педагогически ценным пособиям, дополнительно мотивируя детей к играм и занятиям с ними собственным участием в совместной деятельности.

[1] Более подробно об основных культурных практиках см. Короткова Н.А.  Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста.

[2] Авторы статьи выражают благодарность руководству и педагогическим коллективам  дошкольных образовательных учреждений № 2301, 1324,  1343,  1652,  1649,   2454  г. Москвы  за  помощь в организации исследования.

[3] См. Короткова Н.А.  Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. —  Ребенок в  детском саду. — №  3,  2003.