Оглавление
Особенности познавательно-исследовательской деятельности детей 4-5 лет
В возрасте 4-5 лет деятельности ребенка дифференцируются, действия начинают определяться словесно выраженным замыслом, речь все больше выступает в своей планирующей функции; ребенок постепенно освобождается от ситуативной связанности. Исследовательские действия присутствуют во всех видах его деятельности (игровой, продуктивной) как начальная ориентировка в любом новом материале. Вместе с тем, начинает вычленяться и познавательно-исследовательская деятельность как таковая, со специфическим мотивом — понять, узнать, попробовать достичь определенного эффекта при воздействии на объект.
Интерес детей к материалам с «изолированными» сенсорными свойствами в значительной мере угасает. Исследование тонких сенсорных дифференцировок, анализ соотношения целого и частей (аналитическое восприятие), освоение новых орудийных действий в известной степени включаются как ориентировочная часть в уже сложившиеся продуктивную (изобразительную и конструктивную), игровую, бытовую деятельности ребенка, более осмысленные и привлекательные для него, нежели простые упражнения с сенсорными (дидактическими) материалами. Поэтому для формирования и поддержки познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста, в отличие от младших групп, необходим несколько иной материал.
Среди объектов для исследования в действии все большее место должны занимать объекты с сочетанием свойств-параметров или элементов целого, стимулирующие развитие аналитического восприятия (например, объекты для группировки и сериации по двум признакам одновременно, объекты для группировки с последовательным перебором двух-трех признаков, доски-вкладыши с составными формами, геометрические мозаики с графическими образцами и т.п.). Усиливается значение объектов-«головоломок» в широком понимании этого слова, несущих в себе познавательно-исследовательскую задачу (как это устроено, что надо сделать, чтобы достичь какого-то эффекта, как разобрать и снова собрать эту вещь), стимулирующих предварительное рассуждение, анализ целого и его элементов, действия по преобразованию объекта с поиском причинно-следственных отношений и комбинаторных связей. Объекты-«головоломки» могут представлять собой совершенно искусственные объекты (сборные кубы, шары, проблемные ящики и т.п.), но отчасти они создают общее поле материалов с игровой и продуктивной деятельностью, пересекаясь с ними (игрушки-трансформеры, сборно-разборные игрушки, конструктивные модули и пр.).
Образно-символический материал расширяется по тематике и усложняется по содержанию репрезентированных в нем предметов и явлений окружающего, а также усложняется в направлении более сложных «комплексных» оснований классификации предметов и явлений. Это разнообразные наборы картинок для классификации, парного сравнения, включения недостающего элемента в класс, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для выстраивания событийных последовательностей (до 4-6) и т.п. При этом карточки могут быть обычными (допускающими многовариантные решения) или с замковым соединением типа паззлов, обеспечивающим проверку правильности решения. Для развития аналитического восприятия полезны разрезные картинки и кубики (из 6-8 элементов).
Для введения в жизнь детей наглядно-графических моделей как важного культурного средства познавательной деятельности полезны материалы типа «лото» с сопоставлением реалистических и схематических изображений разнообразных предметов, а также разного рода «графические головоломки» (разнообразные графические лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.). Такие материалы могут существовать в виде отдельных бланков, буклетов, а также в виде настольно-печатных «развивающих» игр (для индивидуального и группового использования). Естественным образом наглядно-графические модели в виде условного плана-маршрута входят в жизнь детей через игру с правилами «гусек», которая осваивается на пятом году жизни. В этом материал для познавательно-исследовательской деятельности пересекается с игровым материалом.
В средней группе должен появиться нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами, наборов картинок с изображениями букв и предметов, цифр и предметов и т.п. Этот материал, свободно исследуемый детьми, вводит их, пока еще внешне, на уровне графических образцов, в нормативно-знаковый мир.
Размещение материала должно быть принципиально иным, нежели в младших группах. Для объектов исследования в действии должен быть выделен рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом следует расположить полку (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).
Примерный набор материалов для средней группы
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Объекты для исследования в действии | Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров) | 3 |
Набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины) | 3 | |
Доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей) | 3-5 | |
Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными формами (4-5 частей) | 3-5 | |
Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета) | 3-4 | |
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов с оттенками) | 2-3 | |
Наборы для сериации по величине — бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов каждого признака) | 3-4 | |
Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов) | 3-5 | |
Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм | 2 | |
Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами | 3-4 | |
Набор пластин из разных пород дерева или разных материалов | 1-2 | |
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов) | 1 | |
Горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект) | 1 | |
Стойка-равновеска (балансир) | 1 | |
Часы с круглым циферблатом и стрелками | 1 | |
Счеты напольные | 1 | |
Набор волчков (мелкие, разной формы) | 3 | |
Вертушки разного размера | 4 | |
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и электрифицированные) | 5 | |
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5 элементов) | 5 | |
Объемные головоломки (сборные шары, кубы и т.п., из 4-5 элементов) | 3 | |
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | 3 | |
«Проблемный ящик» со звуковым, световым, механическим эффектами | 1 | |
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет — не тонет), черпачки, сачки, воронки | 1 | |
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций | 1 | |
Образно-символический материал | Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. | 5-7[1] |
Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений) | 5 | |
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу) | 5-7 | |
Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы) | 3-4 | |
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина) | 4 | |
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации) | 5-7 | |
Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей) | 3 | |
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата | 10-12 | |
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей) | 4 | |
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей) | 6-8 | |
Разрезные контурные картинки (4-6 частей) | 5-7 | |
Графические «головоломки» (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр | 10-15 | |
Нормативно-знаковый материал | Набор кубиков с буквами и цифрами | 2 |
Набор карточек с изображением предмета и названием | 2-3 | |
Набор карточек с изображением количества предметов (от 1 до 5) и цифр | 2-4 | |
Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами | 1-3 | |
Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями | 1-3 | |
Наборы моделей: деление на части (2-4) | 2-3 | |
Кассы настольные | 3-4 | |
Магнитная доска настенная | 1 |
[1] Все наборы картинок и аналогичные материалы подразумевают регулярное обновление, указано количество материалов в свободном доступе детей
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО