РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Групповая

Гуткин А.Я. Планировка и оборудование детских садов в санитарно-гигиеническом отношении, Респ. науч.-исслед. педиатр. ин-т М-ва здравоохранения РСФСР, Ленинград, 1947 г. стр. 74-92

Групповая комната представляет своего рода «сердце» детского сада. В групповой дети играют, едят, проводят воспитательные й учебные занятия, спят. Не только по своему оборудованию, но и по планировке и по строительным устройствам групповая должна отвечать многообразным назначениям.

Игры детей различны по своему разнообразию как для разных возрастных групп, так и для одной и той же группы. Одни требуют большого пространства пола (эти интересуют нас главным образом), другие большого объема, третьи поверхности стен.

Еще Фрёбель делил игры-занятия („дары»,—как он их называл) на 4 части: 1) Игры с выкладыванием различных фигур или форм из лучинок. Их цель —подготовка к счету, наглядное выяснение величин и соотношений частей; подготовка к письму и чтению (выкладывание букв и слов), составление геометрических фигур и т. п. Эти занятия начинаются с первого года, т. е. с младшей группы, и требуют не только площади стола, но и площади пола, ковра, столь любимого места игр ребят младшего и среднего дошкольного возрастов. 2) Игры со складыванием бумаги. Эти занятия (складывание лодочек, коробок, солонок, петушков, разных фигур, вырезывание цветной бумаги с наклеиванием на белом фоне и пр.) чаще всего проводятся на столах и предназначены для детей от 5 до 7 лет. 3) Игры с плетением бумажных полосок, лучинок, соломы и т. п.; они требуют, помимо стола, также и площади пола для „готовых изделий», для „сырья». Это любимое занятие детей старше 4-летнего возраста; оно должно развивать сообразительность, упражнять способность к вычислению и развивать вкус ребенка. 4) Занятия, связанные с рисованием и выкалыванием, требуют не только стола, но и мольберта, оборудованного также для хранения игл и ниток для выкалывания и т. п. (рис. 44).

Занятия рисованием составляют переход к производству различных пластических форм лепкой из глины, также требующих пространства пола7.

Характер игр, их целеустремленность и содержание согласно методическим указаниям Министерства народного просвещения (см. Устав детского сада) не исключают установленной Ф ребе л ем программы; в современном детском саду игры более разнообразны и пространственны.

Прежде всего они требуют площади для построек из строительных материалов; эти постройки должны быть сохраняемы, чтобы дети могли улучшать их, играть в них с игрушками, перейти на время к другой игре. Текущее событие, о котором говорят дома, в детском саду, которое передается по радио, должно быть непременно представлено в играх детей; „папанинцы» „разведчики», „челюскинцы» и т. п. довольно долго занимают внимание детей, требуют площади. Очень занимают детей сюжетные игры: „зоопарк», „колхоз», „детский сад», сказки о добром докторе Айболите, „цирк», „театр» и пр. Эти игры также требуют площади. Если в младшей группе большое внимание занимают хороводные игры, то средние группы уже богаты сюжетными играми („магазин игрушек», „зверинец», „железная дорога»), а старшие — подготовкой к учебным занятиям: рисованию и вырезыванию, подбору различных цветов для костюма куклы, укладыванию цветных кирпичиков для башенки и т. п.

Устав детского сада предлагает основное внимание уделять творческим и дидактическим играм детей всех возрастных групп. Младшие группы применяют для своих творческих замыслов обрезки досок, палки, фанеру, лоскуты материи, камешки, жёлуди, строительный материал; при помощи дидактических игр дети приучаются различать и выбирать предметы по цвету, форме, величине, разбирать и складывать башенку, бочонок, матрешки, выбирать шар, куб, круг, и пр. геометрические фигуры. Многообразие этих предметов и недостаточная координированность движений детей младшей группы требуют увеличенной свободной территории, не занятой мебелью.

