ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. 1976 г. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР М.В. ЗАЛУЖСКАЯ.
В программе характеризуется роль детского сада как первой ступени в общей системе народного образования; раскрываются задачи, стоящие перед дошкольными учреждениями; подчеркивается руководящая роль воспитателя в педагогическом процессе. В ней определяется содержание физического, умственного, нравственного и эстетического
воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Для каждой возрастной группы программа строится по видам деятельности
Оглавление
Подготовительная к школе группа
Задачи воспитания. Воспитательная работа направлена на всестороннее развитие детей и подготовку их к школе.
На этой возрастной ступени приобретает особое значение всемерное укрепление здоровья детей, их нервной системы, охрана слуха, зрения, голоса, формирование правильной осанки, совершенствование движений.
Необходимо расширять представления и знания детей о явлениях общественной жизни и природы. Воспитывать реалистическое понимание природных явлений. Формировать простейшие навыки учебной деятельности. Развивать у детей способность к анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, учить делать обобщения, суждения и умозаключения, формировать понятия. Развивать познавательные интересы детей, воспитывать устойчивость внимания, наблюдательность, любознательность, формировать интерес к учению и желание учиться в школе.
В целях подготовки детей к школе совершенствовать все стороны речи: произношение в соответствии с нормами родного языка, грамматическую правильность, связность и последовательность высказываний, выразительность. Продолжать воспитывать фонематический слух, способность к слуховому анализу устной речи. Развивать образную речь. Развивать любовь и уважение к родителям и воспитателям, старшим членам семьи, выражающиеся в признании их авторитета, в уважении к их труду, в желании помочь им, делать приятное.
Большое внимание должно быть уделено воспитанию организованности, дисциплинированности, коллективизма, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам. Важно воспитывать у детей умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывая друг другу помощь.
Воспитывать любовь к родному краю, родной природе, родному народу, дружеские чувства к другим народам.
Воспитывать любовь и уважение к В. И. Ленину— основателю нашего государства.
Воспитывать любовь к искусству, вызывать эстетическое отношение к общественным и природным явлениям, развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать художественный вкус, способность проявлять элементарное оценочное отношение к красивому в природе, в быту, в произведениях искусства.
Воспитывать у детей любовь к книге, художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность чтения, чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, желание слушать любимые произведения, развивать мелодический слух, чувство ритма, тембровый слух, музыкальный вкус. Формировать певческие голоса детей, развивать выразительность пения, образность и ритмичность движений, их ловкость и грациозность, координированность.
Развивать художественно-творческие способности: интересные замыслы в рисунке, лепке, аппликации; поиски средств выразительности.
Развивать самоконтроль, самооценку при выполнении работ.
Характеристика возраста. Втечение седьмого года жизни рост увеличивается в среднем на 10 см, а прибавка в весе составляет 3,5 — 4 кг. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности, повышается работоспособность нервной системы. Движения становятся более координированными и точными. Наряду с основными движениями развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.
Сложнее и многообразнее становятся взаимоотношения ребёнка со взрослыми и детьми.
Переход в подготовительную к школе группу ставит ребенка, в особое положение: ребенок осознает себя на пороге новой, школьной жизни.
Вне занятий в коллективной деятельности детей возрастает самоорганизация и взаимоконтроль, складывается коллективное мнение и общие простейшие требования которые предъявляются самими детьми (в игре, в труде).
Все большее значение в этом возрасте приобретают занятия, а также дидактические игры и подвижные игры-соревнования. Ребенок понимает различие между игрой и серьезным делом, знает их время и место. В семье и в детском саду он выполняет постоянные обязанности, при этом важно, чтобы взрослые оценивали результаты детского труда,, его значение для окружающих, поощряли стремление ребенка браться за работу по собственному почину.
Познавательная деятельность ребенка приобретает более сложные формы. Восприятие становится целенаправленным. В результате систематического ознакомления с предметами или их изображением развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций, развитый фонематический и музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить движение мелодии, понижение и повышение звуков, звуки, различные по высоте и длительности, смену темпов в пении и чтении стихов.
В результате целенаправленного обучения развивается произвольное запоминание и воспроизведение. Ребенок начинает использовать разные приемы запоминания: группирует материал по смыслу, многократно повторяет то, что нужно запомнить, и т. д. Дети усваивают некоторые родовые понятия, начинают овладевать простейшими логическими операциями. Детям становится доступным звуковой анализ речи: выделить звук в слове, определить, из каких звуков состоит слово. Развивается умение связно, подробно, в последовательности рассказывать о тех или иных событиях.
Овладение начальными формами учебной деятельности и участие в коллективных формах трудовой и игровой деятельности приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности. Развивается дисциплинированность, организованность.
В деятельности, имеющей значение не только для себя, но и для других, формируется коллективистическая направленность личности, чувство ответственности за порученное дело, складываются дружеские взаимоотношения между сверстниками. В совместной деятельности возникают моральные переживания, связанные с оценкой своих и чужих поступков.
Закаливание. Длительность воздушных и солнечных ванн увеличивается. При проведении водных процедур температуру воды продолжают снижать. У детей формируются устойчивые-привычки к различным видам закаливания.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно, продолжительность ее 10 — 12 минут. Утренняя гимнастика состоит из 5 — 6 упражнений для различных групп мышц, ходьбы, легкого бега в начале и разнообразных поскоков в конце. Каждое упражнение повторяется 6 — 8 раз. Ряд упражнений выполняется с предметами (палками, обручами, мячами), из разных исходных положений.
Воспитание навыков личной гигиены
Вырабатывать навыки чисто и быстро умываться сухо вытираться, мыть ноги перед сном, полоскать рот утром и после обеда, на ночь чистить зубы; своевременно пользоваться носовым платком; быстро одеваться и раздеваться; следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в костюме: пришить пуговицу, почистить одежду и обувь; уметь причесываться; бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться приборами. Заботиться о порядке в групповой комнате, на участке, убирать свою постель в детском саду и дома.
Воспитание взаимоотношении
Укреплять у детей навыки общественного поведения: первыми здороваться со взрослыми (с сотрудниками детского сада, родителями), вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь и заботу, оказывать помощь, услугу, например: уступить место, если взрослый стоит, принести стул, отворить дверь, поднять уроненную вещь и др. Формировать умение вести себя организованно, подтянуто в общественных местах; уступать место взрослым, маленьким детям; говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим. .
Продолжать развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми: вежливо и приветливо разговаривать Друг с другом, считаться с мнением -других, проявлять отзывчивость, защищать слабых, помогать друг другу. Воспитывать у детей готовность и умение делиться с товарищами игрушками, материалами; воспитывать уважение к деятельности другого, не просить предмет, когда он нужен другому.
Воспитывать умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждого предмета затрачивается много труда и поэтому нужно бережно относиться к вещам.
На конкретных примерах (поступках окружающих людей, героев художественной литературы) формировать моральные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености.
Ознакомление с окружающим и развитие речи
Научить детей свободно ориентироваться в пределах ближайшего к детскому саду и дому микрорайона: знать дорогу из дома в детский сад, усвоить правила поведения на улице и перехода через улицу; знать, где находится ближайший продовольственный магазин, булочная, почта, аптека; уметь определять время по часам и пользоваться отрывным календарем; знать, что запрещено играть со спичками, с огнем, открывать краны газовой плиты.
Воспитывать у детей интерес к деятельности взрослых. Расширять круг представлений о некоторых видах труда взрослых на фабриках, на стройках, в сельском хозяйстве, в быту, о значении той или иной работы; о материалах, из которых сделаны предметы домашнего обихода, о некоторых орудиях труда. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада, желание оказывать им посильную помощь.
Ознакомление с природой и развитие речи
Круглый год вести наблюдения погоды и сезонных изменений в жизни животных и растений, делать зарисовки в календаре природы.
Осенью. Наблюдать, как изменяется окраска листьев у разных деревьев и кустарников, как доцветают последние цветы, как изменяется поведение насекомых, птиц; собирать семена и плоды для подкормки зимующих птиц.
Зимой. Наблюдать зимнее небо в разное время дня, звезды, луну, восход и заход солнца. Отмечать свойства снега в разную погоду. Наблюдать за поведением зимующих птиц, подкармливать их. Оберегать деревья и кустарники на участке (не сгибать веток, не ломать их во время катания на санках, на лыжах).
