РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сюжетно-ролевая игра во второй младшей группе

По материалам статей Н.А. Коротковой

Н.А. Короткова. Сюжетная игра с детьми четвёртого года жизни. Ч.1, «Ребёнок в детском саду» — 02/2013

Н.А. Короткова. Сюжетная игра с детьми четвертого года жизни. Ч.2, «Ребёнок в детском саду» — 03/2013

Н.А. Короткова. Сюжетная игра с детьми четвертого года жизни. Ч.3, «Ребёнок в детском саду» — 04/2013

Уровень сюжетно-ролевой игры детей второй младшей группы характеризуется единичным повторяющимся Событием (или несвязанными отдельными Событиями). Смысл События воплощается либо в единичном безличном условном предметном действии, либо в единичной роли (простейшей ролевой имитации — телесном уподоблении себя кому-то другому), либо в полагании ребенком себя в имеющемся (готовом) условном игровом пространстве. Все три проекции События могут идти в единой сцепке с опорным игровым предметом (например скамеечка с рулем), в котором одновременно заложен потенциал и действия (рулить), и роли (шофер), и пространства/места действия (машина).

Нормально развивающиеся дети к трем годам уже владеют условным (замещающим) действием, надо открыть для них все возможные проекции События и стимулировать переход от единичного События в игре к последовательной связке двух Событий. Это стратегическая цель на весь год.

Играя с детьми, воспитатель может действовать по-разному: 1) начинать игру самому, втягивая в нее детей; 2) подключаться к уже возникшей игре ребенка, усложняя ее, играя вместе с ним. Для развития сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе лучше использовать первый вариант.

Как играть с детьми 3-4 лет хорошо известно. Начиная игру, взрослый разыгрывает воображаемую ситуацию и / или использует опорный игровой предмет, позволяющий открыть для ребенка все проекции представления игрового события в игре. Например, взрослый подходит к скамеечке с рулем и говорит: «О! Поеду!» Садится, вертит руль и гудит: «Джжж!..» Это собственно функциональная проекция — безличные игровые действия. Обозначает роль: «Я шофер!» (ролевая проекция), обозначает пространство действия: «У меня автобус!» (пространственная проекция).

Предложение взрослого обязательно привлечет внимание детей, ему только остается «втянуть» их в игру. Это можно сделать посредством передачи функционала персонажа: «Петя, хочешь порулить?»Можно и предложить кому-нибудь выполнить роль: «Давай ты теперь шофер?». И, наконец, можно обозначить такое же игровое пространство, как у воспитателя: «Петя, давай у тебя тоже автобус!» (перевертываем пару стульев и делаем вторую машину). Последний вариант: предложение детям включится в смысловое поле игры: «Где же мои пассажиры? Кто поедет в моем автобусе?»

Более подробно об организации сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе можно прочитать здесь и здесь.

Узнать, как организовать игровую предметно-развивающую среду для второй младшей группы можно здесь.