РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. 1976 г. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР М.В. ЗАЛУЖСКАЯ.

В программе характеризуется роль детского сада как первой ступени в общей системе народного образования; раскрываются задачи, стоящие перед дошкольными учреждениями; подчеркивается руководящая роль воспитателя в педагогическом процессе. В ней определяется содержание физического, умственного, нравственного и эстетического
воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Для каждой возрастной группы программа строится по видам деятельности

Подготовительная к школе группа

Задачи воспитания. Воспитательная работа направлена на всестороннее развитие детей и подготовку их к школе.

На этой возрастной ступени приобретает особое значение все­мерное укрепление здоровья детей, их нервной системы, охрана слуха, зрения, голоса, формирование правильной осанки, совер­шенствование движений.

Необходимо расширять представления и знания детей о яв­лениях общественной жизни и природы. Воспитывать реалистическое понимание природных явлений. Формировать простейшие навыки учебной деятельности. Развивать у детей способность к анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивиду­альные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, учить делать обобщения, суждения и умозаклю­чения, формировать понятия. Развивать познавательные интере­сы детей, воспитывать устойчивость внимания, наблюдательность, любознательность, формировать интерес к учению и желание учиться в школе.

В целях подготовки детей к школе совершенствовать все сто­роны речи: произношение в соответствии с нормами родного язы­ка, грамматическую правильность, связность и последователь­ность высказываний, выразительность. Продолжать воспитывать фонематический слух, способность к слуховому анализу устной речи. Развивать образную речь. Развивать любовь и уважение к родителям и воспитателям, старшим членам семьи, выражающиеся в признании их авторитета, в уважении к их труду, в желании помочь им, делать прият­ное.

Большое внимание должно быть уделено воспитанию органи­зованности, дисциплинированности, коллективизма, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам. Важно воспиты­вать у детей умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывая друг другу помощь.

Воспитывать любовь к родному краю, родной природе, род­ному народу, дружеские чувства к другим народам.
Воспитывать любовь и уважение к В. И. Ленину— основателю нашего государства.

Воспитывать любовь к искусству, вызывать эстетическое от­ношение к общественным и природным явлениям, развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать художественный вкус, способность проявлять элементарное оценочное отношение к красивому в природе, в бы­ту, в произведениях искусства.

Воспитывать у детей любовь к книге, художественной лите­ратуре, способность чувствовать художественный образ; разви­вать поэтический слух (улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность чтения, чувствовать и понимать образный язык сказок, расска­зов, стихотворений.

Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, желание слушать любимые произведения, развивать мелодический слух, чувство ритма, тембровый слух, музыкальный вкус. Формировать певческие голоса детей, развивать выразительность пения, образ­ность и ритмичность движений, их ловкость и грациозность, координированность.

Развивать художественно-творческие способности: интересные замыслы в рисунке, лепке, аппликации; поиски средств вы­разительности.

Развивать самоконтроль, самооценку при выполнении работ.

Характеристика возраста. Втечение седьмого года жизни рост увеличивается в среднем на 10 см, а прибавка в весе состав­ляет 3,5 — 4 кг. Происходит дальнейшее развитие высшей нерв­ной деятельности, повышается работоспособность нервной сис­темы. Движения становятся более координированными и точны­ми. Наряду с основными движениями развиваются тонкие движе­ния кисти и пальцев рук. 

Сложнее и многообразнее становятся взаимоотношения ре­бёнка со взрослыми и детьми.

Переход в подготовительную к школе группу ставит ребенка, в особое положение: ребенок осознает себя на пороге новой, школьной жизни.

Вне занятий в коллективной деятельности детей возрастает самоорганизация и взаимоконтроль, складывается коллективное мнение и общие простейшие требования которые предъявляются самими детьми (в игре, в труде).

Все большее значение в этом возрасте приобретают занятия, а также дидактические игры и подвижные игры-соревнования. Ребенок понимает различие между игрой и серьезным делом, знает их время и место. В семье и в детском саду он выполняет постоянные обязанности, при этом важно, чтобы взрослые оцени­вали результаты детского труда,, его значение для окружающих, поощряли стремление ребенка браться за работу по собственному почину.

Познавательная деятельность ребенка приобретает более сложные формы. Восприятие становится целенаправленным. В результате систематического ознакомления с предметами или их изображением развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформиро­ваны важные сенсорные способности: точный глазомер, зритель­ная оценка пропорций, развитый фонематический и музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить движение ме­лодии, понижение и повышение звуков, звуки, различные по вы­соте и длительности, смену темпов в пении и чтении стихов.

В результате целенаправленного обучения развивается про­извольное запоминание и воспроизведение. Ребенок начинает использовать разные приемы запоминания: группирует материал по смыслу, многократно повторяет то, что нужно запомнить, и т. д. Дети усваивают некоторые родовые понятия, начинают овладе­вать простейшими логическими операциями. Детям становится доступным звуковой анализ речи: выделить звук в слове, опреде­лить, из каких звуков состоит слово. Развивается умение связно, подробно, в последовательности рассказывать о тех или иных событиях.

Овладение начальными формами учебной деятельности и уча­стие в коллективных формах трудовой и игровой деятельности приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных ка­честв личности. Развивается дисциплинированность, организован­ность.

В деятельности, имеющей значение не только для себя, но и для других, формируется коллективистическая направленность личности, чувство ответственности за порученное дело, склады­ваются дружеские взаимоотношения между сверстниками. В сов­местной деятельности возникают моральные переживания, свя­занные с оценкой своих и чужих поступков.

Закаливание. Длительность воздушных и солнечных ванн уве­личивается. При проведении водных процедур температуру воды продолжают снижать. У детей формируются устойчивые-привыч­ки к различным видам закаливания.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно, продолжитель­ность ее 10 — 12 минут. Утренняя гимнастика состоит из 5 — 6 упражнений для различных групп мышц, ходьбы, легкого бега в начале и разнообразных поскоков в конце. Каждое упражнение повторяется 6 — 8 раз. Ряд упражнений выполняется с предмета­ми (палками, обручами, мячами), из разных исходных положений.

Воспитание навыков личной гигиены

Вырабатывать навыки чисто и быстро умываться сухо выти­раться, мыть ноги перед сном, полоскать рот утром и после обеда, на ночь чистить зубы; своевременно пользоваться носовым плат­ком; быстро одеваться и раздеваться; следить за чистотой одеж­ды и обуви, замечать и устранять непорядок в костюме: пришить пуговицу, почистить одежду и обувь; уметь причесываться; бес­шумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться при­борами. Заботиться о порядке в групповой комнате, на участке, убирать свою постель в детском саду и дома.

Воспитание взаимоотношении

Укреплять у детей навыки общественного поведения: первы­ми здороваться со взрослыми (с сотрудниками детского сада, ро­дителями), вежливо прощаться, благодарить за оказанную по­мощь и заботу, оказывать помощь, услугу, например: уступить место, если взрослый стоит, принести стул, отворить дверь, под­нять уроненную вещь и др. Формировать умение вести себя ор­ганизованно, подтянуто в общественных местах; уступать место взрослым, маленьким детям; говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим. .

Продолжать развивать и укреплять дружеские взаимоотно­шения между детьми: вежливо и приветливо разговаривать Друг с другом, считаться с мнением -других, проявлять отзывчивость, защищать слабых, помогать друг другу. Воспитывать у детей го­товность и умение делиться с товарищами игрушками, материа­лами; воспитывать уважение к деятельности другого, не просить предмет, когда он нужен другому.

Воспитывать умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Формировать первоначальное представление о том, что на из­готовление каждого предмета затрачивается много труда и по­этому нужно бережно относиться к вещам.

На конкретных примерах (поступках окружающих людей, ге­роев художественной литературы) формировать моральные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености.

Ознакомление с окружающим и развитие речи

Научить детей свободно ориентироваться в пределах ближайшего к детскому саду и дому микрорайона: знать дорогу из дома в детский сад, усвоить правила поведения на улице и перехода через улицу; знать, где находится ближайший продовольственный магазин, булочная, почта, аптека; уметь определять время по часам и пользоваться отрывным календарем; знать, что запрещено играть со спичками, с огнем, открывать краны газовой плиты.

Воспитывать у детей интерес к деятельности взрослых. Расширять круг представлений о некоторых видах труда взрослых на фабриках, на стройках, в сельском хозяйстве, в быту, о значении той или иной работы; о материалах, из которых сделаны предметы домашнего обихода, о некоторых орудиях труда. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада, желание оказывать им посильную помощь.

Ознакомление с природой и развитие речи

Круглый год вести наблюдения погоды и сезонных изменений в жизни животных и растений, делать зарисовки в календаре природы.

Осенью. Наблюдать, как изменяется окраска листьев у разных деревьев и кустарников, как доцветают последние цветы, как изменяется поведение насекомых, птиц; собирать семена и плоды для подкормки зимующих птиц.

Зимой. Наблюдать зимнее небо в разное время дня, звезды, луну, восход и заход солнца. Отмечать свойства снега в разную погоду. Наблюдать за поведением зимующих птиц, подкармливать их. Оберегать деревья и кустарники на участке (не сгибать веток, не ломать их во время катания на санках, на лыжах).

Весной. Наблюдать изменение снега (рыхлый, грязный), появление ручейков, сосулек, капели, набухание почек, появление листьев, цветение деревьев, прилет птиц.

Летом. Наблюдать смену цветочного покрова на лугах и в цветнике, созревание плодов на огороде и в саду, появление в лесу грибов и ягод. Во время прогулок в поле, в лес, на луг собирать травы, цветы, злаки, грибы для рассматривания на занятиях. Наблюдать насекомых, птиц, домашних животных в ближайшем окружении.

Наблюдать за работой взрослых на участке детского сада, в парке, в поле. Оказывать посильную помощь. Расширять кругозор детей, развивать мышление, речь, любознательность и эстетические вкусы.

Развитие речи

Пополнять словарь детей в различных видах деятельности, во время индивидуального общения воспитателя с ребенком.

Поощрять разговоры детей о виденном, давая оценку явлени­ям и поступкам, о которых дети рассказывают, воспитывать со­ответствующее отношение детей к ним.

Приучать детей рассказывать не торопясь, помогать им на­ходить нужные слова, выражения, тактично исправлять грамма­тические ошибки в речи детей.

В целях воспитания любви к художественной литературе по­ощрять стремление детей слушать стихи, рассказы, сказки, под­держивать разговоры детей о книгах (о содержании и иллюстра­циях). В разговорах с детьми употреблять подходящие послови­цы, поговорки. Поощрять использование их детьми.

Труд

Развивать трудовую деятельность детей, расширяя круг их трудовых обязанностей, приучая к более сложным формам тру­довой деятельности.

Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение сго­вариваться, распределять обязанности для выполнения работы, намечать ее последовательность, работать дружно, быстро, ак­куратно, оказывать помощь друг другу; развивать стремление браться за работу по собственному почину, а не только по пред­ложению воспитателя, бережно относиться к материалу и ин­струментам.

Воспитывать стремление трудиться на общую пользу.

Обеспечить рациональную организацию труда детей в раз­ное время дня: утром (до занятий) —дежурство по столовой, по уходу за растениями и животными в уголке живой природы, по подготовке к занятиям; работа в огороде и цветнике организует­ся преимущественно по утрам и вечерам.

Ввести более длительные индивидуальные поручения (на 1—2 недели), например: уход за каким-либо растением, животными, поддержание порядка в шкафу, где находятся книги и настоль­ные игры.

Хозяйственный труд

Приучать к еженедельной уборке групповой комнаты: выти­рать стулья, подоконники, строительный материал, мыть игруш­ки, стирать и гладить кукольные платья, белье, ленты (этот труд организуется в конце недели во вторую половину дня).

Следить за чистотой участка и украшать его. Зимой на уча­стке делать горку, снежные валы, ледяные дорожки, постройки из снега и льда, украшать их цветными льдинками. Расчищать дорожки, сгребать снег к стволам деревьев (знать, зачем это нужно). Летом поливать песок в песочном дворике.

Усложнять обязанности дежурных: воспитывать умение ра­ботать согласованно, договариваясь о распределении обязанно­стей, работать легко, ловко, в достаточно быстром темпе, умело обращаться с предметами.

Приучать дежурных аккуратно и быстро раскладывать материалы и пособия для занятий и своевременно убирать их; дежурных по столовой — накрывать столы, украшать их цветами, разносить вторые и третьи блюда, собирать посуду подметать пол, убирать со стола,

Труд в природе

Организовать труд детей на участке и в уголке течение круглого года. Связать труд с наблюдениями за развитием растений и животных.

Приучать детей осенью на своем участке сгребать листья в <учу для сжигания, свозить ботву в ямы; принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев, кустарников, многолетних цветущих  растений. Заготавливать корм для зимующих птиц (ягоды рябины, можжевельника и др.). Принимать участие в изготовле­нии и развешивании кормушек; в конце осени начинать подкормку птиц. Пополнять уголок природы обитателями водоема.

Зимой подкармливать зимующих птиц; ухаживать за рыбками и другими обитателями аквариума; чистить клетки для живот­ных, насыпать песок, давать корм и воду; под руководством во­спитателя чистить аквариум. Проводить посадку корнеплодов (петрушка, свекла, морковь), посеять овес.

Весной перекапывать, рыхлить землю, делать гряды и клумбы, сеять крупные и мелкие семена (гвоздики, репы, моркови и пр.), поливать всходы, высаживать рассаду на огороде (огурцы, помидоры, капуста), в цветнике (астры, анютины глазки, левкои, львиный зев, шалфей (сальвия) или др.); участвовать в пересадке и черенковании комнатных растений, различать у растения корень, стебель, почку, лист, цветок, семя.

Летом на огороде, в саду, в цветнике поливать, пропалывать, прореживать, окучивать, подвязывать растения, рыхлить землю. Знакомить со значением этих работ (влияние их на уро­жай). Учить отличать культурные растения от сорных трав. Вы­ращивать растения из черенков (для школы, в подарок роди­телям).

В уголке природы ухаживать за животными и растениями: кормить рыбок, птиц, следить за состоянием комнатных расте­ний, самостоятельно определять необходимость поливки расте­ний; следить за чистотой комнатных растений, опрыскивать их из пульверизатора. Наблюдая за состоянием погоды, ростом и развитием растений, животных, делать отметки в календаре при­роды (в рисунках).

Ручной труд

Работа с бумагой и картоном: сгибание, склеивание, сши­вание, резание ножницами, вырезывание по выкройке. Учить  детей делать игрушки, пособия, ремонтировать книги, коробки, мастерить сувениры к 8 Марта.

Работа с тканью: вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить кукольную одежду, мешоч­ки для семян и т. д.

Работа с деревом: сколачивание, распиливание, окраска (из­готовление игрушек). Учить пользоваться молотком, клещами, пилой.

Работа с мочалом, травой, корой, листьями и т. д. Учить де­тей плести корзиночки, коробочки, кукольные шляпы и другие игрушки (летом).

Работа с деревом и другим природным материалом проводит­ся в весенне-летний период, на участке, с небольшими группами детей.

Занятия

Формировать учебную деятельность детей: внимательно слу­шать педагога, дополнять высказывание товарища, действовать по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно выполнять поставленную воспитателем умственную задачу, пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, грам­матически правильно выражать свои мысли, правильно оцени­вать результаты своей деятельности.

Ознакомление с окружающим и развитие речи

Ознакомление с жизнью и трудом окружающих людей имеет целью воспитание любви к Родине, уважения к труду советских людей, интерес к событиям общественной жизни.

Школа. Все дети с 7 лет поступают в школу. В школе учени­ки учатся читать, писать, считать, узнают много интересного и полезного: о разных странах и разных городах, о том, как люди научились делать машины, ракеты, как летают в космос. В детском саду дети готовятся к школе, чтобы быть хороши­ми учениками.

Октябрята и пионеры. Детей в I классе принимают в октяб­рята Октябрята носят  красные звездочки, хорошо учатся, устраивают интересные игры, ухаживают за растениями, помогают друг другу. Лучших учеников в III классе принимают в пионеры. Пионеры заботятся о младших и помогают старшим. Ходят в ин­тересные походы, узнают много нового. Высаживают цветы у па­мятников героев революции и Великой Отечественной войны.

Библиотека. В библиотеке много интересных книг. Их выдают на дом для чтения взрослым и детям. Книги, журналы можно читать в читальне. Библиотекарь помогает выбрать нужную кни­гу,устраивает выставки. Книгами надо пользоваться, бережно и вовремя возвращать их.

Чтобы книга получилась хорошей, над ее созданием трудятся много людей: писатель пишет рассказы, стихи, художник делает рисунки; рабочие печатают книги на машинах; переплетчик дела­ет переплет. Книги в групповой библиотеке надо своевременно приводить в порядок.

Труд взрослых. Обобщить представления о труде взрослых, полученные в предшествующих группах: труд на пользу общест­ва— почетное и нужное дело. Особо отличившихся в работе от­мечают премиями, грамотами, медалями, орденами.

Ознакомить детей с конкретными видами труда: наиболее по­нятным детям трудом родителей (учительница учит, детей, поч­тальон в любую погоду доставляет людям письма, телеграммы, газеты, журналы; капитан ведет пароход); видами труда, рас­пространенными в данной местности (сельское хозяйство, труд на железнодорожном транспорте и т. п.).

Родная страна. Формировать представление о Родине (рас­сказы воспитателя, чтение книг, рассматривание картин, наблю­дение окружающего).

