РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материалы для продуктивной деятельности в старшей и подготовительной группе[1]

Как уже ранее отмечалось, в возрасте от 2 до 5 лет потребности ребенка в получении продукта собственной деятельности могли быть реализованы только благодаря игре-экспериментированию с материалами и инструментами.

В старшем дошкольном возрасте активное стремление ребенка к целенаправленной продуктивной деятельности получает свое реальное воплощение: ребенок не только готов, но и может поставить четкую цель, сделать что-то реальное и добиться результата. При этом получение результата становится для ребенка критерием, на основании которого он может судить сам о себе, о своих возможностях. Если результат его работы успешен, ребенок начинает верить в себя, в свои силы и уверенно берется за другую, более сложную работу.

Для создания психологических основ трудовой деятельности чрезвычайно важно формировать у детей данного возраста позицию созидателя, это возможно лишь при условии достижения ими практических результатов в своей деятельности.

Поэтому задача педагога на данном возрастном этапе — отбор соответствующего содержания для практической деятельности. Детям должна быть предложена простая по способам выполнения работа, дающая практический продукт. Пусть труд ребенка будет небольшим, но настоящим; результата примитивным, но нужным для ребенка и используемый им в своих целях. Так, в конструировании желательно, наряду с крупными деталями крупногабаритных конструкторов, иметь их копии в значительно уменьшенном виде. Наличие маленьких копий позволит детям с наименьшими затратами сил и времени реализовать свой замысел вначале на уменьшенной модели, а затем воплотить его в крупногабаритной конструкции. Наличие сомасштабных деталей в крупногабаритных конструкторах существенно влияет на развитие у детей пространственных представлений и их образного мышления.

Благодаря конструированию из крупных модулей дети имеют возможность осваивать как плоскостное, так и объемное пространство. В процессе работы с ними ребенок ощущает объем, вес, осознает, насколько его конструкция устойчива. У него задействованы мелкие и крупные мышцы тела, что способствует развитию его сенсорной сферы, координации движений.

Отбор подобного содержания продуктивной деятельности детей представляет в условиях детского сада определенные сложности для педагога. Так, различные виды труда, приемлемые для детей и дающие практический результат, требуют для своей организации специального оборудования, инструментов, создания условий для занятий ими, наличия необходимых навыков у педагога и т.п. К ним относятся, например, такие, как работа с деревом, выжигание по дереву и т.д. Кроме того, многие виды трудовой деятельности, которые в условиях дома, семьи разумны и уместны, в детском саду сложны по организации и нерезультативны, так как организация данной работы в коллективе детей требует больших затрат сил воспитателя и практически не дает результата.

Поэтому отбор содержания трудовой практической деятельности проводится каждым педагогом для детей своей группы с учетом:

— наличия условий для определенной работы или возможности их создания (так, для работы с деревом нужны специальные столы, набор инструментов, навыки работы у педагога или специалиста);

— интересов детей (девочек и мальчиков, а также отдельных детей в этих подгруппах интересуют разные виды практической деятельности);

— уровня овладения детьми различными навыками для работы с разными материалами и инструментами;

— обязательного получения в ходе работы практического, полезного продукта, который используется самим ребенком.

К практическим, реальным продуктам можно отнести следующие:

— изделия, используемые детьми в жизни для себя (салфетки для еды, сумочки для носовых платков, шарф, поясок и т.п.);

— изделия, используемые детьми в играх и других видах деятельности, например, учебной (одежда для кукол, пенал и т.п.);

— изделия, сделанные ребенком для использования другими людьми (очечник в подарок бабушке, разделочная доска для нарезки хлеба, прихватки в подарок маме и т.п.).

Особый интерес для мальчиков старшего дошкольного возраста представляют игрушки, поделки, которые они могут смастерить из дерева[2].

Очевидно, что для того, чтобы в процессе конструирования из бумаги и природного материала у детей развивался вкус, необходимо обеспечить подбор бумаги, природного материала по цвету, фактуре.

В процессе создания изображения старшие дошкольники не только передают окружающую их действительность и выражают свое эмоциональное отношение к ней.

Основными средствами для выражения отношения к изображаемому для ребенка служат линия и цвет. А в качестве специальных выразительных средств ребенок использует орнамент и симметричные построения, гиперболизацию или преуменьшение отдельных предметов, композицию.

Но для того чтобы так действовать, ребенку нужны соответствующие изобразительные материалы.

