РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Влияние директивно-инструктивных норм и правил на состояние предметной развивающей среды детского сада

С.И. Мусиенко

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес педагогов-практиков к обновлению предметной развивающей среды группового помещения ДОУ, но, несмотря на это, подходы к организации группового пространства за последние десятилетия практически не изменились.  

 Размышляя об общих требованиях к построению предметной развивающей среды в ДОУ, можно выделить два параллельных подхода к организации и регулированию уклада жизни в детском саду: педагогический и медицинский. Многолетние наблюдения за существующей практикой организации условий для реализации образовательного процесса в ДОУ показывают, что по ряду параметров эти два подхода имеют разнополярную направленность, что определяется преобладающими взглядами на предназначение системы дошкольного образования.

Медицинские (гигиенические) рекомендации в подавляющем большинстве базируются на традиционнойобразовательной концепции, которая строится на идее консервативной, «сберегающей» роли детского сада по отношению к сохранению и передаче знаний, умений и навыков дошкольникам. Она опирается на классические, проверенные временем формы коллективного обучения детей: занятия, в рамках которых преобладающей формой общения взрослого и детей является «учительский» монолог.

Большинство современных педагогических рекомендаций создаются на основе гуманистическойобразовательной концепции, которая рассматривает воспитателя и ребенка как равноправных субъектов образовательного процесса. Она предполагает свободу и творческий поиск, как педагогов, так и воспитанников, их доверительное межличностное общение друг с другом.

Ведущая роль в установлении единых медицинских требований к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях принадлежит санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ, разработанные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлением медицинских проблем материнства и детства Минздрава России, Центром Госсанэпиднадзора Москвы, Управлением дошкольного образования Министерства образования РФ с использованием материалов институтов и кафедр медицинского профиля не так давно вошли в нашу жизнь (СанПиНы 2.4.1.1.249-03 введены 20.06.03), но очень напоминают «Санитарные правила и нормы для дошкольных учреждений», разработанные еще в советское время и воспроизводящиеся из года в год практически без изменений, рассчитанные на единственную «Программу воспитания и обучения в детском саду» советского времени.

Действительно, наряду с важнейшей ролью, которую выполняют СанПиНы в обеспечении безопасных, здоровьесберегающих условий пребывания детей в образовательных учреждениях (п.п. 2.2.13, 2.2 14, 2.2. 15, 2.2. 16 и т.д.), с сожалением приходится отметить, что по ряду положений они унифицируют не столько разрозненные гигиенические требования различных контролирующих служб, сколько регламентируют деятельность коллективов детских садов в организации уклада жизни дошкольников.

В условиях вариативности образования, закрепленной в «Законе об образовании» для дошкольных учреждений, наряду с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой в России разработан целый ряд программ нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Более десяти лет назад психологами Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой были определены прогрессивные ориентиры  и требования к обновлению образовательного процесса в детском саду[1]. За прошедшее время для многих педагогических коллективов они стали привычной нормой жизни. В дальнейших работах Н.А. Коротковой[2] было показано, что модернизация образовательного процесса, предполагает изменение предметной развивающей среды детского сада. Так, например, организация занятий познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью предусматривает необходимость динамичного изменения группового пространства в зависимости от характера предлагаемой деятельности и поставленных образовательных задач: соединения всех детских рабочих столов в единое целое для совместной деятельности взрослого с детьми; группировку нескольких объединенных столов для работы с дошкольниками по подгруппам, свободное расположение детей, сидя или стоя на ковре. Характер деятельности детей во время современных занятий предполагает активное действие дошкольников с наглядными материалами, включение в опытно-экспериментальную работу, в совместную игру, рисование, конструирование.

Многие современные воспитатели, хорошо ориентированные в психологических особенностях обучения и воспитания дошкольников, успешно освоили способы организации образовательного процесса, при которых дети в течение занятия не сидят неподвижно за партами, время от времени прерываясь на формальные физкультминутки, а свободно перемещаются по групповому помещению, присоединяясь к разнообразной (двигательной, продуктивной, игровой, познавательной) совместной деятельности с педагогом и сверстниками по собственному желанию. При такой свободной форме организации занятий длительность их отдельных частей определяется не строгим временным регламентом, а интересом детей к предложенным заданиям. Предупреждение возникновения утомления дошкольников достигается педагогами не за счет формального проведения нескольких физических упражнений (как предлагается в СанПиНах п. 2.12.7.), а за счет смены различных видов деятельности дошкольников в структуре самого занятия.

 Детальное изучение СанПиНов свидетельствует о том, что требования к подбору и расстановке мебели в «учебной» зоне старших и подготовительной групп (п. 2.4.4. и п. 2.4.7.) предписывают использовать только двухместные столы с изменяющимся наклоном крышки (т.е. школьные парты). [3] Их расстановка должна производиться не более чем в три ряда с расстоянием между партами не менее 0,5 м. При существующей наполняемости в большинстве общеразвивающих групп – 20 и более человек – расстояние от воспитателя до группы детей, сидящих за последней партой, составляет не менее 3,5 – 4 м, а от доски – 7 м. (Реальная длина группового помещения детского сада по светонесущей стороне, как правило, не превышает 5 – 6 м, то есть данное требование СанПиНов зачастую просто невыполнимо). Такое жесткое закрепление места ребенка на занятиях не позволяет гибко организовывать учебное пространство и сразу же превращает группу детского сада в пародию на учебный класс школы, навязывая воспитателю школьные методы взаимодействия с детьми, противоречащие психологическим особенностям ребенка-дошкольника.

Участвуя в совместной деятельности, воспитатель и дети вступают во взаимодействие друг с другом. Важным средством такого взаимодействия является их общение в процессе обучающих занятий. Основатель праксемики (науки о нормах пространственной и временной организации общения) Эдуард Холл выделил следующие зоны межличностного пространства: интимную (0 – 45 см), персональную (45 – 120 см), социальную (120 – 400 см) и публичную (400 – 750 см). Размещение детей дошкольного возраста во время обучающих занятий различного типа за партами провоцирует организацию межличностного общения взрослого и дошкольников в границах социальной и публичной зон, для которых не характерно использование доверительного тона, негромкого голоса, установление тактильного, визуального и аудиального контакта собеседников. Тем самым, заведомо исключается сама возможность возникновения и налаживания эмоционального и ситуативно-личностного общения, составляющего основу развития личности ребенка.

Нормативно-директивное закрепление жестких позиций воспитателя и детей при организации «учебной» зоны неизбежно приводит к их дистанированию друг от друга, отношению воспитателя к детям как «учительского», характерной позиции «надвисания» над детьми[4].  В случае постоянного закрепления «места посадки» дошкольников за определенным столом воспитатель теряет возможность видоизменять образовательное пространство в зависимости от поставленных целей и задач, что препятствует непринужденному общению участников и снижает результативность обучения. В свою очередь, такая «привязка» ребенка к постоянному месту может приводить к возникновению трудностей у детей в овладении коммуникативной деятельностью,  снижению их психологической активности (эмоциональной, двигательной, познавательной, речевой), которая оказывает колоссальное влияние на формирование адекватного отношения ребенка к самому себе и окружающему миру.

При таком подходе к организации образовательного процесса директива СанПиНов по вопросу расстановки мебели в учебной зоне для детей старшего дошкольного возраста в форме нескольких рядов парт, где дети сидят, глядя в затылок друг другу, оказывается неконструктивной и во время других режимных моментов: при приеме пищи, самостоятельной деятельности детей вне занятий.

 В исследованиях кандидата педагогических наук Г.В. Глушковой на основании опроса детей старшего дошкольного возраста было установлено, что воспитанники, имеющие опыт организации бытовой деятельности и занятий за столами, совмещенными в общий большой рабочий стол, где разрешено свободное размещение и перемещение в процессе деятельности, когда взрослый занимает динамичную партнерскую позицию, чувствуют себя более комфортно и уверенно в организованных формах обучения, чем воспитанники групп, где столы расставлены рядами, как парты в школе, а взрослый вынужден занимать «учительскую позицию». В первом случае 91% детей отметили, что им удобно и комфортно заниматься вместе, тогда, как во втором случае, 60% опрошенных указали на наличие какого-либо физического («Руслан загораживает головой, мне не видно») или психологического дискомфорта («Я не хочу сидеть с Сережкой, он драчун»).

Эти данные подтверждают позицию кандидата психологических наук Н.А. Коротковой, которая считает, что при сохранении «урочного» размещения детей (за партами) партнерская позиция взрослого невозможна. Для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста в партнерской форме необходимо максимально приближаться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть реальный круглый стол, или свободное расположение участников на ковре, или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.

Несмотря на то, что эпоха типового дизайна и типового строительства образовательных учреждений с единообразной мебелью осталась в прошлом, расстановка мебели и в частности стандартных столов в группах, которые посещают дети младшей и средней групп детского сада продолжает регламентироваться директивами СанПиНов – четырехместные столы устанавливаются не более чем в 2 ряда (п. 2.4.7.).

Требования к организации спального помещения в дошкольных образовательных учреждениях тоже вызывают критическое отношение к мнению авторов СанПиНов. Рассредоточение материалов и оборудования по всему групповому помещению с задействованием спальни позволяет частично предупреждать возникновение конфликтов в детской среде за счет увеличения площади личного пространства детей, предоставления им большей свободы в игровой и двигательной деятельности. Например, широкое распространение получила практика размещения в спальных комнатах материалов к активным сюжетным играм и играм с правилами, книжных уголков (Денисенкова Н.С., Денякина Н.М., Рыжова Н.А., Логинова Л. и др.), экспонатов групповых мини-музеев («Наша родина – Россия», «Театральные куклы», «Игрушки-забавы»)[5].

В то же время современные требования СанПиНов не дают возможность воспитателям оптимально использовать это помещение для организации полноценной жизни детей. (Продолжительность дневного сна в детском саду 2 – 2,5 часа, в остальное время спальное помещение пустует).

В п.п. 2.4.13. и 2.4.14. указывается, что спальни необходимо оборудовать стационарными кроватями. К сожалению, новыми СанПиНами запрещается использование двухъярусных кроватей в спальных комнатах, в то время как практика доказала их функциональность, эргономичность и низкую травмоопасность. Г.Н. Пантелеев в своем пособии еще в 1982 году констатировал: «А уж говорить об эстетических достоинствах (спален с двухъярусными кроватями) и не приходится, так как интерьер становится привлекательнее, информативнее для ребенка. Сон ребенка в такой кровати, как показывают наблюдения специалистов, крепок, спокоен».[6]  Рассматривая вопросы, связанные с организацией сна в детском саду С.Л. Новоселова пишет: «Спальню лучше всего оборудовать двухъярусными кроватями, которые займут только половину спальни. В этой же комнате можно расположить что-то необходимое для детей – место для чтения, просматривания картинок, спортивный блок, театрально-карнавальный уголок с зеркалом. Между кроватями можно натянуть шнур с занавеской и вот уже в проходах возникает сцена».[7]  

К основным преимуществам оборудования спален для детей старше трех лет двухъярусными кроватями следует отнести возможность экономичного использования высвобождающегося места для организации игровой или познавательной деятельности дошкольников, обустройства при необходимости зон психологической разгрузки и уединения, что особенно важно для групп первого года обучения в адаптационный период.

Вместе с тем, запрет на использование двухъярусных кроватей по непонятной причине не распространяется на использование выдвижных двухъярусных и трехъярусных кроватей, хотя именно они в большей степени не соответствуют требованиям гигиены и санитарии. Их применение приводит к тому, что ребенок, спящий на самом верху, вынужден спускаться в туалет, рискуя наступить на своих товарищей. Кроме того, постельное белье, задвигаемое вовнутрь этого сооружения на период бодрствования детей, не имеет возможности полностью просохнуть и проветриться.

Несложные арифметические подсчеты показывают, что при средней площади спален равной 50 м2 размещение одноярусных кроватей для дошкольников (размером 140 х 60 см) из расчета на группу из 20 человек занимает площадь более 55 м2, то есть значительно превышающую расчетную. Художник-дизайнер Татьяна Корыгина справедливо отмечает, что в помещении, сплошь заставленном рядами кроватей, не приходится всерьез говорить о нормальном отдыхе детей. А ведь сон, в том числе и дневной, это «интимное» дело. «Надо бы дать возможность ребенку побыть как бы одному, разлучиться на время со своими шумными сверстниками. Это достижимо с помощью перегородок, в роли которых можно использовать и стеллажи, полки для одежды, где-то здесь могут жить любимая кукла, игрушки. А рядышком – рисунки, фотография, что-то еще принесенное из дому и дорогое сердцу ребенка. Короче, тут его маленький отдельный домик».[8] В рекомендациях по построению развивающей среды, раскрывая принцип стабильности-динамичности развивающей среды, авторы указывали на возможность устройства в разновозрастных группах спален с помощью перегородок или ширм. [9]

Четкое выполнение нормативов, которые появились в тексте новых СанПиНов,[10] по расстановке кроватей с соблюдением всех указанных минимальных разрывов между длинными сторонами кроватей – 0,65 м, между изголовьями двух кроватей – 0,3 м, от наружных стен – 0,6 м, от отопительных приборов – 0,2 м (См. п. 2.4.15) приводит к тому, что в спальне остаются узкие полосы свободного пространства только в междурядьях кроватей, что не позволяет эффективно организовать комплекс оздоровительных мероприятий с детьми до и после сна, а также проводить воспитательные моменты, связанные с формированием гигиенических навыков дошкольников. Такое обустройство спален не предусматривает выделения и полноценного рабочего места для воспитателя, необходимого для подготовки к занятиям и работе с педагогической документацией. «Воспитатель в детском доме находится на службе со всеми вытекавшими отсюда обстоятельствами»[11]. Может быть, пора обратить внимание на опыт зарубежных коллег? Например, в Западной Германии, Японии и других странах непродолжительный дневной сон на легких гигиеничных пластиковых «лежанках», которые после сна можно сложить одну на другую, проводится не только в специально отведенных для этого помещениях (спальнях), но и в комнатах, предназначенных для игр и занятий детей.

В критическом осмыслении и доработке нуждаются и требования, регламентирующие оснащение и размещение оборудования для физического воспитания детей в физкультурном зале.

Перечень крупногабаритного оборудования, рекомендуемый авторами СанПиНов, явно избыточен (особенно это заметно в тех образовательных учреждениях, где имеется один общий зал для проведения и физкультурных, и музыкальных занятий). На наш взгляд, целесообразнее было бы предложить список минимального базового комплекта физкультурного оборудования, исходя из нормативной площади спортивных залов, с учетом сохранения достаточного свободного места для собственно организации занятий и утренней гимнастики с дошкольниками. Данный список может быть дополнен примерным (вариативным) перечнем физкультурного оборудования, включающим оборудование, которое педагоги могут самостоятельно подбирать и комплектовать, исходя из специфики своего детского сада, актуальных интересов дошкольников, и в соответствии с физиометрическими параметрами, предложенными авторами СанПиНов.

 В заключении хочется резюмировать: установка воспитателей и администрации детских садов на  СанПиНы, чьи требования к организации воспитательно-образовательного процесса не соответствуют принципу вариативности дошкольного образования, а преимущественно ориентированы на архаичную классно-урочную, дисциплинарную модель взаимодействия педагога и ребенка, не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Необходимо искать решение, которое сделает предметно-развивающую среду ДОУ педагогически целесообразной и безопасной с медицинской точки зрения.


[1] Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. М.: «Творческая педагогика» — 1991.

[2] См.:Короткова Н.А.Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. /Ребенок в детском саду. – 2003. — № 3,4

[3]  Столь жесткие требования появились в «Санитарных правилах устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов, детских яслей-садов)», утвержденных в 1975 году. До этого в п. 58 «Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений (яслей-садов)», утвержденных в 1962 году было записано, что «В групповой, игральной-столовой должны быть столы 4 – 6- местные (по числу детей) и стулья. Для дошкольных групп должна быть мебель трех размеров. Мебель должна подбираться в соответствии с ростом и пропорциями тела детей. На время учебных занятий детей (2 раза в день) при лепке, вырезывании и т.д. необходимо столы расставлять таким образом, чтобы свет у детей на рабочее место падал слева».

[4] Подробнее об учительской и партнерской позиции воспитателя детского сада см. Михайленко Н.Я., Короткова  Н.А. О воспитателе детского сада // Дошкольное воспитание — 1993. — №  9.

[5] Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: 2006. – с. 378

[6] Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. М.: 1982 – с. 105

[7] Новоселова С.Л. Развивающая  предметная среда. М.: 1995 – с.38

[8] Корыгина Т. Привлечь к себе любовь пространства/ Обруч . – 1995. — №5 с. 40-41

[9]См.: Петровский  В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.// Дошкольное образование в России. М.: 1996.

[10] В п. 28 «Санитарных правилах  устройства и содержания детских дошкольных учреждений (яслей-садов)», утвержденных в 1962 году говориться: Спальня для организации как дневного, так и ночного сна детей должна иметь стационарные кроватки. П. 56 Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов, детских яслей-садов), утвержденных в 1975 году гласит: «Спальни и спальни-веранды оборудуются стационарными кроватями. Для дошкольных детей старшей и подготовительной групп допускается использование встроенных кроваток (одноярусных). Размеры кроватей должны соответствовать требованиям ГОСТ 19301. 3 – 73 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры».

[11] Петровский  В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.// Дошкольное образование в России. М.: 1996.