Творческие игры детей средней группы отличаются от младшей заменой сюжетности — испробованием свойств предметов; их интересует катанье обруча, бег за игрушками, которые приводятся в движение ветром (например, бросание бумажной стрелы, бумажной птицы), скакалка, транспорт в его движении, пушки, сабли, ружья в их действии. Воспитатель только направляет, корректирует, но предоставляет детям инициативу, не навязывая своих предложений. Дети этой группы любят строить, и в стройке часто находят содержание всей игры. Это значит, что средняя группа нуждается и в крупном строительном материале. Следовательно, площадь для средней группы должна удовлетворять двигательным потребностям детей и размещению разнообразных, в том числе крупных, материалов для игр.

Дети старших групп увлекаются уже событиями и новыми интересами. Со страстностью и инициативой они изображают события Отечественной войны, героические перелеты, подвиги,, путешествия в далекие страны; их интересует сценическое оформление сказок и рассказов, они готовят роли, шьют костюмы из бумаги и т. п.), украшения к ним, готовят сценические аксессуары. Игры с куклами, их экипировка, большой интерес к строительным материалам — строительство, пользование конструктором — все это требует уголков, уюта; эти игры составляют и дидактический материал. Игры основаны на изобретательности, находчивости, сообразительности. Развитие этих признаков достигается при помощи игр в фанты, разгадывания несложных головоломок, загадочных картинок, игр в шашки. Таким образом и для дидактических игр необходимы уголки, уют, удобные «островки».

Обеспечивая ребенку простор для развития самостоятельных движений, навыков независимости, инициативы, архитектор должен, однако, учитывать „масштабы»; монументальность угнетает детей, а чрезмерная плошадь и высота иногда пугают.  Здоровье и воспитание — цель, которую следует помнить при планировке, строительстве, оборудовании.

Исходя из характера игр различных групп и из воспитательных установок, целесообразно площадь и периметры групповых несколько дифференцировать, если по архитектурно-планировочным соображениям это возможно. В частности, могут быть организованы альковного типа групповые, как уютные уголки, используемые для сюжетных, „тихих», „рабочих» игр (рис. 45), отдельные уголки для учебного типа занятий и т. п. Следует только избегать устройства столбов или выступающих пилонов; последние небезопасны, учитывая мобильность детей. Выделенные участки должны быть обеспечены необходимым освещением. Наилучшего освещения требуют занятия по рисованию, лепке; более слабого — выкладывание кубиков, игру, с посудой, занятия на полу.

Измерения площади игрушек и разного числа детей, занимающихся с ними, показали необходимость 7—8 м2 на игровой уголок группы. Моторные особенности детей в вопросе дифференциации уголка не имеют существенного значения, поскольку ребенок для движения использует всю свободную площадь комнаты (рис. 46 и 47).

Рис. 46. „Хозяйственный» уголок. Слева— „сад», справа— „умывальная и хозяйственный шкаф». Впереди стол для хозяйственных работ.

Рис. 47. Угловое окно с низким подоконником. Оформление с  угла не

создает впечатления теплоты и приветливости

Рис. 48. Середина комнаты свободна для подвижных игр.

Рис. 49. Расстановка мебели в детском саду во время дневного отдыха.

Одни и те же столы используются как для еды, так и для игр и занятий. Набор столов разнообразен, разнообразна и их площадь. Расчет принимается на прямоугольный стол для 4 — 5 детей и на круглый —5 детей, не больше. Габариты столов приведены ниже. Число стульев 26 (один из них воспитателя); помимо встроенных шкафов, учитываются этажерки, подставки, трельяжи и столики для цветов, аквариумы и пр. Их площадь составляет, согласно проведенным в четырех детских садах измерениям, в среднем 19,5 м2. Составленная вплотную мебель для освобождения места под расстановку кроватей занимает 8 м2. Площадь кроватей (1,4 х 0,75) и свободного пространства, образуемого между кроватями при установке стула (в сумме с кроватью 1,4×1,1), составляет 38,5 м2 (1,4×1,1×25). Проход между двумя рядами кроватей (по 10 кроватей) и одним полурядом (в 5 кроватей) составит 9,9 м2 [(1,1 x 10 х 0,6)+(1,1 х5х0,6)].