7 Ноября — годовщина Великой Октябрьской социалистиче­ской революции. Это день рождения нашей страны. Наша Роди­на—Советский Союз — велика и могущественна; разнообраз­на природа нашей страны. В нашей стране живут различные на­роды (русские, украинцы, белорусы, литовцы, грузины и т. д.), имеющие свой язык, свои сказки, песни. В зависимости от при­родных условий они занимаются различными видами труда. Все народы нашей страны дружны и помогают друг другу, любят свою Родину — Советский Союз, трудятся на ее благо, вместе защищали ее от врагов. Советские люди уважают трудящихся других стран, дружат с ними. 1 Мая — праздник дружбы трудя­щихся всего мира. К нам в гости приезжают трудящиеся из дру­гих стран.

В Советском Союзе много республик; мы живем в Советской России. Москва— главный город Советского Союза. Здесь, в Кремле, работает наше правительство. Оно заботится о том, чтобы всем советским людям — взрослым и детям —жилось хо­рошо.

В Москве жил и работал основатель нашего государства В.И. Ленин. Все советские люди, трудящиеся всего мира любят Ленина, чтут его память. У Мавзолея В. И. Ленина днем и но­чью стоит почетный караул.

1 Мая на Красной площади бывает демонстрация трудящих­ся, а 7 Ноября — парад Советской Армии и демонстрация.

Воспитывать уважение к государственному гербу и флагу. Рассказать, что, когда звучит Гимн Советского Союза, все долж­ны встать.

Советская Армия — защитница нашей Родины. Советская Армия хорошо вооружена. Солдаты и офицеры Советской Армии в войне с фашистами совершили много подвигов и побе­дили. Рассказать детям о подвигах на фронте и в тылу их земля­ков и родных. Прививать уважение к памяти павших бойцов: беречь обелиски, памятники, выращивать около них цветы или возлагать букеты, венки; мальчиков приучать снимать головные уборы у памятников.

23 февраля — День Советской Армии.

В. И. Ленин и его соратники. В. И. Ленин — основатель Со­ветского государства. Владимир Ильич и его соратники — Н. К. Крупская, Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин — заботи­лись о рабочих, крестьянах, детях. Советские люди возлагают венки, цветы к памятникам В. И. Ленина и его соратников.

22 апреля —день рождения В. И. Ленина.

Ознакомление с природой и развитие речи

Продолжая знакомить детей с живой и неживой природой, формировать у них начатки реалистического представления о природных явлениях, об их обусловленности естественными при­чинами.

Подводить детей к обобщению накопленных представлений о животных, растениях, к образованию элементарных понятий . (животные дикие и домашние, хищные и травоядные, растения культурные и дикорастущие и т. д.), к пониманию зависимости ’ сезонных изменений в живой природе от солнечного света и . тепла.

Развивать наблюдательность, способность искать и обнару­живать ближайшие причины наблюдаемых явлений и делать вы­воды (лед растаял потому, что стало тепло; растение засохло потому, что очень жарко и не хватает влаги, и т. д.). Воспи­тывать деятельную любовь к природе, умение заботиться о рас­тениях и животных на своем участке и в уголке природы, нетер­пимость к бессмысленной порче растений и уничтожению живот­ных, воспитывать любовь к родной природе, способность  воспринимать красивое в природных явлениях. Выяснять некоторые непосредственно воспринимаемые условия, необходимые для развития живых существ. Отмечать повторяющиеся явления в жизни растений (от посева семян до созревания плодов), живот­ных (от беспомощного новорожденного детеныша до взрослого животного).

Знакомить с тем, как осуществляется охрана природы (запрещение самовольных порубок деревьев, разжигания костров в сухое время года; запрещение охоты на птиц весной и в начале лета, когда они выводят птенцов; подкормка зимой диких живот­ных— оленей, лосей; расчистка прудов т. д.).

Знакомить детей с трудом людей в поле, в саду, на огороде, в птичнике, на животноводческой ферме.

Осенью. Устанавливать отличие осенних явлений от летних, последовательность осенних изменений в живой и неживой при­роде (изменяется окраска листьев, начинается листопад, насе­комые прячутся под кору деревьев, перелетные птицы улетают в теплые страны, идут частые дожди, начинается похолодание ит. д.); взаимосвязь изменений в неживой природе и живой (ста­новится холоднее замирают насекомые, перелетные птицы уле­тают на юг).

Собирать и различать по внешнему виду семена растений (настурция, ноготки, мак, астра; огурец, тыква, помидор и др.).

Рассказывать о труде людей осенью в колхозах и совхозах: уборка урожая, подготовка к посеву озимых и посев, посадка кустарников и деревьев, подготовка к зимовке плодовых де­ревьев.

Зимой. Обобщать характерные признаки в жизни живой и неживой природы; сравнивать зиму с осенью и летом (погода зимой и летом, длительность дня и ночи зимой и летом и т. д.). Рассказывать, как звери, птицы и рыбы приспособились к зиме {многие дикие звери прячутся в норах и берлогах, зимующие птицы перебираются поближе к человеческому жилью, рыбы зимуют на дне водоемов).

Рассказывать об уходе за животными на фермах, о ремонте сельскохозяйственных машин, о подготовке семян.

Весной. Формировать обобщенное представление о последо­вательном ходе весны и изменениях в неживой и живой природе под влиянием солнечного тепла: начинаются частые оттепели, появляются проталины, сосульки, тает снег, вскрываются реки, . начинается ледоход, распускаются почки, наступает цветение, . появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы, вьют гнезда, кладут яйца и высиживают птенцов, пробуждаются от зимней спячки звери. Рассказывать о труде людей на полях (па­хота и сев), в садах (уход за плодовыми растениями), на огоро­дах (посев овощей, высадка рассады, на фермах (выгоняют домашний скот на пастбище).

Летом. Расширять, уточнять и обобщать представления де­тей о тех изменениях, которые происходят в окружающей приро­де в это время года. Учить сравнивать лето с зимой, осенью и весной, обобщать характерные приметы каждого времени года, н Знакомить детей с животными и растениями ближайшего окру­жения (домашние и дикие животные, травы, кустарники, дере­вья), с внешним видом животных, их повадками; местом произрастания растений, со значением животных и растений в жизни людей (продукты питания, материалы для строительства, для одежды и т. д.), формировать общие понятия.

Знакомить с трудом людей на полях, в садах, на огородах, на животноводческих фермах.

Организуя ознакомление детей с природными явлениями, раз­вивать любовь и эстетическое отношение к родной природу стремление изображать виденное в рисунках, обогащать запас слов детей,  учить связно и выразительно рассказывать.

Родной язык

Обогащение словаря. Расширять и активизировать: запас слов детей наименованиями предметов и их качеств, действий и их качеств; приучать пользоваться словом в правильной грам­матической форме; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова: зеленый — зеленоватый, высокий — высотный, большой — огромный; кукла — куколка, волк — волчишко; есть — кушать, одевать — надевать и т. п.; учить понимать смысл образных вы­ражений в загадках, стихах, сказках.

Воспитание звуковой культуры речи детей[1]. Упражнять в правильном произнесении всех звуков родного языка. Совер­шенствовать произношение слов согласно нормам литературного языка. Учить говорить не торопясь, достаточно громко, без на­пряжения. Развивать интонационную выразительность речи’

Обучение рассказыванию. Закреплять речевые умения, полученные ранее.

1 квартал

Учить детей передавать литературный текст (сказки, расска­за) последовательно, без пропусков и повторений. Использовать в пересказе, выразительные средства, характерные: для сказок (зачин, повторы, песенки действующих лиц и т. п.). Выразитель­но передавать диалог (интонации вопроса, ответа, восклицания, просьбы, угрозы). В рассказах о виденном на экскурсиях учить пользоваться точными наименованиями предметов, их частей, качеств, действий; указывать место и время событий. Вырази­тельно читать стихи в лицах.

Воспитывать грамматически правильную речь в пересказах, в собственных рассказах детей по картинам и на темы из их личной жизни (об играх, прогулках).

2 квартал Продолжать работу, которая велась в I квартале. Развивать при рассказывании по картине способность самостоятельно при­думывать события, предшествующие, изображенным и после­дующие. Воспитывать умение живо, связно, последовательно описывать простоте случаи из собственной жизни.


[1] Материал первых двух, разделов: «Обогащение словаря» и «Воспитание звуковой культуры» поквартально не распределяется.

3 квартал

Продолжать работу, проводимую в I и II кварталах; описы­вать картину, не выходя за пределы изображенного. Учить де­тей составлять небольшие рассказы на сюжет, предложенный воспитателем (придумывать завязку, ход событий и развязку, описывать место и время действия). Учить соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рас­сказах на реальные темы. Эмоционально передавать пережива­ния действующих лиц. Учить придумывать загадки, используя прием сравнения. Воспитывать внимательное и доброжелатель­ное отношение к ответам и рассказам других детей.

4 квартал

Закреплять навыки и умения детей, полученные в предше­ствующих кварталах.

Драматизировать сказки, использовать пословицы, поговор­ки в речи персонажей.            .

Заучивать наизусть стихи.

Подготовка к обучению грамоте и развитие речи. В подгото­вительной группе речь впервые становится для7 детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов[1].

Составлять предложения из двух слов (например: «Маль­чик сидит», «Птица поет», «Мы гуляем»); членить предложения на слова с указанием их последовательности (назови первое сло­во, второе слово).

Составлять предложения из трех-четырех слов без предлогов и без союзов (например: «Девочка собирает цветы»; «Мальчик нарисовал большой самолет»). Указывать последовательность слов (назови первое слово, второе слово, третье, четвертое).

Закреплять в практических упражнениях представления о предложении, слове (без грамматического определения).

Членить слова на слоги (для детей — части): ма-ма, ка-ша и т. п. Составление слов из слогов (устно).

Делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами (ма-ши-на и т. п.) .

Художественная литература

Развивать любовь к разным жанрам детской художественной литературы и фольклора. Учить отвечать на вопрос, что понра­вилось в данном произведении, мотивированно .„оценивать пове­дение персонажей:

При обучении выразительному чтению наизусть и расска­зыванию совершенствовать умения детей пользоваться смысло­выми ударениями, паузами и интонациями.


[1] Эта задача осуществляется на протяжении всего года.

Развивать любовь к разным жанрам детской художественной литературы и фольклора. Учить отвечать на вопрос, что понра­вилось в данном произведении, мотивированно .„оценивать пове­дение персонажей:

При обучении выразительному чтению наизусть и расска­зыванию совершенствовать умения детей пользоваться смысло­выми ударениями, паузами и интонациями.

1 квартал

Для рассказывания детям: «Хроменькая уточка» (перевод с украинского А. Нечаева); Д. Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца»; «Кукушка» (ненецкая сказка).

Для чтения: С. Михалков, «В Музее В. И. Ленина»; А. Коно­нов, «Субботник», «Поездка в Кашино»; С. Баруздин, «Страна, где мы живем» (книга читается на протяжении всего года); Л. Кассиль, «Москва»; С. Маршак, «Рассказ о неизвестном герое»;’ И. Винокуров, «Как самолет в поле работает», «Воздушный охотник», «Летит высоко, а видит глубоко» (из книги «Са­молет летит» — по выбору воспитателя); С. Сахарнов, «Кто достал якорь» (из книги «Самый лучший пароход»); Я. Тайц, «По ягоды»; В. Катаев, «Грибы»; М. Пришвин, «Еж»; Б. Житков, «Обвал»; А„ Барто, «Вовка — добрая душа»; В. Маяковский, «Кем быть?»; В. Осеева, «Волшебное слово»; А. Пушкин, «Сказ­ка о рыбаке и рыбке», «Уж небо осенью дышало…»; Н. Носов. «Карасик».

Для заучивания наизусть: Ю. Яковлев, «Ленинской дорогой»; А.  Алексин, «Флажок»; П. Воронько, «Мальчик Помогай»; С. Маршак, «Ноябрь»; С. Дрожжин, «Привет»;’И. Крылов, «Ле­бедь. Щука и Рак»; В. Берестов, «Читалочка».

2 квартал

Для рассказывания детям. В. Одоевский, «Мороз Иванович»; «Сивка-бурка» (русская народная сказка в обработке М. Була­това); П. Бажов, «Серебряное копытце».

Для чтения: А. Кононов, «Опасный путь», «В Смольном»; 3. Воскресенская, «Секрет» (из книги «Рассказы о семье Улья­новых»); 3. Александрова, «Песня о Чапаеве»; С. Маршак, «Ле­дяной остров»; Г. Скребицкий, «Осень», «Зима»; Н. Павлова, «Зимняя пирушка»; Г. Снегирев, «Скворец»; А. Гайдар, «Чук и Гек»; С. Михалков, «Как друзья познаются».

Для заучивания наизусть: Е. Трутнева, «С Новым годом!»; Л. Квитко, «Медведь в лесу»; И. Никитин, «Встреча зимы»; А. Пушкин, «Зима!… Крестьянин торжествуя.,.»; С. Есенин, «Поет зима—аукает», «Береза» (по выбору воспитателя); Н. Некрасов, «Мужичок с ноготок»; С. Михалков, «Заяц-портной».

3 квартал

Для рассказывания детям: «Снегурочка» (русская народная сказка в обработке И. Карнауховой); «Царевна-лягушка» (рус­ская народная сказка в обработке А. Толстого); Г. X. Андерсен, «Принцесса на горошине».

Для чтения: А. Кононов, «Большое дерево»; Н. Саконская, «В гостях у Ленина»; М. Зощенко, «Охота»; И. Туричин, «Че­ловек заболел»; Н. Дилакторская, «Почему маму прозвали Гришкой?»; Н. Павлова, «Желтый, белый, лиловый»; М. Приш­вин, «Золотой луг», «Ребята и утята»; А. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»; Н. Некрасов, «Дедушка Мазай и зайцы»; Л. Тол­стой, «Прыжок», «Лев и собачка»»

Для заучивания наизусть: П. Воронько, «Журавли»; Я. Аким, «Цветные огоньки»; И. Токмакова, «Весна», «Сосны» (по выбору воспитателя); А. Блок, «На лугу»; Ф. Тютчев, «Весенние во­ды»; Я. Колас, «Песня о весне»; Е. Благинина, «Черемуха».

4 квартал

Для рассказывания детям: С. Маршак, «Двенадцать меся­цев» (новогодняя сказка); М. Горький, «Воробьишко»; В.Катаев «Цветик-семицветик»; Г. X. Андерсен, «Гадкий утенок».

Для чтения: Б. Житков, «Красный командир»; С. Баруздин, «Шел по улице солдат»; С. Алексеев, «Снегирь»; С. Маршак, «Первое сентября…»; Л. Воронкова, «Подружки идут в школу»; Бианки, «Лесные домишки»; В. Сутеев, «Разные колеса»; С. Маршак, «Дом, который построил Джек»; С. Баруздин, «Рави и Шаши»; С. Маршак, «Откуда стол пришел?»; И. Соколов-Микитов, «Листопадничек»; Н. Юсупов, «Голубь и пшеничное зер­но»; Н. Павлова, «Земляничка»; П. Ершов, «Конек-горбунок»; Л. Толстой, «Косточка»; Б. Житков, «Что я Еидел».

Для заучивания наизусть: Н. Саконская, «В гостях у Ленина»; 3. Александрова, «В школу»; Е. Серова, «Гвоздика», «Неза­будка»; Е. Благинина, «Одуванчик»; И. Крылов, «Ворона и Лиси­ца», «Стрекоза и Муравей».

Развитие элементарных математических представлений

Количество и счет. Закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах десяти, счет на слух, по осязанию, отсчитыва­ние предметов в соответствии с указанным числом из большего количества (с открытыми глазами и с закрытыми).

Называть смежные числа к названному числу, называть последующее и предыдущее число, понимать выражение «до» и «после».

Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?».

Учить определять количественный состав числа из отдельных -единиц на конкретных предметах в пределах 10 (8 —это 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1 и еще 1); считать количество однородных и разнородных предметов в любом расположении (по кругу, в квадрате, в ряд). Учить разлагать число на два меньшие числа, а из двух мень­ших чисел составлять одно число (на конкретном материале) в пределах 5.

Учить делить предмет на 2, 4 равные части (например, раз­резать яблоко, булку, лист бумаги и т. д.); на конкретном мате­риале устанавливать, что целое больше части, «а часть меньше целого.

Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание на наглядном материале. При решении задачи учить; детей рассуждать, развивать их логическое мышление.

Величина. Учить измерять длину, ширину, высоту окружаю­щих предметов с помощью условной мерки, определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки (например, измерять чашкой количество воды в графине, измерять кружкой количество крупы в пакете и др.).

Продолжая развивать глазомер, учить проверять свои опре­деления на глаз измерением с помощью условных мерок.

Форма. Развивать сообразительность детей: видоизменять геометрические фигуры, составляя из нескольких треугольников четырехугольник, пятиугольник; из частей круга полный круг и т. д. Уметь находить в жизненных предметах — известные де­тям формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, шар, куб, ци­линдр).

Ориентировка в пространстве. Упражнять в определении расположения предметов в помещении, на листе бумаги.

Ориентировка во времени. Приучать укладываться на заня­тии в отведенное время. Закреплять знание последовательности дней недели и времен года. Знакомить с названием текущего ме­сяца.   —

Рисование, лепка, аппликация

Учить во время наблюдений замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и разли­чие, видеть богатство цветов и форм окружающего мира, поощ­рять творческую активность при выполнении замыслов; учить воспринимать произведения искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, произведения декоративного искусства).

