РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Особенности познавательно-исследовательской деятельности детей 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет исследовательские действия ребенка встроены в предметно-манипулятивную деятельность. Ребенок находится во власти внешней ситуации, его действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п. В число объектов для исследования полезно также включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, которым, по возможности, следует оснастить групповое помещение.

Для детей данного возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей и т.п. (см. в разделе «Материалы для игровой деятельности»).

Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.

Примерный набор материалов для первой младшей группы

Тип материалаНаименованиеКоличество на группу
Объекты для исследования в действииПирамидки ( 3-5 элементов), окрашенные в основные цвета6 разные
Напольная пирамида (из 6-7 элементов)1
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов)8 разные
Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов), 4-х цветов4
Дидактический стол1
Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы)6-8
Матрешки (3 элемента)5 разные
Доски-вкладыши (с основными формами)5 разные
Набор объемных тел (кубы, цилиндры,бруски, шары, диски)1
Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов8
Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)3
Набор кубиков с цветными гранями (4 цвета)1-2
Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел1-2
Емкости с крышками разного размера и цвета (для сортировки мелких предметов)10
Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки)3
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.)10 разные
Ящик для манипулирования со звуко-световыми эффектами1
Набор для забивания: молоточек с втулочками (пластмассовые)2
Набор шумовых коробочек (по Монтессори)1
Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки)по 1-2 каждого наименования
Мягконабивная игрушка (крупная напольная) из тканей разной фактуры1
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки1
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия — совочки, лопатки1
Образно-символический материалНаборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушкипо 1 набору каждой тематики
Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики10 разные
Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей), той же тематики5-6 разные
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части3 разные
Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой10 разные
Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации)10 разные
Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку — сказочной, социобытовой), крупного формата20-30 разные