Весной. Наблюдать изменение снега (рыхлый, грязный), появление ручейков, сосулек, капели, набухание почек, появление листьев, цветение деревьев, прилет птиц.
Летом. Наблюдать смену цветочного покрова на лугах и в цветнике, созревание плодов на огороде и в саду, появление в лесу грибов и ягод. Во время прогулок в поле, в лес, на луг собирать травы, цветы, злаки, грибы для рассматривания на занятиях. Наблюдать насекомых, птиц, домашних животных в ближайшем окружении.
Наблюдать за работой взрослых на участке детского сада, в парке, в поле. Оказывать посильную помощь. Расширять кругозор детей, развивать мышление, речь, любознательность и эстетические вкусы.
Развитие речи
Пополнять словарь детей в различных видах деятельности, во время индивидуального общения воспитателя с ребенком.
Поощрять разговоры детей о виденном, давая оценку явлениям и поступкам, о которых дети рассказывают, воспитывать соответствующее отношение детей к ним.
Приучать детей рассказывать не торопясь, помогать им находить нужные слова, выражения, тактично исправлять грамматические ошибки в речи детей.
В целях воспитания любви к художественной литературе поощрять стремление детей слушать стихи, рассказы, сказки, поддерживать разговоры детей о книгах (о содержании и иллюстрациях). В разговорах с детьми употреблять подходящие пословицы, поговорки. Поощрять использование их детьми.
Труд
Развивать трудовую деятельность детей, расширяя круг их трудовых обязанностей, приучая к более сложным формам трудовой деятельности.
Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение сговариваться, распределять обязанности для выполнения работы, намечать ее последовательность, работать дружно, быстро, аккуратно, оказывать помощь друг другу; развивать стремление браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, бережно относиться к материалу и инструментам.
Воспитывать стремление трудиться на общую пользу.
Обеспечить рациональную организацию труда детей в разное время дня: утром (до занятий) —дежурство по столовой, по уходу за растениями и животными в уголке живой природы, по подготовке к занятиям; работа в огороде и цветнике организуется преимущественно по утрам и вечерам.
Ввести более длительные индивидуальные поручения (на 1—2 недели), например: уход за каким-либо растением, животными, поддержание порядка в шкафу, где находятся книги и настольные игры.
Хозяйственный труд
Приучать к еженедельной уборке групповой комнаты: вытирать стулья, подоконники, строительный материал, мыть игрушки, стирать и гладить кукольные платья, белье, ленты (этот труд организуется в конце недели во вторую половину дня).
Следить за чистотой участка и украшать его. Зимой на участке делать горку, снежные валы, ледяные дорожки, постройки из снега и льда, украшать их цветными льдинками. Расчищать дорожки, сгребать снег к стволам деревьев (знать, зачем это нужно). Летом поливать песок в песочном дворике.
Усложнять обязанности дежурных: воспитывать умение работать согласованно, договариваясь о распределении обязанностей, работать легко, ловко, в достаточно быстром темпе, умело обращаться с предметами.
Приучать дежурных аккуратно и быстро раскладывать материалы и пособия для занятий и своевременно убирать их; дежурных по столовой — накрывать столы, украшать их цветами, разносить вторые и третьи блюда, собирать посуду подметать пол, убирать со стола,
Труд в природе
Организовать труд детей на участке и в уголке течение круглого года. Связать труд с наблюдениями за развитием растений и животных.
Приучать детей осенью на своем участке сгребать листья в <учу для сжигания, свозить ботву в ямы; принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев, кустарников, многолетних цветущих растений. Заготавливать корм для зимующих птиц (ягоды рябины, можжевельника и др.). Принимать участие в изготовлении и развешивании кормушек; в конце осени начинать подкормку птиц. Пополнять уголок природы обитателями водоема.
Зимой подкармливать зимующих птиц; ухаживать за рыбками и другими обитателями аквариума; чистить клетки для животных, насыпать песок, давать корм и воду; под руководством воспитателя чистить аквариум. Проводить посадку корнеплодов (петрушка, свекла, морковь), посеять овес.
Весной перекапывать, рыхлить землю, делать гряды и клумбы, сеять крупные и мелкие семена (гвоздики, репы, моркови и пр.), поливать всходы, высаживать рассаду на огороде (огурцы, помидоры, капуста), в цветнике (астры, анютины глазки, левкои, львиный зев, шалфей (сальвия) или др.); участвовать в пересадке и черенковании комнатных растений, различать у растения корень, стебель, почку, лист, цветок, семя.
Летом на огороде, в саду, в цветнике поливать, пропалывать, прореживать, окучивать, подвязывать растения, рыхлить землю. Знакомить со значением этих работ (влияние их на урожай). Учить отличать культурные растения от сорных трав. Выращивать растения из черенков (для школы, в подарок родителям).
В уголке природы ухаживать за животными и растениями: кормить рыбок, птиц, следить за состоянием комнатных растений, самостоятельно определять необходимость поливки растений; следить за чистотой комнатных растений, опрыскивать их из пульверизатора. Наблюдая за состоянием погоды, ростом и развитием растений, животных, делать отметки в календаре природы (в рисунках).
Ручной труд
Работа с бумагой и картоном: сгибание, склеивание, сшивание, резание ножницами, вырезывание по выкройке. Учить детей делать игрушки, пособия, ремонтировать книги, коробки, мастерить сувениры к 8 Марта.
Работа с тканью: вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить кукольную одежду, мешочки для семян и т. д.
Работа с деревом: сколачивание, распиливание, окраска (изготовление игрушек). Учить пользоваться молотком, клещами, пилой.
Работа с мочалом, травой, корой, листьями и т. д. Учить детей плести корзиночки, коробочки, кукольные шляпы и другие игрушки (летом).
Работа с деревом и другим природным материалом проводится в весенне-летний период, на участке, с небольшими группами детей.
Занятия
Формировать учебную деятельность детей: внимательно слушать педагога, дополнять высказывание товарища, действовать по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно выполнять поставленную воспитателем умственную задачу, пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, грамматически правильно выражать свои мысли, правильно оценивать результаты своей деятельности.
Ознакомление с окружающим и развитие речи
Ознакомление с жизнью и трудом окружающих людей имеет целью воспитание любви к Родине, уважения к труду советских людей, интерес к событиям общественной жизни.
Школа. Все дети с 7 лет поступают в школу. В школе ученики учатся читать, писать, считать, узнают много интересного и полезного: о разных странах и разных городах, о том, как люди научились делать машины, ракеты, как летают в космос. В детском саду дети готовятся к школе, чтобы быть хорошими учениками.
Октябрята и пионеры. Детей в I классе принимают в октябрята Октябрята носят красные звездочки, хорошо учатся, устраивают интересные игры, ухаживают за растениями, помогают друг другу. Лучших учеников в III классе принимают в пионеры. Пионеры заботятся о младших и помогают старшим. Ходят в интересные походы, узнают много нового. Высаживают цветы у памятников героев революции и Великой Отечественной войны.
Библиотека. В библиотеке много интересных книг. Их выдают на дом для чтения взрослым и детям. Книги, журналы можно читать в читальне. Библиотекарь помогает выбрать нужную книгу,устраивает выставки. Книгами надо пользоваться, бережно и вовремя возвращать их.
Чтобы книга получилась хорошей, над ее созданием трудятся много людей: писатель пишет рассказы, стихи, художник делает рисунки; рабочие печатают книги на машинах; переплетчик делает переплет. Книги в групповой библиотеке надо своевременно приводить в порядок.
Труд взрослых. Обобщить представления о труде взрослых, полученные в предшествующих группах: труд на пользу общества— почетное и нужное дело. Особо отличившихся в работе отмечают премиями, грамотами, медалями, орденами.
Ознакомить детей с конкретными видами труда: наиболее понятным детям трудом родителей (учительница учит, детей, почтальон в любую погоду доставляет людям письма, телеграммы, газеты, журналы; капитан ведет пароход); видами труда, распространенными в данной местности (сельское хозяйство, труд на железнодорожном транспорте и т. п.).
Родная страна. Формировать представление о Родине (рассказы воспитателя, чтение книг, рассматривание картин, наблюдение окружающего).