1 квартал

Рисование. Побуждать детей отражать в рисунках впечатле­ния от осеннего леса, парка, передавать колорит осени, разнооб­разное строение и окраску деревьев, кустов; изображать автомо­били, самолеты, пароходы, поезда, строительство домов.

Учить составлять симметричные узоры на полосах, квадра­тах, кругах из листьев, цветов, ягод, а также из линий разного характера — кругов, дуг, точек, рисуя красками и карандашами; использовать, . различать и называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и нейтральные (черный, белый, темно-серый, светло-серый), уметь смешивать цвета для получения новых сочетаний.

Закреплять умение располагать предметы в пространстве, на широкой плоскости земли, правее, левее, выше, ниже (т.е. ближе и дальше), без передачи перспективы.

Свободно владеть кистью: использовать наклонное положе­ние для получения широких полос и мазков и вертикальное положение — для рисования концом кисти. Вырабатывать умение ровно закрашивать краской все части рисунка; рисовать

контур карандашом легкой линией, закрашивать карандашом или красками рисунок легкими движениями, менять направление штрихов или мазков согласно форме изображения.

Лепка. Учить детей лепить из одного куска предметы прос­той формы (овощи, фрукты) и более сложной (птица, конь, кукла) по типу народных глиняных игрушек, основываясь на знании объемных форм: шара, цилиндра, конуса. Учить пере­давать характерные движения человека, животного, достигая в позах выразительности (мальчик держит флажок, собака бежит).

Аппликация. Учить детей вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое (листья, лепестки)/предметы разной формы по частям из бумаги разного цвета. Красиво распола­гать . аппликацию на листе бумаги (осенние цветы, ветка с осен­ними листьями, золотая осень, дом с флагами, грузовик, ков­рик), выполнять коллективные работы (праздничная улица, наш аквариум)..   

2 квартал

Рисование. Учить изображать с натуры отдельные предме­ты, передавая их форму, строение, характерный цвет (ветку ели; сосны; рыб, птиц, игрушки, кукол), изображать предметы и группы предметов, связанные одним содержанием, по памяти (наш участок, новогодний праздник, деревья в снегу, улица го­рода), располагать рисунок в зависимости от размера и формы листа бумаги[1].

Выполнять задания, построенные на тональных сочетаниях одного и того же цвета (город в тумане, зимний день). На заня­тиях по замыслу учить детей выбирать формат бумаги в соответ­ствии с задуманным содержанием, выразительно передавать об­раз в рисунке.

Темы для рисования можно брать из литературных произве­дений (стихи о зиме), сказок («Лисичка-сестричка и волк», «Гу­си-лебеди», «Морозко»). 

Учить составлять узоры на цветном фоне, ритмично распола­гать узоры на листах бумаги в виде треугольника, многоуголь­ника, сочетать крупные и мелкие формы, включая в узор завитки. .           .                                     ..

Лепка. Учить детей лепить , небольшие скульптурные группы из двух, трех фигур, передавая пропорциональные соотношения, динамику действия («Три медведя», «По щучьему велению», «За­бавы детей»); расписывать лепку.

Аппликация. Учить вырезывать на глаз из листа бумаги не­сложные силуэтные изображения (птица/заяц и др.), передавая  их характерную форму; вырезывать симметричные узоры и предметы из бумаги, сложенной вдвое (елка, куколка, петрушка, кукла-космонавт); составлять из вырезанных фигур сюжетные ком­позиций.

3 квартал

Рисование. Учить детей передавать строение и характерные детали натуры (ветки с почками, с распустившимися листьями, первые цветы); по памяти, на основе наблюдений, изображать в рисунках группы предметов (цветущий плодовый сад, прилет птиц и т. д.). Учить детей изображать природу в разное время года, в разное время дня; картины праздника, эпизоды сказок, литературных произведений.

Учить рисовать многокрасочные букеты, ветки с цветами, яго­дами на темной бумаге в форме прямоугольника, овала; знако­мить с узорами на изделиях народных мастеров (хохломская роспись по дереву, жостовские подносы).

Лепка. Учить выполнять коллективные работы, соразмеряя по величине свои изображения с другими («Дедушка Мазай и зайцы», птицеферма, зоопарк и т. д.).

Аппликация. Продолжать учить силуэтному вырезыванию, де­лать силуэты к сказкам для игры в теневой театр («Колобок», «Лиса и заяц» и др.); выполнять аппликации (деревья в цвету, ледокол во льдах, прилет грачей, луг с цветами) индивидуально и коллективно.

4 квартал

Летом дети рисуют с натуры деревья, полевые цветы и яго­ды; лепят крупные фигуры животных; составляют декоративные рисунки из цветов, ягод, ветвей; выполняют коллективно круп­ные аппликации (букет цветов, рыбы в воде, ветки с яблоками и т.д.). Работы детей можно использовать для игр, для украше­ния групповой комнаты.


[1] По мере возможности использовать в рисовании угольный карандаш, цветные восковые мелки, пастель.

Конструирование

Учить детей видеть конструкцию предметов и анализировать ее: выделять основные части, знать их названия, определять их формы по сходству со знакомыми геометрическими телами, определять относительную величину частей (больше — меньше, выше—ниже, шире—уже), устанавливать пространственное рас­положение частей относительно друг друга.

1 квартал

Учить сооружать из строительного материала различные по величине и форме здания, мосты, автомашины с предваритель­ным планированием как отдельных этапов, так и всего хода постройки; определять, какие детали строительного материала более всего подходят для постройки (полученные умения при­менять в течение года).

народные песни, революционные, современные советские песни, песни других., народов); развивать способность чувствовать и; различать музыку, спокойную, веселую, торжественную, груст­ную, узнавать знакомые произведения, называть любимые; раз­личать и называть танец, колыбельную, марш, части произведе­ния (вступление, заключение, запев, припев, фразы); разви­вать желание слушать любимые произведения, высказывать^ о них.

Пение. Учить детей выразительному пению: петь звонким го­лосом, напевно, легким, подвижным звуком; брать дыхание пе­ред началом пения и между музыкальными фразами; не подни­мать плечи, удерживать дыхание до конца фразы; произносить отчетливо слова песни, правильно передавать гласные звуки, согласные в конце слова.

Учить детей самостоятельно, всем вместе начинать и закан­чивать песню, сохранять указанный темп, петь, ускоряя, замед­ляя, усиливая и ослабляя звучание, смягчать концы музыкаль­ных фраз, точно выполнять ритмический рисунок, правильно передавать мелодию, слушать себя и других, исправлять свои ошибки в пении, выразительно исполнять знакомые песни с со­провождением и без него. Вспоминать песни, разученные в пре­дыдущих группах, петь их с оттенками. Различать движение ме­лодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки. . Познакомить с названиями нот, объяснить, что ноты, обозначающие более вы­сокие звуки, расположены на нотных линейках выше, а низкие— ниже. .

Учить импровизировать звукоподражания (ау, ку-ку). и раз­личные попевки на основе хорошо усвоенных, певческих навыков.

Учить петь коллективно и индивидуально, сохраняя правиль­ную осанку во время пения.

Музыкальный руководитель должен охранять голоса детей, разучивать песни в пределах до1 (ре1) —до, до диез — ре2.

Музыкально-ритмические движения. Учить детей выразитель­но и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой: (уси­ление, ослабление звука), регистрами (выше, ниже в пределах одного регистра); ускорять и замедлять движение; отмечать в движении метр, метрическую пульсацию; акценты, несложный ритмический рисунок; менять движение в соответствии с музы­кальными фразами; самостоятельно начинать движение после вступления.

Научить детей выполнять в соответствии с характером музы­ки следующие движения: ходить торжественно-празднично, мяг­ко-плавно, бегать легко-ритмично, стремительно и широко, рит­мично скакать с ноги на ногу, меняя характер движения (легко и сильно); выполнять движения с предметами и без них (плавно и энергично); ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в народных плясках и хороводах; выразительно передавать раз­личные игровые образы; (трусливый заяц, хитрая лиса).

Учить танцевальным движениям: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, плавные движения рук, хлопки в различном ритме; исполнять вырази­тельно, непринужденно пляски, состоящие из этих движений. На­учить детей терминам: шаг польки, переменный шаг, шаг галопа. ±

Воспитывать творческие способности детей: инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного движения в играх, комбинировать элементы танцевальных движений, составлять несложные композиции плясок.

Игра на детских, музыкальных инструментах. Учить играть простейшие мелодии индивидуально и в ансамбле.

Музыкальный репертуар для подготовительной группы

1 квартал

Слушание музыки: «Нас много на шаре земном», «Осень», музыка Ан. Александрова; «Детская полька», музыка М. Глинки; «Марш», музыка С. Прокофьева; «Вальс», музыка Н. Леви.

Пение: «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», русские народные прибаутки; «Падают листья», музыка М. Красева; «Журавли», музыка А. Лифшица; «Праздник Октября», музыка , Ю. Слонова; «Праздник веселый», музыка Д. Кабалевского; «Без труда не проживешь», музыка В. Агафонникова; «Гуси», музыка А. Филиппенко.

Игры: «Заинька», «Плетень», русские народные песни; «Бери флажок», венгерская народная мелодия; «Здравствуй, осень», музыка В- Витлина; «Метро», музыка Т. Ломовой.

Пляски и упражнения: «Калина», русская народная песня; / «Парная пляска», карельская народная, мелодия; «Попляшем», Й- музыка Е. Тиличеевой; «Веселые скачки», музыка Б. Можжеве- лова; «Мельница», музыка Т. Ломовой.

2 квартал

Слушание музыки: «Болезнь куклы», «Новая-кукла», музы- 11 ка П. Чайковского; «Кавалерийская», музыка Д. Кабалевского; «Пограничники», музыка В. Витлина; «Пьеса», музыка Б. Бартока. . .

Пение: «Конь», музыка Е. Тиличеевой; «Зимняя песенка», му- . зыка М. Красева; «Хорошо у нас в саду», «Елочная», музыка В. Герчик;, «Песенка о песенке», музыка Т. Попатенко; «Мы дружные ребята», музыка С. Разоренова; «Елочка», музыка Л. Бекман.

Игры: «Как на тоненький ледок», русская народная песня; «Ищи», музыка Т. Ломовой; «Узнай по голосу», музыка В. Релбикова, ;                         

Пляски и упражнения: «Полька», музыка Ю. Чичкова; «Елочка», музыка Е. Тиличеевой; «Петрушки», «Снежинки», музыка Ю. Слонова; «Поскоки», музыка С. Затеплинского; «Поезд», музыка Е. Тиличеевой.

3 квартал

Слушание музыки: «Мир нужен всем», музыка В. Мураде­ли; «Ленин на параде», музыка А. Фаттаха; «Птичий дом», му­зыка Д. Кабалевского; «Песня — жаворонка», «Камаринская», музыка П. Чайковского; «Веселый крестьянин», музыка Р. Шу­мана.

Пение: «О Ленине», музыка Ан. Александрова; «Вальс», музы­ка Е. Тиличеевой; «Веснянка», украинская народная песня; «Во поле береза стояла», русская народная песня; «Встречаем май», музыка В. Герчик; «Майская», «Это наша Родина», «Мамин праздник», музыка Е. Тиличеевой.

Игры: «Земелюшка-чернозем», русская народная песня; «Строим дом», «Космонавты», музыка Е. Тиличеевой; «Цвет­ные флажки», музыка Ю. .Чичкова; «Кто скорее?», музы­ка Л. Шварца; «Колобок», «Карусель», русские народные ме­лодии.

Пляски и упражнения: «Прялица», «Пойду ль, выйду ль я», русские народные мелодии; «Аннушка», чешская полька; «Са­лют» (танец), музыка Т. Ломовой; «Игра с мячами», «Скакал­ки», музыка А. Петрова; «Упражнение с флажками», музыка Ф. Шуберта.

4 квартал

Слушание музыки: «Море», «Белка», музыка Н- Римского- Корсакова; «Вальс», музыка Д. Кабалевского; «Улетаем на Лу­ну», музыка В. Витлина.

Пение: «До свидания, детский сад», музыка Ю. Слонова; «Я хочу учиться», музыка А. Долуханяна; «Лесная прогулка», му­зыка К. Титаренко; «Летние цветы», «Яблонька», музыка Е. Ти­личеевой.

Игры и хороводы: «Каравай», «Горелки», «Теремок», рус­ские народные песни; «Мы в зеленые луга пойдем», музыка Н. Леви; «Собирайся, народ, в хоровод», музыка В. Агафонникова; «На зарядку», музыка М. Старокадомского.

Физическая культура

В течение года совершенствовать умения детей ходить и бе­гать: ходить равномерным широким шагом со свободными есте­ственными движениями рук, бегать легко, ритмично. Соблюдать в ходьбе и беге указанный темп/ уметь быстро изменять его. Учить сочетать при прыжках разбег и отталкивание.

Развивать меткость, используя разные виды метания; при обучении лазанью развивать ритмичность и координированность движений. Научить детей быстро перестраиваться во время движения и на месте, равняться в колонне, шеренге, в кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Воспитывать правильную осанку.

1 квартал

Ходьба, бег, упражнения в равновесии. Ходить и вбегать друг за другом в колонне по одному и парами, меняя направление по указанию воспитателя; ходить и бегать змейкой по кругу, не держась за руки, со сменой темпа. Во время ходь­бы по залу делать четкие повороты на углах, ходить, ставя ногу с носка. Ходить и бегать по доске, скамейке (ширина — 20—10 см, высота—30—40 см), бревну (горизонтальному и наклонному), прямо и боком (диаметр бревна— 15—10 см), с разными движе­ниями рук.

Прыжки. Подпрыгивать, стоя на месте и с разбега, с целью достать предмет, подвешенный выше поднятой руки .ребенка на 10—12 см. Спрыгивать с высоты (до 30—40 см), мягко призем­ляясь. Прыгать через короткую скакалку.

Метание. Бросать мяч вверх и ловить двумя руками (8— 10 раз без падения), перебрасывать мячи друг другу снизу, из-за головы (расстояние—1,5—2 м). Отбивать мяч одной рукой об пол, продвигаясь вперед шагом и бегом.  

Лазанье. При влезании на гимнастическую стенку пере­бираться с одного пролета на другой.

2 квартал

Ходьба, бег, упражнения в равновесии. Ходить и бегать врассыпную, на ограниченной площади зала, участка, не наталкиваясь, уступая друг другу дорогу, быстро останавливать­ся по сигналу; ходить на носках. Ходить на четвереньках по дос­ке, скамейке, бревну. Ходить по узкой рейке гимнастической ска­мейки без поддержки.

Прыжки. Подпрыгивать на одной ноге и на двух на месте и продвигаясь вперед. Прыгать в длину с места (50—70 см). Прыгать через короткую и длинную скакалку разными спосо­бами.

Метание. Подбрасывать и ловить мяч одной рукой. Под­брасывать и ловить мяч с хлопками. Попадать мячом, снежком в движущуюся цель.

Лазанье. Пролезать между рейками, проползать под ска­мейкой, пролезать в обруч, не касаясь руками пола.

3 квартал

Ходьба, бег, упражнения в равновесии. Во время ходьбы и бега выполнять задания: двигаться между предметами, собирать их, перекладывать с места на место. Ходить по доске, скамейке, бревну, выполняя дополнительные задания (перешаги­вать через предмет, поворачиваться, приседать и т. д.).

Прыжки. Прыгать в длину с разбега (50—70 см).

Прыгать через короткую и длинную скакалку разными сцен соба ми.

Метание. Бросать мячи, мешочки в горизонтальную и вер­тикальную цель с 3 м правой и с 2 м левой рукой. Подбрасывать мяч вверх и ловить его после хлопка.

Лазанье. Лазать по гимнастической стенке, вышке, по наклонным лестницам (не выше 2—2,5 м),.

4 квартал

Ходьба, бег, упражнения в равновесии. Ходить и бегать с преодолением препятствий (перелезать, подлезать, пе­решагивать); бегать наперегонки, бегать й увертываться от ло­вящего. Ходить с мешочками на голове по доске, бревну, гимна­стической скамейке.

Прыжки. Прыгать в длину с разбега (70—100 см), прыгать в высоту с разбега (30—40 см).

Метание. Перебрасывать мяч (двумя руками) через сетку, натянутую выше головы ребенка. Бросать мячи, мешочки на дальность правой и левой рукой (не менее 4—5 м), Перебрасы­вать мяч друг другу поочередно правой и левой рукой.

Лазанье. Подниматься и опускаться на четвереньках по наклонной доске или лесенке. Перебираться на другую сторону вертикальной лесенки.

Упражнения, способствующие укреплению отдельных групп мышц

Упражнения для мышц плечевого пояса. Под­нимаясь на носки из положения стоя, пятки вместе, носки врозь, руки опущены, поднимать одновременно руки вперед и вверх. Разводить руки в сторону с поворотом’ (вправо, влево) из поло­жения руки за голову, стоя и сидя. Поднимать и опускать плечи. Обхватывать правой рукой левое плечо, левой рукой правое пле­чо, затем разводить руки в стороны и снова обхватывать плечи. Энергично разгибать вперед согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки), отводить локти назад два-три раза и выпрям­лять руки в стороны из положения руки перед грудью. Делать прямыми руками круговые движения вперед и назад поперемен­но и вместе. Передавать мяч друг другу над головой вперед и назад.                                   —

Упражнения для мышц ног. Приседать, поднимая руки вперед вверх без предметов и с предметами. Приседать, ка­саясь спиной и затылком стены. Взмахивать прямой ногой впе­ред; делать под ногой хлопок; Поднимать поочередно согнутые в коленях ноги, перекладывать под ними предметы (мячик) из одной руки в другую. Перешагивать вперед-назад через нахо­дящуюся в руках короткую веревку, палку, обруч. Захватывать

сидя на полу, пальцами ног предмет, подтягивать ноги к себе, затем выпрямлять их, перекладывать предметы пальцами ног вправо и влево. Ходить по палке боком, приставным шагом, пря­мо— переменным шагом..