Общая площадь групповой может быть таким образом принята (7 + 8 + 38,54-9,9) в 63,4 м2 или 2,5 м2 на ребенка.

Отводя групповой роль места для дневного сна детей, не следует забывать, что такое решение является в известной степени вынужденным условиями погоды, осадков, иногда неудобным расположением детского сада по отношению к заводским предприятиям — их шумам, выбросам пыли и дыма и т. п. В основном, при отсутствии изложенных недостатков необходимо использовать для сна детскую площадку, навес, имеющийся на участке, террасу, открытый балкон, веранду и т. п. (рис. 50).

Рис. 50. Раскидушки на веранде.

Сон на открытом воздухе в любое время года (разумеется, в теплых мешках, когда это нужно и с защитой от солнца в знойные дни) является значительным фактором „позитивной гигиены», укрепляющим здоровье детей, повышающим их невосприимчивость. Даже допуская сон детей в групповой (в дождливую погоду или в дни очень низкой температуры), необходимо открывать окна или по крайней мере фрамуги, обеспечивая на время сна приток свежего наружного воздуха. Основная задача воспитателя в этом случае заключается в наблюдении за тем, чтобы дети были хорошо укрыты и чтобы путем бесед с матерями разъяснить все положительное значение сна на чистом, хотя и холодном, воздухе.

Рис. 50а. Стол с полками (встроенный), шкафы для постельных принадлежностей.

Исправить этот недостаток проектов было бы желательно в процессе строительства; каждая групповая должна иметь холодную веранду или по крайней мере непосредственный выход на площадку.

Расстановка кроватей в групповой представляется, по необходимому для этой работы времени, очень существенной. Проведенный в присутствии автора хронометраж показал, что на расстановку 18 кроватей, размещение на них постельного белья, на отодвигание мебели и игрушек в сторону и пр. необходимо 30 минут при работе двух служительниц с помощью воспитательницы. Учитывая единый режим дневного сна (важный, в частности, с точки зрения необходимости соблюдения тишины во всех группах детского сада), для всех групп и послевоенные трудности с кадрами, едва ли представляется возможным выделение для каждой группы двух технических служащих.

Типом примитива является использование для сна пола, как это имеет место в некоторых детских садах США (рис. 51). С гигиенической точки зрения это нежелательно (угроза охлаждения от пола и пыль), хотя сон на жестком и отражается положительно на осанке (позвоночник).

Рис. 51. Сон в групповой

Одним из важных вопросов является мытье и хранение столовой и чайной посуды группы; в случае карантина группы этот вопрос приобретает особое значение. Мы полагаем целесообразным указанные процессы производить для каждой групповой отдельно, устраивая для этой цели нишу (или кабину) в стене, примыкающей к умывальной (или уборной) для облегчения проведения воды и канализации. Такого рода ниша имеет металлическую мойку нормальной высоты, а над ней доску и специальные полки для хранения и сушки чистой посуды. Ниша закрывается дверью.

Оформление и оборудование

Значительное распространение для разрисовки имеет метод аэрографии. Аэрографический способ окраски стен (рис. 52, и 53) и потолков заключается в нанесении различных колеров при помощи специального револьвера-распылителя, называемого аэрографом. По мнению художников, аэрографический способ имеет большую художественную ценность. Благодаря большой тонкости переходов цветов и мягкости линий, объемные изображения сохраняют легкость, рельефность и таким образом увеличивают возможности в разработке любого сюжета.

Рис. 52. Проектный эскиз художественной аэрографической росписи стен детского сада (худ. Р. В. Гржешкевич).

Рис. 53. Проектный эскиз художественной аэрографической росписи стен детского сада (худ. Р. В. Гржешкевич).