7 Ноября — годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Это день рождения нашей страны. Наша Родина—Советский Союз — велика и могущественна; разнообразна природа нашей страны. В нашей стране живут различные народы (русские, украинцы, белорусы, литовцы, грузины и т. д.), имеющие свой язык, свои сказки, песни. В зависимости от природных условий они занимаются различными видами труда. Все народы нашей страны дружны и помогают друг другу, любят свою Родину — Советский Союз, трудятся на ее благо, вместе защищали ее от врагов. Советские люди уважают трудящихся других стран, дружат с ними. 1 Мая — праздник дружбы трудящихся всего мира. К нам в гости приезжают трудящиеся из других стран.
В Советском Союзе много республик; мы живем в Советской России. Москва— главный город Советского Союза. Здесь, в Кремле, работает наше правительство. Оно заботится о том, чтобы всем советским людям — взрослым и детям —жилось хорошо.
В Москве жил и работал основатель нашего государства В.И. Ленин. Все советские люди, трудящиеся всего мира любят Ленина, чтут его память. У Мавзолея В. И. Ленина днем и ночью стоит почетный караул.
1 Мая на Красной площади бывает демонстрация трудящихся, а 7 Ноября — парад Советской Армии и демонстрация.
Воспитывать уважение к государственному гербу и флагу. Рассказать, что, когда звучит Гимн Советского Союза, все должны встать.
Советская Армия — защитница нашей Родины. Советская Армия хорошо вооружена. Солдаты и офицеры Советской Армии в войне с фашистами совершили много подвигов и победили. Рассказать детям о подвигах на фронте и в тылу их земляков и родных. Прививать уважение к памяти павших бойцов: беречь обелиски, памятники, выращивать около них цветы или возлагать букеты, венки; мальчиков приучать снимать головные уборы у памятников.
23 февраля — День Советской Армии.
В. И. Ленин и его соратники. В. И. Ленин — основатель Советского государства. Владимир Ильич и его соратники — Н. К. Крупская, Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин — заботились о рабочих, крестьянах, детях. Советские люди возлагают венки, цветы к памятникам В. И. Ленина и его соратников.
22 апреля —день рождения В. И. Ленина.
Ознакомление с природой и развитие речи
Продолжая знакомить детей с живой и неживой природой, формировать у них начатки реалистического представления о природных явлениях, об их обусловленности естественными причинами.
Подводить детей к обобщению накопленных представлений о животных, растениях, к образованию элементарных понятий . (животные дикие и домашние, хищные и травоядные, растения культурные и дикорастущие и т. д.), к пониманию зависимости ’ сезонных изменений в живой природе от солнечного света и . тепла.
Развивать наблюдательность, способность искать и обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений и делать выводы (лед растаял потому, что стало тепло; растение засохло потому, что очень жарко и не хватает влаги, и т. д.). Воспитывать деятельную любовь к природе, умение заботиться о растениях и животных на своем участке и в уголке природы, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных, воспитывать любовь к родной природе, способность воспринимать красивое в природных явлениях. Выяснять некоторые непосредственно воспринимаемые условия, необходимые для развития живых существ. Отмечать повторяющиеся явления в жизни растений (от посева семян до созревания плодов), животных (от беспомощного новорожденного детеныша до взрослого животного).
Знакомить с тем, как осуществляется охрана природы (запрещение самовольных порубок деревьев, разжигания костров в сухое время года; запрещение охоты на птиц весной и в начале лета, когда они выводят птенцов; подкормка зимой диких животных— оленей, лосей; расчистка прудов т. д.).
Знакомить детей с трудом людей в поле, в саду, на огороде, в птичнике, на животноводческой ферме.
Осенью. Устанавливать отличие осенних явлений от летних, последовательность осенних изменений в живой и неживой природе (изменяется окраска листьев, начинается листопад, насекомые прячутся под кору деревьев, перелетные птицы улетают в теплые страны, идут частые дожди, начинается похолодание ит. д.); взаимосвязь изменений в неживой природе и живой (становится холоднее замирают насекомые, перелетные птицы улетают на юг).
Собирать и различать по внешнему виду семена растений (настурция, ноготки, мак, астра; огурец, тыква, помидор и др.).
Рассказывать о труде людей осенью в колхозах и совхозах: уборка урожая, подготовка к посеву озимых и посев, посадка кустарников и деревьев, подготовка к зимовке плодовых деревьев.
Зимой. Обобщать характерные признаки в жизни живой и неживой природы; сравнивать зиму с осенью и летом (погода зимой и летом, длительность дня и ночи зимой и летом и т. д.). Рассказывать, как звери, птицы и рыбы приспособились к зиме {многие дикие звери прячутся в норах и берлогах, зимующие птицы перебираются поближе к человеческому жилью, рыбы зимуют на дне водоемов).
Рассказывать об уходе за животными на фермах, о ремонте сельскохозяйственных машин, о подготовке семян.
Весной. Формировать обобщенное представление о последовательном ходе весны и изменениях в неживой и живой природе под влиянием солнечного тепла: начинаются частые оттепели, появляются проталины, сосульки, тает снег, вскрываются реки, . начинается ледоход, распускаются почки, наступает цветение, . появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы, вьют гнезда, кладут яйца и высиживают птенцов, пробуждаются от зимней спячки звери. Рассказывать о труде людей на полях (пахота и сев), в садах (уход за плодовыми растениями), на огородах (посев овощей, высадка рассады, на фермах (выгоняют домашний скот на пастбище).
Летом. Расширять, уточнять и обобщать представления детей о тех изменениях, которые происходят в окружающей природе в это время года. Учить сравнивать лето с зимой, осенью и весной, обобщать характерные приметы каждого времени года, н Знакомить детей с животными и растениями ближайшего окружения (домашние и дикие животные, травы, кустарники, деревья), с внешним видом животных, их повадками; местом произрастания растений, со значением животных и растений в жизни людей (продукты питания, материалы для строительства, для одежды и т. д.), формировать общие понятия.
Знакомить с трудом людей на полях, в садах, на огородах, на животноводческих фермах.
Организуя ознакомление детей с природными явлениями, развивать любовь и эстетическое отношение к родной природу стремление изображать виденное в рисунках, обогащать запас слов детей, учить связно и выразительно рассказывать.
Родной язык
Обогащение словаря. Расширять и активизировать: запас слов детей наименованиями предметов и их качеств, действий и их качеств; приучать пользоваться словом в правильной грамматической форме; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова: зеленый — зеленоватый, высокий — высотный, большой — огромный; кукла — куколка, волк — волчишко; есть — кушать, одевать — надевать и т. п.; учить понимать смысл образных выражений в загадках, стихах, сказках.
Воспитание звуковой культуры речи детей[1]. Упражнять в правильном произнесении всех звуков родного языка. Совершенствовать произношение слов согласно нормам литературного языка. Учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Развивать интонационную выразительность речи’
Обучение рассказыванию. Закреплять речевые умения, полученные ранее.
1 квартал
Учить детей передавать литературный текст (сказки, рассказа) последовательно, без пропусков и повторений. Использовать в пересказе, выразительные средства, характерные: для сказок (зачин, повторы, песенки действующих лиц и т. п.). Выразительно передавать диалог (интонации вопроса, ответа, восклицания, просьбы, угрозы). В рассказах о виденном на экскурсиях учить пользоваться точными наименованиями предметов, их частей, качеств, действий; указывать место и время событий. Выразительно читать стихи в лицах.
Воспитывать грамматически правильную речь в пересказах, в собственных рассказах детей по картинам и на темы из их личной жизни (об играх, прогулках).
2 квартал Продолжать работу, которая велась в I квартале. Развивать при рассказывании по картине способность самостоятельно придумывать события, предшествующие, изображенным и последующие. Воспитывать умение живо, связно, последовательно описывать простоте случаи из собственной жизни.
[1] Материал первых двух, разделов: «Обогащение словаря» и «Воспитание звуковой культуры» поквартально не распределяется.
3 квартал
Продолжать работу, проводимую в I и II кварталах; описывать картину, не выходя за пределы изображенного. Учить детей составлять небольшие рассказы на сюжет, предложенный воспитателем (придумывать завязку, ход событий и развязку, описывать место и время действия). Учить соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реальные темы. Эмоционально передавать переживания действующих лиц. Учить придумывать загадки, используя прием сравнения. Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.
4 квартал
Закреплять навыки и умения детей, полученные в предшествующих кварталах.
Драматизировать сказки, использовать пословицы, поговорки в речи персонажей. .
Заучивать наизусть стихи.
Подготовка к обучению грамоте и развитие речи. В подготовительной группе речь впервые становится для7 детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов[1].
