РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материалы для продуктивной деятельности в средней группе

Период жизни ребенка от 4 до 5 лет характеризуется дальнейшим развитием продуктивной деятельности.

Если до четырех лет ребенок ставил и реализовывал отдельные цели, то на пятом году детям становится доступно в течение длительного времени разрабатывать уже систему взаимовытекающих целей. Исходная цель деятельности пополняется, развертывается, из нее вытекает новая цель и постепенно образуется цепочка взаимосвязанных целей. Это значительно обогащает детскую конструктивную и продуктивную практическую деятельность, все время поддерживает к ней интерес, способствует появлению новых игровых и творческих планов. Поэтому работой со строительными и конструктивными материалами увлекается большинство детей. Следовательно, требуется больше строительного материала и конструкторов.

Развертывание и реализация новых целей требуют от детей более развитых и разнообразных навыков и умений. В связи с этим потребуются новые материалы и инструменты. Дети активно работают с ножницами по созданию коллажей, используют в своей работе по конструированию природные и бросовые материалы и т.п. При этом у детей данного возраста четко выражена направленность на получение качественного результата. Ребенок может оценить его, соотнести с образцом, заметить недостатки, усовершенствовать.

Рисунки, пластические работы детей четырех лет специалисты уже относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с умелостью ребенка.

Представления детей о предмете во многом отличаются от самого предмета и отражают не все его качества, а лишь отдельные стороны, иногда те, которые произвели на ребенка наибольшее впечатление. И эти представления постоянно меняются, преобразуются и обобщаются. Поэтому дети воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли, воображали и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы.

При этом для ребенка не имеет значения качество раскраски созданного им изображения. Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Это можно сделать не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при использовании специальных трафаретов, альбомов. Поэтому, начиная со средней группы, мы вводим в перечень эти пособия. Для этого в работе с детьми по изобразительной деятельности на занятиях и в свободной деятельности должны быть широко представлены изобразительные и пластические материалы (сангина, соусы, угольный карандаш, цветной пат, соленое тесто и т. п.)

Проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей 4—5 лет в работе с цветом:

— к четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки и знать их названия;

— в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;

— дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.

Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда. Но для этого требуется специальное оборудование и материалы (палитры, большое количество белил и т.п.).

Таким образом, очевидно, что изменения в общем, психическом развитии ребенка на пятом году жизни и учет специфических особенностей конструктивной и изобразительной деятельности детей требуют внесения изменений в материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

Размещение материала

Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен.

 Мелкие игрушки для игр со строительным материалом уже можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки.

Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде).

Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.

 Мы считаем, что такая подготовка рабочих мест отвечает особенностям возраста. Дети 4-5 лет еще остро нуждаются в своевременном участии взрослого (поддержка, помощь, совет).  А школьный тип расстановки мебели психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку.

Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т. п.).

В начале года вместе с родителями дети изготавливают сумочку-пенал (на молнии, кнопках и т.п.). Эти сумочки раздаются детям, а кисти маркируются родителями.

Баночки для промывания кистей (большая — 0,5 л — для промывания «по-черному» и маленькая — 0,25 л — для ополаскивания) могут быть общими и вместе с наборами гуаши храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтобы по окончании занятий дети могли убирать их на место.

Наши наблюдения показали, что такой подход к хранению и использованию изобразительных материалов оказался чрезвычайно полезным, так как способствует организованности и формированию у каждого ребенка бережного отношения к материалам и чувства личной ответственности за их состояние.

Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе.

Для индивидуальной работы с детьми можно использовать дидактические пособия «С утра до вечера»[1] и «Твои маленькие друзья»[2].

На занятиях аппликацией применяется традиционное оборудование (клеенки, клей, кисти, тряпочки и др.). Наряду с цветной бумагой мы рекомендуем использовать кусочки подкрахмаленной ткани, фантики, другой материал.

В работе с детьми от четырех до пяти лет может применяться клей ПВА. Желательно разлить его во флакончики из-под лака для ногтей и пользоваться кисточкой, которая там имеется.

Примерный набор материалов и оборудования для средней группы

Материалы для изобразительной деятельности

Тип материалаНаименованиеКоличество на группу
Для рисованияНабор цветных карандашей (24 цвета)На каждого ребенка
Набор фломастеров (12 цветов)На каждого ребенка
Набор шариковых ручек (6 цветов).На каждого ребенка
Цветные восковые мелки (12 цветов)На каждого ребенка
Гуашь (12 цветов)1 набор на каждого ребенка.
Гуашь (белила)3 – 5 банок на каждого ребенка
ПалитрыНа каждого ребенка
Губки для смывания краски с палитрыНа каждого ребенка
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14)На каждого ребенка
Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л)Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15´15)На каждого ребенка
Для лепкиГлина – подготовленная для лепки0,5 кг на каждого ребенка
Пластилин3 коробки на одного ребенка
Доски, 20´20 смНа каждого ребенка
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие2 – 3 шт. на каждого ребенка
Стеки разной формы3 – 5 наборов на группу
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30´30), для вытирания рук во время лепкиНа каждого ребенка
Для аппликацииНожницы с тупыми концамиНа каждого ребенка
Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликациейНа каждого ребенка
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10´12см или 6´7см)На каждого ребенка
Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумагиНа каждого ребенка
Щетинные кисти для клеяНа каждого ребенка
Подставки для кистейНа каждого ребенка
Розетки для клеяНа каждого ребенка
Подносы для форм и обрезков бумагиНа каждого ребенка
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеемНа каждого ребенка

Материалы для конструирования

Тип материалаОсновной набор материалов и оборудованияКоличество на группу
Строительный материалКрупногабаритные деревянные напольные конструкторы1 – 2
Комплект больших мягких модулей1
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.)см. «Материалы для игровой деятельности»
КонструкторыКонструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам4 –6
Конструкторы из серии «LEGO- DACTA» («Город», Железная дорога»)3 набора
Конструкторы для игр с песком и водой2
Детали конструктораНабор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)На каждого ребенка
Плоскостные конструкторыНаборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования3 – 4
Коврики-трансформеры (мягкий пластик) «Животные» и др.2 – 3
Бумага, природные и бросовые материалыНаборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.) Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п. Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.) Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи 

[1] Доронова Т.Н. С Утра до вечера. Рабочая тетрадь для самостоятельной деятельности детей 3 – 4 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

[2] Доронова Т.Н. Твои маленькие друзья. Вырезаем, наклеиваем, играем. (Тетрадь для занятий 3 – 5-летних детей аппликацией). – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.