Оглавление
Материалы для продуктивной деятельности во второй младшей группе
Дети трех лет уже могут на короткое время сдерживать свои действия и желания. Однако по-прежнему легко возбуждаются и утомляются. Однообразие обстановки, отсутствие условий, пособий и оборудования для активной продуктивной деятельности детей часто является причиной нарушений возбудимости их нервной системы.
Появление у детей целенаправленной деятельности[1] позволяет им проявлять особую активность в продуктивной деятельности. Действуя с изобразительными материалами или конструируя, ребенок ощущает себя «созидателем», способным ставить множество целей. А для этого детям необходимо много разнообразных материалов и оборудования.
Но дети стали старше и уже понимают разницу между успешной и неуспешной деятельностью. Их уже не устраивает просто результат, а нужен результат с определенными качествами.
Так как в основном жизнь и деятельность ребенка 3 – 4 лет связана с игрой, то и требования к результату определяются, прежде всего, возможностью использования созданного продукта в играх: конструкции и поделки должны быть прочными, надежными и позволяющими играть с ними. Благодаря этому в процессе конструирования ребенок получает значительно более полные представления о различных свойствах деталей конструктора. Так, например, начиная возводить какую-либо постройку, ребенок на опыте убеждается, что одни детали устойчивы, как бы их ни поставили, а другие устойчивы лишь в определенном положении. Ребенок накладывает одни детали на другие и видит, что различные сочетания их в постройке обусловливают ее различную прочность. Трудно создать прочную постройку из одних пластин, но, определенным образом сочетая кубики и пластины, можно сделать прочный домик. Но, для того чтобы ребенок смог сам сделать соответствующие выводы, педагогу нужно обеспечить его разнообразными материалами.
Кроме того, процесс обучения конструированию в младшей группе существенно отличается от занятий в остальных группах. Каждую тему педагог должен осваивать с детьми постепенно, предлагая им для построек целый ряд усложняющихся объектов, а затем перевести детей от подражательной деятельности к творческой. Для этого требуется значительное количество материала.
В этом возрасте детям уже необходим строительный материал для коллективных игр. С этой целью могут использоваться наборы мелких и средних деталей, а также крупных, соответствующих росту детей.
Все элементы строительного набора должны быть сомасштабны исходному кубу и даваться в двух размерах (большие и маленькие): куб, кирпичик, призма, сфера, полусфера, цилиндр и т.п.
Для того чтобы происходило развитие ребенка в рисовании, педагогу необходимо позаботиться об увеличении количества цветов в изобразительных материалах, которыми будут пользоваться. Так, например, дети четвертого года при создании образа широко используют цвет. И для того, чтобы дети могли выразить свое эмоциональное отношение к образу, они должны иметь возможность широкого выбора различных цветов среди имеющихся у них красок, карандашей, фломастеров.
Размещение материала
Все материалы для продуктивной деятельности должны быть доступны детям.
Материалы и пособия для изобразительной деятельности ежедневно, после вечернего приема пищи, размещаются на столах, которые имеются в группе. В рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня.
Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.
Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.
Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы.
Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку.
Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки.
Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках.
По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме.
Примерный набор материалов и оборудования для второй младшей группы
Материалы для изобразительной деятельности
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (12 цветов) | На каждого ребенка |
Набор фломастеров (12 цветов) | На каждого ребенка | |
Гуашь (12 цветов) | Набор из 12 цветов на каждого ребенка и дополнительно 2 банки белого и 2 банки желтого цветов | |
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14) | На каждого ребенка | |
Емкость для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) | По одной на двоих детей | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15´15) | На каждого ребенка | |
Подставки для кистей | На каждого ребенка | |
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения | ||
Для лепки | Глина – подготовленная для лепки | 0,5 кг на каждого ребенка |
Пластилин | 3 коробки на одного ребенка | |
Доски, 20´20 см | На каждого ребенка | |
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие | 1 – 2 шт. на каждого ребенка | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30´30), для вытирания рук во время лепки | На каждого ребенка | |
Для аппликации | Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач | На каждого ребенка |
Щетинные кисти для клея | На каждого ребенка | |
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем | На каждого ребенка | |
Розетки для клея | На каждого ребенка | |
Подносы для форм и обрезков бумаги | На каждого ребенка |
Материалы для конструирования
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Строительный материал | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы | 1 |
Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента) | 1 | |
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов) | На каждого ребенка | |
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.) | см. «Материалы для игровой деятельности» | |
Конструкторы | Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам | 5 |
Плоскостные конструкторы | Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования | 3 |
[1] Способность ставить простые цели и реализовать их в процессе собственной деятельности.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО