РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сюжетно-ролевая игра в средней группе

По материалам статей Н.А. Коротковой

Цель развития сюжетной игры в средней группе остается такой же, как и во второй младшей: постепенное наращивание игрового опыта детей по воплощению сюжетного События в разных его проекциях (функциональной, ролевой, пространственной), стимулирование сюжетного движения от одного События к другому, связанному с ним по смыслу.

В этом возрасте бросается в глаза неравномерность игрового развития: это возраст максимальной диссоциации уровня игры у разных детей. Часть детей почти так же легко «покупается» на игровое предложение взрослого, но некоторые дети подхватив понравившуюся идею, развивают ее самостоятельно. А некоторые и вовсе поглощены своей игрой и не откликаются на игру взрослого без особого приглашения. В целом, некоторые из детей уже не столь зависим от внешней ситуации: у них появляются внутренние игровые замыслы, и игровое взаимодействие детей становится возможным и без посредника-взрослого.
Все это заставляет нас несколько изменить тактику. Теперь можно и нужно использовать еще и особые приемы, позволяющие с большей отчетливостью выделить для ребенка ту или иную событийную проекцию, представить на минуточку именно ее как квинтэссенцию игры, как самое интересное в игре.

Приемы выделения той или иной событийной проекции тесно связаны с игровым материалом соответствующего типа1. Например, для выделения функциональной проекции необходимы игрушки — предметы оперирования. Для выделения пространственной проекции нужна игрушка — маркер пространства, задающая центр игрового пространства и возможность его достраивания и перестраивания в соответствии с событийным движением. Выделению ролевой проекции помогут игрушки- персонажи (различные фигурки людей и животных).

Игрушки-персонажи

Функциональную проекцию События мы можем выделить через универсальные игрушки — предметы оперирования, которые наиболее ярко репрезентируют смысл События и в то же время допускают его различную конкретизацию.

Предметы оперирования

Например, мы «едем на машине», ребенок держит в руках руль, имитирует гул мотора. Возьмем припасенный заранее игрушечный разводной ключ: «Давай у нас машина сломалась! Надо ремонтировать». Или мы «плывем на корабле», ребенок за штурвалом-рулем. Предложим ему бинокль: «Не видно ли берега? Куда это мы приплыли?» А вот ребенок везет зайца в автомобиле. «Не хочет ли заяц остановиться и перекусить в кафе?» — предлагает взрослый, расставляя рядом мелкую посуду.

Сложнее выделить пространственную проекцию События в игре. Надо сделать акцент на том, где происходит Событие, — на условном пространстве. Ведь его можно всего лишь обозначить речью, жестом, что часто и происходит в игре («Здесь были чертоги Снежной королевы!»), а можно выстроить с помощью игрового материала.

Например, несколько детей сгрудились вокруг стола с мелкими игрушками-персонажами, манипулируют ими. Предложим: «А давайте у них были домики, каждый жил в своем!» Взрослый выбирает себе персонажа и начинает строить ему домик из оказавшегося рядом строительного набора.

маркирование пространства строительным материалом

Для выделения пространственной проекции События большим подспорьем становятся универсальные (многотемные) игрушки — маркеры пространства — макеты-модели (кукольный дом, скотный двор и т. п.), которые как бы изначально задают центр условного игрового пространства, дают толчок к его достраиванию, к созданию смежных, связанных по смыслу частей пространства, в которых могут развернуться последующие События.

многотемный маркер игрового пространства

А вот для того чтобы выделить ролевую проекцию События, надо, напротив, отвлечься от всяких построений и даже, по возможности, от функциональных игровых действий. Задавшись целью сделать акцент на ролевом поведении, взрослый по большей части использует речевое обозначение пространства («Здесь был магазин»), изобразительные жесты для обозначения функциональных игровых действий (воображаемые деньги в руках продавца, воображаемые таблетки у доктора), а собственно ролевое поведение развертывает в виде ролевых диалогов (пространственная и функциональная проекции отступают как фон). Подробное описание формирование ролевой проекции содержат работы Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой Организация сюжетной игры в детском саду и книге для родителей «Как играть с ребенком»