Составлять предложения из двух слов (например: «Мальчик сидит», «Птица поет», «Мы гуляем»); членить предложения на слова с указанием их последовательности (назови первое слово, второе слово).
Составлять предложения из трех-четырех слов без предлогов и без союзов (например: «Девочка собирает цветы»; «Мальчик нарисовал большой самолет»). Указывать последовательность слов (назови первое слово, второе слово, третье, четвертое).
Закреплять в практических упражнениях представления о предложении, слове (без грамматического определения).
Членить слова на слоги (для детей — части): ма-ма, ка-ша и т. п. Составление слов из слогов (устно).
Делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами (ма-ши-на и т. п.) .
Художественная литература
Развивать любовь к разным жанрам детской художественной литературы и фольклора. Учить отвечать на вопрос, что понравилось в данном произведении, мотивированно .„оценивать поведение персонажей:
При обучении выразительному чтению наизусть и рассказыванию совершенствовать умения детей пользоваться смысловыми ударениями, паузами и интонациями.
[1] Эта задача осуществляется на протяжении всего года.
Развивать любовь к разным жанрам детской художественной литературы и фольклора. Учить отвечать на вопрос, что понравилось в данном произведении, мотивированно .„оценивать поведение персонажей:
При обучении выразительному чтению наизусть и рассказыванию совершенствовать умения детей пользоваться смысловыми ударениями, паузами и интонациями.
1 квартал
Для рассказывания детям: «Хроменькая уточка» (перевод с украинского А. Нечаева); Д. Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца»; «Кукушка» (ненецкая сказка).
Для чтения: С. Михалков, «В Музее В. И. Ленина»; А. Кононов, «Субботник», «Поездка в Кашино»; С. Баруздин, «Страна, где мы живем» (книга читается на протяжении всего года); Л. Кассиль, «Москва»; С. Маршак, «Рассказ о неизвестном герое»;’ И. Винокуров, «Как самолет в поле работает», «Воздушный охотник», «Летит высоко, а видит глубоко» (из книги «Самолет летит» — по выбору воспитателя); С. Сахарнов, «Кто достал якорь» (из книги «Самый лучший пароход»); Я. Тайц, «По ягоды»; В. Катаев, «Грибы»; М. Пришвин, «Еж»; Б. Житков, «Обвал»; А„ Барто, «Вовка — добрая душа»; В. Маяковский, «Кем быть?»; В. Осеева, «Волшебное слово»; А. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Уж небо осенью дышало…»; Н. Носов. «Карасик».
Для заучивания наизусть: Ю. Яковлев, «Ленинской дорогой»; А. Алексин, «Флажок»; П. Воронько, «Мальчик Помогай»; С. Маршак, «Ноябрь»; С. Дрожжин, «Привет»;’И. Крылов, «Лебедь. Щука и Рак»; В. Берестов, «Читалочка».
2 квартал
Для рассказывания детям. В. Одоевский, «Мороз Иванович»; «Сивка-бурка» (русская народная сказка в обработке М. Булатова); П. Бажов, «Серебряное копытце».
Для чтения: А. Кононов, «Опасный путь», «В Смольном»; 3. Воскресенская, «Секрет» (из книги «Рассказы о семье Ульяновых»); 3. Александрова, «Песня о Чапаеве»; С. Маршак, «Ледяной остров»; Г. Скребицкий, «Осень», «Зима»; Н. Павлова, «Зимняя пирушка»; Г. Снегирев, «Скворец»; А. Гайдар, «Чук и Гек»; С. Михалков, «Как друзья познаются».
Для заучивания наизусть: Е. Трутнева, «С Новым годом!»; Л. Квитко, «Медведь в лесу»; И. Никитин, «Встреча зимы»; А. Пушкин, «Зима!… Крестьянин торжествуя.,.»; С. Есенин, «Поет зима—аукает», «Береза» (по выбору воспитателя); Н. Некрасов, «Мужичок с ноготок»; С. Михалков, «Заяц-портной».
3 квартал
Для рассказывания детям: «Снегурочка» (русская народная сказка в обработке И. Карнауховой); «Царевна-лягушка» (русская народная сказка в обработке А. Толстого); Г. X. Андерсен, «Принцесса на горошине».
Для чтения: А. Кононов, «Большое дерево»; Н. Саконская, «В гостях у Ленина»; М. Зощенко, «Охота»; И. Туричин, «Человек заболел»; Н. Дилакторская, «Почему маму прозвали Гришкой?»; Н. Павлова, «Желтый, белый, лиловый»; М. Пришвин, «Золотой луг», «Ребята и утята»; А. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»; Н. Некрасов, «Дедушка Мазай и зайцы»; Л. Толстой, «Прыжок», «Лев и собачка»»
Для заучивания наизусть: П. Воронько, «Журавли»; Я. Аким, «Цветные огоньки»; И. Токмакова, «Весна», «Сосны» (по выбору воспитателя); А. Блок, «На лугу»; Ф. Тютчев, «Весенние воды»; Я. Колас, «Песня о весне»; Е. Благинина, «Черемуха».
4 квартал
Для рассказывания детям: С. Маршак, «Двенадцать месяцев» (новогодняя сказка); М. Горький, «Воробьишко»; В.Катаев «Цветик-семицветик»; Г. X. Андерсен, «Гадкий утенок».
Для чтения: Б. Житков, «Красный командир»; С. Баруздин, «Шел по улице солдат»; С. Алексеев, «Снегирь»; С. Маршак, «Первое сентября…»; Л. Воронкова, «Подружки идут в школу»; Бианки, «Лесные домишки»; В. Сутеев, «Разные колеса»; С. Маршак, «Дом, который построил Джек»; С. Баруздин, «Рави и Шаши»; С. Маршак, «Откуда стол пришел?»; И. Соколов-Микитов, «Листопадничек»; Н. Юсупов, «Голубь и пшеничное зерно»; Н. Павлова, «Земляничка»; П. Ершов, «Конек-горбунок»; Л. Толстой, «Косточка»; Б. Житков, «Что я Еидел».
Для заучивания наизусть: Н. Саконская, «В гостях у Ленина»; 3. Александрова, «В школу»; Е. Серова, «Гвоздика», «Незабудка»; Е. Благинина, «Одуванчик»; И. Крылов, «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей».
Развитие элементарных математических представлений
Количество и счет. Закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах десяти, счет на слух, по осязанию, отсчитывание предметов в соответствии с указанным числом из большего количества (с открытыми глазами и с закрытыми).
Называть смежные числа к названному числу, называть последующее и предыдущее число, понимать выражение «до» и «после».
Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?».
Учить определять количественный состав числа из отдельных -единиц на конкретных предметах в пределах 10 (8 —это 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1 и еще 1); считать количество однородных и разнородных предметов в любом расположении (по кругу, в квадрате, в ряд). Учить разлагать число на два меньшие числа, а из двух меньших чисел составлять одно число (на конкретном материале) в пределах 5.
Учить делить предмет на 2, 4 равные части (например, разрезать яблоко, булку, лист бумаги и т. д.); на конкретном материале устанавливать, что целое больше части, «а часть меньше целого.
Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание на наглядном материале. При решении задачи учить; детей рассуждать, развивать их логическое мышление.
Величина. Учить измерять длину, ширину, высоту окружающих предметов с помощью условной мерки, определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки (например, измерять чашкой количество воды в графине, измерять кружкой количество крупы в пакете и др.).
Продолжая развивать глазомер, учить проверять свои определения на глаз измерением с помощью условных мерок.
Форма. Развивать сообразительность детей: видоизменять геометрические фигуры, составляя из нескольких треугольников четырехугольник, пятиугольник; из частей круга полный круг и т. д. Уметь находить в жизненных предметах — известные детям формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, шар, куб, цилиндр).
Ориентировка в пространстве. Упражнять в определении расположения предметов в помещении, на листе бумаги.
Ориентировка во времени. Приучать укладываться на занятии в отведенное время. Закреплять знание последовательности дней недели и времен года. Знакомить с названием текущего месяца. —
Рисование, лепка, аппликация
Учить во время наблюдений замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цветов и форм окружающего мира, поощрять творческую активность при выполнении замыслов; учить воспринимать произведения искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, произведения декоративного искусства).
1 квартал
Рисование. Побуждать детей отражать в рисунках впечатления от осеннего леса, парка, передавать колорит осени, разнообразное строение и окраску деревьев, кустов; изображать автомобили, самолеты, пароходы, поезда, строительство домов.
Учить составлять симметричные узоры на полосах, квадратах, кругах из листьев, цветов, ягод, а также из линий разного характера — кругов, дуг, точек, рисуя красками и карандашами; использовать, . различать и называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и нейтральные (черный, белый, темно-серый, светло-серый), уметь смешивать цвета для получения новых сочетаний.
Закреплять умение располагать предметы в пространстве, на широкой плоскости земли, правее, левее, выше, ниже (т.е. ближе и дальше), без передачи перспективы.
Свободно владеть кистью: использовать наклонное положение для получения широких полос и мазков и вертикальное положение — для рисования концом кисти. Вырабатывать умение ровно закрашивать краской все части рисунка; рисовать
контур карандашом легкой линией, закрашивать карандашом или красками рисунок легкими движениями, менять направление штрихов или мазков согласно форме изображения.
Лепка. Учить детей лепить из одного куска предметы простой формы (овощи, фрукты) и более сложной (птица, конь, кукла) по типу народных глиняных игрушек, основываясь на знании объемных форм: шара, цилиндра, конуса. Учить передавать характерные движения человека, животного, достигая в позах выразительности (мальчик держит флажок, собака бежит).
Аппликация. Учить детей вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое (листья, лепестки)/предметы разной формы по частям из бумаги разного цвета. Красиво располагать . аппликацию на листе бумаги (осенние цветы, ветка с осенними листьями, золотая осень, дом с флагами, грузовик, коврик), выполнять коллективные работы (праздничная улица, наш аквариум)..
2 квартал
Рисование. Учить изображать с натуры отдельные предметы, передавая их форму, строение, характерный цвет (ветку ели; сосны; рыб, птиц, игрушки, кукол), изображать предметы и группы предметов, связанные одним содержанием, по памяти (наш участок, новогодний праздник, деревья в снегу, улица города), располагать рисунок в зависимости от размера и формы листа бумаги[1].
Выполнять задания, построенные на тональных сочетаниях одного и того же цвета (город в тумане, зимний день). На занятиях по замыслу учить детей выбирать формат бумаги в соответствии с задуманным содержанием, выразительно передавать образ в рисунке.
Темы для рисования можно брать из литературных произведений (стихи о зиме), сказок («Лисичка-сестричка и волк», «Гуси-лебеди», «Морозко»).
Учить составлять узоры на цветном фоне, ритмично располагать узоры на листах бумаги в виде треугольника, многоугольника, сочетать крупные и мелкие формы, включая в узор завитки. . . ..
Лепка. Учить детей лепить , небольшие скульптурные группы из двух, трех фигур, передавая пропорциональные соотношения, динамику действия («Три медведя», «По щучьему велению», «Забавы детей»); расписывать лепку.
Аппликация. Учить вырезывать на глаз из листа бумаги несложные силуэтные изображения (птица/заяц и др.), передавая их характерную форму; вырезывать симметричные узоры и предметы из бумаги, сложенной вдвое (елка, куколка, петрушка, кукла-космонавт); составлять из вырезанных фигур сюжетные композиций.
3 квартал
Рисование. Учить детей передавать строение и характерные детали натуры (ветки с почками, с распустившимися листьями, первые цветы); по памяти, на основе наблюдений, изображать в рисунках группы предметов (цветущий плодовый сад, прилет птиц и т. д.). Учить детей изображать природу в разное время года, в разное время дня; картины праздника, эпизоды сказок, литературных произведений.
Учить рисовать многокрасочные букеты, ветки с цветами, ягодами на темной бумаге в форме прямоугольника, овала; знакомить с узорами на изделиях народных мастеров (хохломская роспись по дереву, жостовские подносы).
Лепка. Учить выполнять коллективные работы, соразмеряя по величине свои изображения с другими («Дедушка Мазай и зайцы», птицеферма, зоопарк и т. д.).
Аппликация. Продолжать учить силуэтному вырезыванию, делать силуэты к сказкам для игры в теневой театр («Колобок», «Лиса и заяц» и др.); выполнять аппликации (деревья в цвету, ледокол во льдах, прилет грачей, луг с цветами) индивидуально и коллективно.
4 квартал
Летом дети рисуют с натуры деревья, полевые цветы и ягоды; лепят крупные фигуры животных; составляют декоративные рисунки из цветов, ягод, ветвей; выполняют коллективно крупные аппликации (букет цветов, рыбы в воде, ветки с яблоками и т.д.). Работы детей можно использовать для игр, для украшения групповой комнаты.
[1] По мере возможности использовать в рисовании угольный карандаш, цветные восковые мелки, пастель.
Конструирование
Учить детей видеть конструкцию предметов и анализировать ее: выделять основные части, знать их названия, определять их формы по сходству со знакомыми геометрическими телами, определять относительную величину частей (больше — меньше, выше—ниже, шире—уже), устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга.
1 квартал
Учить сооружать из строительного материала различные по величине и форме здания, мосты, автомашины с предварительным планированием как отдельных этапов, так и всего хода постройки; определять, какие детали строительного материала более всего подходят для постройки (полученные умения применять в течение года).
народные песни, революционные, современные советские песни, песни других., народов); развивать способность чувствовать и; различать музыку, спокойную, веселую, торжественную, грустную, узнавать знакомые произведения, называть любимые; различать и называть танец, колыбельную, марш, части произведения (вступление, заключение, запев, припев, фразы); развивать желание слушать любимые произведения, высказывать^ о них.
Пение. Учить детей выразительному пению: петь звонким голосом, напевно, легким, подвижным звуком; брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами; не поднимать плечи, удерживать дыхание до конца фразы; произносить отчетливо слова песни, правильно передавать гласные звуки, согласные в конце слова.
Учить детей самостоятельно, всем вместе начинать и заканчивать песню, сохранять указанный темп, петь, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание, смягчать концы музыкальных фраз, точно выполнять ритмический рисунок, правильно передавать мелодию, слушать себя и других, исправлять свои ошибки в пении, выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением и без него. Вспоминать песни, разученные в предыдущих группах, петь их с оттенками. Различать движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки. . Познакомить с названиями нот, объяснить, что ноты, обозначающие более высокие звуки, расположены на нотных линейках выше, а низкие— ниже. .
Учить импровизировать звукоподражания (ау, ку-ку). и различные попевки на основе хорошо усвоенных, певческих навыков.
Учить петь коллективно и индивидуально, сохраняя правильную осанку во время пения.
Музыкальный руководитель должен охранять голоса детей, разучивать песни в пределах до1 (ре1) —до, до диез — ре2.
Музыкально-ритмические движения. Учить детей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой: (усиление, ослабление звука), регистрами (выше, ниже в пределах одного регистра); ускорять и замедлять движение; отмечать в движении метр, метрическую пульсацию; акценты, несложный ритмический рисунок; менять движение в соответствии с музыкальными фразами; самостоятельно начинать движение после вступления.
Научить детей выполнять в соответствии с характером музыки следующие движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, бегать легко-ритмично, стремительно и широко, ритмично скакать с ноги на ногу, меняя характер движения (легко и сильно); выполнять движения с предметами и без них (плавно и энергично); ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в народных плясках и хороводах; выразительно передавать различные игровые образы; (трусливый заяц, хитрая лиса).
Учить танцевальным движениям: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, плавные движения рук, хлопки в различном ритме; исполнять выразительно, непринужденно пляски, состоящие из этих движений. Научить детей терминам: шаг польки, переменный шаг, шаг галопа. ±
Воспитывать творческие способности детей: инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного движения в играх, комбинировать элементы танцевальных движений, составлять несложные композиции плясок.
Игра на детских, музыкальных инструментах. Учить играть простейшие мелодии индивидуально и в ансамбле.
Музыкальный репертуар для подготовительной группы
1 квартал
Слушание музыки: «Нас много на шаре земном», «Осень», музыка Ан. Александрова; «Детская полька», музыка М. Глинки; «Марш», музыка С. Прокофьева; «Вальс», музыка Н. Леви.
Пение: «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», русские народные прибаутки; «Падают листья», музыка М. Красева; «Журавли», музыка А. Лифшица; «Праздник Октября», музыка , Ю. Слонова; «Праздник веселый», музыка Д. Кабалевского; «Без труда не проживешь», музыка В. Агафонникова; «Гуси», музыка А. Филиппенко.
