РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Особенности познавательно-исследовательской деятельности детей 5-7 лет

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) действия ребенка во все большей мере определяются внутренними целями, замыслами. К концу дошкольного возраста разные виды деятельности отчетливо дифференцируются, одновременно возникают внутренние схемы упорядочения опыта (родо-видовые, причинно-следственные, пространственно-временные). Ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, преобразованию предметов с предвосхищением результата, с преднамеренным вызовом определенных эффектов в зависимости от условий действия. Успешность этого движения зависит от разнообразия форм активности ребенка, многообразия материалов, обеспечивающих разные виды его деятельности, в том числе, познавательно-исследовательскую.

Как и в предыдущих возрастах, для познавательно-исследовательской деятельности детям необходимы материалы разных типов. При этом объекты для исследования в действии должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции минералов, ракушек, плодов растений и т.п.), культурных объектов (простые приборы и механизмы) и искусственных «сложных» объектов, специально разработанных для детского экспериментирования (типа сложных «проблемных» ящиков, различного рода объектов-головоломок со скрытыми от глаза взаимосвязями элементов). Большое место в ряду материалов данного типа должны занимать модели-копии, позволяющие исследовать «механику» действия сложных реальных объектов (действующие модели парусника, подъемного крана-лебедки, ветряной мельницы-вертушки, шлюзов и т.п.), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, преломляющие призмы, светофильтры и т.п.), позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта.

Образно-символический материал должен отражать многообразие природного и рукотворного мира, задавать необходимость сравнения, поиска родо-видовых (иерархических) классификационных связей, пространственно-временных отношений, наглядного моделирования этих связей и отношений. Образно-символический материал предоставляет возможность исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, поиска их места в системе связанных с ними предметов и явлений. Это разного рода картинки для иерархической классификации предметов (установления родо-видовых связей), серии картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов (раньше — сейчас) и т.п., позволяющие исследовать и упорядочивать (категоризировать) сложные явления природного и социального мира.

Все эти взаимосвязи ребенок легче постигает, если средством их исследования выступают наглядно-графические модели устройства сложных предметов, связей между явлениями природного и социального мира (значение наглядно-графического моделирования для познавательного развития ребенка продемонстрировано в многочисленных исследованиях Л.А. Венгера с сотр.). Поэтому образно-символический материал для данного возраста дополняется, по возможности, условными схематическими изображениями как самих предметов и явлений, так и возможных способов их упорядочения (классификационные таблицы, парные картинки с реалистическими и условными изображениями предметов и явлений, схемы последовательных преобразований, схемы-планы пространственного расположения элементов целого и т.п.).

Наглядно-графические модели представляют собой своеобразный мост, перекидывающийся между образно-символическим материалом и объектами для исследования в действии. Последние могут оснащаться графическими образцами, представляющими искомый объект или преобразования с ним в виде поэлементной схемы, расчлененных на элементы или нерасчлененных контурных образцов (для сложных мозаик, геометрических головоломок и т.п.). Частично материалы для преобразований по схеме пересекаются с материалами для конструктивной деятельности. Необходимы детям и инструменты, позволяющие создавать различные «модельные» схематические изображения (циркули, линейки, наборы разнообразных лекал).

В арсенале образно-символического материала должны также появиться наглядно-графические модели пространства, являющиеся общекультурной принадлежностью (глобус, географические карты, иллюстрированные планы местности, города и т.п.), общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, наборы карточек с обозначением погодных явлений и т.п.). Необходимой составляющей образно-символического материала являются также иллюстрированные издания познавательного характера (книги и альбомы), которые расширяют образный мир ребенка и содержат элементы наглядно-графического моделирования (например, детские географические атласы, книги о мире растений и животных с иерархическими родо-видовыми классификационными схемами, книги об истории рукотворных предметов, последовательно изменяющихся от простого к сложному и т.п.). Эти материалы могут быть дополнены коллекциями марок, монет, расширяющими кругозор, содержащими большие возможности для классификационного исследования.

Нормативно-знаковый материал в жизни детей 5-7 лет должен занимать существенное место, обеспечивая постепенное вхождение в знаковые системы языка и математики. Это всевозможные азбуки (магнитные, разрезные), и приспособления для работы с ними, цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и цифр и т.п. материалы, которые дети осваивают в своей свободной деятельности и в непринужденном взаимодействии со взрослым (мы не рассматриваем здесь материал для специальных обучающих занятий — это особый вопрос, связанный с конкретными образовательными программами).

Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.

Примерный набор материалов для старшей и подготовительной групп

Тип материалаНаименованиеКоличество на группу
Объекты для исследования в действииДоски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей)3-5
Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика)2-3
Танграм2-3
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина)2-3
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам — длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов3-4
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек каждого цвета)3-5
Набор: счетные палочки Кюизинера3-5
Набор пластин из разных материалов2-3
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные, чертежи-схемы)3
Головоломки плоскостные (геометрические)4-5
Набор проволочных головоломок2-3
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований3-5
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра «15», «Уникуб» и т.п.)4-5
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком)2-3
Игра «Волшебный экран» (на координацию вертикальных и горизонтальных линий)1-2
Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски)1-2
Действующие модели транспортных средств, подъемных механизмов и т.п. (механические, заводные, электрифицированные, с дистанционным управлением)4-6
Система наклонных плоскостей для шариков1-2
Весы рычажные равноплечие (балансир)с набором разновесок1
Термометр спиртовой1
Часы песочные (на разные отрезки времени)1-2
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей)1
Циркуль1-2
Набор лекал3-4
Линейки10-12
Набор мерных стаканов2-3
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов2
Счеты напольные1
Счеты настольные2-4
Набор увеличительных стекол (линз)2-3
Микроскоп1-2
Набор цветных (светозащитных) стекол1-2
Набор стеклянных призм (для эффекта радуги)1-2
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта1-2
Набор для опытов с магнитом1-2
Компас1-2
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками)3-4
Флюгер1
Воздушный змей1
Ветряная мельница (модель)1
Набор печаток2-3
Набор копировальной бумаги разного цвета1-2
Коллекция минералов1
Коллекция тканей1
Коллекция бумаги1
Коллекция семян и плодов1
Коллекция растений (гербарий)1
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов1
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов1
Образно-символический материалНаборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п.1-2 каждого вида из перечня
Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений4-6 разные
Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы)2-3
Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации)5-8 разные
Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас(история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.)4-6 разные
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)2-4 разные
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые)8-10 разные
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями5-8 разные
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр9-12 разные
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения (5-7)1-2
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность — облачность)1-2 разные
Календарь настольный иллюстрированный1
Календарь погоды настенный1
Физическая карта мира (полушарий)1
Глобус1
Детский атлас (крупного формата)1
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалыПо 1-2 каждого
Коллекция марок1
Коллекция монет1
Нормативно-знаковый материалРазрезная азбука и касса4-6
Магнитная доска настенная1
Наборы карточек с цифрами5-7
Отрывной календарь1
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр4-5
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами2-3
Стержни с насадками (для построения числового ряда)3-4
Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач4-6
Набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями1-2
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел)1-2
Линейка с движком (числовая прямая)4
Абак2-3
Набор «лото»: последовательные числа1-2
Кассы настольные5
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур2-3
Наборы моделей: деление на части (2-16)3-4