РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К истории вопроса

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные с эстетикой помещений детского сада волновали дошкольных работников России с момента создания системы дошкольного воспитания.

Первые детские сады, которые располагались в больших городах в особняках, квартирах или в комнатах, конечно, не могли решить этой проблемы. Но, по словам очевидцев, педагоги уже тогда с большой любовью оформляли свои группы, подбирая для окраски мебели соответствующую гигиеническим и эстетическим требованиям цветовую гамму, украшали группу живыми цветами и детскими работами. Например, М. В. Лянге первый детский сад Кузбасса характеризует так:

«Детский сад размещался в двух больших комнатах, в которые можно было попасть, пройдя через коридор. В групповых комнатах стояли маленькие столики, окрашенные в зеленый цвет, и маленькие табуреточки также светло-зеленого цвета. В каждой группе стоял шкаф с отделениями, в которых был размещен строительный материал, состоящий из разных геометрических фигур, окрашенных красками основных цветов».[1]

С развитием системы дошкольного воспитания положение детских садов постепенно улучшалось. Уже в 30-е годы появились дошкольные учреждения, построенные по специальным проектам, в которых были предусмотрены групповые помещения и один зал для музыкальных и физкультурных занятий.

Однако групповые комнаты были небольшими, спален и других подсобных помещений не было. Детей в группах было много – до 35 человек. Поэтому, для того чтобы поставить для сна раскладушки, воспитателям приходилось сдвигать и убирать мебель.

Думать об эстетике помещений в таких условиях не приходилось. Но, вместе с тем, в методических рекомендациях этих лет можно найти много положительного: стремление к безупречной чистоте, борьба с захламленностью, забота о внешнем виде воспитателей и детей, оформление интерьеров детских садов детскими рисунками, поделками, макетами.

В 60 – 70-х годах система дошкольного воспитания вступила в новый этап своего развития. С 1972 года были введены в действие новые формы проектирования дошкольных учреждений, по которым значительно увеличились нормативные площади на одного ребенка. Детские сады начали строить по специальным проектам с просторными, светлыми группами, отдельными спальнями и подсобными помещениями.

Примерно в это же время в России появились дизайнерские проекты, в которых органично сочеталось искусство проектирования и художественного оформления. Декоративно-прикладное искусство органично сливалось с архитектурой зданий. В этот «золотой век» развития системы дошкольного воспитания в детских садах появились мозаики, витражи, настенные росписи, подлинные произведения живописи, скульптуры, народного искусства. Сейчас трудно себе это представить, но поток «художественных вливаний» осуществлялся деятелями культуры и искусства не только на коммерческой основе.

 Многие художники искренне хотели наполнить жизнь детей в детских садах подлинными произведениями искусства.

Изобразительное искусство, творчество для детей как категория духовной жизни и реализации человека побуждали многих художников, скульпторов создавать уникальные произведения для дошкольных образовательных учреждений. С каждым годом таких работ становилось все больше и больше. Все это казалось таким естественным и поэтому не особенно ценилось современниками. Не создавались специальные альбомы с описанием произведений изобразительного искусства, которые использовались для оформления.

В это же время, в результате исследований, проведенных Ю. Максимовым, Г. Пантелеевым, Л. Пантелеевой, И. Прилуцким, Б. Столяровым, Н. Смирновой, был разработан комплексный подход к решению интерьера детских садов[2] и педагогические требования к игрушкам (С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая). В тоже время С.Л Новоселовой, А.А. Овчинниковой, Н.Г. Гринявичене был проведен эксперимент с крупногабаритными игровыми элементами, которые могли одновременно служить и мебелью и игрушками и использоваться детьми и воспитателями в разных целях.

В начале 90-х годов в системе дошкольного воспитания России сложилась экстремальная ситуация. Детские сады закрывались и их здания передавались под другие учреждения.

Значительно ухудшилось состояние материально технического обеспечения детских садов. В течение 5 – 6 лет не выделялись средства на приобретение игрушек, пособий, оборудования. Большинство детских садов использовали давно пришедшие в негодность игрушки, пособия и выживали только с помощью родителей, которые ремонтировали здания, приобретали игрушки, мебель, оборудование.

Именно в это время в России случилось то, что уже не раз происходило в мире. На фоне всеобщей бедности появился «кич»[3].

Через материальную культуру, через мир вещей кич просто и легко проник в систему дошкольного воспитания. И прочнее всего представление о киче оказалось связанным именно с эстетическими аспектами оформления групповых помещений.