Упражнения для мышц туловища. Принимать ос­новную стойку. Поворачивать корпус вправо и влево. Накло­няться как можно ниже вперед с палкой за плечами, держа ее под мышками (ноги прямые, смотреть вперед). Наклониться, поло­жить с правой, левой стороны на пол предмет и поднять его. На­клониться в стороны с палкой за плечами или держа руки на поясе (стоя и сидя). Сидя на полу, опираясь сзади руками, под­нимать и опускать вытянутые ноги, переносить одновременно обе ноги через палку (веревку); сидя на полу, скрестив ноги, накло­няться к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками). Стоя на коленях, садиться и вставать, не помогая себе руками. На четвереньках переступать руками вправо и вле­во, поднимать поочередно прямые ноги. Лежа на спине поднимать одновременно вытянутые ноги, садиться и снова ложиться Лежа на животе, приподнимать голову и плечи, отводить руки назад, прогибаться.

Построения и перестроения. Самостоятельно, быст­ро, организованно строиться в колонну по одному, парами, в круг, в‘ несколько колонн (звеньев), в шеренгу; равняться в ко­лонне, круге, шеренге. Перестраиваться из одного круга в нес­колько. Перестраиваться из одной колонны в несколько на ходу Делать повороты (направо и налево).

Подвижные игры

Игры с бегом. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишки», «Бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Не намочи к ног», «Горелки».

Игры с прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».

Игры с подлезанием и лазаньем. «Перелет птиц», | «Ловля обезьян».

Игры с метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом», «Школа мяча», серсо (бросать и ловить кольца кием).

Спортивные развлечения

Санки. Во время спуска с небольшой горки поднять заранее положенный на снег, предмет (флажок, игрушку и т. п.).

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам, с невысокой ледяной горки.

Лыжи. Ходить переменным шагом по лыжне друг за другом. Ходить по пересеченной местности (горка, склон). Делать поворот переступанием на месте кругом (вправо и влево). Пра­вильно взбираться на горку и спускаться с нее. Самостоятельно убирать лыжи, переносить их, прислонив к плечу. Содержать лыжи в порядке.

Игры. «Шире шаг», «Кто самый быстрый?», «Догони», «Встречная эстафета», «Не задень».

Коньки. Принимать правильное исходное положение: но­ги слегка согнуть; туловище наклонить вперед, голову держать прямо, смотреть перед собой. Делать в этом положении несколь­ко пружинистых приседаний. Стоять и ходить на коньках по сне­гу, льду. Делать небольшой разбег (3—4 шага) и скользить на двух ногах. Во время скольжения на двух ногах после разбега делать повороты вправо и влево. Попеременно отталкиваясь, скользить на правой и левой ноге. Самостоятельно надевать бо­тинки с коньками.

Велосипед. Кататься на двухколесном велосипеде без по­мощи взрослого, делать повороты влево и вправо. Кататься по кругу. Кататься на самокатах (на левой и правой ноге). Играть в «правила уличного движения».

Купание. (Подготовка к плаванию.) Играть и плескаться в мелком ручье, реке, озере, бассейне. Делать вдох, затем вы­дох в воду (3—4 раза подряд). Выполнять скольжение на гру­ди и на спине, двигаясь ногами (вверх-вниз), передвигаясь по дну водоема на руках. Плавать с надувной игрушкой или с кру­гом в руках. Пытаться плавать без поддержки.

Игры вводе: «Смелые ребята», «На буксире», «Лягушка», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени», «Передай мяч», «Торпеда».

Городки. Бросать биту от плеча и сбоку, занимая правиль­ное исходное положение. Знать 4—5 фигур. Уметь выбивать го­родки с кона (5—6 ж) и полукона (2—З м).

Бадминтон. Уметь правильно держать ракетку. Играть с товарищем. Играть через сетку.

Настольный теннис. Перебивать мяч через сетку уда­ром справа и слева после отскока от стола. Правильно держать ракетку.

Игры

 Задачи воспитания

Обеспечивать развитие игр (индивидуальных и коллектив­ных), способствующих выявлению и формированию разнообраз­ных интересов и склонностей детей. Развивать в процессе иг­ры взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи, добро­желательность, готовность выручить товарища, заступиться за него, если, нужно; умение считаться с интересами и мнением то­варищей по игре, справедливо разрешать споры, недоразумения.

Заботиться о создании стойких игровых коллективов, объ­единенных общими интересами, взаимными симпатиями, товари­щескими взаимоотношениями.

Поддерживать и развивать детские игры, ценные по содер­жанию и форме организации: игры, в которых формируются по­ложительные привычки и нравственные качества, игры, разви­вающие любознательность, умение наблюдать, самостоятельно решать умственные задачи, а также важные для физического развития.

Возбуждать интерес к разным видам игр.

Развивать творческую инициативу, способность самостоятель­но организовывать подвижные и другие игры, согласовывать друг с другом свои действия, вести себя в соответствии с сюжетом, взятой на себя ролью и правилами игры.

Стремиться к тому, чтобы совместное достижение целей игры, преодоление трудностей доставляло детям радость, удовольствие.

Воспитывать ответственность за сохранность игровых мате­риалов, привычку и умение приводить их в порядок.

Виды игр

Сюжетно-ролевые игры. Руководить сюжетно-ролевыми иг­рами, используя их для воспитания моральных качеств, развития познавательных способностей и интересов детей.

Поощрять игры, содержанием которых является труд совет­ских людей, советский быт, жизнь семьи, подвиги летчиков, кос­монавтов, моряков и др., основываясь на интересе детей к дея­тельности взрослых, стремлении подражать им.

Содействовать тому, чтобы дети использовали знания, полу­ченные путем непосредственных наблюдений окружающей жиз­ни, на занятиях, из книг, рассказов взрослых и т. д.

Развивать у детей инициативу и творческое воображение, способность намечать тему игры, поощрять стремление детей комбинировать непосредственные жизненные впечатления и те знания; которые они приобретают из других источников (книги, рассказ, картина и т. п.), воспитывать умение выполнять различ­ные роли, действовать в соответствии с поведением товарищей и общим игровым замыслом. Учить детей подбирать и готовить для игры нужный материал, поддерживать изобретательность, интересную выдумку. Стимулировать поиски лучших средств осуществления задуманного и преодоления трудностей; ис­пользование знаний и навыков, приобретенных на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, на музыкальных за­нятиях.

Содействовать развитию длительных игр, продолжающихся в течение нескольких дней, поддерживая интерес к начатой игре, соединяя игру и труд, проводя повторные прогулки, экскурсии, сохраняя детские постройки, связанные с игрой, и т. п.

Формировать у детей умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры; совместно обдумывать содержа­ние деятельности, распределять роли, подбирать нужный для игры материал. Воспитывать дружеские отношения между играющими, отношения сотрудничества и взаимопомощи, взаимное внимание, отзывчивость и сочувствие. Учитывать индивидуаль­ные особенности детей: робким и застенчивым новичкам помогать входить в игру, преодолевать, свою нерешительность/ воспитывать творческую инициативу, следить,. чтобы активные дети не подавляли инициативу своих товарищей. Вос­питывать у детей способность самостоятельно и справедливо решать споры и конфликты в играх.

Возбуждать интерес детей к играм-драматизациям, помогать в осуществлении этих игр, поощрять импровизацию, вырази­тельность речи и движений, соединение игры с изобразительной деятельностью и трудом (изготовлять несложные декорации, на­пример: сказочный домик из крупного строительного материа­ла, элементы костюмов и т.д.).

Побуждать инсценировать любимые песни, хороводы.

Игры со строительными материалами[1]. Развивать у детей восприятие пространственных отношений, сообразительность,, конструктивное творчество, интерес к технике, конструктивные умения, способность заранее намечать тему постройки, представ­лять будущую конструкцию: Умение заранее обдумывать, какой материал им понадобится и в какой последовательности они бу­дут строить, воспроизводить в постройках предметы, не только воспринимаемые в натуре, но и изображенные на рисунке, фото­графии (самолет, пароход, машины, мост, здания — дома, вок­зал, театр, станция метро и др.). Напоминать детям о необходи­мости соблюдать симметрию, пропорции частей построек, поощрять сооружение отдельными детьми и группами взаимосвязанных построек (улица, парк культуры и т. д.).

