Оглавление
Что такое игра?
Игра наряду с продуктивной и познавательно-исследовательской деятельностью является культурной практикой, необходимой для нормального развития детей дошкольного возраста. Несмотря на то, что феномен детской игры достаточно полно исследован в различных аспектах (философском, психологическом и педагогическом), проблема развития игровой деятельности у дошкольников не утрачивает своей остроты. Это подтверждает последний российский нормативный акт, регулирующий сферу дошкольного образования – Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее везде: ФОП ДО). В весьма объемном тексте данного документа игре уделено совсем немного внимания. Об игре речь заходит только в разделе 24. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Прежде всего, авторы ФОП ДО не дают определения игры, ограничиваясь риторическим заявлением о ее важности: «Игра занимает центральное место в жизни ребёнка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребёнка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу и другое. Детство без игры и вне игры не представляется возможным«.
Неопределенность смысла слова «игра» усугубляется многообразием ее форм. Так, только в данном разделе упоминается сюжетно-ролевая, режиссерская, театрализованная, игра с правилами, музыкальная, подвижная, дидактическая, игра-путешествие, конструктивная, игры-драматизации, игры-импровизации1.
При этом, не говорится ни слова об отношении воспитателя к детской игре, о том, какую функцию выполняет игра в реализации образовательных областей.
Восхваление и полное непонимание того, что такое игра – это давняя проблема, и для решения ее мы, прежде всего, рекомендуем обратиться к статье Н.А. Коротковой «Формы игры в образовательном процессе».
Рассуждая о том, что такое игра, Н.А. Короткова, обращаясь к работе Й. Хейзинга и Р. Кайюа определяет понятие игры.
Вкратце можно обозначить их следующим образом:
Игра — это деятельность:
- свободная и необязательная для играющих;
- обособленная в пространстве и времени от окружающего;
- с неопределенным ходом развития и результатом;
- не создающая материального продукта;
- подчиненная соглашениями между играющими;
- фиктивная, сопровождаемая специфическим сознанием какой-то вторичной реальности по сравнению с повседневностью.
В свою очередь, в игре можно выделить два больших блока: игры, в которых есть жесткие, обязательные к соблюдению правила, и игры, основой которых является мнимая ситуация. Выражаясь привычным для педагогики языком – сюжетная игра и игра с правилами, характеристики которых приведены в таблице ниже.
Сюжетная игра | Игра с правилами |
1. Центральная характеристика: наличие воображаемой ситуации (представление, репрезентация чего-то другого) | 1. Центральная характеристика: выигрыш — успех, превосходство в борьбе (как сопоставление действий играющих) |
2. Нет формализованных правил, действия определяются воображаемой ситуацией; каждый играющий осмысливает эту ситуацию по-своему | 2. Всегда есть формализованные правила — обязательные и одинаковые для всех, которые ставят участников в равные условия достижения выигрыша |
3. Широкий диапазон деятельности: от индивидуальной — до совместной | 3. Всегда совместная деятельность |
4. Поступательность игрового процесса — постепенное развертывание и преобразование воображаемой ситуации | 4. Цикличность игрового процесса — неизменная повторяемость завершенного цикла игры, всякий раз с новым шансом на выигрыш |
5. Отношения между играющими складываются как отношения сопричастности смыслу воображаемой ситуации | 5. Отношения между играющими — состязательные: кто-то обязательно должен взять верх |
Развивающие характеристики каждого вида игры выглядят следующим образом:
Развивающее значение сюжетной игры | Развивающее значение игры с правилами |
1. Развитие воображения 2. Развитие способности к пониманию другого, ориентация в смыслах человеческой деятельности | 1. Развитие нормативной регуляции поведения (правила игры — закон, которому надо подчиняться) 2. Развитие мотивации достижения, стремления к волевому усилию |
Несколько особняком стоит еще один вид – дидактическая игра. Это не культурная форма игры, а педагогическая, в которой привлекательность для ребенка игровой деятельности используются в дидактических целях. Типичные примеры – различные лото, направленный на развитие у ребенка способности к классификации; различные игры подвижного характера с сюжетным оформлением, направленные на развитие у ребенка основных движений и т.д.
Таким образом, мы можем говорить не только о сюжетной игре и игре с правилами с их специфическими развивающими характеристиками (см. таблицу выше), но и о сюжетной дидактической игре и дидактической игре с правилами, развивающие характеристики которых могут быть самыми различными.
Сюжетно-ролевая игра2 в ДОУ
Игра – это выполнение ролей по определенному сценарию?
Цель организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ – развитие у детей воображения и способности взаимодействовать друг с другом. Игру даже называют ведущей деятельностью ребенка-дошкольника3. Развивать сюжетно-ролевую игру надо у детей различных групп детского сада, начиная с первой младшей группы, и заканчивая подготовительной к школе группе. Основным средством развития сюжетно-ролевой игры является игра воспитателя с детьми и организация игровой предметно-пространственной среды.
По мнению Н.А. Коротковой, большинство воспитателей, ориентируясь на описания игры в работах Д. Б. Эльконина и других педагогов и психологов ожидают от играющих детей разыгрывания некого подобия пьесы по ролям на определенную тему, с четко определенном заранее сценарием.
Вместе с тем, сюжетная игра – несравненно более широкое явление, чем выполнение детьми имитации поведения взрослых. Наличие воображаемой ситуации и поступательное развитие игрового процесса является основными характеристиками сюжетной игры. В случае игры совместной к ним добавляется возможность играющих понимать друг друга, наличие общего для всех смысла игры. Наличие четко определенных ролей, таким образом, отходит на второй план.
К концу дошкольного возраста можно наблюдать по крайней мере три разнородные тенденции в развертывании сюжетной игры, которые проявляются (1) в расширении сферы вербальных действий при свертывании предметных действий, (2) в дифференциации ролей, усложнении ролевого поведения, (3) в детальном предметном простраивании воображаемой ситуации, то есть усилении предметной составляющей игры.
Н.А. Короткова считает, что единицей сюжетной игры является Событие – некий смысловой фрагмент жизненного процесса, реального или возможного, в котором что-то с кем-то где-то случается. Событие как смысловая единица (репрезентируемое содержание) может быть воплощено в разных составляющих: 1) в действии, 2) в агенте — роли/персонаже, 3) в обстановке — месте/пространстве, где происходит это событие.
Более подробно о представлениях Н.А. Коротковой о сюжетной игре можно прочитать здесь.
Картотека сюжетно-ролевых игр. Нужна ли она?
Для целенаправленного развития сюжетной игры в детском саду воспитателю нужно планировать свою деятельность по совместной игре с детьми. Это можно представить в виде картотеки сюжетно-ролевых игр в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. Конечно, картотека сюжетно-ролевых игр включает не подробное описание того, как будет разворачиваться сюжет игры воспитателя с детьми. Каждая игра индивидуальна, и конспект для нее не принесет пользы. Сюжетно-ролевая игра – это не спектакль на заданную тематику и не реализация конспекта (сценария), составленного воспитателем.
Прежде чем планировать игру, надо понаблюдать за детьми, что определить уровень их игры и то, какие сюжеты для них интересны.
Популярные сегодня различного рода картотеки сюжетно-ролевых игр в виде конспектов сюжетов являются излишними и даже вредными для развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Содержание сюжетно-ролевой игры, особенно в ее более-менее развитых формах не ограничивается одной сюжетной линией («Семья», «Магазин», «Больница», «Моряки», «Школа», «Кафе», «Зоопарк» и т.п.). Данные темы можно использовать только как начальное содержание инициативной игры взрослого с детьми.
Для каждого возраста свои интересные сюжетные игры. Так, в ясельной и младшей группе интересными для детей являются игры социобытовой тематики: «Больница», «Магазин»,
Сюжетно-ролевая игра в первой младшей (ясельной) группе
Сюжетно-ролевая игра во второй младшей группе
Сюжетно-ролевая игра в средней группе
Сюжетно-ролевая игра в старшей и подготовительной группах
Парциальная программа по развитию игровой деятельности в соответствии с ФОП ДО
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком
- Апофеозом многообразия игр является классификация, созданная С.Л. Новоселовой ↩︎
- Более корректным является словосочетание «сюжетная игра». Сюжетно-ролевая игра – это сюжетная игра, в которой Событие игры представляется ребенком в форме роли. Но если бы мы ее так называли, Вы бы никогда не нашли данную страницу в поисковых системах. ↩︎
- Более подробно узнать о понятии ведущей деятельности можно здесь. ↩︎