Первоначально это было вызвано искренним желанием заведующих детскими садами хоть как-то улучшить условия быта детей, обеспечить привлекательность дошкольных учреждений для родителей. Поэтому с огромной радостью принимались любые подарки со стороны родителей детскому саду и приобретались самые дешевые украшения для интерьера (искусственные цветы, пластиковые салфетки, гипсовые статуэтки и т.п.).

Кроме того, этот период совпал с открытием многих фабрик и заводов по производству игрушек, пособий и оборудования, которым тоже надо было «выживать» в новых социально-экономических условиях. Каждое предприятие стремилось окупить расходы и сделать свою продукцию как можно более дешевой, не затрачивая средств на дизайн, подбор материалов и их художественное оформление. Многие предприниматели ввозили в страну также не лучшие, а самые дешевые игрушки, которые также охотно приобретались дошкольными образовательными учреждениями по причине их бедности.

В середине 90–х годов жизнь дошкольных образовательных учреждений начала постепенно налаживаться. Благодаря фантастическому энтузиазму дошкольных работников начали находиться спонсоры, появляться шефы. Для многих руководителей детских садов, которые в течение десятилетия откровенно испытывали потребительский голод, сам по себе акт покупки и потребления стал самоцелью. В результате помещения отдельных детских садов превратились в будуары с роскошными шторами, люстрами, искусственными цветами столь любезные исстрадавшемуся в бедности, неискушенному сердцу дошкольных работников, но абсолютно не нужных маленькому ребенку вещей.

Но милые, трогательные, доверчивые коллеги, давайте остановимся!

Анализ литературы показывает, что кич далеко не безобидное явление. Ученые считают, что эволюция кича, причудливая изощренность форм, которые он подчас принимает, заставляют очень серьезно задуматься о судьбах современной культуры России. Тем более, что одна из главных причин жизнестойкости кича заключается в том, что не только вещи, предметы быта становятся в нем неотъемлемой принадлежностью комфорта, но также и литература, искусство служат созданию комфорта, но только не материального, а духовного.

Поэтому дошкольным образовательным учреждениям нельзя поддаваться влиянию кича, нельзя допускать его распространения в России в системе дошкольного воспитания, которая сильна своими педагогическими и культурными традициями. Что для этого необходимо?

Во-первых, вернуться к работам наших выдающихся ученых, художников и искусствоведов, благодаря трудам и творчеству которых в нашей стране были разработаны требования к эстетике оформления помещений дошкольных образовательных учреждений.

Во-вторых, проводить лицензирование игрушек и игрового оборудования.

Очевидно, что для проведения этой работы потребуется время. Но уже сейчас, используя данное пособие можно сделать очень многое:

– в оформлении групп избавиться от всего того, что непосредственно связано с кичем (будуарные шторы, искусственные цветы, безвкусные панно, синтетические «под кружево» салфетки, статуэтки из гипса и т.п.);

– привести в соответствии с рекомендациями авторов данного пособия предметно-развивающую среду групповых помещений (исключить лишнее и внести необходимое);

– разместить пособия и оборудование в группах с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований и многое другое.

Вместе с тем, опыт показывает, что практическая реализация каждого из указанных направлений связана с определенными трудностями. Поэтому считаем необходимым рассмотреть эти вопросы более подробно.


[1] Дошкольное образование в Кузбассе: история и современность / Департ. Образования Администр., ОблИУУ; Сост. Т.Г. Назарова. – Кемерово, 1997, стр. 40.

[2] Альбом комплексного оформления и оборудования детского сада. М., 1966.

 Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелееева Л.В. Декоративное искусство – детям. М., 1976.

 Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений: Пособие для воспитателя и заведующей детским садом. М., Просвещение, 1982.

[3] С 1860 года немецкое слово прочно вошло в международный бытовой, а затем и научный обиход как феномен культуры буржуазного общества для обозначения дрянного, но ходкого товара.

В жаргоне, принятом в художественных кругах того времени, этим словом выражалось пренебрежительное отношение к пустым, банальным произведениям, в которых широко использовались избитые штампы – образы, приемы, средства. С конца XIX века термин «кич» стал общепринятым в международной практике для определения всевозможной, безвкусной и пошлой «дешевки».

Очень скоро слово это, относившееся вначале лишь к станковой живописи, можно было встретить решительно всюду. Постепенно формировались устойчивые признаки кича, его основные принципы и черты.

«Что милее всего кичу и его потребителю? Цветы, точнее, цветочки, стилизованные, лишенные своей естественной прелести, как будто опрысканные приторными духами».

Е. Карцева. «Кич, или торжество пошлости».