Оглавление
Оборудование для физического развития детей 2-3 лет
Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).
Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.
Существенное значение для развития моторики детей имеет возникновение сюжетной игры. Однако, наблюдения показывают, что часто в этих играх малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др. выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или в ходьбе.
Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Имитационные движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Можно наблюдать, как ребёнок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д.
Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять движения и действия, при этом ощущая огромную радость.
Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты, они обычно обыгрывают их. Например, ребёнок берёт обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берёт зайку, мишку и т. д. и опять кладёт их в свой «домик» и т. д. Другой ребёнок может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из верёвки, скакалки дети могут также соорудить дом (выложить на полу круг), построить заборчик из гимнастических палок, при этом используя такие действия, как перешагивание, подлезание.
Если проанализировать действия ребенка, то можно заметить, что они выполняются в различных комбинациях и пространственно-временных соотношениях (разное направление, скорость, темп и т.д.). Важно педагогу находить рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия. В таких условиях у детей быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. В процессе руководства двигательной активностью детей следует обращать внимание на то, чем заняты дети, и, в случае необходимости, переключать их с одного вида деятельности на другой. Учитывая быструю утомляемость младших дошкольников от однообразных движений и поз, их неумение регулировать свою двигательную активность, важно постоянно следить за сменой движений и чередованием их с отдыхом.
Двух-трехлетние дети любят выполнять поручения взрослых, поэтому чаще надо привлекать малышей к расстановке и уборке пособий. Педагог должен поддерживать интерес детей к разным физкультурным пособиям с помощью внесения новизны в их использование (внесение нового пособия, перестановка его с одного места на другое, усложнение двигательной задачи с одним и тем же пособием).
Для того, чтобы каждый ребенок в возрасте с 2-х до 3-х лет проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования.
Размещение физкультурного оборудования
В групповой комнате следует освободить место, соответствующим образом расположить оборудование, предоставив малышам в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.
Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их делать самим все, что им посильно и интересно. Для этого советуем некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т. д.) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который ребенок может встать и взять интересующий его предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчик, мишка, лисичка) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.).
Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены.
Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
Примерный набор физкультурного оборудования для первой младшей группы
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу |
Для ходьбы, бега, равновесия | Валик мягкий укороченный | Длина 30 см Диаметр 30 см | 2 |
Горка детская | 1 | ||
Доска с ребристой поверхностью | Длина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см | 1 | |
Коврики, дорожки массажные,со следочками (для профилактики плоскостопия) | 180 х 40 см | 5 | |
Скамейка гимнастическая | Длина 150-200 см Ширина 35 см Высота 15 см | 1 | |
Шнур длинный | Длина 100-150 см | 1 | |
Для прыжков | Мини-мат | Длина 60 см Ширина 60 см Высота 7 см | 10 |
Куб деревянный малый | Ребро 15- 30 см | 5 | |
Обруч плоский (цветной) | Диаметр 40-50 см | 5 | |
Палка гимнастическая длинная | Длина 150см Сечение 3см | 2 | |
Шнур короткий плетёный | Длина 75 см | 5 | |
Для катания, бросания, ловли | Корзина для метания мячей | 1 | |
Мяч резиновый | Диаметр 10-15см | 10 | |
Мяч-шар надувной | Диаметр 40 см | 2 | |
Обруч малый | Диаметр 54-65см | 5 | |
Шарик пластмассовый | Диаметр 4 см | 5 | |
Для ползания и лазанья | Лесенка-стремянка двухпролетная | Высота 103 см Ширина 80-85 см | 1 |
Лабиринт (3 секции) | 1 | ||
Ящики для влезания (складирующиеся один в другой) | 1 комплект | ||
Для общеразвивающих упражнений | Мяч массажный | Диаметр 6-8 см | 10 |
Мяч резиновый | Диаметр 10-15 см, 20-25 см | 10 | |
Обруч плоский | Диаметр 20-25 см | 10 | |
Палка гимнастическая короткая | Длина 60 — 80 см | 10 | |
Колечко с лентой | Диаметр 5 см | 10 | |
Кольцо резиновое | Диаметр 5-6, 18 см | по 10 |
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО