Оглавление
Особенности познавательно-исследовательской деятельности детей 5-7 лет
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) действия ребенка во все большей мере определяются внутренними целями, замыслами. К концу дошкольного возраста разные виды деятельности отчетливо дифференцируются, одновременно возникают внутренние схемы упорядочения опыта (родо-видовые, причинно-следственные, пространственно-временные). Ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, преобразованию предметов с предвосхищением результата, с преднамеренным вызовом определенных эффектов в зависимости от условий действия. Успешность этого движения зависит от разнообразия форм активности ребенка, многообразия материалов, обеспечивающих разные виды его деятельности, в том числе, познавательно-исследовательскую.
Как и в предыдущих возрастах, для познавательно-исследовательской деятельности детям необходимы материалы разных типов. При этом объекты для исследования в действии должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции минералов, ракушек, плодов растений и т.п.), культурных объектов (простые приборы и механизмы) и искусственных «сложных» объектов, специально разработанных для детского экспериментирования (типа сложных «проблемных» ящиков, различного рода объектов-головоломок со скрытыми от глаза взаимосвязями элементов). Большое место в ряду материалов данного типа должны занимать модели-копии, позволяющие исследовать «механику» действия сложных реальных объектов (действующие модели парусника, подъемного крана-лебедки, ветряной мельницы-вертушки, шлюзов и т.п.), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, преломляющие призмы, светофильтры и т.п.), позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта.
Образно-символический материал должен отражать многообразие природного и рукотворного мира, задавать необходимость сравнения, поиска родо-видовых (иерархических) классификационных связей, пространственно-временных отношений, наглядного моделирования этих связей и отношений. Образно-символический материал предоставляет возможность исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, поиска их места в системе связанных с ними предметов и явлений. Это разного рода картинки для иерархической классификации предметов (установления родо-видовых связей), серии картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов (раньше — сейчас) и т.п., позволяющие исследовать и упорядочивать (категоризировать) сложные явления природного и социального мира.
Все эти взаимосвязи ребенок легче постигает, если средством их исследования выступают наглядно-графические модели устройства сложных предметов, связей между явлениями природного и социального мира (значение наглядно-графического моделирования для познавательного развития ребенка продемонстрировано в многочисленных исследованиях Л.А. Венгера с сотр.). Поэтому образно-символический материал для данного возраста дополняется, по возможности, условными схематическими изображениями как самих предметов и явлений, так и возможных способов их упорядочения (классификационные таблицы, парные картинки с реалистическими и условными изображениями предметов и явлений, схемы последовательных преобразований, схемы-планы пространственного расположения элементов целого и т.п.).
Наглядно-графические модели представляют собой своеобразный мост, перекидывающийся между образно-символическим материалом и объектами для исследования в действии. Последние могут оснащаться графическими образцами, представляющими искомый объект или преобразования с ним в виде поэлементной схемы, расчлененных на элементы или нерасчлененных контурных образцов (для сложных мозаик, геометрических головоломок и т.п.). Частично материалы для преобразований по схеме пересекаются с материалами для конструктивной деятельности. Необходимы детям и инструменты, позволяющие создавать различные «модельные» схематические изображения (циркули, линейки, наборы разнообразных лекал).
В арсенале образно-символического материала должны также появиться наглядно-графические модели пространства, являющиеся общекультурной принадлежностью (глобус, географические карты, иллюстрированные планы местности, города и т.п.), общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, наборы карточек с обозначением погодных явлений и т.п.). Необходимой составляющей образно-символического материала являются также иллюстрированные издания познавательного характера (книги и альбомы), которые расширяют образный мир ребенка и содержат элементы наглядно-графического моделирования (например, детские географические атласы, книги о мире растений и животных с иерархическими родо-видовыми классификационными схемами, книги об истории рукотворных предметов, последовательно изменяющихся от простого к сложному и т.п.). Эти материалы могут быть дополнены коллекциями марок, монет, расширяющими кругозор, содержащими большие возможности для классификационного исследования.
Нормативно-знаковый материал в жизни детей 5-7 лет должен занимать существенное место, обеспечивая постепенное вхождение в знаковые системы языка и математики. Это всевозможные азбуки (магнитные, разрезные), и приспособления для работы с ними, цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и цифр и т.п. материалы, которые дети осваивают в своей свободной деятельности и в непринужденном взаимодействии со взрослым (мы не рассматриваем здесь материал для специальных обучающих занятий — это особый вопрос, связанный с конкретными образовательными программами).
Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.
Примерный набор материалов для старшей и подготовительной групп
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Объекты для исследования в действии | Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей) | 3-5 |
Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика) | 2-3 | |
Танграм | 2-3 | |
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина) | 2-3 | |
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам — длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов | 3-4 | |
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек каждого цвета) | 3-5 | |
Набор: счетные палочки Кюизинера | 3-5 | |
Набор пластин из разных материалов | 2-3 | |
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные, чертежи-схемы) | 3 | |
Головоломки плоскостные (геометрические) | 4-5 | |
Набор проволочных головоломок | 2-3 | |
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований | 3-5 | |
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра «15», «Уникуб» и т.п.) | 4-5 | |
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | 2-3 | |
Игра «Волшебный экран» (на координацию вертикальных и горизонтальных линий) | 1-2 | |
Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски) | 1-2 | |
Действующие модели транспортных средств, подъемных механизмов и т.п. (механические, заводные, электрифицированные, с дистанционным управлением) | 4-6 | |
Система наклонных плоскостей для шариков | 1-2 | |
Весы рычажные равноплечие (балансир)с набором разновесок | 1 | |
Термометр спиртовой | 1 | |
Часы песочные (на разные отрезки времени) | 1-2 | |
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей) | 1 | |
Циркуль | 1-2 | |
Набор лекал | 3-4 | |
Линейки | 10-12 | |
Набор мерных стаканов | 2-3 | |
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов | 2 | |
Счеты напольные | 1 | |
Счеты настольные | 2-4 | |
Набор увеличительных стекол (линз) | 2-3 | |
Микроскоп | 1-2 | |
Набор цветных (светозащитных) стекол | 1-2 | |
Набор стеклянных призм (для эффекта радуги) | 1-2 | |
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта | 1-2 | |
Набор для опытов с магнитом | 1-2 | |
Компас | 1-2 | |
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками) | 3-4 | |
Флюгер | 1 | |
Воздушный змей | 1 | |
Ветряная мельница (модель) | 1 | |
Набор печаток | 2-3 | |
Набор копировальной бумаги разного цвета | 1-2 | |
Коллекция минералов | 1 | |
Коллекция тканей | 1 | |
Коллекция бумаги | 1 | |
Коллекция семян и плодов | 1 | |
Коллекция растений (гербарий) | 1 | |
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов | 1 | |
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов | 1 | |
Образно-символический материал | Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п. | 1-2 каждого вида из перечня |
Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений | 4-6 разные | |
Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) | 2-3 | |
Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) | 5-8 разные | |
Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас(история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.) | 4-6 разные | |
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) | 2-4 разные | |
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) | 8-10 разные | |
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями | 5-8 разные | |
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр | 9-12 разные | |
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения (5-7) | 1-2 | |
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность — облачность) | 1-2 разные | |
Календарь настольный иллюстрированный | 1 | |
Календарь погоды настенный | 1 | |
Физическая карта мира (полушарий) | 1 | |
Глобус | 1 | |
Детский атлас (крупного формата) | 1 | |
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы | По 1-2 каждого | |
Коллекция марок | 1 | |
Коллекция монет | 1 | |
Нормативно-знаковый материал | Разрезная азбука и касса | 4-6 |
Магнитная доска настенная | 1 | |
Наборы карточек с цифрами | 5-7 | |
Отрывной календарь | 1 | |
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр | 4-5 | |
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами | 2-3 | |
Стержни с насадками (для построения числового ряда) | 3-4 | |
Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач | 4-6 | |
Набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями | 1-2 | |
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел) | 1-2 | |
Линейка с движком (числовая прямая) | 4 | |
Абак | 2-3 | |
Набор «лото»: последовательные числа | 1-2 | |
Кассы настольные | 5 | |
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур | 2-3 | |
Наборы моделей: деление на части (2-16) | 3-4 |
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО