Предисловие
Цель данного пособия-хрестоматии — восполнение существенного пробела в дошкольном воспитании, возникшего в последние тридцать лет.
В 90‑е годы двадцатого века стремление многих разработчиков новых дошкольных программ убрать из них всё советское наследие, избавить программы от «излишней идеологичности» (как мы сейчас понимаем, явно преувеличенной разработчиками) привело к тому, что из сознания детей были изгнаны вообще всякие представления об истории Отечества.
Дошкольные программы, апеллируя к возрастным особенностям детей, стали широко использовать так называемые «игровые приёмы» на занятиях для мотивирования детей к деятельности.
Но то, что допустимо для детей младшего дошкольного возраста, не годится для старших дошкольников. Превращение всего образовательного процесса в игру лишает детей возможности и необходимости проявлять как умственные, так и волевые усилия, препятствует формированию произвольности деятельности. По сути, за ширмой учёта возрастных особенностей кроется излишняя и даже вредная для развития инфантилизация старших дошкольников.
Игра нужна, но она должна занимать своё место в целом ансамбле разных культурных практик, необходимых для полноценного развития детей.
Чрезмерная инфантилизация поддерживается не только игровой формой, захватившей весь образовательный процесс в детском саду, но и самим содержанием смыслового контекста, на котором строятся «игровые приёмы». Это образы специфических развлекательных «детских» персонажей, взятых, в основном, из мультфильмов (всякого рода Лунтики, Фиксики и т.п.). Свою лепту вносит и массовая культура, хлынувшая с Запада (через игрушки, мультфильмы, комиксы), заполняющая головы детей исключительно образами Барби, Микки-Маусов, Бэтменов и проч.
Однако в старшем дошкольном возрасте надо не только развлекать детей, но и переводить их к деятельности, требующей как воли к достижению результата, так и умственных усилий по восприятию и пониманию не игровых, а более серьёзных смысловых контекстов.
Мы считаем, что старший дошкольник не только может, но и должен получить простые представления о некоторых исторических вехах — о великих Событиях и связанных с ними Именах героев, о Событиях, объединявших весь наш народ в защите Отечества.
Конечно, эти смысловые содержания должны входить в сознание дошкольников не как строгое «историческое знание», а в виде ярких, эмоционально окрашенных представлений. Главное — у детей должны сложиться, так сказать, «запечатлённые образы» эпохальных Событий и их героев. Эти образы подготовят почву для изучения истории Отечества в школе, помогут формированию чувства гордости за нашу Родину и наш народ, собственно, того чувства, которое мы и называем патриотизмом.
*
Наше пособие — это не учебник истории для дошкольников. Из истории Отечества мы выбрали лишь несколько Событий, которые стали символическими для страны, явили легендарных героев и примеры единения всего народа в борьбе с иноземными захватчиками:
Ледовое побоище, в котором ополчение Великого Новгорода и дружина Александра Невского отразили нападение немецких рыцарей на северо-западные русские земли.
Куликовская битва, положившая начало освобождению Руси от золотоордынского нашествия, битва, в которой сражались объединённые русские дружины во главе с Дмитрием Донским.
Освобождение Москвы от польских интервентов, прославившее имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Полтавский бой во главе с Петром Первым, показавший мощь российской армии в борьбе со шведами.
Штурм Измаила в ходе русско-турецкой войны, связанный с именем легендарного русского полководца А. В. Суворова.
Отечественная война 1812 года и её главное Событие — Бородинское сражение, возглавленное М. И. Кутузовым.
Великая Отечественная война 1941–1945 годов против немецко-фашистских захватчиков (Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва и взятие Берлина).
В какой форме можно донести до ребёнка содержание этих Событий? Конечно, в форме рассказа — повествования о них. Но сам воспитатель, рассказывая об этих Событиях, не всегда может найти подходящий для дошкольников стиль повествования, сделать его эмоционально ярким и, соответственно, запоминающимся.
И здесь на помощь приходят художественные произведения, посвящённые тому или иному историческому событию.
Кроме того, мы учитывали, что для дошкольников очень важна иллюстрация — изобразительный ряд, позволяющий ребёнку получить не только словесный, но и зримый образ событий и людей, которые в разные эпохи защищали наше Отечество.
Мы сочли целесообразным использовать материал советских диафильмов для детей — отличное, но, к сожалению, давно забытое средство познания и воспитания, сочетающее в себе и зрительные образы, и словесное описание событий (повествование в виде покадрового текста). Эти диафильмы создавались художниками и писателями, которые сумели дать яркие красочные картины событий прошлого и их героев, основанные на исторических реалиях той или иной эпохи.
Достоинство диафильма заключается ещё и в том, что каждый кадр дети могут рассматривать сколь угодно долго, внимательно слушая прочитываемый воспитателем покадровый текст (в отличие от мультфильма или игрового фильма, где внимание ребёнка, напротив, рассеивается, быстро сменяющиеся кадры не всегда позволяют ему уловить смысл и связь событий).
Диафильмы можно смотреть на экране, сопровождая просмотр чтением покадрового текста, а в нашем пособии диафильм представлен в виде богато иллюстрированного повествования об историческом событии (каждая страница – это кадр из диафильма).
Весь этот материал мы посчитали нужным предварить краткими тематическими очерками, посвящёнными каждому Событию и ставящими его в последовательный исторический ряд, то есть, придающими Событиям хронологическую и смысловую связность (что было совсем давно, а что — ближе к нашему времени). Эти краткие тематические очерки воспитатель может читать детям или свободно пересказывать.
Как встраивать материал пособия в образовательный процесс детского сада, где найти ему место в «рабочих окнах» дня и учебного года? Читать художественные произведения можно во время, отведённое для ежедневного чтения художественной литературы, а просмотр диафильмов устраивать во время, предназначенное для познавательно-исследовательской деятельности (с обсуждением прочитанного и увиденного).
В течение года темы могут быть распределены следующим образом:
— сентябрь-октябрь: рассказы о Ледовом побоище и Куликовской битве;
— ноябрь: рассказы об освобождении Москвы от польских захватчиков, о Минине и Пожарском (можно приурочить эту тему к празднованию Дня Народного Единства);
— декабрь-январь: рассказы о Полтавской битве, о штурме Измаила;
— февраль: рассказы об Отечественной войне 1812 года, о Бородинском сражении;
— март-апрель: рассказы о Великой Отечественной войне (в преддверии Дня Победы 9 мая).
*
Предисловие и краткие тематические очерки написаны Н. А. Коротковой.
Над подбором художественных произведений, диафильмов и фотоиллюстраций составители работали совместно.
Н. А. Короткова
Май 2025