Специалисты обращают внимание взрослых на необходимость давать детям для их художественной деятельности материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу. «Я считаю, — говорит народный художник РСФСР Н. Н. Жуков, — что именно ребятам необходимо давать бумагу и краски хорошего качества. Очень целесообразно давать ребятам для работы цветную бумагу. К примеру, если надо рисовать Африку — раздайте им оранжевую бумагу, и пусть рисуют на ней тушью. Нарисуют пальму и длинную тень — и уже становится жарко. А когда будет задание нарисовать море — дайте зелено-голубую бумагу и гуашевые белила, и они сделают волны и море, которое движется и живет. Принесите им черную бумагу и дайте задание изобразить ночной город. Когда ребята дотронутся белой краской до бумаги, то на ней как бы сразу зажгутся огоньки, восхищая ребят иллюзией света. Так благодаря цветной бумаге будет сокращен процесс технической работы и значительно усилен эмоционально-творческий момент, который и имеет основное значение для развития в ребенке увлечения и желания заниматься изобразительным искусством»[3].

Именно поэтому в предлагаемый перечень включены в большом количестве и разнообразные изобразительные материалы.

В старшем дошкольном возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей собственной деятельности. В процессе восприятия произведений изобразительного искусства они овладевают выразительными средствами различных художественных направлений.

Размещение материала

Педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста организуется по 2-м основным направлениям:

— создание условий в группе для самостоятельной работы;

— факультативная, кружковая работа с детьми.

Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы (стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой, место, оборудованное для шитья, стол-верстак для работы с деревом), подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Это, прежде всего, относится к молоткам, стамескам, ножам, ножницам и т.п. Они должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что-то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент, не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение.

Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) должны убираться в закрывающиеся ящики. Во время работы детей с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение определенной техники безопасности. Так, если сформировать у детей правильный навык шитья — иголка идет вверх и от себя — можно предоставить детям больше самостоятельности при работе с иглой.

Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением).

Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность.

На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.).

На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем — все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.).

Далее на полке располагается все необходимое для шитья (только в подготовительных к школе группах): одна-две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.

Для работы с деревом в группе может быть оборудован уголок труда или выделено специальное помещение.

Для конструирования в старших группах специального места не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные

Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный — убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины, как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий материал складывают в коробки.

Примерный набор материалов и оборудования для старшей и подготовительной групп

Материалы для изобразительной деятельности

Тип материалаНаименованиеКоличество на группу
Для рисованияНабор цветных карандашей (24 цвета)На каждого ребенка
Графитные карандаши (2М-3М)По одному на каждого ребенка
Набор фломастеров (12 цветов)На каждого ребенка
Набор шариковых ручек (6 цветов)На каждого ребенка
Угольный карандаш «Ретушь»По одному на каждого ребенка
Сангина, пастель (24 цвета)5 – 8 наборов на группу
Гуашь (12 цветов)По одному набору на каждого ребенка.
Белила цинковые3 – 5 банок на каждого ребенка
Краска фиолетовая, лазурь, охра, оранжевая светлая, кармин, краплак, разные оттенки зеленого цветаПо одной банке каждого цвета на каждого ребенка
Палитры[4]На каждого ребенка
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14)На каждого ребенка
Банки[5] для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л)Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации (15´15)На каждого ребенка
Подставки для кистейНа каждого ребенка
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения 
Для лепкиГлина – подготовленная для лепки0,5 кг на каждого ребенка
Пластилин (12 цветов)3 коробки на одного ребенка
Стеки разной формыНабор из 3 – 4 стек на каждого ребенка
Доски, 20´20 смНа каждого ребенка
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30´30), для вытирания рук во время лепкиНа каждого ребенка
Для аппликацииНожницы с тупыми концамиНа каждого ребенка
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10´12см или 6´7см)На каждого ребенка
Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги.На каждого ребенка
Подносы для форм и обрезков бумагиНа каждого ребенка
Щетинные кисти для клеяНа каждого ребенка
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеемНа каждого ребенка
Розетки для клеяНа каждого ребенка

Материалы для конструирования

Тип материалаНаименованиеКоличество на группу
Строительный материалКрупногабаритные деревянные напольные конструкторы1
Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента)1
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.)См. «Материалы для игровой деятельности»
КонструкторыКонструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам («Лидер», «Элтик-АВТО», «Кроха» и др.)3-4
Детали конструктораНабор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)На каждого ребенка
Плоскостные конструкторыКоврик-трансформер (мягкий пластик) «Животные»1-2
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования3-4
Бумага, природный и бросовый материалНаборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.) 
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.
Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.)
Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка
Бумага, тонкий картон Ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки Проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт

[1] При разработке данного раздела использовались материалы Л.А. Топорковой.

[2] Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1984.

[3] Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего воз­раста: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988 – с. 94.

[4] Для рисования гуашью могут использоваться палитры разной конструкции (подставки, в которые вставляются 8 – 10 розеток для краски, и др.), но опыт показывает, что для работы с детьми дошкольного возраста в качестве идеальной палитры может использоваться белая керамическая плитка.

[5] Использование для промывания кистей сразу двух банок разного размера (0,5 л – для промывания кисти «по черному», а 0,25л – для ополаскивания) позволяет детям в процессе рисования не менять воду.