Учить собирать простейшие конструкции с подвижными коле­сами, блоками (тележку, вагон, подъемный кран, подвесную до­рогу, автомобили); пользоваться гаечным ключом и отверткой. При затруднениях помогать детям подбирать детали,* учить скреплять их в различных комбинациях.

Для развития длительных игр сохранять’ постройки из круп­ного и из настольного материала.

Широко использовать в строительных играх различный при­родный материал: песок, глину, снег, шишки, желуди, бересту, ветки, кукурузные початки и др.

Подвижные игры с правилами. Продолжать совершенствовать основные движения детей, развивать ловкость, координированность, меткость, формировать товарищеские чувства и отно­шения.

Развивать быстроту и красоту движений, глазомер, ориенти­ровку в пространстве (серсо, кольцеброс, классы, скакалка, пе­ребрасывание мяча через веревку, «школа мяча», «Ловишки с мячом», «Сбей колпак», «Кто ловкий?»); проводить игры, включающие элементы соревнования между двумя детьми или груп­пами (например: «Догони свою пару», «Разложи все камешки», «Кто скорей до самого верха?»); вводить игры спортивного типа, например городки (бросать биту от плеча и сбоку при правиль­ном исходном положении, знать 4—5 фигур), бадминтон (уметь правильно держать ракетку), настольный теннис (играть без сетки и через сетку, перебивать мяч через сетку ударом справа и слева после отскока от стола, знать, как правильно держать ракетку).

Добиваться, чтобы каждый ребенок знал все эти игры, правила и умел сам организовать их с небольшой группой детей.

Дидактические игры. Развивать интерес к дидактическим играм, воспитывать любознательность, наблюдательность, внимание, умение самостоятельно решать умственные задачи. Использование игр на классификацию предметов, домино, разные виды : мозаики;, шашки, блошки, бирюльки, игры-головоломки, словесные игры («Море волнуется», «Черное и белое», «Какой предмет  загадали?» «Закончи слово» и др.), игры па различение цветов  и оттенков.

Музыкально-дидактические игры. Учить детей вслушиваться в звуки, различать их по высоте («Повтори звуки», поочередная игра на двух металлофонах, «Бубенчики», «Музыкальное эхо», «Музыкальное лото», «Узнай и спой песню по картинке»); воспроизводить ритмический рисунок («Придумай свой ритм», «Ребята и слонята»); сопоставлять тембры голосов и инструментов | («Наш оркестр», «Узнай инструмент»); различать динамические оттенки («Охотники и зайцы»).


[1] Рекомендуемые строительные наборы: А. П. Могилевского, Е. А. Флериной, тематические наборы: «Архитектор», «Ленинград», «Гараж»; конструктор В.П. Поликарпова (крупный), «Конструктор-механик № 1» Сахарова, «Керамический конструктор».

Игра и организация жизни детей

Утром, до завтрака дети выбирают игры по своим инте­ресам: продолжают начатую накануне игру, играют в настоль­ные игры, со строительными. наборами. Воспитатель вникает в детские замыслы, организует условия для их осуществления, -заботится о том, чтобы создать у детей бодрое настроение.

Игры между занятиями. В перерыве между занятиями дать возможность детям отдохнуть, удовлетворить потребность, в движении (предложить мячи, бильбоке, кольцеброс, провести хороводную игру и т. п.).

Игры на воздухе. Приучать детей отбирать материал для разнообразных игр на прогулке: сюжетно-ролевых/ строительных, спортивных (городки, серсо, бабки).

Поощрять игры с бегом, метанием, хождением по бревну, ла­заньем, чередуя их с более спокойными играми с песком и во­дой, играми с правилами, например: «Море волнуется», «Испор­ченный телефон», «Угадай по голосу», «Какой предмет загада­ли?», играми с пением.

Проводить общегрупповые подвижные игры, игры-упражне­ния с маленькими группами и отдельными детьми, поощрять сво­бодные группировки детей.

Зимой на участке поощрять игры с бегом, метанием, напри­мер: «Снежные круги», «Два Мороза», «Сбей колпак со снежной бабы». и др.Организовать спортивные развлечения (ходьба на лыжах, катание на коньках, скольжение по льду)[1] [2].

Содействовать организации ролевых игр, сюжет которых луч­ше всего развивается на фоне зимней природы: например, на те­му сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», рассказов Б. Жит­кова («На льдине»), И. Винокурова («Самолет летит»).

Весной, летом, .ранней осенью широко использовать игры с. прыжками, лазаньем, бегом, метанием, упражнения в равнове­сии (прыгалки, обручи, мячи, серсо, городки, двухколесные ве­лосипеды), Создавать условий для развития разнообразных драматиза­ций, сюжетно-ролевых и строительных игр, использовать при­родные условия для развития этих игр (например: «Птицефер­ма», «Зоопарк», «Парк культуры»).

Между играми воспитатель организует наблюдения[3] и труд[4].

Игры после дневного сна. Поощрять продолжение ра­нее начатых игр, помогать отдельным детям и группкам детей в выборе новых игр, объединять небольшие играющие группы в большие группы; способствовать развитию творческого вообра­жения, инициативы, внимания, смекалки в дидактических, сло­весных играх. Практиковать разговоры с детьми о проведенных и намечающихся играх, о теме постройки. Поощрять желание детей петь песни, плясать.

Воспитатель дает возможность детям, которые этого хотят, послушать музыку в грамзаписи (см. рекомендательный спи­сок), чтение любимых сказок, рассказов, стихов; предлагает детям самим прочитать стихи, загадать загадки.

Самостоятельная, художественная деятель­ность детей. По своей инициативе дети поют песни, водят хо­роводы, подбирают простейшие мелодии на металлофоне, мар­шируют и танцуют под музыку, исполняют русские народные песни[5].
Дети рассказывают сказки, рассказы, придумывают их само­стоятельно, читают наизусть стихи. Сами организуют игры в «концерт»/в «театр», в «спектакль» (с игрушками, с плоскостны­ми фигурками, с куклами).

Дети рисуют, лепят, проявляя инициативу в выборе материа­ла (карандаши, краски, пластилин, глина) для воплощения свое­го замысла; создают поделки из природного материала (береста, камни, кора и т. д.), придумывая им образные названия/ расписывают узорами глиняные игрушки и посуду и т. д. Для са­мостоятельной художественной деятельности дети могут объеди­няться в небольшие группы по интересам и склонностям, обра­щаться за помощью и советом к воспитателю.

Праздники и развлечения

В детском саду отмечаются общенародные праздники: Вели­кой Октябрьской социалистической революции, 1 Мая, Празд­ник Победы, день рождения В. И. Ленина, День Советской Ар­мии, 8 Марта, а также Новый год й выпуск детей в школу.

В предпраздничные дни воспитатель рассказывает детям о значении праздника, организует экскурсии к памятникам выда­ющихся деятелей Советского государства, защитникам нашей Родины, прогулки, во время которых дети наблюдают подготов­ку к празднику; подбирает вместе с детьми иллюстрации, изо­бражающие труд и достижения советских людей, исторические места. Дети участвуют в подготовке праздничного убранства детского сада, украшают живыми цветами портрет В. И. Ленина. К новогоднему празднику дети делают елочные украшения, к 8 Марта — подарки родным, воспитателям, няне. Воспитатель­ная работа в связи с праздником, оформление помещения, содер­жание праздничного утренника должны отражать характер каждой знаменательной даты.

На праздничных утренниках большое место занимает худо­жественная самодеятельность детей, которая является резуль­татом всей предшествующей планомерной воспитательной рабо­ты, и поэтому в предпраздничный период дети не должны быть перегружены дополнительной подготовкой к утреннику, нару­шающей режим детского сада, а также многократными . репети­циями всей программы.

Воспитатель заботится о том, чтобы всё дети принимали уча­стие в утреннике, чтобы всем было интересно.

В программу утренников может входить хоровое пение, пляс­ка, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах, инсцени­ровки, веселые игры, шутки, выступления взрослых с пением и т. п.  —

Большим событием в жизни детей является поступление в школу. Ему посвящается утренник. К этому утреннику дети го­товят выставки своих рисунков^ подарки малышам, сотрудникам детского сада, празднично убирают групповую комнату.

Дни рождения детей отмечаются выступлениями детей, подарками, праздничным чаем.

Разнообразие и радость в жизнь детей вносят представления кукольного и теневого театров, концерты с выступлениями взрос­лых или учащихся музыкальных школ, самодеятельные концер­ты, демонстрации диафильмов и кинофильмов.

В течение года следует организовать несколько тематических концертов, например посвященных П. И. Чайковскому, А. С. Пушкину, С. Я. Маршаку.


[1]        См. раздел «Подвижные игры».

[2]        См. раздел «Спортивные развлечения».

[4]        См. раздел «Труд».

[5]        Воспитатель принимает участие в самостоятельной деятельности детей: поет вместе с ними, ставит пластинки, помогает выбрать песню, пляску, рас­сказывает сказки, читает любимые книги и т. д.