...

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предисловие


Цель данного пособия-­­хрестоматии — восполнение существенного пробела в дошкольном воспитании, возникшего в последние тридцать лет.
В 90‑е годы двадцатого века стремление многих разработчиков новых дошкольных программ убрать из них всё советское наследие, избавить программы от «излишней идеологичности» (как мы сейчас понимаем, явно преувеличенной разработчиками) привело к тому, что из сознания детей были изгнаны вообще всякие представления об истории Отечества.
Дошкольные программы, апеллируя к возрастным особенностям детей, стали широко использовать так называемые «игровые приёмы» на занятиях для мотивирования детей к деятельности.
Но то, что допустимо для детей младшего дошкольного возраста, не годится для старших дошкольников. Превращение всего образовательного процесса в игру лишает детей возможности и необходимости проявлять как умственные, так и волевые усилия, препятствует формированию произвольности деятельности. По сути, за ширмой учёта возрастных особенностей кроется излишняя и даже вредная для развития инфантилизация старших дошкольников.
Игра нужна, но она должна занимать своё место в целом ансамбле разных культурных практик, необходимых для полноценного развития детей.
Чрезмерная инфантилизация поддерживается не только игровой формой, захватившей весь образовательный процесс в детском саду, но и самим содержанием смыслового контекста, на котором строятся «игровые приёмы». Это образы специфических развлекательных «детских» персонажей, взятых, в основном, из мультфильмов (всякого рода Лунтики, Фиксики и т.п.). Свою лепту вносит и массовая культура, хлынувшая с Запада (через игрушки, мультфильмы, комиксы), заполняющая головы детей исключительно образами Барби, Микки-­­Маусов, Бэтменов и проч.
Однако в старшем дошкольном возрасте надо не только развлекать детей, но и переводить их к деятельности, требующей как воли к достижению результата, так и умственных усилий по восприятию и пониманию не игровых, а более серьёзных смысловых контекстов.
Мы считаем, что старший дошкольник не только может, но и должен получить простые представления о некоторых исторических вехах — о великих Событиях и связанных с ними Именах героев, о Событиях, объединявших весь наш народ в защите ­Отечества.
Конечно, эти смысловые содержания должны входить в сознание дошкольников не как строгое «историческое знание», а в виде ярких, эмоционально окрашенных представлений. Главное — у детей должны сложиться, так сказать, «запечатлённые образы» эпохальных Событий и их героев. Эти образы подготовят почву для изучения истории Отечества в школе, помогут формированию чувства гордости за нашу Родину и наш народ, собственно, того чувства, которое мы и называем патриотизмом.


*


Наше пособие — это не учебник истории для дошкольников. Из истории Отечества мы выбрали лишь несколько Событий, которые стали символическими для страны, явили легендарных героев и примеры единения всего народа в борьбе с иноземными захватчиками:

Ледовое побоище, в котором ополчение Великого Новгорода и дружина Александра Невского отразили нападение немецких рыцарей на северо-­­западные русские земли.

Куликовская битва, положившая начало освобождению Руси от золотоордынского нашествия, битва, в которой сражались объединённые русские дружины во главе с Дмитрием Донским.

Освобождение Москвы от польских интервентов, прославившее имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Полтавский бой во главе с Петром Первым, показавший мощь российской армии в борьбе со шведами.

Штурм Измаила в ходе русско-­­турецкой вой­­ны, связанный с именем легендарного русского полководца А. В. Суворова.

Отечественная вой­­на 1812 года и её главное Событие — Бородинское сражение, возглавленное М. И. Кутузовым.

Великая Отечественная вой­­на 1941–1945 годов против немецко-­­фашистских захватчиков (Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва и взятие Берлина).
В какой форме можно донести до ребёнка содержание этих Событий? Конечно, в форме рассказа — повествования о них. Но сам воспитатель, рассказывая об этих Событиях, не всегда может найти подходящий для дошкольников стиль повествования, сделать его эмоционально ярким и, соответственно, запоминающимся.
И здесь на помощь приходят художественные произведения, посвящённые тому или иному историческому событию.
Кроме того, мы учитывали, что для дошкольников очень важна иллюстрация — изобразительный ряд, позволяющий ребёнку получить не только словесный, но и зримый образ событий и людей, которые в разные эпохи защищали наше Отечество.
Мы сочли целесообразным использовать материал советских диафильмов для детей — отличное, но, к сожалению, давно забытое средство познания и воспитания, сочетающее в себе и зрительные образы, и словесное описание событий (повествование в виде покадрового текста). Эти диафильмы создавались художниками и писателями, которые сумели дать яркие ­красочные картины событий прошлого и их героев, основанные на исторических реалиях той или иной эпохи.
Достоинство диафильма заключается ещё и в том, что каждый кадр дети могут рассматривать сколь угодно долго, ­внимательно слушая прочитываемый воспитателем покадровый текст ­(в отличие от мультфильма или игрового фильма, где внимание ребёнка, напротив, рассеивается, быстро сменяющиеся кадры не всегда позволяют ему уловить смысл и связь событий).
Диафильмы можно смотреть на экране, сопровождая просмотр чтением покадрового текста, а в нашем пособии диафильм представлен в виде богато иллюстрированного повествования об историческом событии (каждая страница – это кадр из диафильма).
Весь этот материал мы посчитали нужным предварить краткими тематическими очерками, посвящёнными каждому Событию и ставящими его в последовательный исторический ряд, то есть, придающими Событиям хронологическую и смысловую связность (что было совсем давно, а что — ближе к нашему времени). Эти краткие тематические очерки воспитатель может читать детям или свободно пересказывать.
Как встраивать материал пособия в образовательный процесс детского сада, где найти ему место в «рабочих окнах» дня и учебного года? Читать художественные произведения можно во время, отведённое для ежедневного чтения художественной литературы, а просмотр диафильмов устраивать во время, предназначенное для познавательно-­­исследовательской деятельности (с обсуждением прочитанного и увиденного).
В течение года темы могут быть распределены следующим образом:
— сентябрь-­­октябрь: рассказы о Ледовом побоище и Куликовской битве;
— ноябрь: рассказы об освобождении Москвы от польских захватчиков, о Минине и Пожарском (можно приурочить эту тему к празднованию Дня Народного Единства);
— декабрь-­­январь: рассказы о Полтавской битве, о штурме Измаила;
— февраль: рассказы об Отечественной вой­­не 1812 года, о Бородинском сражении;
— март-апрель: рассказы о Великой Отечественной вой­­не (в преддверии Дня Победы 9 мая).


*


Предисловие и краткие тематические очерки написаны Н. А. Коротковой.
Над подбором художественных произведений, диафильмов и фотоиллюстраций составители работали совместно.


Н. А. Короткова
Май 2025