Игры: «Заинька», «Плетень», русские народные песни; «Бери флажок», венгерская народная мелодия; «Здравствуй, осень», музыка В- Витлина; «Метро», музыка Т. Ломовой.
Пляски и упражнения: «Калина», русская народная песня; / «Парная пляска», карельская народная, мелодия; «Попляшем», Й- музыка Е. Тиличеевой; «Веселые скачки», музыка Б. Можжеве- лова; «Мельница», музыка Т. Ломовой.
2 квартал
Слушание музыки: «Болезнь куклы», «Новая-кукла», музы- 11 ка П. Чайковского; «Кавалерийская», музыка Д. Кабалевского; «Пограничники», музыка В. Витлина; «Пьеса», музыка Б. Бартока. . .
Пение: «Конь», музыка Е. Тиличеевой; «Зимняя песенка», му- . зыка М. Красева; «Хорошо у нас в саду», «Елочная», музыка В. Герчик;, «Песенка о песенке», музыка Т. Попатенко; «Мы дружные ребята», музыка С. Разоренова; «Елочка», музыка Л. Бекман.
Игры: «Как на тоненький ледок», русская народная песня; «Ищи», музыка Т. Ломовой; «Узнай по голосу», музыка В. Релбикова, ;
Пляски и упражнения: «Полька», музыка Ю. Чичкова; «Елочка», музыка Е. Тиличеевой; «Петрушки», «Снежинки», музыка Ю. Слонова; «Поскоки», музыка С. Затеплинского; «Поезд», музыка Е. Тиличеевой.
3 квартал
Слушание музыки: «Мир нужен всем», музыка В. Мурадели; «Ленин на параде», музыка А. Фаттаха; «Птичий дом», музыка Д. Кабалевского; «Песня — жаворонка», «Камаринская», музыка П. Чайковского; «Веселый крестьянин», музыка Р. Шумана.
Пение: «О Ленине», музыка Ан. Александрова; «Вальс», музыка Е. Тиличеевой; «Веснянка», украинская народная песня; «Во поле береза стояла», русская народная песня; «Встречаем май», музыка В. Герчик; «Майская», «Это наша Родина», «Мамин праздник», музыка Е. Тиличеевой.
Игры: «Земелюшка-чернозем», русская народная песня; «Строим дом», «Космонавты», музыка Е. Тиличеевой; «Цветные флажки», музыка Ю. .Чичкова; «Кто скорее?», музыка Л. Шварца; «Колобок», «Карусель», русские народные мелодии.
Пляски и упражнения: «Прялица», «Пойду ль, выйду ль я», русские народные мелодии; «Аннушка», чешская полька; «Салют» (танец), музыка Т. Ломовой; «Игра с мячами», «Скакалки», музыка А. Петрова; «Упражнение с флажками», музыка Ф. Шуберта.
4 квартал
Слушание музыки: «Море», «Белка», музыка Н- Римского- Корсакова; «Вальс», музыка Д. Кабалевского; «Улетаем на Луну», музыка В. Витлина.
Пение: «До свидания, детский сад», музыка Ю. Слонова; «Я хочу учиться», музыка А. Долуханяна; «Лесная прогулка», музыка К. Титаренко; «Летние цветы», «Яблонька», музыка Е. Тиличеевой.
Игры и хороводы: «Каравай», «Горелки», «Теремок», русские народные песни; «Мы в зеленые луга пойдем», музыка Н. Леви; «Собирайся, народ, в хоровод», музыка В. Агафонникова; «На зарядку», музыка М. Старокадомского.
Физическая культура
В течение года совершенствовать умения детей ходить и бегать: ходить равномерным широким шагом со свободными естественными движениями рук, бегать легко, ритмично. Соблюдать в ходьбе и беге указанный темп/ уметь быстро изменять его. Учить сочетать при прыжках разбег и отталкивание.
Развивать меткость, используя разные виды метания; при обучении лазанью развивать ритмичность и координированность движений. Научить детей быстро перестраиваться во время движения и на месте, равняться в колонне, шеренге, в кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Воспитывать правильную осанку.
1 квартал
Ходьба, бег, упражнения в равновесии. Ходить и вбегать друг за другом в колонне по одному и парами, меняя направление по указанию воспитателя; ходить и бегать змейкой по кругу, не держась за руки, со сменой темпа. Во время ходьбы по залу делать четкие повороты на углах, ходить, ставя ногу с носка. Ходить и бегать по доске, скамейке (ширина — 20—10 см, высота—30—40 см), бревну (горизонтальному и наклонному), прямо и боком (диаметр бревна— 15—10 см), с разными движениями рук.
Прыжки. Подпрыгивать, стоя на месте и с разбега, с целью достать предмет, подвешенный выше поднятой руки .ребенка на 10—12 см. Спрыгивать с высоты (до 30—40 см), мягко приземляясь. Прыгать через короткую скакалку.
Метание. Бросать мяч вверх и ловить двумя руками (8— 10 раз без падения), перебрасывать мячи друг другу снизу, из-за головы (расстояние—1,5—2 м). Отбивать мяч одной рукой об пол, продвигаясь вперед шагом и бегом.
Лазанье. При влезании на гимнастическую стенку перебираться с одного пролета на другой.
2 квартал
Ходьба, бег, упражнения в равновесии. Ходить и бегать врассыпную, на ограниченной площади зала, участка, не наталкиваясь, уступая друг другу дорогу, быстро останавливаться по сигналу; ходить на носках. Ходить на четвереньках по доске, скамейке, бревну. Ходить по узкой рейке гимнастической скамейки без поддержки.
Прыжки. Подпрыгивать на одной ноге и на двух на месте и продвигаясь вперед. Прыгать в длину с места (50—70 см). Прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
Метание. Подбрасывать и ловить мяч одной рукой. Подбрасывать и ловить мяч с хлопками. Попадать мячом, снежком в движущуюся цель.
Лазанье. Пролезать между рейками, проползать под скамейкой, пролезать в обруч, не касаясь руками пола.
3 квартал
Ходьба, бег, упражнения в равновесии. Во время ходьбы и бега выполнять задания: двигаться между предметами, собирать их, перекладывать с места на место. Ходить по доске, скамейке, бревну, выполняя дополнительные задания (перешагивать через предмет, поворачиваться, приседать и т. д.).
Прыжки. Прыгать в длину с разбега (50—70 см).
Прыгать через короткую и длинную скакалку разными сцен соба ми.
Метание. Бросать мячи, мешочки в горизонтальную и вертикальную цель с 3 м правой и с 2 м левой рукой. Подбрасывать мяч вверх и ловить его после хлопка.
Лазанье. Лазать по гимнастической стенке, вышке, по наклонным лестницам (не выше 2—2,5 м),.
4 квартал
Ходьба, бег, упражнения в равновесии. Ходить и бегать с преодолением препятствий (перелезать, подлезать, перешагивать); бегать наперегонки, бегать й увертываться от ловящего. Ходить с мешочками на голове по доске, бревну, гимнастической скамейке.
Прыжки. Прыгать в длину с разбега (70—100 см), прыгать в высоту с разбега (30—40 см).
Метание. Перебрасывать мяч (двумя руками) через сетку, натянутую выше головы ребенка. Бросать мячи, мешочки на дальность правой и левой рукой (не менее 4—5 м), Перебрасывать мяч друг другу поочередно правой и левой рукой.
Лазанье. Подниматься и опускаться на четвереньках по наклонной доске или лесенке. Перебираться на другую сторону вертикальной лесенки.
Упражнения, способствующие укреплению отдельных групп мышц
Упражнения для мышц плечевого пояса. Поднимаясь на носки из положения стоя, пятки вместе, носки врозь, руки опущены, поднимать одновременно руки вперед и вверх. Разводить руки в сторону с поворотом’ (вправо, влево) из положения руки за голову, стоя и сидя. Поднимать и опускать плечи. Обхватывать правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо, затем разводить руки в стороны и снова обхватывать плечи. Энергично разгибать вперед согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки), отводить локти назад два-три раза и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью. Делать прямыми руками круговые движения вперед и назад попеременно и вместе. Передавать мяч друг другу над головой вперед и назад. —
Упражнения для мышц ног. Приседать, поднимая руки вперед вверх без предметов и с предметами. Приседать, касаясь спиной и затылком стены. Взмахивать прямой ногой вперед; делать под ногой хлопок; Поднимать поочередно согнутые в коленях ноги, перекладывать под ними предметы (мячик) из одной руки в другую. Перешагивать вперед-назад через находящуюся в руках короткую веревку, палку, обруч. Захватывать
сидя на полу, пальцами ног предмет, подтягивать ноги к себе, затем выпрямлять их, перекладывать предметы пальцами ног вправо и влево. Ходить по палке боком, приставным шагом, прямо— переменным шагом..
Упражнения для мышц туловища. Принимать основную стойку. Поворачивать корпус вправо и влево. Наклоняться как можно ниже вперед с палкой за плечами, держа ее под мышками (ноги прямые, смотреть вперед). Наклониться, положить с правой, левой стороны на пол предмет и поднять его. Наклониться в стороны с палкой за плечами или держа руки на поясе (стоя и сидя). Сидя на полу, опираясь сзади руками, поднимать и опускать вытянутые ноги, переносить одновременно обе ноги через палку (веревку); сидя на полу, скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками). Стоя на коленях, садиться и вставать, не помогая себе руками. На четвереньках переступать руками вправо и влево, поднимать поочередно прямые ноги. Лежа на спине поднимать одновременно вытянутые ноги, садиться и снова ложиться Лежа на животе, приподнимать голову и плечи, отводить руки назад, прогибаться.
Построения и перестроения. Самостоятельно, быстро, организованно строиться в колонну по одному, парами, в круг, в‘ несколько колонн (звеньев), в шеренгу; равняться в колонне, круге, шеренге. Перестраиваться из одного круга в несколько. Перестраиваться из одной колонны в несколько на ходу Делать повороты (направо и налево).
Подвижные игры
Игры с бегом. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишки», «Бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Не намочи к ног», «Горелки».
Игры с прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».
Игры с подлезанием и лазаньем. «Перелет птиц», | «Ловля обезьян».
Игры с метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом», «Школа мяча», серсо (бросать и ловить кольца кием).
Спортивные развлечения
Санки. Во время спуска с небольшой горки поднять заранее положенный на снег, предмет (флажок, игрушку и т. п.).
Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам, с невысокой ледяной горки.
Лыжи. Ходить переменным шагом по лыжне друг за другом. Ходить по пересеченной местности (горка, склон). Делать поворот переступанием на месте кругом (вправо и влево). Правильно взбираться на горку и спускаться с нее. Самостоятельно убирать лыжи, переносить их, прислонив к плечу. Содержать лыжи в порядке.
Игры. «Шире шаг», «Кто самый быстрый?», «Догони», «Встречная эстафета», «Не задень».
Коньки. Принимать правильное исходное положение: ноги слегка согнуть; туловище наклонить вперед, голову держать прямо, смотреть перед собой. Делать в этом положении несколько пружинистых приседаний. Стоять и ходить на коньках по снегу, льду. Делать небольшой разбег (3—4 шага) и скользить на двух ногах. Во время скольжения на двух ногах после разбега делать повороты вправо и влево. Попеременно отталкиваясь, скользить на правой и левой ноге. Самостоятельно надевать ботинки с коньками.
Велосипед. Кататься на двухколесном велосипеде без помощи взрослого, делать повороты влево и вправо. Кататься по кругу. Кататься на самокатах (на левой и правой ноге). Играть в «правила уличного движения».
Купание. (Подготовка к плаванию.) Играть и плескаться в мелком ручье, реке, озере, бассейне. Делать вдох, затем выдох в воду (3—4 раза подряд). Выполнять скольжение на груди и на спине, двигаясь ногами (вверх-вниз), передвигаясь по дну водоема на руках. Плавать с надувной игрушкой или с кругом в руках. Пытаться плавать без поддержки.
Игры вводе: «Смелые ребята», «На буксире», «Лягушка», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени», «Передай мяч», «Торпеда».
Городки. Бросать биту от плеча и сбоку, занимая правильное исходное положение. Знать 4—5 фигур. Уметь выбивать городки с кона (5—6 ж) и полукона (2—З м).
Бадминтон. Уметь правильно держать ракетку. Играть с товарищем. Играть через сетку.
Настольный теннис. Перебивать мяч через сетку ударом справа и слева после отскока от стола. Правильно держать ракетку.
Игры
Задачи воспитания
Обеспечивать развитие игр (индивидуальных и коллективных), способствующих выявлению и формированию разнообразных интересов и склонностей детей. Развивать в процессе игры взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательность, готовность выручить товарища, заступиться за него, если, нужно; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо разрешать споры, недоразумения.
Заботиться о создании стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.
Поддерживать и развивать детские игры, ценные по содержанию и форме организации: игры, в которых формируются положительные привычки и нравственные качества, игры, развивающие любознательность, умение наблюдать, самостоятельно решать умственные задачи, а также важные для физического развития.
Возбуждать интерес к разным видам игр.
Развивать творческую инициативу, способность самостоятельно организовывать подвижные и другие игры, согласовывать друг с другом свои действия, вести себя в соответствии с сюжетом, взятой на себя ролью и правилами игры.
Стремиться к тому, чтобы совместное достижение целей игры, преодоление трудностей доставляло детям радость, удовольствие.
Воспитывать ответственность за сохранность игровых материалов, привычку и умение приводить их в порядок.
Виды игр
Сюжетно-ролевые игры. Руководить сюжетно-ролевыми играми, используя их для воспитания моральных качеств, развития познавательных способностей и интересов детей.
Поощрять игры, содержанием которых является труд советских людей, советский быт, жизнь семьи, подвиги летчиков, космонавтов, моряков и др., основываясь на интересе детей к деятельности взрослых, стремлении подражать им.
Содействовать тому, чтобы дети использовали знания, полученные путем непосредственных наблюдений окружающей жизни, на занятиях, из книг, рассказов взрослых и т. д.
Развивать у детей инициативу и творческое воображение, способность намечать тему игры, поощрять стремление детей комбинировать непосредственные жизненные впечатления и те знания; которые они приобретают из других источников (книги, рассказ, картина и т. п.), воспитывать умение выполнять различные роли, действовать в соответствии с поведением товарищей и общим игровым замыслом. Учить детей подбирать и готовить для игры нужный материал, поддерживать изобретательность, интересную выдумку. Стимулировать поиски лучших средств осуществления задуманного и преодоления трудностей; использование знаний и навыков, приобретенных на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, на музыкальных занятиях.
Содействовать развитию длительных игр, продолжающихся в течение нескольких дней, поддерживая интерес к начатой игре, соединяя игру и труд, проводя повторные прогулки, экскурсии, сохраняя детские постройки, связанные с игрой, и т. п.
Формировать у детей умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры; совместно обдумывать содержание деятельности, распределять роли, подбирать нужный для игры материал. Воспитывать дружеские отношения между играющими, отношения сотрудничества и взаимопомощи, взаимное внимание, отзывчивость и сочувствие. Учитывать индивидуальные особенности детей: робким и застенчивым новичкам помогать входить в игру, преодолевать, свою нерешительность/ воспитывать творческую инициативу, следить,. чтобы активные дети не подавляли инициативу своих товарищей. Воспитывать у детей способность самостоятельно и справедливо решать споры и конфликты в играх.
Возбуждать интерес детей к играм-драматизациям, помогать в осуществлении этих игр, поощрять импровизацию, выразительность речи и движений, соединение игры с изобразительной деятельностью и трудом (изготовлять несложные декорации, например: сказочный домик из крупного строительного материала, элементы костюмов и т.д.).
Побуждать инсценировать любимые песни, хороводы.
Игры со строительными материалами[1]. Развивать у детей восприятие пространственных отношений, сообразительность,, конструктивное творчество, интерес к технике, конструктивные умения, способность заранее намечать тему постройки, представлять будущую конструкцию: Умение заранее обдумывать, какой материал им понадобится и в какой последовательности они будут строить, воспроизводить в постройках предметы, не только воспринимаемые в натуре, но и изображенные на рисунке, фотографии (самолет, пароход, машины, мост, здания — дома, вокзал, театр, станция метро и др.). Напоминать детям о необходимости соблюдать симметрию, пропорции частей построек, поощрять сооружение отдельными детьми и группами взаимосвязанных построек (улица, парк культуры и т. д.).
Учить собирать простейшие конструкции с подвижными колесами, блоками (тележку, вагон, подъемный кран, подвесную дорогу, автомобили); пользоваться гаечным ключом и отверткой. При затруднениях помогать детям подбирать детали,* учить скреплять их в различных комбинациях.