Преимуществом аэрографии является ее экономичность. Материалов (лаков и красок) требуется в 4—5 раз меньше по сравнению с другими способами. Производительность труда выше на 500—700% по сравнению с ручной работой. Значительно удешевляется работа.

Аэрографическая роспись исключает стандартную двухцветную окраску стен (панели и выше ее), придающую помещению малоуютный, „казенный“ вид. Стена сплошь, до карниза покрыта цветными пейзажами: горы, небо, растительность, животный мир. Сюжет дифференцирован по комнатам с учетом возрастного распределения детей. Стены не имеют пятен, чистота поддерживается, техника мытья стен не составляет никаких затруднений.

Окраска стен производится также при помощи трафаретов которые могут быть изготовлены любой формы и на любые сюжеты. Этот метод удобен, экономичен, сокращает время и труд на окраску, удовлетворяет художественному вкусу, может заменять панели (рис. 54—56).

Рис. 54—56. Трафареты для оформления стен (бордюры и фрезы) групповой (трест „Ленпроект», Ленинград).

В процессе строительства групповые желательно окаймлять рейками на высоту 120, 90 и 60 см от пола. Между рейками вставляются фотографии, рисунки и прочий выставочный материал. В одной из внутренних стен штукатурке оставляется ниша для этажерки. Выключатели, штепсели и прочие предметы электро- и радиооборудования устраиваются внутристенно.

В разных местах стен целесообразно предусмотреть откидные полки на высоте до 90 см — 1 м с тем, чтобы дети могли самостоятельно ставить и снимать с них книги и игрушки. Самостоятельность развивает инициативу и индивидуальность. Больше всего ребенка удовлетворяет и возвышает сознание самостоятельности: „я сделал это сам», „я могу сделать это сам».

Аквариум устанавливается в одном из межоконных промежутков, причем площадь стены у аквариума обшивается пористым песчаником (серой известью и т. п.) по типу грота. Рядом с аквариумом оборудуются скамьи или трельяжи из известково-песчаного камня и решетки для растений. Вблизи аквариума желательно устройство внутристенной ниши-шкафа для хранения леек для поливания цветов. По стенам следует иметь консоли для цветов (рис. 57, стена групповой).

Рис. 57. Оформление стен

Одним из наиболее неблагополучных предметов детского сада в санитарном отношении, как показали исследования нашей лаборатории, являются радиаторы.

На радиаторах было не только обнаружено большое число микробных колоний, но и кишечная палочка и дифтероиды.

Следует отметить, что бактериальное загрязнение групповых оказалось более высоким, чем всех других комнат детского сада, в то время как к групповым, где дети проводят почти все «рабочее» время мы вправе предъявлять особо высокие санитарные требования. Радиаторы оказались наиболее загрязненным местом групповых.

В групповых так же как и в гардеробах, необходимо иметь на радиаторах съемные щиты без скрытых мест для собирания пыли, хорошо окрашенные и легко доступные мытью и обтиранию влажной тряпкой.

Для занятий с глиной и с землей, для сюжетных игр и т. п, процессов, над радиаторами рекомендуется пристраивать выдвижные полки с асбестовой подкладкой под ними до 30 см ширины, при длине, соответствующей длине подоконника.

Мебель желательно полировать под цвет данной породы дерева; породу выбирать с учетом отделки комнаты в целом (окраски стен, окон, дверей и т. п.).

Рекомендуется следующая мебель;

а)      круглый стол — 1; диаметр 80 см.

б)      прямоугольных столов —4, из них 2 стола — длина 80, ширина 70 см, и 2 стола — длина 70, ширина 95 см;

в)      квадратных столов индивидуальных — 4; 70 x 50 см;

г)       стол продолговатый на 2—3 человек, 100 х 70 см;

д)      стульчиков 25—30 детских (размеры см. стр. 148);

ж)      стол и стул — 1 для воспитателя;

з)       2 стола для различных работ, квадратные, на 4 человека, 100 х 100 см;

и)      этажерка или витрины для книг (встроенные);

к)      подставки и вешалки для наглядных пособий, халатиков и т. п.

