РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пиаже Ж.

Моральное суждение у ребенка / Пер. с фр. В. Большакова — М.: Академический Проект, 2006.— 480 с. — (Серия «Психологические технологии»).

В книге Ж. Пиаже на основе изучения детских игр исследу­ется формирование моральных установок у детей, взаимоотно­шения моральных суждений детей с правилами, императивами, которые диктуются взрослыми. В работе делается важное зак­лючение, имеющее значение для современной общей социологии и психологии, помогающее определить некоторые закономерно­сти, раскрываемые в работах современных специалистов.

К сведению читателя

В этой работе читатель не найдет анализа детской морали в том виде, как она существует в школе, в семье или в детских коллективах. Предмет нашего исследования — моральное суж­дение, а не моральное поведение или чувство. С этой целью мы произвели опрос большого количества школьников в Женеве и Невшателе и беседовали с ними на моральные темы, как не­когда беседовали на темы, относящиеся к представлению ими мира и причинности. И то, что приводится на последующих страницах,— это именно результат этих бесед. Речь здесь идет прежде всего о том, чтобы узнать, что такое соблюдение пра­вил, с точки зрения самого ребенка. Поэтому мы начали с ана­лиза правил социальной игры — анализа именно того, что в них является обязательным, с точки зрения честного игрока. От правил игры мы перешли к правилам специфически «мо­ральным», предписанным взрослыми, и добились выяснения того, каким образом ребенок представляет себе эти отдельные обязанности. Представления детей о лжи послужили в этом отношении особенно существенным примером. Наконец, мы изучили понятия, вытекающие из отношений детей между со­бой, и в итоге избрали в качестве специальной темы наших разговоров идею справедливости.

Достигнутые на этом этапе наших исследований выводы показались нам достаточно связными, чтобы сопоставить их с различными современными гипотезами в отношении социоло­гии и психологии нравственности.

Рассмотрению этих гипотез посвящена четвертая глава на­шей работы.

Более чем другие, мы осознаем как недостатки, так и преиму­щества используемого метода. Большая опасность, особенно ког­да речь идет о морали, заключается в том, что можно заставить говорить ребенка то, что вы сами желаете услышать. Здесь ничто не помогает — ни честность того, кто проводит опрос, ни методо­логические предосторожности[1]. Единственный возможный спо­соб — сотрудничество исследователей. Если другие психологи захотят подойти к этим проблемам с других позиций, опрашивая детей другой среды, то рано или поздно можно будет судить о том, что объективно, а что произвольно в наших результатах. Аналогичная работа была уже предпринята в разных странах относительно понимания причинности у детей и детской логики, и если нас можно обвинить в некоторых преувеличениях, то наш метод все же не может считаться обескураживающим[2].

Преимущества этого метода заключаются в том, что он делает очевидным то, о чем одно только наблюдение не позво­ляет догадаться. Я, например, уже долгие годы обращал вни­мание на непосредственные суждения своих собственных де­тей, и для этого мне не приходилось задавать им те вопросы, которые исследовались в работах «Представления мира у ре­бенка» или «Физическая причинность». В основных своих ли­ниях реалистические, анимистические, арцифициалистские тен­денции и динамическая причинность выявились довольно чет­ко, но смысл самых интересных «почему» или возникающих совершенно случайно размышлений остался бы мне непонятен, если бы я уже раньше не опросил на эти темы сотни детей1 [3]. Непосредственное суждение ребенка, разумеется, стоит боль­ше, чем все опросы. Но это суждение невозможно было бы раз­местить в контексте детского менталитета без той предвари­тельной работы, которую как раз и представляли эти опросы.

Предварительную работу такого же рода относительно того, что касается моральных суждений, мы и предлагаем теперь на­шим читателям. Будем рады, если эти «строительные сооруже­ния » позволят впоследствии всем тем, кто общается с детьми и способен понимать их непосредственные реакции, достроить все здание! Моральные суждения детей позволяют лучше понять моральные установки взрослых. Для воспитания людей нет ни­чего более полезного, чем изучение законов этого воспитания.


[1] См. La representation du monde chez e’enfant. Introduction. Мы обозначаем эту работу аббревиатурой R.M. Аббревиатурой L.P., J.R., С.Р. мы соответственно обозначаем следующие рабо­ты: Le langage et la pensée chez e’enfant, Le jugement et le raisonnement chez e’enfant, La causalité physique chez e’enfant.

[2] Cm. Caruso I., La notion de responsabilité et de justice immanente chez e’enfant. Arch. de Psycol. 1941.

[3] Cm. La formation du symbole chez l’enfant (Delachaux et Niestle, P.).

Глава 1. Правила игры

Глава 2. Принуждение взрослых и нравственный реализм

Глава 3. Кооперация и развитие понятия справедливости

Глава 4. Две морали ребенка и два типа социальных отношений