Для развития длительных игр сохранять’ постройки из крупного и из настольного материала.
Широко использовать в строительных играх различный природный материал: песок, глину, снег, шишки, желуди, бересту, ветки, кукурузные початки и др.
Подвижные игры с правилами. Продолжать совершенствовать основные движения детей, развивать ловкость, координированность, меткость, формировать товарищеские чувства и отношения.
Развивать быстроту и красоту движений, глазомер, ориентировку в пространстве (серсо, кольцеброс, классы, скакалка, перебрасывание мяча через веревку, «школа мяча», «Ловишки с мячом», «Сбей колпак», «Кто ловкий?»); проводить игры, включающие элементы соревнования между двумя детьми или группами (например: «Догони свою пару», «Разложи все камешки», «Кто скорей до самого верха?»); вводить игры спортивного типа, например городки (бросать биту от плеча и сбоку при правильном исходном положении, знать 4—5 фигур), бадминтон (уметь правильно держать ракетку), настольный теннис (играть без сетки и через сетку, перебивать мяч через сетку ударом справа и слева после отскока от стола, знать, как правильно держать ракетку).
Добиваться, чтобы каждый ребенок знал все эти игры, правила и умел сам организовать их с небольшой группой детей.
Дидактические игры. Развивать интерес к дидактическим играм, воспитывать любознательность, наблюдательность, внимание, умение самостоятельно решать умственные задачи. Использование игр на классификацию предметов, домино, разные виды : мозаики;, шашки, блошки, бирюльки, игры-головоломки, словесные игры («Море волнуется», «Черное и белое», «Какой предмет загадали?» «Закончи слово» и др.), игры па различение цветов и оттенков.
Музыкально-дидактические игры. Учить детей вслушиваться в звуки, различать их по высоте («Повтори звуки», поочередная игра на двух металлофонах, «Бубенчики», «Музыкальное эхо», «Музыкальное лото», «Узнай и спой песню по картинке»); воспроизводить ритмический рисунок («Придумай свой ритм», «Ребята и слонята»); сопоставлять тембры голосов и инструментов | («Наш оркестр», «Узнай инструмент»); различать динамические оттенки («Охотники и зайцы»).
[1] Рекомендуемые строительные наборы: А. П. Могилевского, Е. А. Флериной, тематические наборы: «Архитектор», «Ленинград», «Гараж»; конструктор В.П. Поликарпова (крупный), «Конструктор-механик № 1» Сахарова, «Керамический конструктор».
Игра и организация жизни детей
Утром, до завтрака дети выбирают игры по своим интересам: продолжают начатую накануне игру, играют в настольные игры, со строительными. наборами. Воспитатель вникает в детские замыслы, организует условия для их осуществления, -заботится о том, чтобы создать у детей бодрое настроение.
Игры между занятиями. В перерыве между занятиями дать возможность детям отдохнуть, удовлетворить потребность, в движении (предложить мячи, бильбоке, кольцеброс, провести хороводную игру и т. п.).
Игры на воздухе. Приучать детей отбирать материал для разнообразных игр на прогулке: сюжетно-ролевых/ строительных, спортивных (городки, серсо, бабки).
Поощрять игры с бегом, метанием, хождением по бревну, лазаньем, чередуя их с более спокойными играми с песком и водой, играми с правилами, например: «Море волнуется», «Испорченный телефон», «Угадай по голосу», «Какой предмет загадали?», играми с пением.
Проводить общегрупповые подвижные игры, игры-упражнения с маленькими группами и отдельными детьми, поощрять свободные группировки детей.
Зимой на участке поощрять игры с бегом, метанием, например: «Снежные круги», «Два Мороза», «Сбей колпак со снежной бабы». и др.Организовать спортивные развлечения (ходьба на лыжах, катание на коньках, скольжение по льду)[1] [2].
Содействовать организации ролевых игр, сюжет которых лучше всего развивается на фоне зимней природы: например, на тему сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», рассказов Б. Житкова («На льдине»), И. Винокурова («Самолет летит»).
Весной, летом, .ранней осенью широко использовать игры с. прыжками, лазаньем, бегом, метанием, упражнения в равновесии (прыгалки, обручи, мячи, серсо, городки, двухколесные велосипеды), Создавать условий для развития разнообразных драматизаций, сюжетно-ролевых и строительных игр, использовать природные условия для развития этих игр (например: «Птицеферма», «Зоопарк», «Парк культуры»).
Между играми воспитатель организует наблюдения[3] и труд[4].
Игры после дневного сна. Поощрять продолжение ранее начатых игр, помогать отдельным детям и группкам детей в выборе новых игр, объединять небольшие играющие группы в большие группы; способствовать развитию творческого воображения, инициативы, внимания, смекалки в дидактических, словесных играх. Практиковать разговоры с детьми о проведенных и намечающихся играх, о теме постройки. Поощрять желание детей петь песни, плясать.
Воспитатель дает возможность детям, которые этого хотят, послушать музыку в грамзаписи (см. рекомендательный список), чтение любимых сказок, рассказов, стихов; предлагает детям самим прочитать стихи, загадать загадки.
Самостоятельная, художественная деятельность детей. По своей инициативе дети поют песни, водят хороводы, подбирают простейшие мелодии на металлофоне, маршируют и танцуют под музыку, исполняют русские народные песни[5].
Дети рассказывают сказки, рассказы, придумывают их самостоятельно, читают наизусть стихи. Сами организуют игры в «концерт»/в «театр», в «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, с куклами).
Дети рисуют, лепят, проявляя инициативу в выборе материала (карандаши, краски, пластилин, глина) для воплощения своего замысла; создают поделки из природного материала (береста, камни, кора и т. д.), придумывая им образные названия/ расписывают узорами глиняные игрушки и посуду и т. д. Для самостоятельной художественной деятельности дети могут объединяться в небольшие группы по интересам и склонностям, обращаться за помощью и советом к воспитателю.
Праздники и развлечения
В детском саду отмечаются общенародные праздники: Великой Октябрьской социалистической революции, 1 Мая, Праздник Победы, день рождения В. И. Ленина, День Советской Армии, 8 Марта, а также Новый год й выпуск детей в школу.
В предпраздничные дни воспитатель рассказывает детям о значении праздника, организует экскурсии к памятникам выдающихся деятелей Советского государства, защитникам нашей Родины, прогулки, во время которых дети наблюдают подготовку к празднику; подбирает вместе с детьми иллюстрации, изображающие труд и достижения советских людей, исторические места. Дети участвуют в подготовке праздничного убранства детского сада, украшают живыми цветами портрет В. И. Ленина. К новогоднему празднику дети делают елочные украшения, к 8 Марта — подарки родным, воспитателям, няне. Воспитательная работа в связи с праздником, оформление помещения, содержание праздничного утренника должны отражать характер каждой знаменательной даты.
На праздничных утренниках большое место занимает художественная самодеятельность детей, которая является результатом всей предшествующей планомерной воспитательной работы, и поэтому в предпраздничный период дети не должны быть перегружены дополнительной подготовкой к утреннику, нарушающей режим детского сада, а также многократными . репетициями всей программы.
Воспитатель заботится о том, чтобы всё дети принимали участие в утреннике, чтобы всем было интересно.
В программу утренников может входить хоровое пение, пляска, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах, инсценировки, веселые игры, шутки, выступления взрослых с пением и т. п. —
Большим событием в жизни детей является поступление в школу. Ему посвящается утренник. К этому утреннику дети готовят выставки своих рисунков^ подарки малышам, сотрудникам детского сада, празднично убирают групповую комнату.
Дни рождения детей отмечаются выступлениями детей, подарками, праздничным чаем.
Разнообразие и радость в жизнь детей вносят представления кукольного и теневого театров, концерты с выступлениями взрослых или учащихся музыкальных школ, самодеятельные концерты, демонстрации диафильмов и кинофильмов.
В течение года следует организовать несколько тематических концертов, например посвященных П. И. Чайковскому, А. С. Пушкину, С. Я. Маршаку.
[1] См. раздел «Подвижные игры».
[2] См. раздел «Спортивные развлечения».
[4] См. раздел «Труд».
[5] Воспитатель принимает участие в самостоятельной деятельности детей: поет вместе с ними, ставит пластинки, помогает выбрать песню, пляску, рассказывает сказки, читает любимые книги и т. д.