РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Особенности познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет

Для детей 3-4 лет материалы для познавательно-исследовательской деятельности подбираются примерно на тех же основаниях, что и для предыдущего возраста. Часть материалов переходит из первой младшей группы, но дети могут открывать новые возможности действия с ними, их группировки, упорядочения, соотнесения элементов и целого. Однако большая часть материалов усложняется, по сравнению с предыдущей возрастной группой.

Объекты для исследования в действии содержат в себе возможности более тонкой дифференцировки внешних свойств (цвета, формы, величины), позволяя ребенку осваивать общепринятые представления о свойствах вещей и их отношениях (сенсорные эталоны). Это наборы для группировки и сериации с более широким диапазоном геометрических форм (до пяти форм), цветов (до 6-8), более сложными отношениями величин (сериационные ряды из 3-5 элементов). Усложняются и объекты для ориентировки в соотношении частей и целого (доски-вкладыши с составными формами — из 2-3 частей, простые объекты-головоломки — сборно-разборные игрушки из нескольких элементов и т.п.). При этом элементы, из которых составляется целое, должны быть очевидны, открыты для восприятия ребенка.

Усложняется по содержанию и образно-символический материал, расширяется его диапазон как по тематике, так и по охвату репрезентированных в каждой теме предметов и явлений. Этот тип материала представлен большим разнообразием наборов картинок для группировки (с геометрическими формами разного цвета, величины и с изображениями различных реальных предметов окружения, до 4-6 каждой группы), сюжетными картинками, сериями картинок для выстраивания последовательностей событий (до 3-4), простыми парными картинками и парными картинками типа «лото», разрезными картинками (из 4-6 элементов) и т.п. Полезны также наборы карточек, дающих возможность группировки по 2-3 признакам-основаниям последовательно (например, по назначению предметов, затем те же карточки — по цвету и т.д.). Образно-символический материал расширяет круг представлений ребенка, стимулирует развитие речи, способствует поиску и установлению признаков сходства и различия, пространственных отношений (целое-части) и временных отношений.

Размещение материала в этой возрастной группе примерно такое же, как в первой младшей группе.

Примерный набор материалов для второй младшей группы

Тип материалаНаименованиеКоличество на группу
Объекты для исследования в действииПирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета4-6 разные
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами и т.п. (из 5-7 элементов)4-6 разные
Объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы)4-6 разные
Матрешки (из 5-7 элементов)3 разные
Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части)4-6 разные
Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) монолитными и составными формами, разными по величине5-8 разные
Набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета)3-5
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов)2-3
Набор объемных геометрических тел1-2
Наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндры, бруски и т.п.)2-3
Сортировочный ящик с прорезями разной формы (Сегена, Венгера, дом-сортировщик)1-2
Набор плоскостных геометрических форм1-2
Мозаика разных форм и цвета, крупная3-4
Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые)1-2
Набор для завинчивания (верстак с отверстиями и набором винтов, пластмассовые)1
Рамки с 2-3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки)2-3
Панно с разнообразными застежками и съемными элементами1-2
Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм (5-7 элементов)1
Красочное панно (коврик) или крупная мягконабивная игрушка из тканей различной фактуры1
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов)5-10 разные
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (народные игрушки, механические заводные)8-12 разные
«Проблемный» ящик со звуковым, световым, механич. эффектами1
Разноцветная юла (волчок)1-2
Вертушки (ветряные)4-6 разные
Музыкальная шкатулка1
Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки и др.)по 1 каждого наимен.
Набор шумовых коробочек (по Монтессори)1
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки1
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия — совочки, лопатки1
Образно-символический материалНаборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы,овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обиходапо 1 набору каждой тематики
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине)3-4 разные
Наборы парных картинок (та же тематика)5-10 разные
Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей), та же тематика4-6 разные
Набор парных картинок типа «лото» с геометрическими формами1-3
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей)4 разные
Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали)15-20 разные
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации)10 разных
Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения)2-3 разные
Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей)2-3 разные
Сюжетные картинки, крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку — сказочной, социобытовой)20-30 разные