РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Особенности познавательно-исследовательской деятельности детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет деятельности ребенка дифференцируются, действия начинают определяться словесно выраженным замыслом, речь все больше выступает в своей планирующей функции; ребенок постепенно освобождается от ситуативной связанности. Исследовательские действия присутствуют во всех видах его деятельности (игровой, продуктивной) как начальная ориентировка в любом новом материале. Вместе с тем, начинает вычленяться и познавательно-исследовательская деятельность как таковая, со специфическим мотивом — понять, узнать, попробовать достичь определенного эффекта при воздействии на объект.

Интерес детей к материалам с «изолированными» сенсорными свойствами в значительной мере угасает. Исследование тонких сенсорных дифференцировок, анализ соотношения целого и частей (аналитическое восприятие), освоение новых орудийных действий в известной степени включаются как ориентировочная часть в уже сложившиеся продуктивную (изобразительную и конструктивную), игровую, бытовую деятельности ребенка, более осмысленные и привлекательные для него, нежели простые упражнения с сенсорными (дидактическими) материалами. Поэтому для формирования и поддержки познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста, в отличие от младших групп, необходим несколько иной материал.

Среди объектов для исследования в действии все большее место должны занимать объекты с сочетанием свойств-параметров или элементов целого, стимулирующие развитие аналитического восприятия (например, объекты для группировки и сериации по двум признакам одновременно, объекты для группировки с последовательным перебором двух-трех признаков, доски-вкладыши с составными формами, геометрические мозаики с графическими образцами и т.п.). Усиливается значение объектов-«головоломок» в широком понимании этого слова, несущих в себе познавательно-исследовательскую задачу (как это устроено, что надо сделать, чтобы достичь какого-то эффекта, как разобрать и снова собрать эту вещь), стимулирующих предварительное рассуждение, анализ целого и его элементов, действия по преобразованию объекта с поиском причинно-следственных отношений и комбинаторных связей. Объекты-«головоломки» могут представлять собой совершенно искусственные объекты (сборные кубы, шары, проблемные ящики и т.п.), но отчасти они создают общее поле материалов с игровой и продуктивной деятельностью, пересекаясь с ними (игрушки-трансформеры, сборно-разборные игрушки, конструктивные модули и пр.).

Образно-символический материал расширяется по тематике и усложняется по содержанию репрезентированных в нем предметов и явлений окружающего, а также усложняется в направлении более сложных «комплексных» оснований классификации предметов и явлений. Это разнообразные наборы картинок для классификации, парного сравнения, включения недостающего элемента в класс, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для выстраивания событийных последовательностей (до 4-6) и т.п. При этом карточки могут быть обычными (допускающими многовариантные решения) или с замковым соединением типа паззлов, обеспечивающим проверку правильности решения. Для развития аналитического восприятия полезны разрезные картинки и кубики (из 6-8 элементов).

Для введения в жизнь детей наглядно-графических моделей как важного культурного средства познавательной деятельности полезны материалы типа «лото» с сопоставлением реалистических и схематических изображений разнообразных предметов, а также разного рода «графические головоломки» (разнообразные графические лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.). Такие материалы могут существовать в виде отдельных бланков, буклетов, а также в виде настольно-печатных «развивающих» игр (для индивидуального и группового использования). Естественным образом наглядно-графические модели в виде условного плана-маршрута входят в жизнь детей через игру с правилами «гусек», которая осваивается на пятом году жизни. В этом материал для познавательно-исследовательской деятельности пересекается с игровым материалом.

В средней группе должен появиться нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами, наборов картинок с изображениями букв и предметов, цифр и предметов и т.п. Этот материал, свободно исследуемый детьми, вводит их, пока еще внешне, на уровне графических образцов, в нормативно-знаковый мир.

Размещение материала должно быть принципиально иным, нежели в младших группах. Для объектов исследования в действии должен быть выделен рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом следует расположить полку (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).

Примерный набор материалов для средней группы

Тип материалаНаименованиеКоличество на группу
Объекты для исследования в действииНабор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров)3
Набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины)3
Доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей)3-5
Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными формами (4-5 частей)3-5
Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета)3-4
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов с оттенками)2-3
Наборы для сериации по величине — бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов каждого признака)3-4
Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов)3-5
Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм2
Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами3-4
Набор пластин из разных пород дерева или разных материалов1-2
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов)1
Горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект)1
Стойка-равновеска (балансир)1
Часы с круглым циферблатом и стрелками1
Счеты напольные1
Набор волчков (мелкие, разной формы)3
Вертушки разного размера4
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и электрифицированные)5
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5 элементов)5
Объемные головоломки (сборные шары, кубы и т.п., из 4-5 элементов)3
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком)3
«Проблемный ящик» со звуковым, световым, механическим эффектами1
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет — не тонет), черпачки, сачки, воронки1
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций1
Образно-символический материалНаборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.5-7[1]
Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений)5
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу)5-7
Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы)3-4
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина)4
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации)5-7
Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей)3
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата10-12
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей)4
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей)6-8
Разрезные контурные картинки (4-6 частей)5-7
Графические «головоломки» (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр10-15
  
Нормативно-знаковый материалНабор кубиков с буквами и цифрами2
Набор карточек с изображением предмета и названием2-3
Набор карточек с изображением количества предметов (от 1 до 5) и цифр2-4
Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами1-3
Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями1-3
Наборы моделей: деление на части (2-4)2-3
Кассы настольные3-4
Магнитная доска настенная1

[1] Все наборы картинок и аналогичные материалы подразумевают регулярное обновление, указано количество материалов в свободном доступе детей