В групповых для старших детей желательна внутристенная классная доска, в группах для детей среднего возраста — мольберт.

В одном или нескольких углах комнаты желательно иметь небольшую нишу (альков) для организации „игровой комнаты»: кукольного дома, кооператива, военной казармы, рабочего уголка (см. рис. 14, 18, 46, 47 и др.). Желательно устройство части столов со спускающимися досками.

Устройство овальных (яйцевидных) и круглых столов (см. рис. 60.) должно предусматривать две половины, при желании легко сдвигаемые в один стол или используемые в виде двух столов.

Рис. 60. Складной стол. Откидываются боковые части. В сложенном виде имеет всего 30 см в ширину нелегко ставится к стене.

Ширина одного из удлиненных столов должна быть равна диаметру круглого стола, что позволит установит прямоугольный стол между двух половинок круглого стола для увеличения площади рассаживания. Ящики в столах устраиваются сбоку (а не в торце) для обеспечения пользования ими при сдвигании столов.

Все предметы (подвижные) мебели необходимо фиксировать за данной группой. Обеденные столы обычной формы (см рис. 58).

Рис. 58. Столовая.

Размеры определяются по нормам (1—4) и представляются в следующем виде (установлены Н. И. Кривицкой на основании исследования физического развития детей дошкольного возраста; работа проведена в Республиканском педиатрическом научно-исследовательском институте).

Таблица 5

РостНомер мебелиВысота сидения стулаШирина сидения стулаВысота стулаДифференцияВысота верхнего края спинки
90-99124,025,043,519,517,5
100-109227,028,547,320.518,5
110-119330,530,052,021,520,0
120-129433,533.056,521,021,0

Вместо номеров полезно иметь на стульях трафареты (четыре— по числу номеров) или цветные значки также по числу номеров.

Очень важно, чтобы по крайней мере 4 стола, а также круглый стол были одинаковой высоты, чтобы была возможности их объединения (однако, не более, чем на 6—8 человек), спаривания или страивания для каких-либо специальных работ. Ребенок должен иметь за столом достаточно места, учитывая, что мелкие движения его еще мало координированы; движения ребенка не должны быть стеснены пространством. Эту возможность обеспечивают столики для 2—3, максимум 4 человек. Они позволяют свободный доступ к столу и выход из-за стола не стесняя соседей. Обвязка стола не должна мешать свободному размещению ног под столом.

Рис. 59. Стулья спроектированы так, что вкладываются друг в друга, (показано 30 складных стульев).

Спинка стула должна быть слегка отклонена (на 8°) и иметь опоясывающее положение; спинка не должна иметь продольных перекладин, стесняющих свободные движения (рис. 61, 62, 63). При изготовлении стульев желательно предусмотреть возможность вкладывания их друг в друга (рис. 59).

Рис. 61. Одноместная мебель из трубок.

Рис. 62 и 63. Типовой стул.

Разумеется, все предметы оборудования детского сада должны быть закруглены, не иметь углов, острых краев, выступающих через перекладины и обвязки; все части должны быть заподлицо с соседними поверхностями. Вес стула должен составлять не более 1,5—2 кг для детей разных возрастов. Ребенок должен быть в состоянии самостоятельно переносить, передвигать стулья, их складывать.

Ширина спинки стула, толщина крышки стола и т. п. должны учитывать возможность свободного их охвата рукой ребенка.

Не допускаются в конструкциях резные части, накладные фигуры, лишние украшения. Должны преобладать простые формы, обеспечивающие удобство, красоту и легкую доступность содержания их в чистоте.

Ножки стульев и столов должны быть в форме овальных столбиков. Весьма целесообразно оборудование детского сада одноместной свободно стоящей мебелью: отдельные столики на одного ребенка, легко соединяемые в группы (рис. 61), и креслами из гнутого дерева системы „Тонет».

Мебель устанавливается соответственно характеру занятий детей так, чтобы свет на нее падал слева.

Для расчетов количества мебели по номерам (табл. 5) рекомендуется исходить из следующих данных, составленных применительно к расчетам М. О. Корсунской  по материалам роста детей 15 детских садов Москвы.

 Номера мебели:
1234
Группа роста        90-99100-109110-119120—129
В % от общего числа . .27,535,527,06,0

Эти данные указывают, что в одной и той же группе могут быть дети различного роста и что это разнообразие наиболее велико среди старших групп.

Исходя из сказанного, можно рекомендовать для каждой группы по крайней мере по два смежных номера мебели.

Каждая групповая 1-го этажа (младшая группа) должна иметь 10—15 стульев № 1 и 10—15 стульев № 2.

Групповая 2-го этажа для средней группы—16—18 стульев № 2 и 9—10 стульев № 3.

Групповая 2-го этажа для старшей группы—18—19 стульев № 3 и 7—8 стульев № 4.

Кроме того, в каждой группе нужно иметь по одному индивидуальному столику меньших размеров.

Желательно наличие одного „сквозного» (для всех предметов индивидуального пользования) трафарета или номера: для гардероба, стула, туалетного горшка, салфетки (кольца), кружки для полоскания рта и т. п.

Для распределения детей по стульям (столам) можно пользоваться начерченной на стене (дверном наличнике или на специальной стойке-ростомере) шкалой с делениями в 10 см, соответствующими номерам столов („шкала» — белая полоса шириной в 40 см, разделенная на 4 части, прикрепленная на высоте 90 см от пола и на высоту до 130 см).

Придавая большое значение размерам мебели и ее оформлению как с точки зрения планировки и строительства здания, так и с точки зрения гигиенической, утилитарной и декоративной, приводим некоторые уточненные в этой части данные.

Стул и кресло. Сидение устраивается с уклоном назад к спинке. Для этого боковые бруски обвязки имеют размеры в передней части 5×2 см, а в задней 4х2 см. Задние ножки стула отклонены от вертикали назад и наружу на 2 см. Ножки круглые. Спинка изготовляется (из бруска в 6×3 см) слегка прогнутой; сиденье при этом делается на 2 см короче. Отклонение спинки от вертикали должно быть под углом 8°. Ножки внизу имеют в диаметре 2 см, вверху 3 см. Все соединения делаются на шипах. Обвязки и ножки заподлицо с сидением. При устройстве кресел вносятся следующие коррективы: передние ножки удлиняются и поверх сидения образуются стойки

 

Рис. 64 и 65. Шкафы для игрушек.

для круглых брусков, опоясывающих спинку и подлокотники. Толщина брусков на высоте сидения 3 см, а выше и ниже уменьшается до 2,5 см. Верхняя грань подлокотников на 2 см ниже верхней грани спинного закругления. Никаких зазоров быть не должно.

Диванчик. Его устройство соответствует креслу, только длина увеличена по числу детей, на которое он рассчитан (2, 3 и 4 человека — не больше). Требования к его оформлению такие же, как и к прочим предметам оборудования (отсутствие острых углов, круглые ножки, овальные подлокотники и т. п.).

Шкафы разных размеров устраиваются исключительно внутристенно, равным образом как и этажерки и полки (рис. 64). Одни шкафы (или часть их) имеют деления по горизонтали, другие также и по вертикали.

Дверцы устраиваются раздвижные, на пазах (шпунтах). Никаких украшений и выступов шкафы иметь не должны. Внизу не должно быть порогов, вверху шкафа внутри расположить по возможности вентиляционные жалюзи в вытяжной канал.

Шкафы должны быть доступны детям. Специальные ниши в шкафах устраиваются для лошади-игрушки, для заводных игрушек, для деревянных машин, подвижных тачек. Игрушки должны развивать у ребенка изобретательность, самодеятельность и тренировать мышцы рук, ног (рис. 64, 65). Представляют интерес специальные столы для игры с песком (рис. 66, 67).