Оглавление
Оборудование для физического развития детей 3-4 лет
Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.
У детей на четвертом году жизни формируются элементарные навыки совместной двигательной и игровой деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазании. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.
Во второй младшей группе сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей.
Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по «дорожке» и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.). В связи с увеличивающейся самостоятельностью дети умеют ориентироваться в пространстве, улучшается согласованность их действий в коллективе. В то же время у детей этого возраста ещё быстро падает интерес к одной и той же игрушке, пособию, тому или иному движению. Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).
К четырем годам дети уже способны самостоятельно объединяться небольшой группой для выполнения игровых упражнений, используя разные пособия и предметы. Однако, большинство детей затрудняется в выборе игр и могут длительное время находится в «бездеятельном состоянии». Им необходима помощь со стороны педагога.
В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками).
К четырем годам у детей происходит развёртывание разных видов детской деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности за день их пребывания в детском саду.
Одним из средств повышения двигательной активности детей являются двигательные импровизации под музыку. Огромную радость приносят детям такие движения, как притопывание, кружение, различные подскоки. Поэтому чаще следует использовать музыкальное сопровождение в разных видах занятий по физической культуре.
Увеличению двигательной активности малышей способствует благоприятная окружающая обстановка: много свободного места в группе, большое разнообразие предметов и игрушек, непосредственное участие воспитателя в подвижных играх и упражнениях.
Размещение физкультурного оборудования
Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка «Физкультурный уголок». У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.).
Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен.
Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.
Примерный набор физкультурного оборудования для второй младшей группы
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу | |||
Для ходьбы, бега и равновесия | Валик мягкий | Длина 150 см Диаметр 20 см | 1 | |||
Доска с ребристой поверхностью | Длина 200 см Ширина 20 см Высота 4 см | 1 | ||||
Модуль «Змейка» | Длина 100 см Высота 15 см | 2 | ||||
Коврик, дорожка массажные, со следочками | 1 | |||||
Кольцо мягкое | Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр отверстия 60 см | 1-2 | ||||
Куб деревянный | Ребро 20 см | 2 | ||||
Обруч большой | Диаметр 95-100 см | 1-2 | ||||
Для прыжков | Куб деревянный | Ребро 20 см | 2 | |||
Мяч-попрыгунчик | Диаметр 50 см | 3-4 | ||||
Обруч малый | Диаметр 50-55 см | 5 | ||||
Шнур короткий | Длина 75 см | 2 | ||||
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор) | 5 | ||||
Мешочек с грузом малый | Масса 150-200 г | 5-6 | ||||
Мяч резиновый | Диаметр 10 см | 3-4 | ||||
Шар цветной (фибропластиковый) | Диаметр 20-25 см | 1 (необ.) | ||||
Для ползанья и лазанья | Лабиринт игровой | 1(необ.) | ||||
Полукольцо мягкое | Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр 5-6 см | 5-6 | ||||
Для общеразвивающих упражнений | Колечко резиновое | Диаметр 5-6 см | 10-12 | |||
Лента цветная (короткая) | Длина 50 см | 10 | ||||
Мяч массажный | Диаметр 8-10 см | 5-7 | ||||
Обруч плоский | Диаметр 40 см | 7-10 | ||||
Палка гимнастическая короткая | Длина 75-80 см | 12-15 | ||||
Флажок | 10 |
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО